О преподавании учебного предмета «История» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О преподавании учебного предмета «История»



Методическое письмо

О преподавании учебного предмета «История»

в образовательных организациях Ярославской области

В 2021 - 2022 учебном году

 

Составитель: Харитонова Л.А..,

старший преподаватель

кафедры гуманитарных дисциплин

ГАУ ДПО ЯО ИРО

 

Истории принадлежит важнейшее место среди гуманитарных наук. Ее познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития, в объективном отражении, с позиций историзма явлений и процессов, составляющих историю человечества. Воспитательная функция истории на исторических примерах способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей. Функция социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают основой идентификации и ориентации общества и личности. Прошлое оказывает фундаментальное влияние на жизнь людей, снабжая их материальными и духовными ценностями, представляет набор поведенческих альтернатив, в котором каждый индивид или весь народ делает свой выбор. Этот выбор зависит от тех мировоззренческо-ценностных оснований, которыми руководствуется человек и общество. Формирование социальной (исторической, культурной, политической) памяти поколений является приоритетной задачей школьного исторического образования, выступает обязательным условием передачи из поколения в поколение базовых национальных ценностей, существующих в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа России

I. Нормативные документы

Преподавание учебного предмета «История» в 2021-2022 учебном году ведется в соответствии с нормативными и распорядительными документами, представленными в методических рекомендациях по организации и осуществлению образовательной деятельности в школе, а также новой Концепцией.

23 октября 2020 года решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (№ ПК-1вн, протокол № 23) утвержден обновленный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Руководитель экспертного совета Александр Анатольевич Данилов указал причины изменений в Концепции:

- статус Концепции 2014 года не был нормативно закреплен;

- количество часов на изучение истории ХХ века уменьшилось, курс истории для большинства учащихся заканчивался в 10 классе;

- не было четко определено, что и как, изучать в 11 классе;

- не определена позиция по обязательности и форме проведения итоговой аттестации по истории. Были представлены и другие предложения по усовершенствованию Концепции.

В новой Концепции изучение истории начинается с курса «История Древнего мира». С 6 класса по 11 изучаются два курса – Всеобщая история, история России. В 7 классе история России и всеобщая история изучаются в хронологических рамках XVI-XVII вв. В 8 классе – конец XVII века, весь XVIII век. В 9 классе - XIX век. В 10 классе -1914 год- до завершения второй мировой войны. В первом полугодии 11 класса будет изучаться послевоенный период и современная история до 2020 года. Предполагается, что вторая половина года в 11 классе будет посвящена повторению курса истории России. Обратите внимание на то, что в Концепции сохраняются содержательные и методологические основы Концепции 2014 года.

Изменения, которые внесены в обновленную версию Концепции преподавания истории в школе:

- Историко-культурный стандарт рассматривается как приложение-ориентир для рабочих программ учителей;

- курс Всеобщей истории и истории России не заканчиваются
в 10 классе, его изучение продлено в 11 классе;

- зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России;

- предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений обучающихся основной и средней школы в форме контрольной работы, имеющей статус допуска к ГИА;

- материалы историко-культурного стандарта, определяющие события, персоны, источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации»;

- предложены уточненные исторические наименования государственных территорий;

- устранен ряд содержательных противоречий, проведена терминологическая унификация, внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со второй мировой и Великой Отечественной войной.

    Концепция предусматривает разработку линии рабочих тетрадей, которые должны стать связующим мостиком от одного курса к другому по годам обучения https://rosuchebnik.ru/material/kontseptsiya-prepodavaniya-istorii-rossii-v-shkolakh/

Ожидаются внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы. Обращаем внимание на то, что в перспективных моделях ЕГЭ 2022 по истории уже заложены положения новой концепции преподавания истории.

II. Рекомендации по проектированию и реализации

Издательство «Просвещение»

Линия 1. История России (все учебники в 2-х частях) 6-9 классы
под ред. Торкунова А.В.

Линия 2. Всеобщая история 5,7,8,9 классы под ред. Искендерова А.А.,
6 класс под ред. Сванидзе А.А.

Линия 3. Всеобщая история. Древний мир - Уколова В.И.;

Средние века 6 класс- Ведюшкин В.А., Уколова В.И.

Новое время 7 класс - Ведюшкин В.А, Бовыкин Д.Ю.;

Новое время 8 класс – Бовыкин Д.Ю., Ведюшкин В.А.

Новое время 9 класс – Медяков А.С., Бовыкин Д.Ю.

Издательство «Просвещение» разработало линию учебников для обучающихся с интеллектуальными нарушениями - «Мир истории», История Отечества 6-9 классы.

Издательство «Дрофа»

История России 6-9 классы.:

- История России с древнейших времен до начала XVI века. Данилевский И. Н. и др. 6 класс; - История России: конец XVI – конец XVII века.
Андреев И. Л. и др. 7 класс;

- История России: конец XVII-XVIIIвек. Андреев И.Л. и др. 8 класс;

- История России: XIX - начало XX века Ляшенко Л.М. и др. 9 класс.

- Линии учебников по всеобщей истории издательств «Дрофа»
и «ВЕНТАНА-ГРАФ» в перечне отсутствуют.

