Русский язык и культура речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык и культура речи



Русский язык и культура речи

Рабочая тетрадь для самостоятельной

работы студента

 

 

Модуль 1

           

 

 

 

 

Тольятти – 2017   


Каменская О.Г. Русский язык и культура речи: рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов / О.Г.Каменская, Р.А. Кан, Е.Т.Горбунова. – Тольятти, 2017.

 

 

Рабочая тетрадь по курсу «Русский язык и культура речи» содержит задания для работы студентов как в аудитории, так и самостоятельной работы дома. Форма тетради позволяет студентам экономить время и выполнять максимальное количество заданий.

    Тематически рабочая тетрадь построена аналогично учебному пособию, т.е. весь курс разделен на 2 модуля, теоретический материал повторяется с помощью схем, приведенных в начале темы, или студенту предлагается ответить на ряд теоретических вопросов. В тетради приводятся различные виды заданий. В конце каждого занятия студент выполняет самостоятельную работу. Каждое задание имеет условное обозначение, что помогает разнообразить само выполнение заданий.

 

Рекомендована к изданию экспертным советом по образовательным технологиям Тольяттинского государственного университета.

 

 

        

 

           

 

Содержание

Условные обозначения ……………………………………..……………………………………..4

Тема 1. Язык как знаковая система. Функции языка.

Культура речи и словари …………………………………………….................5

Тема 2. Правильность речи и нормы литературного языка.  Орфоэпические нормы ……………………………………………………………………………17

Тема 3. Лексические и фразеологические нормы

 русского языка…………………………………………………………………...26

Тема 4. Морфологические нормы русского языка... …………………………35

Тема 5. Синтаксические нормы русского языка ……………………………..43

Темы 6. Коммуникативные качества речи ……………………………..........50


Условные обозначения

Практические задания

Задания по выбору

Творческие задания

Задания на время

Проверим грамотность!

Поработаем со словарем!

Тестовые задания

Самостоятельная работа

Деловые игры

Задания со словарем!

Занимательные задания


МОДУЛЬ 1

Тема 1

Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи. Словари русского языка

Тема 1

Язык как знаковая система. Функции языка. Культура речи. Словари русского языка

Задание 1. Заполните таблицу, ответив на вопросы.

Вопросы Ответы
1. Что такое язык? Язык-система знаков и способов их соединения, служит орудием выражения мыслей и чувств, является средством общения.
2. Какие функции выполняет язык? 1.коммуникативная 2.когнитивная 3.аккумулятивная 4.эмоцианальная 5.волюнтативная 6.эстетическая
3. Каковы формы существования общенационального русского языка? 1.просторечие 2.жаргон 3.литературный язык 4.диалект
4. Что такое литературный язык?   Высшая форма национального языка, используемая в печати, науке, образовании, радио, телевидении и др.
5. Какие два значения имеет термин «культура речи»? Владение нормами устного и письменного литературного языка и умение использовать выразительные средства в различных условиях общения. Раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.
6. Какие аспекты культуры речи выделяются? Нормативный, этический, коммуникативный
7. Что предполагает нормативный аспект культуры речи? Соблюдение норм литературного языка
8. Что предполагает коммуникативный аспект культуры речи? Знание основных коммуникативный качеств речи
9. Что предполагает этический аспект культуры речи? Знание правил языкового поведения в конкретных ситуациях
10. В чем различие энциклопедических и толковых словарей? В энциклопедических словарях отражаются знания человека о предметах, понятиях и явлениях. Толковые словари дают информацию о словах, называющих предметы, понятия и явления.

 

Задание 2. Дайте развернутую характеристику русского языка:

 

Русский язык – это национальный язык русского народа, это ____один из шести международных языков, государственный язык Российской Федерации__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.  Вставьте вместо точек необходимое слово или словосочетание.

Высшей формой национального русского языка является литературный язык. К свойствам литературного языка относятся полифункциональность, система функциональных стилей, устная и письменная формы речи, норма, обязательная для всех носителей языка. Для языков, не имеющих письменности, единственная форма их существования устная.

Задание 4. Отметьте правильное утверждение.

□ Национальный язык как народное достояние существует только в одной форме.

□ Территориальные диалекты служат для обиходно-бытового общения (среди односельчан) и существуют как в устной, так и в письменной форме.

Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

□ Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Кроме того, жаргон имеет свойственные только ему фонетические и грамматические особенности.

__________________________________________________________________

Задание 5. Какие формы существования общенародного языка иллюстрируют следующие примеры?

