Вопрос 25. Связь педагогики с другими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 25. Связь педагогики с другими науками



Место педагогики в системе наук о человеке можно более четко выделить путем рассмотрения ее связей с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и явления не могут получить научный статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.

Антропология как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека.

Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Сложными и неоднородными являются связи между педагогикой и экономическими науками. Экономический фактор оказывает большое влияние на развитие педагогических исследований. Связь экономики и педагогики послужила основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

Социология выявляет основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения. Социальная педагогика изучает закономерности социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

Образовательная политика является отражением идеологии различных партий и классов, которую изучает политология. С другой стороны, педагогика разрабатывает механизмы формирования политической культуры личности.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гуманитарными и естественнонаучными науками. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением роли информационных технологий в образовании актуальной задачей является укрепление связей педагогики с информатикой.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества в целом входит в качестве составляющей в мировую культуру современности, педагогические проблемы имеют общекультурное значение. Поэтому важно укрепить связь педагогики с культурологией.

Формы связей педагогики с другими науками разнообразны: применение методов других наук (математическое и компьютерное моделирование и проектирование, социологические опросы, социометрия и т.д.); использование результатов исследований, полученных различными науками; объединение усилий педагогов с представителями других наук; совместная разработка новых понятий (диверсификация образования, педагогическая


Вопрос 26.О бразование как социокультурный феномен и педагогический процесс, его основные модели

Понятие образование имеет два значения:

¡  1. как процесс: специально организованный целенаправленный процесс обучения и воспитания личности, в ходе которого происходит ее формирование и развитие

¡ 2. как результат: результат освоения определенного этапа получения образования.

 

Как социальный феномен

- Возникло с появлением общества, поскольку человек как сознательное существо понимал необходимость передачи знаний, умений и навыков следующему поколению.

-  Предполагало передачу опыта следующим поколениям и осуществлялось непрофессионалами.

- Осуществляет подготовку личности к жизни в обществе.

 

Образование как культурный феномен:

  1. Образование является средством трансляции культуры, поскольку в процессе обра зования человек осваивает созданные людьми ценности (исторические, художественные и пр.)

2. В процессе образования человек развивает себя, свою внутреннюю культуру.

3. Культура является показателем образования человека.

Как педагогический процесс

1. Целенаправленно и реализует три основные функции: обучающую, воспитывающую и развивающую

2. Специально организованно и осуществляется через учебные заведения

3. Систематично: осуществляется по утвержденным планам и программам

выделяют две основные модели образования:

1. Знаниевая модель предполагает направленность педагогического процесса на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков.

- Являляется доминирующей моделью в традиционном обществе.

- В процессе обучения недостаточно реализуется развитие способов мышления, реализация разных типов деятельности, общение и т.п.


2. Развивающая модель о риентирует педагогический процесс на развитие способностей личности, учет индивидуальных особенностей.

¡ Важнейшей задачей обучения становится овладение способами мышления и деятельности.

¡ Данный подход является приоритетным в современном образовании.

¡ Предполагает: активные формы и методы обучения, развивающие технологии, усвоение обобщенных способов выполнения различных видов деятельности.

¡ Качество образования определяется не уровнем сформированности знаний, умений и навыков, а развитием способностей, готовностью личности к самообразованию и самосовершенствованию.

 

Вопрос 27.  Тенденции образования в современном мире

¡ Гуманизация образования — ориентация на развитие личностного потенциала учащихся, индивидуальный подход, формирование отношений взаимного уважения учащихся и педагогов.

¡ Гуманитаризация образования — ориентация на усвоение широкого круга знаний о человеке и обществе, знание иностранных языков, истории и культуры.

¡ Диверсификация образования — расширение многообразия учебных заведений, образовательных программ и типов управления.

¡ Стандартизация образования — ориентация на реализацию государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин.

¡ Многоуровневость образования — где каждый уровень (этап) имеет свои цели, сроки и качественную завершенность в форме выдачи соответствующих дипломов.

