Обсессии: определение, виды. Клинические отличия от сверхценных и бредовых идей . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обсессии: определение, виды. Клинические отличия от сверхценных и бредовых идей .



Обсессии - заключаются в возникающих против желания больного суждениях, которым он не в силах, хотя и пытается, противостоять. Часто сочетаются с навязчивыми страхами (фобиями) и другими навязчивостями.

Навязчивые идеи (частный вариант навязчивостей). Непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации, что правильно понимается и критически оценивается пациентом, контролирующим свое поведение. Возникновение их не зависит от желания больного и происходит против его воли. Эти мысли носят неотступный характер, от них невозможно произвольно освободиться. Как правило, навязчивости сопровождаются отрицательными эмоциональными переживания-ми, душевным дискомфортом.

а) по механизмам возникновения:

Ситуационные навязчивости возникают в результате психогений, их содержание психологически понятно, конкретно, отражает психотравмирующую ситуацию. Например, канцерофобия, возникающая по механизмам ятро-гении.

Аутохтонные навязчивости появляются без видимой внешней причины, их содержание нередко психологически малопонятно, оторвано от реальности, абстрактно. Иногда они возникают в психотравмирующей ситуации, но содер-жания психогении обычно не отражают или быстро от нее отрываются. Напри-мер, пациент жалуется на навязчивые мысли, что он умрет в четверг в 18:40, как его бабушка (смерть которой случилась в этот день и в это время более двух

лет назад), на «страх четвергов и, особенно, времени без двадцати семь», ближе

 

к которому в голову «лезут мысли, что я могу умереть в это время». От этих мыслей не может отвлечься: «Я не хочу об этом думать, но не могу, мысли дума-ются сами».

Ситуационные и аутохтонные навязчивости относятся к первичным на-вязчивостям.

Ритуальные навязчивости появляются вслед за первичными и носят за-щитный характер, снимая душевный дискомфорт, вызываемый последними. Ритуал, возникающий как защита от первичной навязчивости, называется ритуалом первого порядка. Его содержание обычно связано с содержанием первичной навязчивости. Например, аблютомания — навязчивое мытье рук при мизофобии (навязчивом страхе заражения): пациент моет руки перед тем, как взять чистую одежду, какой-либо предмет, потому что боится испачкать их руками, испортить вещи, при этом моет руки «по-особенному»: трет в определенной последова-тельности и направлении по 30–40 раз, до 30 раз в день, «руки аж краснеют и болят».

Нередко возникают ритуальные навязчивости на уже имеющиеся ритуалы. Это ритуалы второго, третьего порядка. Ритуальные навязчивости относятся ко вторичным навязчивостям. Чаще всего они являются двигательными актами — навязчивыми действиями.

 

б) По сочетанию с патологией других психических процессов:

А. Идеаторные навязчивости, возникающие только в сфере мышления. Ониподразделяются на четыре категории.

1.  Навязчивые сомнения — навязчивые мысли с мучительной неуверен-ностью в правильности и завершенности своих действий. Больные постоянно стремятся проверить себя, мало успокаиваясь при этом. Например, пациента, когда он садится за руль автомобиля, «одолевают» навязчивые опасения, не сбил ли он кого-нибудь, даже когда еще не успел тронуться с места. Многократно спрашивет об этом у сидящей рядом супруги, смотрит в зеркала, не успокаи-ваясь, выходит из автомобиля, несколько раз обходит вокруг него, заглядывает под колеса, нет ли под ними сбитого человека, успокоившись, садится за руль, но вновь появляются опасения о сбитом им человеке.

Вариантом является амблинойя — патологическая затрудненность приня-тия решения.

2.  Абстрактные навязчивые мысли — форма навязчивых идей, содержа-ние которых носит отвлеченный характер. Обычно имеют два варианта: ариф-момания — навязчивое умственное манипулирование цифрами (например, пациент постоянно считает про себя, когда совершает какое-либо действие:

«Есть позитивные цифры 2, 4, 1, 5 и негативные 6, 11; когда считаю, должен остановиться на позитивном числе, чтобы продолжать что-то делать. Если останавливаюсь на негативном числе, то начинаю считать снова, пока не оста-новлюсь на хорошем числе, иначе не успокаиваюсь и ничего не могу продолжать делать») и «умственная жвачка» — бесплодное, изнуряющее мудрствование наотвлеченные темы.

 

3.  Контрастные мысли — аффективно насыщенные мысли, содержание которых противоречит мировоззрению и морально-этическим принципам лич-ности. При этом больной страдает не только от самой навязчивости, но и от ее содержания.

 

Контрастные мысли встречаются в виде хульных (брань) и кощун-ственных, содержание которых отражает не истинное отношение больного,

 

а диаметрально противоположное (например, пожелание смерти любимому человеку. Или: у пациента против воли стали возникать мысли, что он мо-жет кому-то из близких, которых любит, навредить, т. е. ранить, убить какими-либо острыми предметами; стал избегать заходить на кухню, брать в руки ножи или другие колющие, режущие и колюще-режущие предметы, дол-жен был несколько раз осмотреть руки, чтобы убедиться, «что в них нет ножей»).

4.  Навязчивые воспоминания — непреодолимые, ненужные и неактуаль-ные в данный момент воспоминания о нейтральном или позорном событии из собственной жизни. Как правило, они сопровождаются чувством стыда и рас-каяния.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.005 с.)