1) Куриса на улисе яйсо снесла_________диалект____________________________

2) Свободных местов в зале не было._____________просторечие__________________

3) Театр уж полон, ложи блещут.______________литературный___________________

4) Как барановски девцонки

Говорят на букву «Це»:

«Дайте мыльце, полотенце

И цулоцки на пеце»_____________________________________________

5) Мне в лом ехать к тебе и по барабану твои проблемы.____жаргон__________

6) Вода хлестает из крана..___________просторечие____________________________

7) Все компы зависли.______________профессионализм_______________________________

Задание 6. Отметьте утверждения, не соответствующие действительности.

1. Культура речи – это

Ø  владение нормами устного и письменного литературного языка;

Ø    соблюдение норм нравственного поведения людей;

Ø   умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;

Ø   раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры.

2.  Под культурой речи понимается  

Ø самостоятельная лингвистическая дисциплина;

Ø использование слов в несвойственном им значении;

Ø владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;

Ø выбор и организация языковых средств, позволяющих достичь поставленных задач коммуникации. 

Задание 7.  Какой аспект культуры речи нарушается в каждой из данных ситуаций?

1. Лектор читает доклад, но постоянно отвлекается на посторонние темы, не придерживается логики изложения.________коммуникативность__________________________________________

2. В незнакомой обстановке Вас подводят к человеку и говорят: «Знакомьтесь, пожалуйста»._____этический_____________________________

3. В библиотеке Вам предлагают внимательней посмотреть кат А лог. __________нормативный__________________________________________________

4. Преподаватель во время чтения лекции все время употребляет слово как бы. ________________________коммуникативный______________________________

5. Ваш брат является директором фирмы, и вы на торжественном вечере, посвященном юбилею фирмы, обращаетесь к нему с трибуны: «Дорогой братан! Поздравляю тебя и твою фирму с юбилеем!»______этический_____________________________________________

6. На улице к Вам обращается незнакомый человек: «Мужик, далеко до стадиона?»________этический__________________________________________

7. Студент читает доклад, и язык его беден, невыразителен._____________________коммуникативный__________________________

8. В разговоре с начальником Вы употребляете жаргонные слова.___________________этический____________________________________

9. Вы обещаете своему другу походот А йствовать за него. _______________________нормативный_____________________________________

Задание 8. К каждому из данных ниже определений напишите соответствующий ему словарь.

v В этих словарях описывается, как в языке того или иного народа отражаются особенности его культуры______ лингвострановедческий _____________________

v Эти словари содержат словосочетания и выражения, которые функционируют в речи как цельные, неразложимые на части единицы______ словарь фразеологизмов _______________________________________________

v В эти словари включаются слова с совпадающими или близкими значениями_______________ словарь синонимов ____________________________________

v В этих словарях рассказывается история слов русского языка, устанавливаются родственные связи между ними, реконструируется их исходная структура__________ этимологический _______________________________

v Эти словари строятся на особом принципе подачи материала – вначале указываются конечные морфемы слова.  ____________________ обратный _________________________________________

v В этих словарях на основе учета повторяемости слова в разных текстах приведены лексемы, наиболее употребительные в настоящее время______________ частотный __________________________________________

 Задание 9. Определите соответствующий каждому определению словарь.

1. Имена собственные объясняются в словаре _____ личных имен ____________________

2. Недавно появившиеся в языке слова описываются в словаре_____ неологизмов ____________________________________________________

3. Слова с совпадающими или близкими значениями описываются в словаре_________________ синонимов ________________________________________

4. Определение того или иного понятия можно узнать в словаре___________ толковый ______________________________________________

5. Разграничение слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению, дается в словаре ____ паронимов _________________________________­­­­­___

6. Трудности управления объясняются в словаре __________ трудностей ______________________________________________________

7. Значение слова можно узнать в словаре ___________ толковый __________________

8. Ударение и произношение описываются в словаре________ орфоэпический _____________

9. Правильное написание слова можно проверить по словарю ________ орфографический _____

10. Способ образования слова можно узнать в словаре ______ словообразовательный ______________

  Задание 10. Определите словарь, из которого выписана каждая из данных ниже словарных статей.

