Тема: Слитное и раздельное написание производных предлогов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Слитное и раздельное написание производных предлогов



Цель:

· формировать навыки правильного написания и употребления производных предлогов.

Задачи:

Учебно-образовательные:

· научить находить производные предлоги в тексте;

· формировать навыки правильного написания производных предлогов;

· научить определять стилистическую принадлежность предлогов;

· формировать орфографическую зоркость учащихся;

· побуждать к самостоятельной работе со справочной литературой;

Развивающие:

· развивать навыки диалогической и монологической речи;

· расширять лексический запас и кругозор учащихся;

Воспитательные:

· воспитывать интерес к памятникам мировой культуры;

· воспитывать чувства коллективизма и сотрудничества;

 

Тип урока: урок объяснения нового материала.

                                                 Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучать тему «Предлоги». Для работы на уроке вам понадобятся рабочие карточки, они лежат перед вами на столе. Все задания мы будем выполнять на них.

2. В начале урока мы напишем орфографический диктант по теме «Не с различными частями речи».Вписываете слова в специально отведённые строчки, графически объясняя орфограмму и определяя часть речи.(К доске…)

-Говорить не громко, а тихо; -не выкрашенный ещё пол;

-выглядел нелепо; -ненавидя за неправду;

-нелёгкое дело; -не чувствуя разницы;

-трава не скошена; -неглубокая, но широкая река.

3. Перейдём к предлогам. Тема урока- на доске (читаем). Вспомните изученное:

· Какова роль предлога?

· На какие группы они делятся по составу?

· Как могут писаться предлоги?

· Какие предлоги называются производными?

 

 

Введение в тему. Создание мотивации обучения.

Учитель: Наверное, каждый из вас, прочитав тему сегодняшнего урока, усмехнулся про себя и подумал: «Странно, стоит ли рассматривать правописание простых и знакомых нам предлогов? Неужели найдётся тот, кто их неправильно напишет?» Никто и не сомневается, как писать предлоги «к», «под», «на», «в», «из» и другие. Но однажды простые предлоги решили: «Почему бы нам не стать хитрее, сложнее. Давайте произведём реформу, создадим производные предлоги! Мы тоже хотим, чтобы нас уважали! Построим себе огромный дом, даже не дом, а башню до небес!»

Долго трудились они и так запутали правило написания предлогов, что их башня-дом стала занимать значительное место. Взгляните сами на сооружение, которое им удалось возвести.

· Напоминает это вам башню?

Можно сказать, это настоящий архитектурный шедевр. Прочитаем эти предлоги.

· А какое лексическое значение имеет слово «архитектура»? (ответы учеников)

· Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и посмотрим, что же обозначает данное слово.

(читаем объяснение).

· Обратите внимание: у него несколько значений. Как называются подобные слова? (многозначные)

 

4. Именно архитектура поможет нам в изучении новой темы: «Производные предлоги».

Сначала научимся находить их в тексте, постараемся запомнить их написание. Вы отметили, что по форме это напоминает башню.

· А какие башни вы знаете?

Хорошо. Я предлагаю вам узнать кое-что интересное об Эйфелевой башне- визитной карточке Парижа.

5.Следующий этап нашего урока - работа с текстом. Давайте его прочитаем.

(В) связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инж…нер Александр Гюстав Эйфель придумал пр…ект башни (в) виде грандиозной ажурной к…нструкции. (Не) взирая на возмущения деятелей культуры, он стремился показать достижения современной арх…тектуры.

Один французский писатель высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на) подоби… «длиннющей и худющей пирамиды». Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течение сорока веков держала пирамида Хеопса. Египетскую пирамиду строили несколько десятилетий, а чудо девятнадцатого века сооружали (в) продолжении… двух лет, но оно оказалось в два раза выше.

Следует иметь (в) виду, что Эйфелева башня из эксп…ната Всемирной выставки очень быстро превратилась вун…кальный научный центр, (в) виду того, что на её вершине были установлены исследовательские приборы.(В) следстви… своей необычности башня стала одним из посещаемых мест.

 

· Докажите, что это текст.

· К какому стилю речи он относится? Мотивируйте ответ

(публицистика; цель = воздействие на читателя- газета, журнал).

· Вставьте в слова пропущенные буквы.

