III. Объяснение нового материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Объяснение нового материала.



Ход урока

I. Организационный момент.

Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения.

II. Повторение.

1 ученик работает с компьютерной программой.

3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.

Работа с классом. 1 ученик у доски.

- Запишите предложение.

Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Что такое деепричастный оборот?

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

III. Объяснение нового материала.

- А мы продолжаем урок.

 Определение темы.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.

(Внутри)

(Рядом)

На доске записан ряд понятий.

Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…

- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?

- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.

- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.

- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”.

Цель урока - определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий. (Раздаётся стук).

IV. Закрепление материала.

- А зачем нам нужны наречия?

- Давайте попробуем оживить данный текст.

Творческое задание.

- Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия подчеркните их как члены предложения. (Слайд 6). Выполняется самостоятельно.

Был полдень _________палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться _______заметались птицы.

 

- Сравните свою работу с оригиналом текста.

- Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный запас наречий.

Замените фразеологизмы наречиями.

- Также эмоциональность и выразительность речи придают фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?

- Фразеологизмы могут быть заменены наречиями. Такую работу мы сейчас попробуем выполнить.

Положа руку на сердце честно
У черта на куличках далеко
Рукой подать близко
Как в аптеке точно
Черным по белому ясно
Битый час долго
Бок о бок рядом
На вес золота дорого
Душа в душу дружно

Наречие или предлог?

- Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.

1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.

2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.

V. Итоги урока.

- Итак, подведем итоги урока. Расскажите, что вы знаете о наречии. Давайте вернемся к облачкам, покажите, пожалуйста, то, которому соответствует сейчас ваше настроение. Выставление оценок

Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Задачи:

- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

Организационный момент.

А). Дифференцированные карточки.

Карточка №1 (для слабого ученика)

Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса.

 

Карточка № 2 (для сильного)

РАБОТА У ДОСКИ

Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

 

Б). Фронтальный опрос.

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?

- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?

- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?

- Что нам известно об отглагольных прилагательных?

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?

- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)

- На какие вопросы отвечают?

- Какова синтаксическая роль в предложении?

- Какую цель мы для себя поставим?

 

В). Проверка выполнения карточки у доски.

 

Изучение новой темы.

А). Целеполагание.

Б). Создание проблемной ситуации.

- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.

(На доске запись):

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

 

- Нужно вставить пропущенные орфограммы. (Выполняется самостоятельно).

Проверка выполнения. Обмен тетрадями.

На доске делается запись:

Закрепление

а). Распределительный диктант.

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.

Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность,, похищенная(похищена) вещь.

 

б). Работа в группе. Работа с электронным тренажером.

В). Гимнастика для глаз.

Цель: снятие зрительного утомления.

1. Вертикальные движения глаз вверх – вниз.

2. Горизонтальное вправо – влево.

3. Вращение глазами по часовой стрелке и против.

4. Глазами нарисовать кривую, изображённую на доске, несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.

 

в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н).
1. Ресурсы изысканы экономистами.

2. Её манеры изысканны.

3. Ягоды подавлены в корзине.

4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.

7. Вещи утеряны в дороге.

8. Студентка рассеянна.

9. Публика избалована гастролёрами.

10. Все трудности временны.

11. Вещи утеряны в дороге.

 

Проверим и оценим себя сами

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н

+

 

+

 

+

+

+

 

+

 

+

НН

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

Рефлексия

С какой трудностью столкнулись в начале урока?

Какие знания использовали для решения новой задачи?

Чему учились на уроке?

Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?

 

6. Домашнее задание: п.22, Упр.№125

*** Найдите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные. (Делить шкуру неубитого медведя)

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучать тему «Предлоги». Для работы на уроке вам понадобятся рабочие карточки, они лежат перед вами на столе. Все задания мы будем выполнять на них.

