Разработала Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад №4 «Лебёдушка» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработала Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад №4 «Лебёдушка»



Разработала Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад №4 «Лебёдушка»

Год

 г. Стрежевой

Содержание:

1. Аннотация

2. Введение

3. Пояснительная записка

4. Основная часть

· задачи, решаемые с помощью кинезиотерапии;

· структура коррекционной деятельности с использованием приёмов кинезиотерапии;

· характеристика направлений кинезиотерапии;

·   особенности кинезиотерапии с детьми, имеющими ОНР с дизартрией

·   методика применения кинезиотерапии в коррекционно-педагогической     

деятельности 

· с детьми, имеющими общее недоразвитие речи при дизартрии;    

·  упражнения по развитию кинестетической и кинетической основы движений  руки;

·   упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных     

· движений;

· упражнения по развитию динамической координации артикуляторных     

  движений;

· упражнения для расслабления мышц шеи;

· расслабление мышц лица;

· работа над дыханием;

·   пассивно-активная гимнастика

5. Заключение

6. Список используемых источников

7. Приложения

Цель:

 Повышение педагогической компетентности через использование в коррекционной работе эффективных приёмов кинезиологической терапии.

Задачи:

1. Активизация речевой деятельности в игровых ситуациях.

2. Формирование положительной коммуникативной мотивации.

3. Активизация межполушарного взаимодействия.

4. Развитие у детей слухового внимания и двигательного самоконтроля.

5. Развитие речевой функциональной системы.

6. Развитие психических процессов.

 

 

Аннотация.

         В Федеральных государственных требованиях говорится, что содержание коррекционной работы  должно обеспечивать выявление особых образовательных потребностей (обусловленных недостатками в речевом развитии), а также осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Кроме этого, учитель-логопед должен организовать коррекционную работу таким образом, чтобы дети с речевыми нарушениями имели возможность освоения   основной образовательной программы. Существуют разнообразные приёмы в коррекции нарушений речи, которые используются логопедами. Одним из эффективных является кинезиологическая гимнастика. Это индивидуально ориентированные упражнения, которые  помогают в  коррекции нарушений речи.

      Методическая разработка направлена наиспользование кинезиотерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. В нейраскрываются вопросы использования кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Разработка предназначена для использования учителями-логопедами, воспитателями, родителями.

Введение  

     Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, психического и физического здоровья через использование определённых двигательных упражнений. В детском возрасте связь между телом и психикой очень тесная. Все переживания малыша сразу находят своё отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем всё более и более сложное, даёт ребёнку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать. При обучении и воспитании необходимо учитывать особенности функциональной ассиметрии полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело (межполушарные связи – пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга). Оно находится в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Во время стресса нарушается межполушарное взаимодействие и, соответственно, скоординированная работа двух полушарий. Одно из основных условий стрессоустойчивости ребёнка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела. Для этой цели разработаны специальные упражнения – двигательные, дыхательные, растяжки и т.д., о которых пойдёт речь в данной разработке. 

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело. Они улучшают память и внимание, мыслительную деятельность. Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов. Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным авторов (Жукова, Филичева, Мастюкова) стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи. «Кинезиотерапия»  дословно переводится «лечение движением».

Каждое движение совершается в определённом ритме. Восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, гортани, мышц ног, дыхательной мускулатуры. Большой популярностью в последнее время пользуется логопедическая ритмика. Она рассматривается как эффективное средство воздействия на нарушение психомоторных, сенсорных функций посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом. В логопедии используются следующие направления кинезиотерапии:

· Логопедическая ритмика;

· Артикуляционная гимнастика;

· Пальчиковая гимнастика;

· Дыхательные упражнения;

· Различные тренажёры;

· Коррегирующие позы;

Многими учёными выдвинуты и подтверждены теории о том, нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу (М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.А.Куршев, Л.А.Квинт, М.М.Кольцова, Е.М.Мастюкова).

