I. Положение корпуса и проблемы звукоизвлечения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Положение корпуса и проблемы звукоизвлечения.



Введение.

 

                                      Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно

и тембрально тонкий слух-

вот первая задача педагога-музыканта,

сквозной стержень его работы

Г. Коган

 

  I. ХХ век, особенно начиная со второй половины, ознаменован выдающимися достижениями в области скрипичной техники. Виртуозное владение инструментом становится массовым явлением. Технические трудности, ранее доступные лишь немногим виртуозам, с легкостью выполняются учащимися, не обладающими ярко выраженными природными данными. Несомненно, столь внушительные успехи исполнительства стали возможны благодаря развитию методической науки. Современные ученые-методисты коренным образом пересмотрели свое отношение к двигательному аппарату музыкантов. Этот анализ удалось осуществить с помощью естественно-научных знаний.

Анализ основных принципов процесса звукообразования и взаимосвязи базовых элементов позволяет утверждать:

А) атака звука формирует характер начального импульса вибрации струны;

Б) характер вибрации струны определяет специфику окраски звука-его тембр;

В) качественная сторона вибрации, ее равномерность, интенсивность и продолжительность, находится в прямой зависимости от соблюдения акустических закономерностей звукообразования.

  Слуховой контроль вибрации струны-основа воспитания тембровой стороны слуха. Точно следуя слуховым ориентирам, ученик сможет в короткие сроки добиться положительных результатов в процессе работы над звукоизвлечением.

Главные акустические закономерности звукообразования на струнно-смычковых инструментах:

1. Качественное звучание струны на смычковых инструментах получается при ее свободной вибрации, т.е. равномерных колебаниях.

2. Равномерные колебания струны зависят от четкой периодизации захватов этой струны канифольной массой, ее оттягиванием и возвращением в исходное положение во время движения волосяной ленты.

3. Первичный импульс, позволяющий струне свободно и равномерно вибрировать, формируется на основе начального контакта смычка со струной, называемого «атакой».

4. Скорость ведения смычка и плотность его нажима на струну находятся в прямой зависимости: чем больше скорость движения смычка, тем больше должна быть плотность нажима волосяной ленты.

5. Длина используемого участка ленты обратно пропорциональна плотности нажима смычка на струну: чем больше используемый участок, тем меньше должна быть плотность нажима на струну.

6. Специфика характера извлекаемого звука и его динамики зависят от оптимальной точки звукоизвлечения на струне. рр и р- у грифа, mf - в центре, между грифом и подставкой, f и ff -ближе к подставке. Несоблюдение этого правила ведет к искажению характера требуемого тембра.

7. Качество звукоизвлечения зависит от правильного наклона волосяной ленты: у колодки, где волосяная лента более мягкая, эластичный наклон в сторону грифа требуется несколько больший, чем в середине, а тем более в конце смычка, где волосяная лента более жесткая. При игре f и ff волос должен максимально выпрямляться, при игре рр и р требуется значительный наклон для смягчения звука.

                                                          

  II. Кисть руки

   Все сложнейшие ощущения возникают в зоне «кисти-пальцев», там же формируются точные движения, необходимые исполнителю. Контакт игровой зоны руки с музыкальным инструментом –например, правой руки со смычком –образуется в зоне «кисти-пальцев». Так возникает ощущение руки и смычка как единого целого. Аналогичные ощущения должны формироваться и при контактах руки с грифом, клавиатурой или вообще с любым музыкальным инструментом. Физическому развитию кисти стоит уделять самое серьезное внимание. Необходимо всемерно развивать неподвижность и эластичность мышечных групп, окружающих суставы этой области, особенно пальцевые. Зачастую зажатость кисти носит вторичный характер и провоцируется напряжением в других частях руки.

Наиболее распространенные причины зажатости кисти правой руки у скрипачей:

1) Разобщенность действий частей руки, особенно при самостоятельных разгибаниях и сгибаниях локтевого сустава, не скоординированных с плечевым суставом, а также при активных движениях кистевого сустава, его чрезмерных сгибаниях и прогибаниях, зачастую превращающихся в самоцель. В такой ситуации большой палец держит трость излишне жестко.

2) Потеря ощущения веса руки при контакте смычка со струной. При этом кистевой сустав постоянно фиксирован и его движения скованны. Подобный метод звукоизвлечения носит силовой характер.

3) Движение руки со смычком по прямолинейно-горизонтальной линии, затрудняющее деятельность пронаторов и супинаторов, ответственных за нажим пальцев на трость в разных участках смычка.

