Организация и проведение деловой игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение деловой игры



Проведение деловых игр в учебной студенческой группе пре­следует различные цели. Главное — повышение уровня про­фессиональной подготовки студентов. С одной стороны, дело­вые игры развивают живой интерес у студентов к глубокому изучению теории не только арбитражного процессуального, но и материального (гражданского, т.д.) права, дают возможность показать студентам практическую значимость теории отрасли права, позволяют на личном опыте убедиться в том, как трудно без прочных теоретических зна­ний решать конкретные правовые вопросы, быстро ориенти­роваться в сложных ситуациях, возникающих при рассмотре­нии и разрешении гражданского дела. С другой стороны, дело­вые игры проводятся в приближенных к практике условиях и обстановке. Поскольку участниками игр являются сами студен­ты, то здесь для них открываются возможности не только по­лучить наглядные представления о работе судьи, прокурора, адвоката, юрисконсульта (с работой этих участников процесса можно ознакомиться и на студенческой практике), но и впер­вые проверить себя в «деле», приобрести первые навыки по будущей специальности.

Итак, деловые игры — это такая форма обучения, которая позволяет слить воедино теоретическую и практическую подго­товку студентов. Такой сплав теории и практики в учебном про­цессе и дает возможность значительно повысить их профессио­нальный уровень.

Деловые игры позволяют увеличить интенсивность учебного процесса, поднять его на более высокую качественную ступень. Этого в значительной мере удается добиться, во-первых, за счет «автоматического» смещения центра тяжести подготовки студен­тов на их самостоятельную работу вне аудитории; во-вторых, за счет возрастания активности во время игры в отведенные для занятий часы; в-третьих, за счет увеличения ответственности каж­дого студента не только за себя, но за исход всей игры в целом.

Здесь студенты поставлены в такие условия, когда нормаль­ное возникновение, развитие и завершение игры прямо зависят от уровня теоретических знаний и умения применять их на прак­тике, от степени подготовленности к занятиям каждого ее участ­ника. Следует не подготовиться только одному из них — может быть сорвана вся игра в целом.

Не менее важна и практическая подготовка студентов. Дело­вая игра не может быть начата и проведена не только без соот­ветствующей теоретической подготовки участников игры, но и без самих процессуальных действий: без изложения искового заявления и предъявления его «в суде», без качественной подго­товки к «судебному разбирательству», без вынесения соответ­ствующих постановлений в этих стадиях процесса. Вся эта мно­гогранная подготовительная работа должна быть проделана под руководством преподавателя самими студентами помимо семи­нарских занятий. Деловая игра — это активная форма обучения. В ней одновременно участвуют не один, не два и даже не десять студентов, а вся учебная группа в целом, каждому студенту от­водится здесь своя определенная «роль». Специфика деловой игры ставит студентов в такие условия, когда они вынуждены не только высказывать свои суждения по существу дела, но и в не мень­шей мере задавать вопросы, причем не преподавателю, как это бывает на семинаре, а своим же товарищам по игре. Содержание этих вопросов уже само по себе свидетельствует во многом об уровне теоретической подготовки студентов. А навыки, полу­ченные здесь, имеют немаловажное значение для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Наконец, деловые игры преследуют и воспитательные зада­чи. Они помогают привить любовь специалиста к будущей про­фессии, понять всю ее сложность и привлекательность. Но этим не ограничивается воспитательное значение деловых игр. Как известно, перед профессорско-преподавательскими коллекти­вами вузов страны стоит задача подготовить не только высоко­квалифицированных специалистов, но и людей гармонично раз­витых, сочетающих в себе духовное богатство, моральную чис­тоту и физическое совершенство.

Для выполнения указанных задач необходимы следующие условия:

а) высокий уровень подготовки преподавателя к деловой игре, овладение методикой проведения такого занятия, его умение заинтересовать студентов, дать им полную возможность раскрыть свои знания в самостоятельной работе;

б) высокая теоретическая и необходимая практическая под­готовка студентов, хорошее понимание ими пройденного мате­риала как по арбитражному процессу, так и по материальному праву;

в) неразрывная связь деловой игры с изученными и изучае­мыми темами программы курса «Арбитражный процесс»;

г) правильный выбор фабулы (макета) гражданского дела;

д) наличие «зала судебного заседания», его современное тех­ническое оснащение.

Любую деловую игру можно условно разбить на три этапа: 1) подготовка; 2) проведение; 3) подведение итогов.

Подготовка — важный этап деловой игры. Именно здесь долж­ны быть созданы все условия для ее успешного развития и за­вершения. На этом этапе проводится большая организацион­ная работа. Поэтому приступать к подготовке игры нужно забла­говременно. Лучше, если этот срок будет не менее двух недель. Он необходим студентам для повторения пройденного материа­ла (без чего деловая игра не может быть успешно проведена), для того чтобы каждый из них мог в достаточной мере освоиться со своей ролью, подготовить и составить все процессуальные документы — исковые заявления, отзыв на иск, опреде­ления о возбуждении дела и других, а также для всех иных про­цессуальных действий, предусмотренных законом в стадиях воз­буждения и подготовки гражданского дела.

