Декоративно-прикладное искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декоративно-прикладное искусство



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Донецк  2021


УДК 75

ББК 85.19

Т 766

 

 

Рекомендовано к изданию Ученым советом

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

 (протокол № 4 от 28.05.2021 г.)

 

Рецензенты:

Муза Д. Е. – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой мировой и отечественной культуры ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»;

Коханик Н. А. – кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева»;

 

 

Трошкина Ю. Ю. - Декоративно-прикладное искусство:учебно-методическое пособие / Ю. Ю. Трошкина, О. Б. Вешкина. − Донецк: ДонНУ, 2021. − 185 с. 

 

В учебно-методическом пособии изложены теоретические основы декоративно-прикладного искусства, методические рекомендации к выполнению лабораторных и самостоятельных работ индивидуального задания, предоставлены критерии оценивания, список рекомендованной и использованной литературы, а также информационных ресурсов.

Для обучающихся направления подготовки 54.03.01 Дизайн, а также для студентов и аспирантов творческих, проектных, гуманитарных специальностей и специалистов-дизайнеров.

 

УДК 75

ББК 85.19

 

                                        © Трошкина Ю. Ю., Вешкина О. Б., 2021

 

             © ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», 2021


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………….

5

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...

8
 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА ………………………………………………………………...

10
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. РАЗНОВИДНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА  
  1.1 Декоративный и прикладной виды искусства. Истоки декоративно-прикладного искусства………………………….. 10
  1.2 Разновидности декоративно-прикладного искусства …… 14
ТЕМА 2. ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ………………………… 37
  2.1 Основы композиции. ……………………………….………. 37
  2.2 Стилизация в декоративно-прикладном искусстве ……… 70
  2.3 Декупаж. История возникновения, виды, материалы …… 78
ТЕМА 3. ИСКУССТВО ОРНАМЕНТА……………………………..…. 92
  3.1 Виды орнаментов и их классификация……………………. 92
  3.2 Принципы построения орнамента……………..…………... 99
ТЕМА 4. ВИТРАЖ…………………………………………………………. 104
  4.1 Основные этапы развития витражного искусства. ……….. 104
  4.2 Разновидности технологии, применяемой в современных витражах………………………………………………………… 107

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 2

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

118
ТЕМА 5. БАТИК КАК ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО 118
  5.1 История батика…………………….…………………… 118
  5.2 Технология батика……………………………...………….. 129
ТЕМА 6. ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И ДИЗАЙН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: СИНТЕЗ ИДЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ 128
     

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ……………………………………………..

133
  Лабораторная работа № 1. Декупаж. Декорирование предметов………………………….. 133
  Лабораторная работа № 2. Декупаж.  Декоративное панно Выполнение работы на холсте 136
  Лабораторная работа № 3. Витраж Выполнение росписи по стеклу ………………………………… 141
  Лабораторная работа № 4. Батик Упражнения по применению различных приемов и техник…… 150
  Лабораторная работа № 5. Батик Роспись красками по шелку…………………………………….. 161

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА…………………………………... 164

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ роспись керамики

165

ОЦЕНИВАНИЕ……………………………………………………………….

168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

174

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….

176

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

178

 


 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Подготовка будущих специалистов в настоящее время базируется на использовании компетентностного подхода. Анализ государственных образовательных стандартов высшего образования (ГОС ВО) укрупненной группы направлений подготовки 54.00.00 Изобразительное и прикладные виды искусств свидетельствует о необходимости подготовки выпускников – будущих графических дизайнеров к деятельности в различных видах художественного творчества. Под дизайном подразумевается художественное проектирование эстетического облика потребительских изделий. Дизайн как форма творчества является результатом расширения сферы действия прикладного искусства, его развития на промышленной основе. Объектами дизайна являются утилитарные вещи, которые имеют практическое значение и, помимо эстетической функции, выполняют множество других функций, причём красота вещей обусловлена практическими требованиями.

В современный период декоративно-прикладное искусство сохраняет художественно-образные особенности сложения искусства (символика отдельных изображений, их комбинация, сюжетная жанровая пластика фигуративных схем, воплощенных в декоративной форме; орнаментальные построения и напоминает о связи с изобразительным искусством и возможностях изображения, выраженных декоративными средствами.