2. В начале урока мы напишем орфографический диктант по теме «Не с различными частями речи».Вписываете слова в специально отведённые строчки, графически объясняя орфограмму и определяя часть речи.(К доске…)

-Говорить не громко, а тихо; -не выкрашенный ещё пол;

-выглядел нелепо; -ненавидя за неправду;

-нелёгкое дело; -не чувствуя разницы;

-трава не скошена; -неглубокая, но широкая река.

3. Перейдём к предлогам. Тема урока- на доске (читаем). Вспомните изученное:

· Какова роль предлога?

· На какие группы они делятся по составу?

· Как могут писаться предлоги?

· Какие предлоги называются производными?

 

 

Введение в тему. Создание мотивации обучения.

Учитель: Наверное, каждый из вас, прочитав тему сегодняшнего урока, усмехнулся про себя и подумал: «Странно, стоит ли рассматривать правописание простых и знакомых нам предлогов? Неужели найдётся тот, кто их неправильно напишет?» Никто и не сомневается, как писать предлоги «к», «под», «на», «в», «из» и другие. Но однажды простые предлоги решили: «Почему бы нам не стать хитрее, сложнее. Давайте произведём реформу, создадим производные предлоги! Мы тоже хотим, чтобы нас уважали! Построим себе огромный дом, даже не дом, а башню до небес!»

Долго трудились они и так запутали правило написания предлогов, что их башня-дом стала занимать значительное место. Взгляните сами на сооружение, которое им удалось возвести.

· Напоминает это вам башню?

Можно сказать, это настоящий архитектурный шедевр. Прочитаем эти предлоги.

· А какое лексическое значение имеет слово «архитектура»? (ответы учеников)

· Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и посмотрим, что же обозначает данное слово.

(читаем объяснение).

· Обратите внимание: у него несколько значений. Как называются подобные слова? (многозначные)

 

4. Именно архитектура поможет нам в изучении новой темы: «Производные предлоги».

Сначала научимся находить их в тексте, постараемся запомнить их написание. Вы отметили, что по форме это напоминает башню.

· А какие башни вы знаете?

Хорошо. Я предлагаю вам узнать кое-что интересное об Эйфелевой башне- визитной карточке Парижа.

5.Следующий этап нашего урока - работа с текстом. Давайте его прочитаем.

(В) связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инж…нер Александр Гюстав Эйфель придумал пр…ект башни (в) виде грандиозной ажурной к…нструкции. (Не) взирая на возмущения деятелей культуры, он стремился показать достижения современной арх…тектуры.

Один французский писатель высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на) подоби… «длиннющей и худющей пирамиды». Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в) течение сорока веков держала пирамида Хеопса. Египетскую пирамиду строили несколько десятилетий, а чудо девятнадцатого века сооружали (в) продолжении… двух лет, но оно оказалось в два раза выше.

Следует иметь (в) виду, что Эйфелева башня из эксп…ната Всемирной выставки очень быстро превратилась вун…кальный научный центр, (в) виду того, что на её вершине были установлены исследовательские приборы.(В) следстви… своей необычности башня стала одним из посещаемых мест.

 

· Докажите, что это текст.

· К какому стилю речи он относится? Мотивируйте ответ

(публицистика; цель = воздействие на читателя- газета, журнал).

· Вставьте в слова пропущенные буквы.

· Найдите и подчеркните в тексте производные предлоги. Для правильного их написания используйте нашу «башню» (работа выполняется коллективно,с комментариями).

 

6. Работа с таблицей. В правом столбике написаны предложения, подчёркнуты определённые слова (предлоги, союзы). Ваша задача - заменить эти предложения синонимичными из данного текста, в которых есть производные предлоги, записать напротив.

· Вспомним: какие слова называются синонимами?

Прочитаем первую пару предложений.

· Что меняется при этом, ведь речь идёт об одном и том же? /стиль; добавилась официальность, книжность /.

Остальные примеры соответствия находим самостоятельно в тексте, записываем таблицу.

