Кинезиотерапия при дизартрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кинезиотерапия при дизартрии



Дизартрия (диз + греч. arthroo членораздельно произносить) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

При всех видах дизартрии наблюдаются мимические и артикуляционные нарушения, нечленораздельная речь, ускоренный или замедленный темп речи, слабый, тихий голос с носовым оттенком, учащенное, поверхностное дыхание, слюнотечение, усиливающееся во время речи. При работе с детьми, имеющими дизартрию, важно решать следующие задачи:

1. Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать безусловно-рефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений (элементы основной двигательной деятельности).

3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.

4. Содействовать развитию психических функций детей: внимания, памяти,  саморегуляции психической деятельности и др.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Оказывать воспитательное влияние на ребенка и выравнивать его поведенческие реакции.

Полнота и быстрота восстановления движений зависит от давности поражения, характера процесса локализации и распространенности поражения, состояния мозгового кровообращения, активности ребенка и эффективности комплекса восстановительного лечения. Из методов лечебной физкультуры наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика с ее общеоздоровительным и общеукрепляющим влиянием. Она облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, избирательно воздействует на отдельные мышечные группы, разнообразит мышечную деятельность (расслабление, степень напряжения и др.), позволяет постепенно усложнять движения, развивать их точность и таким образом устранять лишние движения и восстанавливать более полноценные

В кинезитерапии под играми понимают комплекс специально организованных  движений и физических упражнений   со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдельном случае обусловлены определенными правилами. К таким играм относятся игры с мячом, эстафетные игры, лепка из пластилина, раскрашивание картинок, вырезание ножницами разных фигур. Посредством игр вносится разнообразие в режим детей и увеличивается их интерес к двигательнойдеятельности, и в частности к кинезиотерапии. Игры выводят из состояния психической подавленности, отвлекают внимание от патологического процесса и порождаемых им отрицательных эмоций, содействуют мобилизации сил к выздоровлению.

Игры следует включать   осторожно, поскольку может наступить передозирование нагрузки из-за того, что играющие эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. С детьми с дизартрией полезно проводить подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия на организм. Поскольку при дизартриях наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в кинезиотерапии выделяются специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений.

Все упражнения для мимической мускулатуры следует проводить между общеукрепляющими и дыхательными упражнениями на фоне предварительного расслабления, тепловой процедуры, поглаживания мышц на пораженной стороне. Коррекционно-педагогическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса, ее можно разделить на четыре периода. [7.С.69-83]

Первый: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодической стороны речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

Развитие мимических мышц полезно проводить во время создания определенных ситуаций. Эти ситуации готовятся с детьми постепенно. Вначале тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем мышцы объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Полезно использовать наглядный материал. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.

Развитие внимания   осуществляется и нескольких направлениях:

1.  специальная стимуляция;

2.  быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

3.  укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти;

4.  развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.

Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка.

 Второй период логопедической ритмики используется для развития моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок.

Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

Для развития слухо-произносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Движение сопровождается звукоподражанием.

В третьем периоде логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется средствами логопедической ритмики, дальнейшем развитии речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умением коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.

Дальнейшее закрепление полученных навыков происходит в четвертом периоде. Логопед способствует социализации ребенка. Проводят больше командные задания и игры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.006 с.)