¡ Информатизация образования —использование в образовательном процессе информационных технологий, вычислительной техники, компьютеров.

¡ Непрерывность образования — заключается в постоянном образовании или самообразовании в течение всей жизни.

Позитивные тенденции в современном образовании:

¡ Обеспечение доступности образования для всего населения

¡ Интернационализация образования

¡ Отход от ориентации на «среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям

¡ Формирование личности как активного субъекта собственной жизнедеятельности

¡ Вариативность содержания образования (введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями);

¡ Распространение международных образовательных программ (Темпус, Лингва, Эразмус и пр.)

Негативные тенденции в образовании:

¡ Низкий уровень качества обучения в массовой и средней школе

¡ Невозможность получения образования для выходцев из самых бедных семей во многих странах мира

¡ Отрицательное влияние обучения на здоровье учащихся в связи с учебной перегрузкой

¡ Продолжающийся отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогических кадров

¡ Единообразие образовательного процесса в учебных заведениях

¡ Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением без опоры на самоуправление учащихся и студентов

Вопрос 28. Реформирование высшего образования в Республике Беларусь

 Цели:

1. повышение качества высшего образования;

2. формирование профессиональной, социальной и личностной компетенции будущих специалистов;

3. развитие способности заниматься самосовершентвованием на протяжении всей жизни

 

Выделяют два основных направления реформирования:

1. Структурно-организационные изменения:

¡ а) переход к двухступенчатой системе подготовки специалистов, включающей бакалавриат и магистратуру;

¡ б) сокращение сроков обучения;

¡ в) переориентация вузов на подготовку специалистов, востребованных на рынке труда (постоянное обновление специальностей)

¡

2. Содержательно-технологические изменения:

· А) увеличение доли самостоятельной работы студентов

· Б) введение модульно-рейтинговой системы

· В) 10-балльная система оценки

· Г) объективность условий поступления в вузы (ЦТ, ЕГЭ)

· Д) повышение мобильности студентов и преподавателей и пр.

 

Вопрос 29. Самосовершенствование личности

¡ Это сознательная и систематическая работа над собой с целью совершенствования имеющихся и формирования новых социально-приемлемых качеств

¡ В основе лежит высшая потребность человека - в саморазвитии и самореализации.

 

Виды:

¡ 1. По содержанию:

¡ нравственное – формирование и развитие нравственных качеств

¡ умственное – предполагает интеллектуальный рост

¡ физическое – совершенствование физических возможностей

¡ эстетическое – развитие способности воспринимать и творить прекрасное

¡ профессиональное – совершенствование в профессиональной области и пр.

¡ 2. По целям:

¡ искореняющее – направленное на устранение недостатков

¡ новообразующее – направленное на приобретение позитивных качеств

¡ 3. По длительности:

¡ Кратковременное

¡ Эпизодическое

¡ Систематическое

 

Этапы

¡ 1. Самопознание - изучение личностью собственных физических, психических и личностных особенностей.

¡ 2. Самооценка формируется

§ 1. путем сравнения себя с другими людьми

§ 2. путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.

¡ Виды самооценки: 1. адекватная самооценка выражается в критическом сопоставлении себя с окружающими, позволяет правильно сформулировать цели самосовершенствования

¡ 2. Неадекватная: а) Заниженная самооценка проявляется в неуверенности в себе и непонимании значимости работы над собой.

¡ Б) Завышенная самооценка выражается в переоценивании себя и нежелании заниматься самосовершенствованием.

¡ 3. Программирование профессионального и личностного роста: постановка цели, разработка плана, определение путей, средств и методов самосовершенствования.

¡ 4. Осуществление программ самосовершенствования.

¡ 5. Оценка результатов, корректировка деятельности и постановка новых целей

Приемы:

Самоконтроль  

¡ Самоприказ

¡ Самоубеждение и самовнушение

¡ Саморегуляция предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний.

¡ Самостимуляция включает самоодобрение, самопоощрение и самонаказание и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.134 (0.039 с.)