7. Учитель: Мы знаем, насколько богат и удивителен наш язык. Одну и ту же ситуацию мы подчас можем описать разными словами и конструкциями. Сейчас вам нужно будет соединить линиями синонимичные конструкции:

Несколько дней следует иметь в виду

Из-за дождя в течение нескольких дней

Следует знать насчёт ремонта

О ремонте вследствие дождя

 

· Составьте устно два предложения с парой предлогов-синонимов, чтобы ещё раз отметить стилистические особенности этих групп.

·

Работа с текстом.

Удивительная башня - Эйфелева.Но у нас в России также есть замечательное сооружение, башня, достойная нашего внимания,- колокольня Ивана Великого.

Мы познакомимся с текстом о ней.

Задание к тексту:

· Прочитайте текст.

Главенствующее место в арх…тектурном (а,о)нсамбле Кремля занимает колокольня, прозванная в народе «Иваном Великим»,…………………….. высота её равна 81 метру. ……………………………………..(несколько веков) она господствовала над столицей. Нужно ………………………….(знать), что по царскому указу в Москве запрещалось строить здания, превосходящие её высотой. …………………………………………. (много лет) колокольня служила ещё и дозорной вышкой. Этот ун…кальный пам…тник арх…тектуры возвёл в 1505-1508 годах итальянский зо(д,т)чий Бон Фрязин, но через столетие по приказу Бориса Годунова колокольня была ещё(не)достроена.

· Можно ли назвать это текстом? Почему?

· Перестройте предложения, вставляя подходящие по смыслу предлоги из слов для справок.

Слова для справок: в течение…, в связи с…, иметь в виду, в продолжение…;

· Объясните правописание выделенных курсивом слов.

·

Подведение итогов урока.

Подведём итоги урока. Оценки за урок….. Ввиду хорошей вашей активности и вследствие правильного понимания вами заданий в течение всего урока, думаю, вы показали хорошее знание данной темы. Давайте проверим. Продолжите начатые предложения в ваших рабочих карточках:

· Производные предлоги - это……………………………………………………………..

· Они могут писаться-……………………………………………………………………...

· Использование производных предлогов характерно для…………………..стиля речи.

Сегодня мы узнали о написании производных предлогов; поняли, что предлоги могут иметь стилистическуюокрашенность; вспомнили, что такое синонимы и многозначные слова. А кроме того, узнали о двух замечательных памятниках архитектуры.

 

10. Домашнее задание:

Дома вам предстоит поработать с таблицей «Правописание предлогов» и выполнить упражнение, оно написано на вашей рабочей карточке.

 

 

          Тема: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

         на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела».

 

Цель: подготовиться к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Жизнь дана на добрые дела».

Задачи:

· Образовательная: обобщить представление о таком типе речи как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения текста сочинения - рассуждения.

· Развивающая: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; развивать умение строить рассуждение на заданную тему.

· Воспитательная: воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;

воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.

Тип урока:

Развитие речи (подготовка к сочинению/ рассуждению) с использованием ИКТ;

Межпредметные связи:

- литература, ИЗО, музыка.

Метод обучения:

- Беседа.

ХОД УРОКА

Организационный момент..

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Хочется пожелать, чтобы наш урок стал уроком настроений, открытий, раздумий и доброты. А помогать нам в этом будут шедевры живописи русских художников и прекрасная музыка.

- Традиционно мы начинаем урок с того, что открываем тетради, записываем число.

- Откройте тетради, ребята, запишите число, сегодня 25 февраля. И не случайно наш сегодняшний урок мы начнём с зимних пейзажей, посвящённых февралю.

- Часто прогноз погоды на канале «Культура» сопровождают шедевры живописи.

- Сегодня мы совершим заочную экскурсию в Третьяковскую галерею.

- Я буду вашим экскурсоводом, а вы экскурсантами.

Пословицы.

Делай добро и жди добра.

Доброта без разума пуста.

Работа с текстом.

-Давайте прочитаем этот текст вместе.