Словарная статья Словарь
1. Новелла. заимств. в начале XVIII из итал. яз, где novella «повесть» → «повествование новостей →»новость»; суф. производного от nova «новая», того же корня, что новый. этимологический
2. НовЕлла (итал. Novella), повествоват. жанр, разновидность рассказа, отмеченная строгостью сюжета и композиции, отсутствием описательности и психол. рефлексии, необыденностью события, элементами символики («Пиковая дама» А.С.Пушкина, «Легкое дыхание» И.А.Бунина) энциклопедический
3. НовЕлла (допуст. в); допуст. Л), новЕллы., о новЕлле. орфоэпический
4. НовЕлла, -ы, ж. 1.Рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией. 2. Нечто новое, новое добавление к чему-нибудь (книж.) // прилаг. новеллистИческий, -ая, -ое (к 1 знач.) толковый
5. Гейзер (исл. geysir от geysa – хлынуть), источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара до выс. 20-40 м и более. Г. распространены в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Известны в Исландии, США, Н.Зеландии, России (на Камчатке). энциклопедический
6. Экспонат-экспонент. Различаются значением. Экспонат. Предмет, выставленный для обозрения на выставке, в музее и т.д. Экспонат, отобранный для международной выставки. Экспонент. Лицо или организация, выставляющие на выставке Словарь паронимов
 7. Привилегия. Исключительное право, льгота. Получить привилегию. Преимущество. Льгота. Прерогатива.(книжн.). Исключительное право. Словарь синонимов

Задание 11. Опишите, какую информацию о слове вы можете получить в толковом словаре и какую – в словаре иноязычных слов.

Толковый словарь.

a. Алиби, нескл., ср. (спец.) Нахождение обвиняемого или подозреваемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению.

b. Мораторий, -я, м. (спец.).Устанавливаемая правительством отсрочка выполнения обязательств на определенный срок или на время действия каких-н. чрезвычайных обстоятельств.// прилаг. Мораторный, -ая, -ое.

c. ОколЕсица, -ы, и Околёсица, -ы, ж. (разг.) Бессмыслица, вздор.

d. Акция 1, и, ж. Ценная бумага, свидетельствующая о взносе определенного пая в предприятие, дающая ее владельцу право участия в прибылях.

e. Акция 2, и, ж., (книжн.) Действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели.

f. Гондола, ы, ж. 1. Венецианская длинная лодка с каютой или тентом. 2. Корзина для пассажиров воздушного шара, а также помещение для людей, оборудования в аэростате.// прилаг. гондольерный, -ая, -ое.

 

Словарь иноязычных слов.

a. Алиби ( от латинского alibi в другом месте) – нахождение обвиняемого в момент, когда совершалось преступление, в другом месте как доказательство непричастности его к преступлению.

b. Мораторий (от латинского moratouius задерживающий, замедляющий) – отсрочка платежей, устанавливаемая правительством на определенный срок ввиду наступления чрезвычайных обстоятельств – стихийных бедствий, войн, эпидемий, финансового кризиса и т.п.

c. Акция 1 ( лат. actio) действие, выступление, предпринимаемое для достижения экономической, дипломатической, художественной или иной цели.

d. Акция 2 фр.action, нидер.aktie, нем. Aktie <. др.-греч. (ценность) ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества; дает ее обладателю право наполучение части прибыли в форме дивиденда, на участие в управлении делами акционерного общества и др.

В толковом словаре:_род, склонение, толкование, стиль речи, окончание при изменении падежа, образованное от слова прилагательное с родовыми окончаниями___________________________________________-

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

В словаре иноязычных слов:_этимология, толкование______________________________________

________________________________________________________________

Самостоятельная работа

   Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями.

Акцент                                              строгий образ жизни с    отказом от                                                            жизненных     благ и удовольствий

Антураж                                          совокупность специфических особенностей

Априори                                            не опираясь на изучение фактов, до                                                            опыта,   независимо    от опыта

Аскетизм                                          ударение в слове;    подчеркивание какого-нибудь положения,                          мысли; особенности выговора, свойственные говорящему                                       не на родном языке

 Ассоциация                                      составная часть чего- либо,     компонент

                                                                         

Кодификация                                   совокупность окружающих условий,                                                            окружающая обстановка

                                                                               

 Специфика                                      объединение лиц,    учреждений;           связь                                                            между отдельными представлениями, при                                                            которой    одно из представлений                                                            вызывает другое

 Элемент                                           сведение в совокупность правил

Адекватный                              сокровенный, задушевный, глубоко личный

Аксессуар                                   совокупность обстоятельств, положение, обстановка

Апелляция                                         точка зрения, взгляд на что-нибудь

Аспект                                     сложившееся состояние, положение; правовое положение

Идеал                                       принадлежность чего-нибудь; сопутствующий чему-нибудь предмет

 Интимный                             действительно существующий, не                                                   воображаемый; осуществимый,      отвечающий                                                   действительности; практический, исходящий из                                                   пониманий действительности

 Компонент                                      обжалование решения суда в более       высокую судебную инстанцию с                              целью пересмотра дела; обращение                                                     с просьбой, призывом о чем-нибудь.

Задание 4. Впишите нужные буквы.