Учебная дисциплина «Декоративно-прикладное искусство» относится к вариативной части профессионального блока образовательной программы. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими («Пропедевтика и композиция в графическом дизайне», «Академическая скульптура и пластическое моделирование», «Академическая живопись», «Академический рисунок», «Материаловедение в графическом дизайне») и сопутствующими дисциплинами («Проектирование в графическом дизайне»).

Цель изучения дисциплины - совершенствование проектно-графического и объёмно-пластического языка исполнения заданий; воспитание ценностного отношения к творчеству, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; развитие творческих способностей, фантазии и объёмно-пространственного мышления будущих дизайнеров.

Задачи, стоящие перед обучающимися при освоении данной дисциплины: понимание ценности материальной культуры как формы выражения внутреннего переживания через внешние формы, как диалога традиций и современности; получение базовых знаний по художественной обработке различных материалов; освоение практических навыков художественной обработки различных материалов; развитие творческого мышления и возможности его реализации, создание условий для свободного выбора и специализации с углублением практических навыков в каком-либо виде художественной обработки материалов.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

– знать историю декоративно-прикладного искусства; технологию и технику работы различными художественными материалами; художественно-выразительные средства декоративной композиции; технологию и технику создания произведений декоративно-прикладного искусства;

– уметь создавать эскизы по декоративно-прикладному искусству; создавать декоративные композиции различными средствами, приемами и материалами; художественно обрабатывать различные материалы, выполнять различные виды художественной обработки материалов; создавать произведения декоративно-прикладного искусства; анализировать художественные произведения декоративно-прикладного искусства; ориентироваться в условиях современного развития декоративно-прикладного искусства;

– владеть культурой мышления и поведения; навыками профессионального мастерства в области создания декоративной композиции; техникой и технологией создания художественных произведений декоративно-прикладного искусства; профессиональной терминологией.

Основной целью данного учебно-методического пособия была систематизация материала, необходимого для подготовки и проведения практических занятий по дисциплине, а также самостоятельной работы обучающихся. Содержание учебно-методического пособия полностью соответствует программе дисциплины и включает шесть тем, которые сгруппированы в два содержательных модуля. В каждой теме приведены основные теоретические вопросы для обсуждения, план лабораторного занятия, алгоритм выполнения задания, образцы выполненных заданий, методические рекомендации. Также пособие включает описание критериев оценивания различных видов работ, списки использованной и рекомендованной литературы, информационных ресурсов. Материал пособия иллюстрирован, что способствует лучшему усвоению учебного материала.

 


ВВЕДЕНИЕ

Изучение декоративно-прикладного искусства занимает важное место в подготовке специалистов в области графического дизайна и наряду с живописью, рисунком, историей искусств является составной частью образовательной программы. Это связано с тем, что как творчество оно тесно соприкасается с вопросами формирования художественного вкуса, общих представлений о законах искусства, без которых будет неполным знание о дизайне, предметном мире, средствах художественного синтеза пространственной среды.

Цель издания – изучение декоративно-прикладного искусства как раздела изобразительного искусства, охватывающего создание художественных изделий, которые имеют  утилитарное и художественное назначение; ознакомление студентов с произведениями декоративно-прикладного искусства, которые составляют часть предметной среды, окружающей человека и эстетически ее обогащают, служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. К свойствам  декоративно-прикладного искусства относят исключительную содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

Учебно-методическое пособие ориентировано на практическое освоение теоретической и методологической базы учебной дисциплины «Декоративно-прикладное искусство». При использовании данного учебно-методического пособия у обучающегося формируются способности к самостоятельной работе над декоративными объектами, выполненными в материале. Навыки, получаемые студентами при освоении дисциплин художественной подготовки, придают методике художественного образования необходимую практическую направленность, обеспечивают необходимый технологический набор знаний изобразительного искусства. Самостоятельная работа студентов предусматривает подготовку к лабораторным занятиям, изучение учебной и методической литературы, подготовку рефератов.

При использовании данного учебно-методического пособия обучающийся должен ознакомиться с теоретическими основами декоративно-прикладного искусства; ходом и примерами  лабораторных работ; выполнить задания, приведенные для самостоятельной работы; поэтапно выполнить индивидуальное задание; подготовить и защитить реферат. Более углубленное изучение дисциплины должно осуществляться с использованием рекомендованной в конце учебно-методического пособия литературы, имеющейся в полнотекстовом доступе в соответствующих электронно-библиотечных системах, а также информационных ресурсов.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ № 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.012 с.)