 

                                            Упражнения.

III. Комплексы упражнений.

Комплекс 1: Первичные, недифференцированные контакты пальцев с тростью. Движение предплечья со смычком в вертикальной плоскости.

Упражнение 1

При фиксированной плечевой части руки:

А) все пальцы, вытянутые на трости, неизменно сохраняют свое положение;

Б) на трости вытянуты 3 пальца, средний и безымянный подняты над тростью, во время движения предплечья со смычком в пальцах сохраняются ощущения уравновешивающего треугольника.

Упражнение 2

1 вариант

Исходная позиция: предплечье поднято, локоть фиксирован у бока, большой палец вытянут на колодке.

 Медленным плавным движением разворачивать плечевую часть руки и переводить смычок в горизонтальное положение, левой рукой придерживая смычок в верхней части. Пальцы сохраняют вытянутое положение.

2 вариант

Исходная позиция: аналогичная-все пальцы вытянуты на трости.

А) отвести на трости средний и безымянный пальцы и создать ощущения уравновешивающего треугольника;

Б) переводить смычок в горизонтальное положение, опуская при этом на трость поднятые пальцы;

В) зафиксировав горизонтальное положение трости, поднимать над тростью и опускать средний и безымянный пальцы для того, чтобы проверить постоянное ощущение в пальцах уравновешивающего треугольника;

Г) возвращать смычок в вертикальное положение, отведя от трости средний и безымянный пальцы;

Д) переводя смычок в горизонтальное положение, поднимать над тростью средний и безымянный пальцы; возвращая смычок в вертикальное положение, поднятые пальцы опускать на трость.

3 вариант

Исходное положение пальцев на трости аналогичное, но большой палец переносится с колодки на трость в вытянутом положении; последовательность всех действий сохраняется. Вытянутое положение пальцев на трости способствует их большей устойчивости во время движений предплечья, особенно при воспитании ощущений уравновешивающего треугольника.

 

Комплекс 3: Воспитание дифференцированных ощущений в пальцах, расположенных на трости, при переводе смычка из вертикального положения в горизонтальное. Движения пронации и супинации.

Пронация- поворотные движения плечевой части руки и предплечья в сторону указательного пальца.

Супинация- движение руки в противоположном направлении, в сторону мизинца.

Упражнение 1. Вне струны

Исходная позиция: смычок в вертикальном положении, локоть постоянно фиксирован к боку. Пальцы полусогнуты, легко касаются трости; ощущения в пальцах дифференцированные: опора руки направленна в сторону мизинца и безымянного пальца; большой палец расположен между средним и безымянным. Уже начальный вариант расположения пальцев на трости в вертикальном положении способствует формированию дифференцированных пальцевых ощущений. Первичная опора руки в сторону мизинца близка к процессу супинации-движению опорных центров руки в сторону колодки.

Порядок действий:

А) активным движением разворачивать предплечье и переводить смычок в горизонтальное положение, конец смычка опирается на вытянутую левую руку-опора руки на смычок переносится максимально в сторону указательного и среднего пальцев, как при пронации;

Б)энергичным броском возвращать плечевую часть руки в исходное положение; опора руки снова переносится в сторону мизинца и безымянного пальца. Во время разворота руки в сторону указательного и среднего пальцев большой палец несколько сдвигается в их сторону и контактирует с ними. При развороте руки в сторону мизинца и безымянного пальца контакт большого пальца ориентирован в этом же направлении.

Усиление нажима руки в сторону указательного пальца или мизинца не должно приводить к непроизвольному увеличению давления большого пальца в сторону трости-большой палец должен неизменно выполнять функции амортизатора давления руки на смычок.

Упражнение 2

Исходная позиция -аналогичная.

А) активным движением плечевой части руки переводить смычок в горизонтальное положение. Конец смычка опирается на вытянутую левую руку. Локоть при этом движении поднимается на значительную высоту, а предплечье разворачивается в сторону указательного пальца, в направлении которого концентрируется опора руки на трость-вес руки и ее нажим;

Б) при обратном движении руки-переводе смычка в вертикальное положение-опора руки переносится в направлении мизинца. Указанные действия формируют движения пронации и супинации.

Комплекс 4: Функции большого пальца при движениях пронации и супинации

Упражнение

Поворотные движения руки совершаются на трости, находящейся в неподвижном горизонтальном положении, -вариант первый, или при переводе смычка из вертикального положения в горизонтальное-вариант второй.

На основе указанных действий ученик приобретает необходимые пальцевые ощущения, позволяющие оптимально контролировать процесс звукоизвлечения.

