Стилизация в декоративно-прикладном искусстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилизация в декоративно-прикладном искусстве



   Тема трансформации и стилизации в художественном образовании – одна из важнейших и интереснейших. В практическом курсе формальной композиции она играет одну из ключевых ролей, поскольку в ней с наибольшей отчетливостью выражаются художественные принципы композиционной организации изобразительного материала [11].

В современном мире широко представлены средства обработки изображений в компьютерной графике: графические редакторы для работы с растровой и векторной графикой. Наличие инструментов трансформации рисунка позволяет выполнять вращение, масштабирование, искривление и зеркальное отображение, также можно пользоваться различными фильтрами. Дизайнеры нередко прибегают к помощи механических электронных средств. Но на стадии обучения трансформированию более приемлемым методом является рисунок от руки [11].

Трансформация (от позднелат. transformatio – превращение) – это преобразование формы, вида и существенных свойств объекта. В графическом дизайне и декоративно-прикладном искусстве трансформацию определяют как изменение, преобразование, переработку природных форм. Это один из приемов визуальной организации образного выражения, абстрагирования, при котором выявляются наиболее характерные черты предмета, а несущественные детали мысленно отбрасываются. При трансформировании формы используют гиперболизацию, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, элементов, вытягивание, округление, подчеркивание угловатости и т. д.

Декоративная переработка может заключаться в изменении абриса предмета, превращении объемной формы в плоскостную, добавлении деталей, насыщении формы орнаментом, упрощении либо усложнении конструкции, выделении силуэта, представлении формы в необычном контексте, изменении реального цвета и т. п. В результате изобразительный мотив может приобрести символичность, орнаментальность.

Художественная трансформация не должна сводиться к простому украшательству: форма должна быть связана со средой, подчеркиваться, выявляя назначение предмета, отвечать принципу тектоничности, выстраивания системы связей отдельных частей и элементов в единую целостность произведения [11].

Для разработки основной изобразительной идеи и поиска образа используют обычно и трансформацию, и стилизацию. Зачастую эти понятия отождествляют. Стилизация представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Трансформация же означает большую степень преобразования формы в изображения, утрирование, как, например, в шаржах.

Следует сказать, что термин «стилизация» также применяют, определяя подражание какому-либо стилю, направлению, использование его черт. Стилизовать, преобразовывать форму можно по собственному признаку (длинношеий жираф) и по привнесенному свойству (мудрая сова). В первом случае используется, как правило, «изобразительный» путь обобщения, а во втором – «неизобразительный»: ассоциативный, основанный на наблюдении и жизненном опыте.

Для творческой проработки изобразительного образа следует выделить этапы выполнения задания.

Этап 1-й. Подготовительный. Анализ предметного содержания и теоретическое осмысление объекта. Выявление системно-структурной характеристики анализируемого понятия. Выделив необходимые элементы, их системообразующие связи, следует описать более подробно свойства и характеристики объекта в целом и каждый элемент в частности (по собственному или заданному свойству). Можно изначально сделать это описание в устной или письменной форме, сформировать замысел.

Этап 2-й. Стилизация. Абстрагирование, уход от внешнего подражания, от стереотипа, связанного с этим понятием. Выявление наиболее типичных черт объекта; отказ от всего случайного, поверхностного, от стереотипа формы за счет раскрытия содержания общего понятия, анализ смысловых частей, необходимых для творческого обобщения. Выбор основного системообразующего начала. Выявление главных конструктивных частей: кроны, ствола, корней. Далее, в зависимости от замысла, возможен отказ от одной из этих частей, например корней.

Процесс стилизации должен осуществляться не только на основе внешне воспринимаемого признака, но и по внутреннему свойству, которое может даже не наблюдаться визуально. Такие свойства дерева, как стройность, гибкость, колючесть, воспринимаются непосредственно и в процессе стилизации не представят трудной задачи для студента. В случае же создания образа на основе «внутренних» свойств, таких как высокомерность, колкость, болезненность, стилизация приобретает большую сложность.

Выбрав для работы определенные признаки и свойства, обучающийся разрабатывает необходимый комплекс выразительных средств для формально-образного изображения.

Этап 3-й. Трансформация. Дальнейшее выявление образа через заострение наиболее характерных черт, привнесение необходимых элементов. Трактовка природных мотивов может производиться в линеарном, пятновом, в том числе точечном, линеарно-пятновом решении. Линия может быть ломаной, жесткой, а может быть и плавной, округлой. Пятно может всецело или частично заполнять форму [11].