· Найдите и подчеркните в тексте производные предлоги. Для правильного их написания используйте нашу «башню» (работа выполняется коллективно,с комментариями).

 

6. Работа с таблицей. В правом столбике написаны предложения, подчёркнуты определённые слова (предлоги, союзы). Ваша задача - заменить эти предложения синонимичными из данного текста, в которых есть производные предлоги, записать напротив.

· Вспомним: какие слова называются синонимами?

Прочитаем первую пару предложений.

· Что меняется при этом, ведь речь идёт об одном и том же? /стиль; добавилась официальность, книжность /.

Остальные примеры соответствия находим самостоятельно в тексте, записываем таблицу.

7. Учитель: Мы знаем, насколько богат и удивителен наш язык. Одну и ту же ситуацию мы подчас можем описать разными словами и конструкциями. Сейчас вам нужно будет соединить линиями синонимичные конструкции:

Несколько дней следует иметь в виду

Из-за дождя в течение нескольких дней

Следует знать насчёт ремонта

О ремонте вследствие дождя

 

· Составьте устно два предложения с парой предлогов-синонимов, чтобы ещё раз отметить стилистические особенности этих групп.

·

Работа с текстом.

Удивительная башня - Эйфелева.Но у нас в России также есть замечательное сооружение, башня, достойная нашего внимания,- колокольня Ивана Великого.

Мы познакомимся с текстом о ней.

Задание к тексту:

· Прочитайте текст.

Главенствующее место в арх…тектурном (а,о)нсамбле Кремля занимает колокольня, прозванная в народе «Иваном Великим»,…………………….. высота её равна 81 метру. ……………………………………..(несколько веков) она господствовала над столицей. Нужно ………………………….(знать), что по царскому указу в Москве запрещалось строить здания, превосходящие её высотой. …………………………………………. (много лет) колокольня служила ещё и дозорной вышкой. Этот ун…кальный пам…тник арх…тектуры возвёл в 1505-1508 годах итальянский зо(д,т)чий Бон Фрязин, но через столетие по приказу Бориса Годунова колокольня была ещё(не)достроена.

· Можно ли назвать это текстом? Почему?

· Перестройте предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги из слов для справок.

Слова для справок: в течение…, в связи с…, иметь в виду, в продолжение…;

· Объясните правописание выделенных курсивом слов.

·

Подведение итогов урока.

Подведём итоги урока. Оценки за урок….. Ввиду хорошей вашей активности и вследствие правильного понимания вами заданий в течение всего урока, думаю, вы показали хорошее знание данной темы. Давайте проверим. Продолжите начатые предложения в ваших рабочих карточках:

· Производные предлоги - это……………………………………………………………..

· Они могут писаться-……………………………………………………………………...

· Использование производных предлогов характерно для…………………..стиля речи.

Сегодня мы узнали о написании производных предлогов; поняли, что предлоги могут иметь стилистическуюокрашенность; вспомнили, что такое синонимы и многозначные слова. А кроме того, узнали о двух замечательных памятниках архитектуры.

 

10. Домашнее задание:

Дома вам предстоит поработать с таблицей «Правописание предлогов» и выполнить упражнение, оно написано на вашей рабочей карточке.

 

 

          Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

         на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела».

 

Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела».

Задачи:

· Образовательная: обобщить представление о таком типе речи как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения текста сочинения - рассуждения.

· Развивающая: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; развивать умение строить рассуждение на заданную тему.

· Воспитательная: воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.

Тип урока:

Развитие речи (подготовка к сочинению/ рассуждению) с использованием ИКТ;

Межпредметные связи:

- литература, ИЗО, музыка.

Метод обучения:

- Беседа.

ХОД УРОКА

Организационный момент..

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Хочется пожелать, чтобы наш урок стал уроком настроений, открытий, раздумий и доброты. А помогать нам в этом будут шедевры живописи русских художников и прекрасная музыка.

- Традиционно мы начинаем урок с того, что открываем тетради, записываем число.

- Откройте тетради, ребята, запишите число, сегодня 25 февраля. И не случайно наш сегодняшний урок мы начнём с зимних пейзажей, посвящённых февралю.

- Часто прогноз погоды на канале «Культура» сопровождают шедевры живописи.

- Сегодня мы совершим заочную экскурсию в Третьяковскую галерею.

- Я буду вашим экскурсоводом, а вы экскурсантами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.021 с.)