 

Комплекс 1

Упражнение 1

1 вариант

А) исходная позиция: рука со смычком вытянуты вдоль туловища, локоть прижат к боку, пальцы плотно фиксируют зону колодки;

Дальнейшие действия:

Б) не отрывая локоть от бока, поднять предплечье и расположить пальцы на трости; зафиксировать это состояние;

В) поднимать плечевую часть, разводя ее в сторону и назад, и, не останавливая движение, нести руку со смычком над скрипкой по восходящей круговой линии;

Г) доводя смычок до предела влево, возвращающимся движением по нисходящей дугообразной линии опускать его в зоне колодки на струну соль;

Д) поставив смычок на струну, несколько опустить плечевую часть и зафиксировать устойчивый контакт смычка со струной-плотную опору на не руки;

Е) активным поворотным движением поднять плечевую часть и произвести за счет этого движения атаку струны; недифференцированные ощущения в пальцах, плотно фиксирующих трость, неизменно сохраняются;

Ж) не проводя смычком по струне, после атаки поднимать его и, не задерживая движение руки, нести по аналогичной траектории вплоть до последующей постановки на струны.

2 вариант

А) все предварительные действия руки до постановки смычка на струну, ее атаки и постатаки полностью аналогичны предыдущему варианту;

Б) смычок на струну опускать ближе к его середине-в зоне центра тяжести. Учитывая, что средняя зона смычка более легкая по весу, чем зона колодки, атаку струны следует производить за счет увеличения нажима руки на трость-большей активности поворотных движений плечевой части. К формированию атаки струны в верхней зоне смычка-наиболее сложной для звукоизвлечения-следует приступать после достаточной автоматизации навыка.

Упражнение 2

1 вариант

А) опустить смычок на струну в зоне центра его тяжести способом, описанным в первом упражнении;

Б) ощутив должную опору смычка на струну, поднять плечевую часть руки;

В) активным движением плечевой части вниз произвести атаку струны; не задерживая движение руки после атаки, поднимать смычок со струны и, неся его по дугообразно-круговой линии влево-вверх-вправо-вниз, возвращать на струну в зону атаки.

2 вариант

Смычок на струну опускается в его середине-несколько ближе к границе нижней трети.

Все дальнейшие действия полностью аналогичны первому варианту.

Комплекс 2

Комплекс 3

V. Упражнения, которые способствуют формированию в зоне плечевых суставов локального двигательного силового центра руки, а также сохранению его ведущей роли во всех направлениях и на всех уровнях вертикальной формы.

Упражнение 1

 Руки опущены и вытянуты вдоль корпуса, локти плотно прижаты к бокам, пальцы сложены в кулаки, кисти откинуты кверху.

- поднять плечи до предела, не отрывая вытянутые руки от корпуса и откинув назад голову;

-зафиксировать на 10-15 секунд максимально напряженное состояние поднятых плеч;

-активно сгибая колени, быстро опускать при этом плечи и максимально расслаблять мышечные группы плечевого пояса.

Проверить свободное состояние мышечных групп плечевого пояса, покачивая вытянутыми руками в зоне естественного люфта.

Упражнение 2

Руки прижаты к корпусу, предплечья подняты и приближены к плечевым частям рук:

А) поднимать плечевые части рук, отводя их в сторону и немного назад. Приближать локти к голове;

Б) активно бросать руки, фиксируя локти у корпуса.

Предплечья неизменно сохраняют исходное положение. Проверить свободное состояние мышечных групп плечевого пояса после падения плечевых частей рук, покачивая ими в зонах плечевых суставов в пределах естественных люфтов.

 

Комплекс 2: Движения плечевой части руки (в зоне плечевого сустава) по дугообразным круговым линиям

Упражнение 1

Руки прижаты к корпусу, предплечья подняты и приближены к плечевым частям рук:

А) не отдаляя вытянутые руки от боков, вынести их несколько вперед, поднять максимально плечевые части, в зонах плечевых суставов отводить руки назад по дугообразной линии и опускать вниз, далее вынося вперед по круговой линии;

Б) двигать вытянутые руки в обратном направлении по той же дугообразной линии.

Упражнение 2

А) поднять предплечья кверху и зафиксировать пальцами плечевые суставы;

Б) все дальнейшие действия полностью аналогичны упражнению 3.

Упражнение 3

Вытянутая рука поднята вверх, локоть плотно зафиксирован.

