Букинист                                                Человек, избегающий общества людей, человеконенавистник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Букинист                                                Человек, избегающий общества людей, человеконенавистник



Вернисаж                                                 Образ мыслей, совокупность                                                                    умственных навыков и     духовных                                                                    установок, присущих отдельному                                                                    человеку или общественной группе, а также психология                                  нации

 

Компиляция                                               Сплетение начальных букв                                                                фамилии и имени в виде вензеля

Курьез                                                  Составление сочинений на                                                                 основе чужих исследований,                                                                плагиат

Менталитет                                         Любопытное, забавное, смешное                                                              обстоятельство или                                                                                           происшествие

Задание 2. Проверим грамотность! Вставьте вместо точек, где необходимо, вторую согласную.

Коммерсант, коммивояжёр, коммутатор, комендант, экспресс, конгресс, прогресс, распутница, рассеянность, эссе, эссенция.

Задание 3. Определите причину нарушения лексической или фразеологической нормы в каждом из данных ниже предложений

Предложение Причина нарушения нормы
1. Это мысль, достойная по глубине целой монограммы. Другое слово
2. Он испытывал крепкую зависть к своему коллеге. Лексическая не сочетаемость
3. На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях. паронимы
4. Пенсионеров не удовлетворяет их бытие. Другое слово
5. Своими соображениями я поделился с коллегами по работе. плеоназм
6. Большая половина доклада посвящена экономическим вопросам. Плеоназм
7. После случая с майором Евсюковым в МВД сделали большие выводы. Лексическая не сочетаемость
8. Русский народный фольклор очень богат и разнообразен. Плеоназм
9. Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой. паронимы
10. Мне эта акция необходима. омонимы  
11. Качество товаров контролируется путем выборной проверки изделий. Другое слово
12. В дипломной работе представлена армада схем и таблиц. Другое слово
13. Я поступил в военное училище, так как хочу продолжить семейную династию. Другое слово
14. Недостатком работы является недостаточное количество иллюстративного материала. Тавтология
15. Он отбивался рукой и ногой от этого поручения. Форма слова в фразеологизме
16. Не надо подливать масла в костер. Другое слово в фразеологизме
17. Писатель идет в ногу со своим временем. Лишнее слово в фразеологизме
18. Целый день ребенок предоставлен себе. Нет слова в фразеологизме
19. Его ищут, а он как в воду провалился контаминация  
20. Он думал не покладая рук.   Другое слово в фразеологизме
21. Беда грянула как молния средь ясного неба. Другое слово в фразеологизме

Задание 4. Впишите пропущенные буквы.

Чёрточка, зачёт, жонглёр, кошёлка, прожорливый, бесшовный, многожёнство, решётка, чёрствый, мажор, отщёлкать, шорты, счёты, капюшон, щёголь, печёнка, мажордом, прочёркнутый, расчёска, чёлн.

Задание 5. Найдите слова, где пишется буква О.

1)бечёвка 6) причёска

Чащоба 7) трущоба

Язычок 8) сверчок

4) смущён 9) заглушён

Камышовый 10) кумачовый

 

Задание 6. Вставьте нужные буквы.

Душистый нарцисс, красивая цинния, листья медуницы, встать на цепочки, лисицы хвост, инициал, куцый, ресницы, сестрицын, цирюльник, пальцы, цыц, бледнолицый, панцирь, кузнецы, циркач, курицын, цигарка, циферблат.


Тема 4. Морфологические нормы

Задание 1. Ответьте на вопросы.

Вопросы Ответы
1. С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы? Род, число, падеж
2. Что такое родовые варианты? Слова, допускающие вариативность по категории рода
3. В каких случаях определение рода вызывает трудности? В заимствованных словах
4. Почему возникают трудности при образовании формы именительного падежа множественного числа только от существительных мужского рода? Здесь возможны разные окончания: доктора, но директоры
5. Почему возникают трудности при образовании формы именительного падежа единственного числа от некоторых существительных? По причине незнания рода данного существительного (новый шампунь, а не новая шампунь)

Задание 2. Являются ли данные слова родовыми вариантами или это разные слова? Определите их значение по словарю.

Слова Разные слова (указать значение каждого слова) Родовые варианты (указать общее значение)
Лавр – лавра Растение - монастырь  
Вольера – вольер     Загородка для животных в зоопарке
Опал – опала Драгоценный камень – немилость, изгнание    
Взяток – взятка Проба нового меда - деньги    
Георгин - георгина   цветок
Карьер - карьера Место разработки природных ресурсов – продвижение по службе  
 Клавиша - клавиш   Деталь музыкального инструмента
Жар – жара Большая температура у больного – жаркая погода  
 Манера - манер Стиль поведения – способ действий  
Метод – метода   Принцип действия
Желатин - желатина   вещество
Гранат – граната Фрукт - оружие  
Барк - барка   судно

З адание 3.   Различаются ли по значению данные формы слов? Объясните.

Формы Объяснение
листы – листья бумаги и деревьев
корни – коренья дерева растений
собраты – собратья Собраты – устар.
лоскуты – лоскутья Лоскуты – устар.
колени – коленья Часть ноги – звено, сочленение
вееры - веера Вееры – устар.
друзья – други Други – устар.
мужи – мужья мужи – устар.
сыны – сыновья сыны – устар.
клины – клинья и так и так
князи – князья князи – устар.

Задание 4.   Сопоставьте данные ниже формы множественного числа существительных. Можно ли сказать, что одна из форм является нарушением нормы? Объясните.