Сидеть на стуле, проредить морковь на грядке, запевать песню, сплотиться для общего дела, спешить на вокзал, накалить железо, залезать на дерево, развиваться постепенно, закрепить успехи, заплатить долг, запивать молоком, продрожать всю ночь, травам пора увядать, посвятить другу стихотворение, приведение примера, примирение сторон, седеть с возрастом, раздражать разговором, спишите упражнение, умолять о помощи, опалить гуся, оттащить от воды, привидение старого замка, умалять заслуги, развеваться на ветру, обожать сестру, полоть грядку, прожевать пищу, заскрипеть зубами от боли, зарядить ружье, наколоть дров, посветить фонарем, увидать корабль, отощать от голода, поласкать дитя, зализать рану, обежать магазины, проживать на частной квартире, полоскать белье.

Задание 5. Найдите слова, где пишется буква О.

1) паритет 6) зачарованы

2) услаждать слух 7) укрощать

3) поравнялись с домом 8) обскакать.

4) зоревать 9) вдалеке

5) пловчиха 10) наваждение

Задание 6. Выберите слова, где пишется буква Е.

1) увядающие листья 6) шел приседая

2) сочетающийся 7) завизировать акт

3) иждивенец 8) скрипя сердце

4) филигрань 9) почитаемый

5) нанимались 10) заиндеветь

Тема 2

Правильность речи. Понятие нормы. Виды норм.

Орфоэпические нормы

 

Задание 12. Выберите слова, где необходимо вставить звонкие согласные.

Вприпрыжку    6) рябчик

2) вести за руку   7) сороконожка

3) низший            8) вперемежку слоями

4) свадьба           9) роптать

5) сумасброд        10) ковшик

Задание 13. Отметьте слова, которые пишутся так же, как и произносятся.

1) лестный отзыв        6) ровесник века

2) капустные грядки  7) прелестное дитя

Самостоятельная работа

Задание 1. Проверим грамотность! Найдите слова, написанные без ошибок. Исправьте ошибки, допущенные в остальных словах.

Скрупулёзный, дуршлаг, без брелка, с брелоком, пертурбация, яства, светопреставление, времяпрепровождение, летосчисление, перспектива, полисемия, ретроспектива, альтернатива, прерогатива, полиартрит, полифония, инцидент, интендант, прецедент, претендент, дикобраз, дерматин, беспрецедентный, меблировка, междугородный, брудершафт, ландшафт, прелестница, лейтмотив.

Задание 2. Расставьте ударения в данных словах. Проверьте правильность постановки ударения  по орфоэпическому словарю. Выпишите в правую колонку  слова, имеющие равноправные акцентологические варианты, запомните их…

Расставьте ударение Слова, имеющие равноправные акцентологические варианты

АлкОголь, агЕнтство, апартамЕнты, бАрмен, гЕнезис, гастронОмия, дОгмат, донЕльзя, жалюзИ, Иконопись, инсУльт, инАче, Искра, исчерпАть, коклЮш, кОлледж, корЫсть, красИвее, кремЕнь, ломОта, минУть, мИзЕрный, напЕрчИть, одноврЕмЕнный, опошлЕние, пАсквиль, партЕр, перЕсланный, пЕреданный, плЕсневелый, предвосхИтить,  придАное, присовокупИть, пригУбить, приручИть, псевдонИм, позолОченный, подрОсткоОый, пОискОвый, портфЕль, пылИтся, рАкурс, процЕнт, срЕдства,  стАтуя, табУ, тамОжня, тЕфтЕли, тОсты, тунИка, тУфля, увЕдомить, факсИмиле, феЕрия, фейервЕрк, ходАтайство, цемЕнт, шассИ, Экскурс.

Мизерный, наперчить, одновременный, подростковый
Поисковый, тефтели
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3. Следующие заимствованные слова распределите в две колонки. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю. Можно отметить знаками + или – в соответствующих колонках.

Слова с твердым произношением согласных перед е с мягким произношением согласных перед е
адекватный +  
академия   +
безе + +
бифштекс +  
брюнет   +
бутерброд +  
детектив +  
дефис +  
интерьер +  
индекс +  
интеграл +  
кабаре +  
капелла +  
кашне +  
компьютер +  
крем   +
купе +  
протеже +  
свитер +  
сонет +  
термин   +
тембр +  
термос +  
шатен +  
штепсель +  
тенор   +
темп +  
тенденция +  
фонетика +  
шинель   +

 Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями

Имидж                                   воспроизведение с возможной   точностью,                                                 подражание кому-    чему- нибудь; подделка   подо                                                 что- нибудь; точное или с     видоизменением                                                 повторения      музыкального мотива    другим                                                 голосом

Динамический                       связанный с движением;   богатый движением, действием

Дифференцированный         полный цинизма, бесстыдный

Оптимальный                      наиболее благоприятный

Потенциальный                   расчлененный, различающий   отдельное, частное при                                          рассмотрении, изучении чего - нибудь.  