А) совершать круговые движения по траектории «рука маятник»;

Б) бросая руку вниз и отводя ее до предела назад, активным движением возвращать руку в исходное положение;

В) аналогичные круговые движения поднятой руки в обратном направлении по траектории «назад-вниз-вперед-вверх». Самый сложный участок траектории движения руки-отведение ее назад и подъем вверх и отведение назад и бросок вниз. На этих участках движений руки стараться максимально приближать руку к корпусу, сохраняя его прямое положение.

 

Упражнение 1

А) поднять предплечье и прижать локоть к боку;

Б) делать три минимальных круговых движения плечевой части в зоне люфта и, постоянно отводя локоть назад, поднимать руки на более высокий уровень;

В) не останавливать процесс расширения диапазона круговых движений плечевой части. Отведя локоть как можно больше назад, возвращать его вперед до уровня корпуса(бока). Аналогичным приемом поднимать руку последовательно еще на два уровня, доведя подъем до возможного предела. При этом амплитуда отведения локтя назад постоянно увеличивается. Круговые движения на каждом уровне делать по три раза;

Г) зафиксировав на 10-15 секунд верхнее положение руки, бросать ее вниз, фиксируя локоть у бока. Предплечье при броске руки не разгибается.

Упражнение 2

А) поднять предплечье и прижать локоть к боку;

Б) поднимая руку, делать двустороннее движение плечевой части назад и выносить ее вперед на одинаковые расстояния. Последовательно поднимая руку на разную высоту, доводить диапазон круговых движений плечевой части до максимально возможного. Локоть при этом не разгибается, предплечье зафиксировано. После достижения рукой максимальной высоты совершить аналогичный бросок к боку.

 

Упражнение 1

А) поднять плечевую часть, руку отвести в сторону и несколько назад; локоть при этом согнут, а предплечье приближенно к плечевой части;

Б) отведя плечевую часть максимально назад и высоко поднимая локоть, выводить руку по дугообразной линии вперед и возвращать в исходное положение. Предплечье при этом опущено вниз и находится в подвешенном состоянии.

Упражнение 2

Два варианта

А) по аналогии с первым упражнением выводить руку по дугообразной линии вперед и, опуская ее вниз по круговой линии, возвращать в исходное положение-назад;

Б) отводить плечевую часть назад и, опуская локоть, вести плечевую часть по круговой линии снизу вверх.

 

Упражнение 1

А) поднимать руку по традиционной схеме. Не останавливая движение руки, выносить ее перед собой. Вести предплечье в сторону левого плеча по дугообразной линии сверху вниз. В момент опускания руки локоть занимает более низкое положение, а предплечье-более высокое;

Б) не останавливая движения, вести руку перед собой по траектории естественного размаха. Плечевая часть движется по дугообразной восходящей линии в сторону и несколько назад. Локтевой сустав при этом эластично разгибается, и предплечье образует с плечевой частью единую линию. При движении плечевой части вверх предплечье несколько опускается, его подвешенное состояние постоянно сохраняется. Ладонь во время движения предплечья опущена вниз, пальцы полусогнуты. Во время разгибания локтевого сустава не перенапрягать окружающие мышечные группы;

В) зафиксировать крайне правое положение руки и проверить подвешенное состояние, слегка покачивая ею;
Г) возвратить руку в исходное левое положение по максимально точной повторяющейся дугообразной линии. Локоть опускается, а предплечье поднимается.

Упражнение 2

А) плечевая часть руки движется по траектории ее естественного размах с небольшим отведением ее назад;

Б) плечевая часть двигается с небольшим выведением ее вперед-имитация ведения смычка;

В) плечевая часть двигается с большим выносом вперед-имитация движения руки в направлении клавиатуры.

Каждое движение руки делать по три раза, вынося ее вперед, и в той же последовательности возвращать руку к траектории естественного размаха.

То же самое необходимо делать одновременно двумя руками.

 

 

Заключение

Основная задача комплекса специальных упражнений-подготовить руки к различным видам движений. Физиологически обоснованный подъем руки, при котором плечевая часть двигается вверх, дает возможность воспитать оптимальные взаимодействия всех мышечных групп, участвующих в этом процессе, унифицировать все виды движений руки. На этой основе в функционирующей руке намного легче добиться четко выверенных процессов напряжений и расслаблений, создать предпосылки для фазы наивысшей физиологической проводимости.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….2

Упражнения………………………………………………………………………..4

Заключение……………………………………………………………………….15

Содержание……………………………………………………………..……….16

 

 

 

 

 

                                                                                                 

 

 

Введение.