Кинезиотерапия решает следующие задачи:

Оздоровительные

· укрепление костно-мышечного аппарата

·  развитие дыхания

· развитие моторной функции

· развитие рече-двигательной системы

     Образовательные

· пространственные представления

· ловкость

· координация движений

     Воспитательные

· умственное

· нравственное

· эстетическое

· трудовое

 

    Коррекционные

· развитие речевой функциональной системы

· развитие неречевых психических процессов

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции. Под влиянием регулярной деятельности с использованием кинезиотерапии в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

  Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. Оно направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

Коррекционная направленность   деятельности с использованием кинезиотерапии обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Коррекционные задачи должны развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы. [1.С. 28-29]

Исходя из многообразия направлений использования кинезиотерапии в логопедии и клинических проявлений общего недоразвития речи, Г.А.Волкова описала важнейшие направления работы:

1. Развитие темпа, ритма, дыхания

2.  Движения артикуляционных органов

3.  Логопедическая ритмика, способствующая развитию фонематического восприятия

4. Коррекция речевых нарушений

Упражнения  по кинезиологии находятся в тесной взаимосвязи с другими средствами коррекционного воздействия. Игровая форма сочетается с использованием наглядного материала. Используются игры разной направленности содержание упражнений связано с изучаемой лексической темой.

Таким образом,  в коррекционной деятельности с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, используя кинезиотерапию, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы.  

Структура  коррекционной деятельности

При  планировании коррекционной деятельности с использованием кинезиотерапии ученые рекомендуют учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, Г.А.Волкова пишет о необходимости опираться на специальный принцип связи направлений кинезиотерапии с физическими возможностями детей, ее оздоровительной направленности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности ребенка.

В самом начале   очень важен положительный эмоциональный настрой и подобранные упражнения должны отвечать этому и быть знакомы детям. Затем проводятся основные упражнения и задания с учетом вышеперечисленных требований. В центральную часть  целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей, формированию навыков анализа и синтеза. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения во время основной части используются релаксационные упражнения. Задачей заключительного этапа является сохранение полученных навыков и положительного эмоционального заряда, состояния внутреннего комфорта. Для этого  на заключительном этапе  педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей.

Исходя из изученной литературы, очевидно, что структура коррекционной деятельности с использованием кинезиотерапии в коррекционно-педагогической работе имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. Наиболее важно помнить о комплексности подхода для решения проблем с общим недоразвитием речи.

Заключение

          Можно согласиться со словами Н.М. Амосова, что «движение – это жизнь». Но движение – это не только жизнь, а также обоснованный способ коррекционно-педагогической работы. Развивая и улучшая движения, можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи

     Рассматривая в литературе вопрос современных представлений о кинезитерапии и общем недоразвитии речи, можно сделать вывод, что на психофизиологическом уровне существует явная взаимозависимость развития речи и движений. Развивая и улучшая движения можно корректировать речевые нарушения и бороться с недоразвитием речи. Так же на психофизиологическом уровне учеными доказывается актуальность использования различных направлений кинезитерапии. Логопедические направления кинезиотерапии, познавая закономерности формирования и нарушения сенсорных и двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями других психических функций и процессов, содействуют совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и лого-восстановительной работы с детьми, страдающими расстройствами речи.

 Исходя из изученной литературы, очевидно, что структура   работы с использованием кинезитерапии в коррекционно-педагогической работе имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. Наиболее важно помнить о комплексности подхода для решения проблем с общим недоразвитием речи, тогда будут решаться поставленные и определенные Г.А. Волковой задачи работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, и коррекционная деятельность будет отвечать необходимым принципам и структуре проведения.

      Рассмотрев особенности двигательных навыков и нарушений, а также особенностей дизартрии, можно сделать вывод, что важно и обосновано использовать кинезиотерапию на коррекционно-педагогических занятиях. Это доказывает и методика, разработанная с учетом всех направлений кинезитерапии и особенностей клинического проявления общего недоразвития речи.  

Библиография

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. Для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979. – С.165.

3. Логопедический сайт Болтунишка: http://www.boltun-spb.ru

4. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.

5. Топалова Е. Развиващие игры от3 до 7 лет. –М., 2008 – 115 с.

6. Шашкина Г.Р.. Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003 – 240 с.

7. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. Пособие для студ. высш. Пед. учеб. Заведений. – М.: Изд. центр. «Академия», 2005. – 192 с.

Приложения

Мимическая гимнастика

«Мимическая зарядка»

Цели: выполнение мимических движений по подражанию, экспрессивное выражение эмоций, развитие просодики по подражанию, развитие взаимодействия детей с логопедом.

