Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности управленческого персонала как категории сотрудников
Из всей совокупности ресурсов предприятия особое место занимают трудовые ресурсы. Трудовые ресурсы предприятия – главный фактор производства, обеспечивающий использование других его элементов, участвующих в создании материальных благ: капитала, земли, природных ресурсов. Трудовые ресурсы организаций оказывают первостепенное значение на результаты производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Имея достаточную квалификацию, образование, навыки и умения, практический опыт, замотивированность, численность, персонал осуществляет выпуск и реализацию продукции, выполняет работы, оказывает услуги, что воздействует на объёмы производства (выработку) и сбыта (выручку), создаёт новые технологии, основные средства (в том числе путём строительства), занимается снабжением и договорной работой, ремонтом изношенных активов, привлечением инвестиционных вложений и др. видами деятельности. Все эти функции связаны с показателем производительности труда[1, с. 54-62]. Персонал предприятия – это совокупность физических лиц, состоящих с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма. Он представляет собой коллектив работников с определенной структурой, соответствующей научно-техническому уровню производства, условиям обеспечения производства рабочей силой и установленным нормативно-правовым требованиям, включает постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Все работники предприятия делятся на 2 крупных категории: a) промышленно-производственный персонал (ППП) – кадры предприятия, занятые в производственной деятельности и обслуживании производства. К ППП относятся все работники основных и вспомогательных цехов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций и лабораторий, вычислительных центров, находящихся на балансе предприятия; аппарата заводоуправления со всеми отделами и службами; служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств предприятия; b) непромышленный (непроизводственный) персонал (персонал непромышленных подразделений) – работники, занятые в торговле и общественном питании, жилищном, коммунальном и подсобном хозяйствах, здравпунктах, профилакториях, учебных заведениях, учреждениях дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия.
К производственному персоналу относятся: 1) высшее звено управления (президент, генеральный директор и другие члены правления); 2) среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов); 3) низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений); 4) инженерно-технический персонал и конторские служащие; рабочие, занятые физическим трудом[2, c. 132-133]. Таким образом, в категории «производственный персонал» выделяются управленческие работники, по должности профессионально участвующие в управлении и входящие в его аппарат. Специфика управленческого труда состоит в том, что он материальных ценностей непосредственно не производит. Его содержанием являются сбор, обработка и выдача информации для подготовки, принятия и реализации решений, а также контроль за их выполнением. Управленческий персонал – работники, профессионально участвующие в менеджменте и составляющие аппарат управления. При этом обычно выделяют следующие звенья управления: высшее звено, к которому относятся президент, генеральный директор и другие члены правления; среднее звено, в состав которого входят руководители управлений и самостоятельных отделов; низшие звенья, представленные руководителями подотделов и других аналогичных им подразделений[1, с. 63-64]. Различие функциональных обязанностей управленческих работников позволяет выделить несколько их уровней, которые продемонстрированы на рисунке 1. Рисунок 1 — Категории управленческих работников Эти категории работников выполняют различные управленческие операции и процедуры и имеют разную профессиональную подготовку. Они тесно взаимодействуют, а их действия согласовываются и координируются для обеспечения оптимального достижения целей организации. Управленческие процедуры и операции могут быть творческого, логического и технического характера. Творческие процедуры и операции наиболее сложные и требуют высокой квалификации работников.
Логические управленческие процессы выполняются в определенной, заранее заданной последовательности, то есть по разработанному алгоритму, по классу сложности они ниже творческих, но их выполнение также требует от работников управления специальной подготовки. Процедуры и операции технического характера в управлении отличаются наибольшей частотой повторения, более просты по исполнению и не требуют высокой квалификации работников (доставка почты, разноска данных в картотеки, ведение делопроизводства). Второй и третий разновидности управленческих процессов могут быть на 60-80% механизированы[1, с. 65-67]. В составе руководителей можно выделить также три категории менеджеров, что приведено на рисунке 2. Рисунок 2 — Иерархия руководителей на уровне предприятий и организаций Менеджер – руководитель, профессионально участвующий в управлении и обладающий определенной экономической, технической и психологической подготовкой, необходимой для руководства персоналом. Основная его задача — управление человеческим поведением, так как любые организационные процессы осуществляются через взаимодействие людей в объекте управления. Функции, выполняемые менеджерами: - топ-руководители формируют стратегию организации, анализируя исходную ситуацию, они четко определяют стратегические цели и этапы их достижения, ставят задачи перед подчиненными, составляют план действий и обеспечивают его реализацию, а также достижение поставленных целей. - экспертно-инновационная: ориентация руководителя на нововведения, создание в организации атмосферы новаторства, развитие внутрифирменного предпринимательства и т. п. - административная: организация контроля, создание необходимых условий для деятельности персонала, координация деятельности подчиненных. - социальная: подбор, обучение и развитие персонала, стимулирование и мотивация труда работников, создание в организации благоприятного морально-психологического климата. Все перечисленные функции свойственны руководителям высшего, среднего и низшего звеньев управления, но доминирование тех или иных функций в деятельности менеджера во многом зависит от его места в управленческой иерархии.[1, с. 68-70] Основными качественными характеристиками управленческих сотрудников, которые необходимы в их трудовой деятельности и для замотивированности в работе, являются квалификация, специальность, специализация, профессия и должность. Квалификация – степень профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения, навыков, необходимых для выполнения им определенного вида работы. Персонал по уровню таких знаний, умений и навыков подразделяется на: - неквалифицированный, когда сотрудники выполняют те работы, которые не требуют теоретической и практической подготовки; - малоквалифицированный, когда работники выполняют процессы и процедуры, не требующие теоретической подготовки и для выполнения которых необходимы лишь некоторые практические навыки; - квалифицированный – те сотрудники, которые должны иметь необходимый теоретический и практический уровень подготовки для выполнения работы; - высококвалифицированный – такие работники, которые имеют достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки и выполняют сложный функционал.
У руководителей, специалистов и служащих уровень их квалификации отражают: занимаемая должность, наличие высшего образования по специальности и результаты аттестации. С квалификацией связан и термин «квалификационный потенциал». Его признаками служат уровень подготовки (образование и его профиль, специализация), творческие способности (к экспериментам, творческой организации процесса труда), стремление к повышению личностного потенциала (знания, имеющиеся навыки, умения, возраст, стаж работы), трудовая активность (творческий подход к трудовой деятельности или простое исполнительство при улучшении или сохранении её качества), результативность функционирования работников (качество и количество труда, его эффективность, рациональное и сбалансированное использование времени работы)[43, c. 181-189]. Профессия – род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки и опыта работы. Наименование профессии определяется характером и содержанием работы или служебных функций. Специальность – вид деятельности в рамках одной и той же профессии, обладающий специфическими особенностями и требующий от работников более широких специальных знаний и навыков для осуществления деятельности. Специализация – приобретение особых знаний и навыков в определенной области или разделение труда на отдельные виды, формы (например, вертикальная – дифференциация труда по уровням, например производство и его управление). Должность – установленная первичная структурная единица штатного расписания организации, определяющая содержание и объем полномочий, размер денежного содержания и место в иерархической структуре[3, c. 142-151]. Данные качественные характеристики в той или иной степени влияют и на производительность труда управленческого персонала, поскольку, с одной стороны, знания, умения и навыки, а с другой, - занимаемое место в иерархии или их количество могут улучшать выработку этой категории сотрудников.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.009 с.) |