Формы Объяснение
тоны – тона Шумы сердца – цвета картины
учители – учителя Наставники – работники школы
соболи – соболя Животные – меха этих животных
токи – тока Движения воды – места для обмолачивания зерна
ордены – ордена Объединения средневековых сословий, групп – награды
корпусы – корпуса Части тела - здания
лагери – лагеря Политические, идеологические группировки - детские дома отдыха
мехи – меха Части музыкальных инструментов – шкуры животных
образы – образа Представления, возникающие в сознании - иконы
проводы – провода Прощание, отправка - проволока
счеты – счета Прибор для счета – бухгалтерские документы
цветы – цвета Растения - расцветки

Задание 5. Зачеркните неправильные формы Именительного падежа множественного числа существительных. Выделите существительные, допускающие вариантные формы множественного числа (проверьте по словарю).


Диспетчер – диспетчеры – диспетчера

крейсер – крейсера – крейсеры

офицер – офицеры – офицера

почерк – почерки – почерка

торт – торта – торты

 лектор – лектора – лекторы

ректор – ректора – ректоры

слесарь – слесаря – слесари джемпер – джемперы – джемпера

договор – договора – договоры

катер – катера – катеры

ветер – ветра – ветры

 вымпел – вымпелы –                             вымпела     

конструктор – конструктора – конструкторы

 доктор – доктора – докторы

повар – повара – повары профессор – профессора – профессоры

корректор – корректора – корректоры

 инженер – инженера –    инженеры

 

 шофер – шофера – шоферы

      


Задание 6. Зачеркните неправильные формы Именительного падежа единственного числа существительных. Отметьте слова, допускающие вариантные формы.


Валенки – валенок – валенка

Туфли – туфель – туфля

Ботинки – ботинок – ботинка

Тапки – тапок – тапка

Ласты – ласт – ласта

Тапочки – тапочек - тапочка

Катакомбы – катакомб – катакомба

Унты – унт – унта

Сандалии – сандалий –    сандалия

Сандалеты – сандалет -   сандалета


Задание 7. Исправьте ошибки, связанные с употреблением числительных.

1. Трое юношей и трое девушек (три девушки) нашего факультета приняли участие в конкурсе бальных танцев.

2. Библиотека института ежегодно пополняется тремястами - четырьмястами книгами.

3. Олимпиада в Сочи состоялась в две тысячи четырнадцатом году.

4. На нашем факультете учатся около пятисот сорока двух студентов. 

5. Засеяно около семисот пятидесяти четырех гектаров земли.

6. До начала экзаменов оставалось около полутора учебного месяца.

7. По обеим сторонам реки были непроходимые леса.

8. Не хватает около ста девяноста тысяч подписей в поддержку кандидата.

9. Великая Отечественная война закончилась в мае тысяча девятьсот сорок пятого года.

 

Задание 8. Зачеркните  глагольные формы, не соответствующие литературной норме. Какие глаголы допускают двоякую форму?


    Хныкает – хнычет

     машет - махает

    щипает – щиплет

     исчез – исчезнул


    мяукает – мяучит

    кудахтает-кудахчет            езжай – ехай

     кладу – ложу

    полощет – полоскает

    намок – намокнул   



Задание 9. Определите причину отклонения от морфологических норм.

Предложение Причина ошибки
1. Он не мог сам выползть из ямы. неверная форма глагола
2. У обоих сестер веселый характер. неверное числительное
3. За роялью надо ухаживать постоянно. неверный род
4. Только опытные шофера могут ездить по горным серпантинам. неверная форма множ.числа
5. Надо забрать братишку из ясель. неверная форма слова  
6. Красивое пенальти забил Аршавин. неверный род  
7. Поезд прибыл согласно расписания. грамматическое согласование сущ с предлогом
8. Ребенок болезнен с рождения. неверная форма слова  
9. В течении всего дня он загадочно улыбался  неверное написание производного предлога
10. Цветы сохнули в вазе без воды. неверная форма глагола  
11. Свободных местов, к сожалению, нет. неверное спряжение

Самостоятельная работа

Задание 1. Определите по словарю значение и родовую принадлежность данных слов. Согласуйте с ними  прилагательное.

стар...... досье ое
полн...... фиаско ое
симпатичн......фрау ая
бесспорн...... алиби ое
точн...... пенальти ый
черн...... кофе ый
ночн...... кабаре ое
вкусн...... драже ое
высок...... цунами ая
широк...... авеню ая
красив...... кимоно ое
молод...... кольраби ая
свеж...... салями ая
талантлив...... травести ая
нов...... атташе ый
правительственн...... коммюнике ое
ледов...... ревю ое
спортивн...... шоу ое
строг...... табу ое
галантн...... кабальеро ый
зажигательн...... хали-гали ый
солнечн...... Сочи ый
горн… Ингури ая
недоступн…Килиманджаро ая
вкусн...... азу ое
настоящ...... леди ая
неизвестн...... факсимиле ое
красив… колибри ая

Задание 2. Проверим грамотность! Вставьте вместо точек Ы или И.

Безымянный, сверхинтересный, сыграть, безыдейный, безынициативный, безысходность, межинститутский, панисламизм, разыскать, изысканность, отыграть.

Задание 3. Поработаем со словарем! Установите соответствие между словом и его значением.

Кворум                                           Основанное на намеренном извращении фактов                                                        воздействие на чувства, инстинкты                                                        малосознательной части   масс

Паритет                                       Мировоззрение, убеждение

Оказия                                            Изменение нормального              положения                                                        компонентов,    расположение их в обратном                                                        порядке

Дифирамб                                     Противник всего нового    

Кредо                                             Число участников собрания, заседания,                                                        достаточное     для признания его                                                        правомочности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 1371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.05 с.)