Оборудование: наглядный картинный материал с изображением лиц, соответствующих рассказу.

Логопед рассказывает стихотворение и показывает движения, а дети за ним повторяют.

Здесь живет Хмурилка, ребенок нахмурится, указательные пальцы возле сведенных бровей.
Здесь живет Дразнилка, ребенок показывает язык.
Здесь живет Смешилка, указательные пальчики на щеках, ребенок улыбается.
Здесь живет Страшилка. глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт.
Это носик Бибка! указательные пальцы сведены на кончике носа.
А где твоя улыбка? дети отвечают улыбкой на вопрос логопеда.

  

I б л о к

1. Массаж ушных раковин

 - Уши сильно разотрём, и погладим, и помнём (помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину; в конце упражнения растереть уши руками).

Качание головой.

Покачаем головой - неприятности долой (дышать глубоко; расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперёд и медленно раскачивать головой из стороны в сторону)

Кивки.

Покачаем головой, чтобы был в душе покой (Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперёд-назад).

Шея-подбородок.

Подбородок опусти и головкой покрути (поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дышать свободно; подбородок должен быть опущен как можно ниже; расслабить плечи; поворачивать голову из стороны в сторону при поднятых плечах с открытыми глазами).

Домик»

Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нём. (соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук; пальцами правой руки с усилием нажать на пальцы левой руки; отработать эти движения для каждой пары пальцев)

Ладошка»

С силой на ладошку давим, сильной стать её заставим. (пальцами правой руки с усилием нажать на ладонь левой руки, которая должна сопротивляться; то же для другой руки)

«Колечко»

Ожерелье мы составим, маме мы его подарим (поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.; упражнение выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном порядке (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Внимание»

Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить (раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии -  выдох, при ослаблении- вдох. То же самое с правой рукой).

«Поворот»

Ты головку поверни, за спиной что – посмотри (Повернуть голову назад и постараться увидеть предметы, находящиеся сзади).

«Ладошки»

Мы ладошки разотрём, силу пальчикам вернём (Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигать вверх-вниз по ладони левой руки. То же для правой руки)

«Потанцуем».

Любим все мы танцевать, руки-ноги поднимать (Поднять (не высоко) левую ногу, согнув её в колене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой

«Дерево»

Мы растём, растём, растём и до неба дорастём (Сидя на корточках, спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер. Раскачивать тело, имитируя дерево)

«Водолазы»

Водолазами мы станем, жемчуг мы со дна достанем (Лечь на спину, вытянуть руки. По команде одновременно поднять прямые ноги, руки и голову. Держать позу максимально долго).

«Отдохни» (для снятия эмоционального напряжения)

Сам себя ты успокой, тихо песенку пропой (Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно)

II Б Л О К

Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие)

«Очищение» Нужно правильно дышать, чтоб внутри всё очищать (Вдыхать левой ноздрёй, выдыхать через правую ноздрю. На вдохе представить, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «жёлтая больная энергия» выходит через правую часть тела ()печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю) Затем вдыхать правой ноздрёй, а выдыхать – левой. Цикл повторить три раза.

«Позевай»

Крепко зубки мы потрём, а потом сладко зевнём (Закрыть глаза. Массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно справа и слева, сделать громкий, расслабляющий звук зевоты).

«Руки»

Чтобы силу рукам дать, надо крепче их сжимать (Согнуть руки в локтях, сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполнять до максимальной усталости кистей. Затем расслабить руки и встряхнуть)

«Запястье»

Чтоб сильна была рука, разомнём её слегка (Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же правой рукой).

«Ладонь»

На ладонь сильней нажми, силу ты в неё вотри (Фалангами сжатых в кулак пальцев производить движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Руки поменять)

«Полёт»

Мы как птицы полетим – сверху вниз мы поглядим (Стоя, сделать несколько взмахов руками, разводя их в стороны. Закрыт глаза, представить себе, что вы летите, размахивая крыльями).