Плеяда                                    группа выдающихся деятелей             одной                                                 эпохи, одного направления

Статика                               раздел механики, изучающий законы                                                 равновесия тел под действием                                                           приложенных к нему сил; состояние покоя в какой-нибудь определенный           момент

Самостоятельная работа

Задание 1. Поработаем со словами! Установите соотвествие между словом и его значением.


Реноме                                     

Мизантроп

                                                                 Человек, занимающийся скупкой и продажей подержанных книг

                                                                 Мнение, установившееся о ком-нибудь, репутация


 Монограмма                                            Торжественное открытие                                                                    художественной выставки

Менталитет                                         Любопытное, забавное, смешное                                                              обстоятельство или                                                                                           происшествие

Задание 2. Проверим грамотность! Вставьте вместо точек, где необходимо, вторую согласную.

Коммерсант, коммивояжёр, коммутатор, комендант, экспресс, конгресс, прогресс, распутница, рассеянность, эссе, эссенция.

Задание 3. Определите причину нарушения лексической или фразеологической нормы в каждом из данных ниже предложений

Предложение Причина нарушения нормы
1. Это мысль, достойная по глубине целой монограммы. Другое слово
2. Он испытывал крепкую зависть к своему коллеге. Лексическая не сочетаемость
3. На протяжении матча защита не раз оказывалась в затрудненных ситуациях. паронимы
4. Пенсионеров не удовлетворяет их бытие. Другое слово
5. Своими соображениями я поделился с коллегами по работе. плеоназм
6. Большая половина доклада посвящена экономическим вопросам. Плеоназм
7. После случая с майором Евсюковым в МВД сделали большие выводы. Лексическая не сочетаемость
8. Русский народный фольклор очень богат и разнообразен. Плеоназм
9. Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой. паронимы
10. Мне эта акция необходима. омонимы  
11. Качество товаров контролируется путем выборной проверки изделий. Другое слово
12. В дипломной работе представлена армада схем и таблиц. Другое слово
13. Я поступил в военное училище, так как хочу продолжить семейную династию. Другое слово
14. Недостатком работы является недостаточное количество иллюстративного материала. Тавтология
15. Он отбивался рукой и ногой от этого поручения. Форма слова в фразеологизме
16. Не надо подливать масла в костер. Другое слово в фразеологизме
17. Писатель идет в ногу со своим временем. Лишнее слово в фразеологизме
18. Целый день ребенок предоставлен себе. Нет слова в фразеологизме
19. Его ищут, а он как в воду провалился контаминация  
20. Он думал не покладая рук.   Другое слово в фразеологизме
21. Беда грянула как молния средь ясного неба. Другое слово в фразеологизме

Задание 4. Впишите пропущенные буквы.

Чёрточка, зачёт, жонглёр, кошёлка, прожорливый, бесшовный, многожёнство, решётка, чёрствый, мажор, отщёлкать, шорты, счёты, капюшон, щёголь, печёнка, мажордом, прочёркнутый, расчёска, чёлн.

Задание 5. Найдите слова, где пишется буква О.

1)бечёвка 6) причёска

Чащоба 7) трущоба

Язычок 8) сверчок

4) смущён 9) заглушён

Камышовый 10) кумачовый

 

Задание 6. Вставьте нужные буквы.

Душистый нарцисс, красивая цинния, листья медуницы, встать на цепочки, лисицы хвост, инициал, куцый, ресницы, сестрицын, цирюльник, пальцы, цыц, бледнолицый, панцирь, кузнецы, циркач, курицын, цигарка, циферблат.


Тема 4. Морфологические нормы

Задание 1. Ответьте на вопросы.

Вопросы Ответы
1. С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы? Род, число, падеж
2. Что такое родовые варианты? Слова, допускающие вариативность по категории рода
3. В каких случаях определение рода вызывает трудности? В заимствованных словах
4. Почему возникают трудности при образовании формы именительного падежа множественного числа только от существительных мужского рода? Здесь возможны разные окончания: доктора, но директоры
5. Почему возникают трудности при образовании формы именительного падежа единственного числа от некоторых существительных? По причине незнания рода данного существительного (новый шампунь, а не новая шампунь)

Задание 2. Являются ли данные слова родовыми вариантами или это разные слова? Определите их значение по словарю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 2012; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.171.202 (0.1 с.)