 

На уровне среднего общего образования издательства представляют:

Издательство «Просвещение»

- Всеобщая история. Новейшее время 10 класс — Белоусов Л.С.,
Смирнов В.П., Мейер М.С.

- История России в 3-х частях Горинов М.М, Данилов А.А
и др.10 класс.под ред Торкунова А.В. Углубленное изучение.

- История. Всеобщая история. Новейшая история. Сороко-Цюпа О.С.,
Сороко-Цюпа А. О. под ред. Искандерова. 10 класс. Углубленное изучение

- Линия История. Всеобщая история 10-11 классы Базовый уровень.
под ред. Чубарьяна А. Ю.

Издательство «Дрофа»

- Всеобщая история. Новейшая история Шубин А.В. 10 класс. Углубленное изучение.

- История России: начало ХХ-начало XXI века. Волобуев и др. 10 класс. Базовый уровень.

- История России: начало ХХ-начало XXI века. Волобуев и др. 10 класс. Углубленное изучение.

- История России. Волобуев О.В. и др. 11 класс. Углубленное изучение.

 

23 декабря 2020 года за № 766 Минпросвещения РФ издан Приказ
«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начально общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 20 мая 2020 г. № 254.

https://docs.edu.gov.ru/document/5bf2a6143f8fd5e4ed9c5721bbc93364/download/3597/

 

Методическое письмо

о преподавании учебного предмета «История»

в образовательных организациях Ярославской области

В 2021 - 2022 учебном году

 

Составитель: Харитонова Л.А..,

старший преподаватель

кафедры гуманитарных дисциплин

ГАУ ДПО ЯО ИРО

 

Истории принадлежит важнейшее место среди гуманитарных наук. Ее познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития, в объективном отражении, с позиций историзма явлений и процессов, составляющих историю человечества. Воспитательная функция истории на исторических примерах способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей. Функция социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают основой идентификации и ориентации общества и личности. Прошлое оказывает фундаментальное влияние на жизнь людей, снабжая их материальными и духовными ценностями, представляет набор поведенческих альтернатив, в котором каждый индивид или весь народ делает свой выбор. Этот выбор зависит от тех мировоззренческо-ценностных оснований, которыми руководствуется человек и общество. Формирование социальной (исторической, культурной, политической) памяти поколений является приоритетной задачей школьного исторического образования, выступает обязательным условием передачи из поколения в поколение базовых национальных ценностей, существующих в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа России

I. Нормативные документы

Преподавание учебного предмета «История» в 2021-2022 учебном году ведется в соответствии с нормативными и распорядительными документами, представленными в методических рекомендациях по организации и осуществлению образовательной деятельности в школе, а также новой Концепцией.

23 октября 2020 года решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (№ ПК-1вн, протокол № 23) утвержден обновленный вариант Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Руководитель экспертного совета Александр Анатольевич Данилов указал причины изменений в Концепции:

- статус Концепции 2014 года не был нормативно закреплен;

- количество часов на изучение истории ХХ века уменьшилось, курс истории для большинства учащихся заканчивался в 10 классе;

- не было четко определено, что и как, изучать в 11 классе;

- не определена позиция по обязательности и форме проведения итоговой аттестации по истории. Были представлены и другие предложения по усовершенствованию Концепции.

В новой Концепции изучение истории начинается с курса «История Древнего мира». С 6 класса по 11 изучаются два курса – Всеобщая история, история России. В 7 классе история России и всеобщая история изучаются в хронологических рамках XVI-XVII вв. В 8 классе – конец XVII века, весь XVIII век. В 9 классе - XIX век. В 10 классе -1914 год- до завершения второй мировой войны. В первом полугодии 11 класса будет изучаться послевоенный период и современная история до 2020 года. Предполагается, что вторая половина года в 11 классе будет посвящена повторению курса истории России. Обратите внимание на то, что в Концепции сохраняются содержательные и методологические основы Концепции 2014 года.

Изменения, которые внесены в обновленную версию Концепции преподавания истории в школе:

- Историко-культурный стандарт рассматривается как приложение-ориентир для рабочих программ учителей;

- курс Всеобщей истории и истории России не заканчиваются
в 10 классе, его изучение продлено в 11 классе;

- зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России;

- предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений обучающихся основной и средней школы в форме контрольной работы, имеющей статус допуска к ГИА;

- материалы историко-культурного стандарта, определяющие события, персоны, источники, выведены в специальный раздел «Рекомендации»;

- предложены уточненные исторические наименования государственных территорий;

- устранен ряд содержательных противоречий, проведена терминологическая унификация, внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со второй мировой и Великой Отечественной войной.

    Концепция предусматривает разработку линии рабочих тетрадей, которые должны стать связующим мостиком от одного курса к другому по годам обучения https://rosuchebnik.ru/material/kontseptsiya-prepodavaniya-istorii-rossii-v-shkolakh/

Ожидаются внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы. Обращаем внимание на то, что в перспективных моделях ЕГЭ 2022 по истории уже заложены положения новой концепции преподавания истории.

II. Рекомендации по проектированию и реализации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.019 с.)