«Гибкость»

Чтобы очень гибким стать – нужно ножки нам с гибать (Лёжа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу)

«Успокойся»

Себя мы успокоим сами, мы постоим с закрытыми глазами (Сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимать кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделать вдох. Упражнение выполнять двумя руками одновременно с закрытыми глазами)

III Б Л О К

Упражнения для развития абстракно - логического мышления (левое полушарие). В результате упражнений улучшается память, повышаются интеллектуальные возможности, развиваются математические способности, активизируется работа головного мозга

«Язычок»

Язычок вы покажите, на него вы посмотрите (Движения языком вперёд-назад)

«Язычок»

Нужно двигать язычком, он отплатит вам добром (Движения языка в разные стороны)

«Ротик»

Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать (Открыть рот и нижней челюстью делать движения сначала слева направо, затем наоборот).

IV Б Л О К

V Б Л О К

Упражнения на дыхание.

«Глубоко мы все подышим, сердце мы своё услышим» ( Сесть, вытянуть ноги, скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны, переплести пальцы в замок и на уровне груди удобно вывернуть их. Расслабиться, закрыть глаза, глубоко дышать )

«Глубоко мы все вздохнём и дыхание прервём.

Вниз закрутим ушки, ушки-непослушки» ( Глубоко вздохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком «А-а-а-а» или «У-у-у-у» )

«Если медленно подышим, то весь мир вокруг услышим» (Стоя, опустить руки, сделать быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустить руки вдоль тела ладонями вниз)

 

 

Разработала Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ детский сад №4 «Лебёдушка»

Год

 г. Стрежевой

Содержание:

1. Аннотация

2. Введение

3. Пояснительная записка

4. Основная часть

· задачи, решаемые с помощью кинезиотерапии;

· структура коррекционной деятельности с использованием приёмов кинезиотерапии;

· характеристика направлений кинезиотерапии;

·   особенности кинезиотерапии с детьми, имеющими ОНР с дизартрией

·   методика применения кинезиотерапии в коррекционно-педагогической     

деятельности 

· с детьми, имеющими общее недоразвитие речи при дизартрии;    

·  упражнения по развитию кинестетической и кинетической основы движений  руки;

·   упражнения по формированию кинестетической основы артикуляторных     

· движений;

· упражнения по развитию динамической координации артикуляторных     

  движений;

· упражнения для расслабления мышц шеи;

· расслабление мышц лица;

· работа над дыханием;

·   пассивно-активная гимнастика

5. Заключение

6. Список используемых источников

7. Приложения

Цель:

 Повышение педагогической компетентности через использование в коррекционной работе эффективных приёмов кинезиологической терапии.

Задачи:

1. Активизация речевой деятельности в игровых ситуациях.

2. Формирование положительной коммуникативной мотивации.

3. Активизация межполушарного взаимодействия.

4. Развитие у детей слухового внимания и двигательного самоконтроля.

5. Развитие речевой функциональной системы.

6. Развитие психических процессов.

 

 

Аннотация.

         В Федеральных государственных требованиях говорится, что содержание коррекционной работы  должно обеспечивать выявление особых образовательных потребностей (обусловленных недостатками в речевом развитии), а также осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей. Кроме этого, учитель-логопед должен организовать коррекционную работу таким образом, чтобы дети с речевыми нарушениями имели возможность освоения   основной образовательной программы. Существуют разнообразные приёмы в коррекции нарушений речи, которые используются логопедами. Одним из эффективных является кинезиологическая гимнастика. Это индивидуально ориентированные упражнения, которые  помогают в  коррекции нарушений речи.

      Методическая разработка направлена наиспользование кинезиотерапии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. В нейраскрываются вопросы использования кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Разработка предназначена для использования учителями-логопедами, воспитателями, родителями.

Введение  

     Кинезиология – наука о развитии умственных способностей, психического и физического здоровья через использование определённых двигательных упражнений. В детском возрасте связь между телом и психикой очень тесная. Все переживания малыша сразу находят своё отражение в его самочувствии, внешнем облике. Более того, психика и тело развиваются неразрывно друг от друга. Движение, сначала совсем простое, а затем всё более и более сложное, даёт ребёнку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать. При обучении и воспитании необходимо учитывать особенности функциональной ассиметрии полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело (межполушарные связи – пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивающие целостность работы головного мозга). Оно находится в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Во время стресса нарушается межполушарное взаимодействие и, соответственно, скоординированная работа двух полушарий. Одно из основных условий стрессоустойчивости ребёнка в дошкольном возрасте – полноценное развитие мозолистого тела. Для этой цели разработаны специальные упражнения – двигательные, дыхательные, растяжки и т.д., о которых пойдёт речь в данной разработке. 

Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать мозолистое тело. Они улучшают память и внимание, мыслительную деятельность. Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов. Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным авторов (Жукова, Филичева, Мастюкова) стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи. «Кинезиотерапия»  дословно переводится «лечение движением».

Каждое движение совершается в определённом ритме. Восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений. Это мышечные сокращения языка, мышц головы, челюстей, гортани, мышц ног, дыхательной мускулатуры. Большой популярностью в последнее время пользуется логопедическая ритмика. Она рассматривается как эффективное средство воздействия на нарушение психомоторных, сенсорных функций посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом. В логопедии используются следующие направления кинезиотерапии:

· Логопедическая ритмика;

· Артикуляционная гимнастика;

· Пальчиковая гимнастика;

· Дыхательные упражнения;

· Различные тренажёры;

· Коррегирующие позы;

Многими учёными выдвинуты и подтверждены теории о том, нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу (М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.А.Куршев, Л.А.Квинт, М.М.Кольцова, Е.М.Мастюкова).

Кинезиотерапия решает следующие задачи:

Оздоровительные

· укрепление костно-мышечного аппарата

·  развитие дыхания

· развитие моторной функции

· развитие рече-двигательной системы

     Образовательные

· пространственные представления

· ловкость

· координация движений

     Воспитательные

· умственное

· нравственное

· эстетическое

· трудовое

 

    Коррекционные

· развитие речевой функциональной системы

· развитие неречевых психических процессов

В результате решения оздоровительных задач у детей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции. Под влиянием регулярной деятельности с использованием кинезиотерапии в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной.

Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.

  Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей с речевой патологией. Оно направлено на развитие у занимающихся чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности. Зарождение и развитие чувства коллективизма положительно влияет на ребенка с речевым нарушением, косвенно помогает ему нормализовать свое поведение, правильно строить взаимоотношения с окружающими.

Коррекционная направленность   деятельности с использованием кинезиотерапии обусловлена учетом механизма и структуры речевого нарушения, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Без знаний психологии ребенка определенного возраста, тех отклонений, которые возникли вследствие речевого расстройства или до него, нельзя правильно воздействовать на ребенка. Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Коррекционные задачи должны развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы. [1.С. 28-29]

Исходя из многообразия направлений использования кинезиотерапии в логопедии и клинических проявлений общего недоразвития речи, Г.А.Волкова описала важнейшие направления работы:

1. Развитие темпа, ритма, дыхания

2.  Движения артикуляционных органов

3.  Логопедическая ритмика, способствующая развитию фонематического восприятия

4. Коррекция речевых нарушений

Упражнения  по кинезиологии находятся в тесной взаимосвязи с другими средствами коррекционного воздействия. Игровая форма сочетается с использованием наглядного материала. Используются игры разной направленности содержание упражнений связано с изучаемой лексической темой.

Таким образом,  в коррекционной деятельности с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, используя кинезиотерапию, осуществляется развитие слуховых функций, оптико-пространственных представлений, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, коррекция речевой функциональной системы.  

Структура  коррекционной деятельности

При  планировании коррекционной деятельности с использованием кинезиотерапии ученые рекомендуют учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, Г.А.Волкова пишет о необходимости опираться на специальный принцип связи направлений кинезиотерапии с физическими возможностями детей, ее оздоровительной направленности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности ребенка.

В самом начале   очень важен положительный эмоциональный настрой и подобранные упражнения должны отвечать этому и быть знакомы детям. Затем проводятся основные упражнения и задания с учетом вышеперечисленных требований. В центральную часть  целесообразно включать более сложные игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей, формированию навыков анализа и синтеза. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения во время основной части используются релаксационные упражнения. Задачей заключительного этапа является сохранение полученных навыков и положительного эмоционального заряда, состояния внутреннего комфорта. Для этого  на заключительном этапе  педагог подводит итоги и позитивно оценивает деятельность каждого из детей.

Исходя из изученной литературы, очевидно, что структура коррекционной деятельности с использованием кинезиотерапии в коррекционно-педагогической работе имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать. Наиболее важно помнить о комплексности подхода для решения проблем с общим недоразвитием речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.156 с.)