На основании выделенного свойства объекта производится графическая трансформация важнейших структурных элементов с одним формообразующим началом. Для дерева это корневая система, ствол, ветви, крона. Этот прием должен привести к целостности композиционного образа на основе доминирующего признака. Общее формообразующее начало способно подчинить в итоговой композиции масштаб, пластику, ритм, пространство и другие характеристики изображаемого объекта. Только при этом условии достигается необходимый уровень художественной выразительности.

Практика использования принципа стилизации в разнообразных областях художественной деятельности, таких как живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, показывает, что в его основе может лежать не только определенное свойство или признак. Стилизация может осуществляться и на базе одного элемента. Такой процесс стилизации будет более лаконичным, приведет к созданию почти условного образа, когда предмет еще прочитывается или когда практически не воспринимается, трансформируясь в формальный знак. Именно для образов сильной трансформации требуется тонкое чувство меры, чтобы образная структура воспринималась естественно и органично, не утрачивая выразительности и различимости.

В первую очередь надо отметить, что в любом творческом про­изведении автор всегда стремится к определенным художественным обобщениям объективного предметного мира. Творческий процесс всегда связан с абстрагирующей работой мышления, фантазией, воображением. Современная теория искусства выделяет два пути художественного обобщения: изобразительный и неизобразительный.

Изобразительный путь имеет ряд особенностей. Здесь мы зачастую имеем дело не с простым отображением внешнего облика предмета, объекта, нередко художника привлекает лишь отдельная деталь мотива. Не изображая форму как таковую, художник тем не менее идет по пути изобразительного обобщения [11].

Неизобразительный путь принципиально отличается от первого. Явления объективного мира выражаются не через конкретные изобразительные формы, а лишь опосредованно, через эмоциональные ассоциации, основанные на наблюдении и жизненном опыте [11].

Очень часто дизайнер использует одновременно два приема. В таком случае требуется определить доминирующий принцип и акцентировать свой поиск в этом направлении. В любом случае главными должны оставаться композиционная логика и художественная целостность. Добиться целостности изображения можно за счет выявления доминанты, четко выстроенных отношений «главное - второстепенное». Необходимо стремиться к единству целого и деталей, его составляющих:

- вида трансформации;

- стилистики;

- пластического решения;

- степени стилизации [11].

Существенную роль в преобразовании природных форм играет образное начало. В результате мотив животного мира иногда приобретает черты сказочности, фантастичности. Когда пластические преобразования силуэтной формы или отдельных его частей, несмотря на нарушение анатомического строения и деформацию объекта, направлены на выявление образного начала, они становятся вполне допустимыми, иногда даже необходимыми. В частности, правомочны и оправданны сильное преувеличение в части пропорций и усиление динамичности.

Рассматривая принципы трансформации мотивов животного мира, надо обратить внимание и на то, что объемную пространственную форму объекта в большинстве случаев целесообразно преобразовывать в плоскостную. Пути трансформации во многом аналогичны тем, которые уместны для растительных мотивов:

- активный отбор самых существенных характеристик;

- гиперболизация отдельных элементов и отказ от второстепенных;

- достижение органичного единства внутренней разработки с пластической формой объекта;

- гармонизация внешней и внутренней структур объекта.

Возможности преобразования формы мотива имеют определенные пределы. Даже когда образ решается в абстрактной форме, он должен иметь сходство с первоначальным объектом своими пластическими и ритмическими качествами. Птица должна оставаться птицей, несмотря на те преобразования, которые претерпела ее форма.

Стилизация используется для создания композиций на основе реальных объектов. Есть два значения термина «стилизация»:

1. Стилизация как процесс привнесения изменений в форму объекта.

2. Стилизация как процесс образования стилевых систем.

Рассмотрим стилизацию как процесс преобразования формы.

Стилизация - это процесс системной организации изображения; процесс художественного преобразования предмета в органично обобщенную, гармоничную форму. Процесс стилизации начинается с анализа объекта: выявления системно-структурных характеристик, определения состава и типа элементов, их системообразующих связей. Затем переходят к описанию признаков, свойств, характеристик элементов, внутренних и внешних форм. Это позволит обобщать наиболее существенные моменты в содержании понятия, отказаться от всего случайного и поверхностного. Другими словами, анализ и творческое обобщение являются необходимой предпосылкой для художественно-образного обобщения, т. е. стилизации. Только после глубокого анализа возможен процесс непосредственных изменений формы.

Цели стилизации:

­- выразить саму сущность объекта;

- обеспечить связь формы объекта с материалом, технологией;

- авторское творческое самовыражение, самоудовлетворение;

- найти вызвать определенные эмоции зрителя;

- сделать мотив понятным зрителю, читабельным;

- дать новое звучание форме (ранее слишком привычной, малопривлекательной), представить объект в новом свете.