(учитель вслух выразительно читает).

1. Кормушка – вещица нехитрая…

2. Ее не принято вывешивать под музыку. 3) Деяние это во многом личное, схожее с исповедью.

4) Оно столь же необходимо птицам, сколь и нам самим, ибо приносит очищение совести и благотворение души поступком. 5) Выждав, когда в доме никого не остается, я принимаюсь мастерить, заведомо испытывая чувство внутреннего очищения и уважения к самому себе…

6) Однако, пока стоят еще погожие октябрьские деньки, заправлять кормушку едой не следует.

7) Поспешное гостеприимство не пойдет на пользу птицам…

8) Но как не уютно потеря…о чувствуют они себя, если кормушка по каким-то причинам оказывается пуста. 9) Пока я заправлял кормушку, с балкона был слышен благовест Сергиевского собора, призывавший верующих к молитве и добрым делам.

10) Тем временем зима, эта подколодная змея, день ото дня все больше заглатывало лето, умерщвле…ое ненастьем и холодами, от которого остались лишь листья на деревьях да жухлые бархотцы на уличных газонах. 11) И вот сегодня крутой ночной морозец льдистой повителью расписал мое окно, из которого больше не стало видно кормушки…

- О чём, ребята, этот текст?

(отвечают - о доброте к птицам).

- Только ли о проявлении заботы к птицам?

(отвечают – нет)

– Есть ли у текста название?

«Покормите птиц»- Название текстаэто своеобразная “входная дверь” письменного текста, рождает догадку о том, что будет дальше, вызывает различные вопросы и предположения)

- Какую роль в тексте играют выделенные слова? К какой части речи они относятся?

(роль союзов как служебной части речи).

- Правильно, ребята, речь идёт о союзах.

- Какие это союзы?

(или, пока, чтобы, ибо (устар). сочинительные и подчинительные).

- Какие слова придают тексту особое звучание?

(Деяние, исповедь, очищение, благотворение, уважение, благовест, верующие, молитва, страждущая горемыка, злодеяние).

Вот слово благовест

Благо - синоним – добро

- книж, высок, устар.

Благовест - тот, кот несёт добрую весть.

- К какой группе слов вы отнесли бы эту лексику?

(Слова возвышенной лексики, книж. высок).

- Такие книжные слова помогают автору выразить определенную мысль. К какой мысли подводит нас автор?

(Творить добро).

- Ребята, встречается ли в тексте слова с корнем добр?

(добро, благость, благовесть).

Тезис. Кормушка – вещь нехитрая, но важная. (1-3)

- Добрый поступок - изготовление кормушки, дело важное, необходимое

- Когда как нужно устроить кормушку?---

- Почему нужно это делать именно зимой?

- Найдите в тексте.

- Когда это принесёт пользу? (на слайде) (6-11)

Вывод: Почему это дело столь необходимо птицам и людям? (приносит очищение, благотворение души). (4)

- Объясните пропущенные орфограммы. Какую орфограмму мы повторили?

(Правописание н и нн в суффиксах причастий).

Ход урока

I. Организационный момент.

Запишите число, классная работа, начнем нашу работу с повторения.

II. Повторение.

1 ученик работает с компьютерной программой.

3 ученика получают карточки с индивидуальным заданием.

Работа с классом. 1 ученик у доски.

- Запишите предложение.

Нагоняя тоску, завывал и стонал ветер в трубе.

- Объясните постановку знаков препинания.

- Что такое деепричастный оборот?

- Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

III. Объяснение нового материала.

- А мы продолжаем урок.

 Определение темы.

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.

(Внутри)

(Рядом)

На доске записан ряд понятий.

Имя существительное, имя прилагательное, деепричастие…

- Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?

- Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.

- Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.

- Верно, тема нашего урока – “Наречие как часть речи”.

Цель урока - определить морфологические признаки наречия, синтаксическую роль наречия в предложении, пополнить активный запас наречий. (Раздаётся стук).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.132 с.)