 

                                      Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно

и тембрально тонкий слух-

вот первая задача педагога-музыканта,

сквозной стержень его работы

Г. Коган

 

  I. ХХ век, особенно начиная со второй половины, ознаменован выдающимися достижениями в области скрипичной техники. Виртуозное владение инструментом становится массовым явлением. Технические трудности, ранее доступные лишь немногим виртуозам, с легкостью выполняются учащимися, не обладающими ярко выраженными природными данными. Несомненно, столь внушительные успехи исполнительства стали возможны благодаря развитию методической науки. Современные ученые-методисты коренным образом пересмотрели свое отношение к двигательному аппарату музыкантов. Этот анализ удалось осуществить с помощью естественно-научных знаний.

Анализ основных принципов процесса звукообразования и взаимосвязи базовых элементов позволяет утверждать:

А) атака звука формирует характер начального импульса вибрации струны;

Б) характер вибрации струны определяет специфику окраски звука-его тембр;

В) качественная сторона вибрации, ее равномерность, интенсивность и продолжительность, находится в прямой зависимости от соблюдения акустических закономерностей звукообразования.

  Слуховой контроль вибрации струны-основа воспитания тембровой стороны слуха. Точно следуя слуховым ориентирам, ученик сможет в короткие сроки добиться положительных результатов в процессе работы над звукоизвлечением.

Главные акустические закономерности звукообразования на струнно-смычковых инструментах:

1. Качественное звучание струны на смычковых инструментах получается при ее свободной вибрации, т.е. равномерных колебаниях.

2. Равномерные колебания струны зависят от четкой периодизации захватов этой струны канифольной массой, ее оттягиванием и возвращением в исходное положение во время движения волосяной ленты.

3. Первичный импульс, позволяющий струне свободно и равномерно вибрировать, формируется на основе начального контакта смычка со струной, называемого «атакой».

4. Скорость ведения смычка и плотность его нажима на струну находятся в прямой зависимости: чем больше скорость движения смычка, тем больше должна быть плотность нажима волосяной ленты.

5. Длина используемого участка ленты обратно пропорциональна плотности нажима смычка на струну: чем больше используемый участок, тем меньше должна быть плотность нажима на струну.

6. Специфика характера извлекаемого звука и его динамики зависят от оптимальной точки звукоизвлечения на струне. рр и р- у грифа, mf - в центре, между грифом и подставкой, f и ff -ближе к подставке. Несоблюдение этого правила ведет к искажению характера требуемого тембра.

7. Качество звукоизвлечения зависит от правильного наклона волосяной ленты: у колодки, где волосяная лента более мягкая, эластичный наклон в сторону грифа требуется несколько больший, чем в середине, а тем более в конце смычка, где волосяная лента более жесткая. При игре f и ff волос должен максимально выпрямляться, при игре рр и р требуется значительный наклон для смягчения звука.

                                                          

  II. Кисть руки

   Все сложнейшие ощущения возникают в зоне «кисти-пальцев», там же формируются точные движения, необходимые исполнителю. Контакт игровой зоны руки с музыкальным инструментом –например, правой руки со смычком –образуется в зоне «кисти-пальцев». Так возникает ощущение руки и смычка как единого целого. Аналогичные ощущения должны формироваться и при контактах руки с грифом, клавиатурой или вообще с любым музыкальным инструментом. Физическому развитию кисти стоит уделять самое серьезное внимание. Необходимо всемерно развивать неподвижность и эластичность мышечных групп, окружающих суставы этой области, особенно пальцевые. Зачастую зажатость кисти носит вторичный характер и провоцируется напряжением в других частях руки.

Наиболее распространенные причины зажатости кисти правой руки у скрипачей:

1) Разобщенность действий частей руки, особенно при самостоятельных разгибаниях и сгибаниях локтевого сустава, не скоординированных с плечевым суставом, а также при активных движениях кистевого сустава, его чрезмерных сгибаниях и прогибаниях, зачастую превращающихся в самоцель. В такой ситуации большой палец держит трость излишне жестко.

2) Потеря ощущения веса руки при контакте смычка со струной. При этом кистевой сустав постоянно фиксирован и его движения скованны. Подобный метод звукоизвлечения носит силовой характер.

3) Движение руки со смычком по прямолинейно-горизонтальной линии, затрудняющее деятельность пронаторов и супинаторов, ответственных за нажим пальцев на трость в разных участках смычка.

 

                                            Упражнения.

I. Положение корпуса и проблемы звукоизвлечения.

«Отведение инструмента влево

развязывает правую руку, которая получает

возможность естественно и свободно двигаться ».

Ю. Янклевич



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.088 с.)