При подготовке деловой игры необходимо в первую очередь правильно подобрать фабулу гражданского дела. Предваритель­но выяснить, что уже было изучено студентами по материаль­ному праву (гражданскому, и др.) на данный момент. Для игры не следует брать такую фабулу граж­данского дела, в котором спорный гражданско-правовой вопрос еще не изучался студентами по соответствующим дисциплинам материального права. Отбирая дело, необходимо учесть и коли­чественный состав студенческой группы, в которой проводится игра. Для деловой игры лучше взять такое дело, в котором каж­дому студенту группы отводилась бы своя конкретная роль (судьи, прокурора, эксперта и т.д.). Подбор фабулы должен осуще­ствляться преподавателем совместно со студентами. Их предло­жения непременно должны учитываться. Если по каким-то условиям избранная фабула гражданского дела не совсем подходит для игры, то в нее с помощью преподавателя могут быть внесе­ны соответствующие изменения и дополнения (например, рас­ширен круг участников процесса, дополнительно введены те или иные обстоятельства и т.д.). Избранная фабула должна быть изу­чена каждым студентом группы. Это позволит им активно вклю­читься в игру, критически относиться ко всему происходящему в «зале судебного заседания».

Деловая игра может развертываться и в соответствии с маке­том гражданского дела. Однако, как правило, игру, по нашему мнению, следует проводить вокруг фабулы гражданского дела, а не в соответствии с макетами. Это в большей степени позволит студентам проявить самостоятельность. Они сами должны подго­товить и предъявить исковое заявление, вынести определения о возбуждении и подготовке дела к судебному разбирательству, са­мостоятельно совершить ряд других процессуальных действий, без которых невозможны нормальное развитие и завершение про­цесса. Думается, что только после изучения фабулы избранного для игры гражданского дела можно приступить к распределению «ро­лей» между студентами. Хорошо зная обстоятельства дела, наме­ченного для игры, и возможности каждого студента группы, они самостоятельно справляются с этой задачей. Только в необходи­мых случаях преподаватели дают советы и консультации.

При распределении «ролей» может оказаться, что студентов в группе несколько больше, чем участников процесса по из­бранному делу. Практика показала, что в этом случае на одну «роль» адвоката, прокурора, можно назначить двух студентов. Такое «соучастие» не мешает ходу деловой игры. Более того, наглядно сравнивая «процессуальную деятельность» двух своих коллег сту­денты получают возможность лучше понять достоинства и недо­статки теоретической и практической подготовки каждого. Оно способствует более качественной подготовке к деловой игре, де­лает ее живой и интересной.

Подготовительный период включает в себя также «предъяв­ление иска» и «подготовку гражданского дела к судебному раз­бирательству». Написать «исковое заявление» и предъявить его в «суд» обязан «истец» с помощью «адвоката», возражения на иск излагаются «ответчиком» и «адвокатом» с его стороны. Подго­товку дела к «судебному разбирательству» проводит «судья».

Все «процессуальные» действия при возбуждении дела и его подготовке к судебному разбирательству должны совершаться строго в соответствии с нормами ГПК. Эти действия проводятся студентами в неучебное время. На практических занятиях обсуж­даются лишь итоги их работы этих двух стадий.

Рекомендуемая литература

1.    Калинин В.Н. Арбитражный процесс: учебное пособие / Калинин В.Н.. — Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/80635.html.

2.    Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) /. — Москва: Статут, 2020. — 1072 c. — ISBN 978-5-8354-1622-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/104621.html

 

Дополнительная литература

1.     Алиев Т.Т. Информационное обеспечение в гражданском и арбитражном процессе: монография / Алиев Т.Т., Цуцкова М.Г.. — Москва: Институт мировых цивилизаций, 2018. — 168 c. — ISBN 978-5-6041536-2-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88528.html

2.    Научно-практический комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ / Н.А. Агешкина [и др.].. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 904 c. — ISBN 978-5-4486-0284-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/73957.html

3.    Постатейный комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Т.К. Андреева [и др.].. — Москва: Статут, 2018. — 1054 c. — ISBN 978-5-907139-00-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88246.html

4.    Скутин А.Ф. Проблемы подсудности гражданских дел / Скутин А.Ф.. — Москва: Российский государственный университет правосудия, 2019. — 260 c. — ISBN 978-5-93916-779-6. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/94192.html

Методическая литература

1.Беланова Г.О. Арбитражный процесс. Методические указания к практическим занятиям [Электронный ресурс]. – Ставрополь, 2021.

2.Беланова Г.О. Арбитражный процесс. Методические указания к самостоятельной работе студентов [Электронный ресурс]. – Ставрополь, 2021.

Интернет-ресурсы

1. «eLIBRARY.RU»: [Научная электронная библиотека]. – URL: http://elibrary.ru

2. Журнал «Арбитражный и гражданский процесс» http://lawinfo.ru/catalog/magazines/arbitrazhnyj-i-grazhdanskij-process/

3. Университетская библиотека: [портал]. URL: http://www.biblioclub.ru

4. Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.009 с.)