Среди различных определений стилизации есть следующее. Стилизация - это имитация образной системы и формальных особенностей одного из стилей прошлого, используемых в новом художественном контексте. Это определение отражает одну из функций стилизации, а именно ее роль в стилеобразующем процессе.

Стилизация в искусстве, в том числе и в дизайне, - явление довольно распространенное. Обращение к формам и приемам, сложившимся в искусстве прошлого или у другого народа, к природе, архитектуре, но с целями, продиктованными современностью, встречалось не раз. Это обращение всегда имело особый смысл, было наполнено собственным содержанием. Говоря об использовании или подражании ранее существовавшим стилям, их формам или отдельным элементам, определимся, что есть понятие «стиль».

Стиль - исторически сложившаяся система принципов, законо­мерностей и правил; особенности художественных форм, присущих какой-либо эпохе [11].

Необходимо отличать стиль от индивидуальной манеры (например: «стиль работы художника», «стильный человек»), а также от стилистических, образных направлений (например: «элегантный стиль», «этнический стиль» и т. п.). Стилизация предполагает глубокую переработку мотивов того или иного стиля, сохранение их внутренней сути, являясь знаком, символическим намеком на первоисточник.

В узком смысле процесс стилизации заключается в подчинении декоративного элемента (изображения объекта) общему стилю композиции (произведения, изделия, интерьера). В связи с этим особое внимание надо уделить композиционным характеристикам так называемых больших стилей. Это стили, в которых исторически сложились точно выверенные системы эстетических и выразительных принципов создания объектов искусства и дизайна.

Рассмотрим стили с точки зрения характера композиции, тех или иных средств организации формы, выразительных средств. Для первобытного искусства свойственно экспрессивное, неосознанное, свободное размещение на плоскости; в Древнем Египте композиция строилась на основе горизонталей, статики, контраста, кано­ничности; в античном искусстве преобладали симметрия, ритм, тектоничность, легкость; в эпоху готики - вертикаль, симметрия, стрельчатые формы, розетки, ажур; в Древней Руси - симметрия, статика, контраст, иерархичность, замкнутость композиции; в эпоху Ренессанса (Возрождения) - статика, круг, квадрат, устойчивость, модуль, «золотое сечение»; в барокко - монументальность, динамика, атектоничность, пышная декоративность, разрушение плоскости; в рококо - динамика, нюанс, замкнутость композиции, изящество; в классицизме - горизонталь, вертикаль, симметрия, статика, метрический ритм, умеренность, монументальность; в модерне (ар-нуво, ар-деко) - диагональ, динамика, асимметрия, текучесть, утонченность, лаконичность и декоративность; в период авангарда XX в. - все возможные приемы и эксперименты.

Кроме исторических выделяются стилистические направления, которые определяют систему наиболее устоявшихся образов, стилей с точки зрения формообразующих факторов. К ним мы относим:

- классику - симметрию, статику, умеренность, нюанс;

- спортивное направление - асимметрию, динамику, контраст;

- романтику - легкость, нюанс;

- хай-тек - конструктивность, новые технологические фактуры;

- архаику - статику, сложные фактуры;

- этническое направление - симметрию, статику, контраст, орнаментальность.

Стилизация объектов природного и предметного мира по собственному или заданному свойству выполняется последовательно и с учетом свойств выбранного объекта.

Возможны два направления стилизации по свойствам объекта:

1. По собственному существующему выделенному признаку. Этот путь приводит к узнаваемости объекта. Данный способ предполагает усиление традиционных, исторически сложившихся характеристик (например, «могучий дуб»).

2. По заданному привнесенному свойству. Объект подчиняется задаче, выбранному образу. Часто образ задается по принципу «от противного», т. е. задается нехарактерное для объекта свойство. В процессе стилизации рассматриваются следующие свойства: пластика; пропорции (целого и деталей по отношению к целому); ориентация в пространстве; морфология, т. е. строение; размеры (целого и деталей); текстура (фактура); цвет.

Существует ряд требований, предъявляемых к стилизованной форме. Основное из них - целостность объекта. Все элементы изображения должны быть подчинены единому формообразующему началу. Добиться целостности композиции можно на основе подчинения второстепенных элементов доминанте. Кроме того, целостность достигается за счет единого решения целого и его деталей: степени стилизации; вида трансформации; стилистики; пластического решения [11]. Стилизация служит не для подражания существующим явле­ниям природы, предметного и социального мира человека, а для системной организации формы при создании стилистического образа новой вещи и организации пространства. Поэтому дизайнер в своей деятельности должен профессионально грамотно и креативно решать проблемы художественно-композиционного формообразования при проектировании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.021 с.)