Характеристика житейских и научных психологических знаний. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика житейских и научных психологических знаний.



Характеристика житейских и научных психологических знаний.

Знания в области психологии необходимы каждому человеку. Они позволяют, прежде всего, помочь человеку познать самого себя, адекватно воспринимать окружающих людей, простраивать эффективные способы общения в различных видах человеческой деятельности (бытовой и профессиональной). Различают: житейские (обыденные) знания; научные (психологические) знания.

Житейские знания возникают у человека стихийно: вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения литературы, просмотра фильмов, перенимаются у других людей. Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач. При столкновении человека со сложными психологическими задачами, возникающими в профессиональной сфере и сфере личных отношений, возникает необходимость в использовании научных психологических знаний.

Научные психологические знания разрабатываются учеными-психологами на основе специальных методов и технологий научного познания, благодаря которым удается избежать перечисленных недостатков житейских знаний. Научные знания зафиксированы в соответствующих научных трудах, учебниках и справочниках. В процессе обучения они передаются и усваиваются через учебную деятельность. Особенности научных знаний: достаточно высокий уровень точности и объективности; логическая последовательность; систематизированность; осознаваемость; обобщенность.

В связи с этим, наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских.

Задачи психологии: 1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности и управлять ими;

2) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

3) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

4) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

 

Стили руководства

Стиль руководства 1. Авторитарный стиль: 1. минимум демократии 2. максимум контроля 3. отсутствие интереса к работнику как к личности. Плюсы: обеспечивает вполне приемлемые результаты работы. Минусы: 1. подавление инициативы, замедление нововведений, застой; 2. неудовлетворенность людей своей работой; 3. неблагоприятный психологический климат.

2. Либеральный стиль Характеристики: 1. максимум демократии 2. минимум контроля 3. отсутствие интереса как к деятельности группы, так и к каждому представителю группы.

Минусы: 1. низкие результаты работы 2. неудовлетворенность работой 3 неблагоприятный психологический климат в коллективе

3. Демократический Характеристики: 1. Ма ксимум демократии 2. максимум контроля 3. интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудника. Является наиболее действенным стилем управления. Плюсы 1. высокие производственные результаты труда 2. активность сотрудников 3. удовлетворенность людей своей работой 4. благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.

Вопрос 30. Развитие личности

Социогенетические теории развития придерживаются диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов.

Однако личность - это целостная система, в которой находит отражение как биологическое, так и социальное.

Факторы развития личности:
1) внутренние
• наследственность – врожденные и унаследованные от родителей психофизиологические особенности и свойства человека
• активность – ее собственные деятельность, чувства, воля, интересы, которые формируются под влиянием внешних факторов и сами становятся источниками развития
2) внешние
• среда – окружающая реальная действительность, в условии которой происходит развитие человека
• воспитание – деятельность по развитию и формированию личности

Авторитарный:

При авторитарном стиле воспитания родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физические наказания за малейшие проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастают либо неуверенными в себе, робкими, невротизированными, неспособными постоять за себя либо, наоборот, агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире.

Гиперопекающий

При гиперопекающем стиле воспитания родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а так же социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него проблемы. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье.Ребенок растет инфантильным, неуверенным в себе, невротизированным, тревожным.В последствии у него возникают трудности в социализации.

Отчужденный

Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Такое безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям.

Хаотический

Возникает на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители постоянно выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. Родители, применяющие разные стили воспитания и общения лишают ребенка такой стабильности, формируют тревожную, неуверенную в себе, импульсивную, в некоторых случаях агрессивную, неуправляемую личность.

Демократический

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.Демократический стиль воспитания.

 

Вопрос 33. Самовоспитание личности, его этапы, методы и приемы

¡ деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями; вместе с самообразованием является составляющей процесса самосовершенствования

Значение: обеспечивает личностный рост и развитие личности;позволяет достичь максимального эффекта от процесса воспитания;интенсифицирует процесс межличностного взаимодействия

¡ К условиям эффективного самовоспитания относятся: 1. определенный уровень развития личности, ее самосознания (достигается не ранее подросткового возраста)

¡ 2. способность к самоанализу и сознательному сопоставлению себя с другими людьми

¡ 3. положительная мотивация на преодоление трудностей в ходе саморазвития и самореализации.

Этапы самовоспитания:

¡ 1. Самоизучение: выявление того, что нужно в себе менять или формировать;

¡ 2. Постановка цели самовоспитания.

¡  3. Самообязательство – разработка плана достижения цели;

¡ 4. Реализация плана (осуществляется при обязательном самоконтроле);

¡ 5. Рефлексия – соотнесение результатов с планом и постановка новой цели.

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

1. Самопознание: деятельность человека, направленная на изучение самого себя. Значение: результаты, полученные с помощью самопознания, позволяют сформулировать задачи для самовоспитания. Осуществляется посредством самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самосравнения.

2. Самообладание – метод коррекции собственного поведения и состояния. Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

3. Самостимулирование предполагает самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Самовоспитание предполагает использование разнообразных приемов:Самообязательство – добровольная постановка перед самим собой осознанных целей и задач для самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные ценные качества;

· Самоотчет – ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь (часто имеет письменную форму);

· Самоанализ – осмысление собственной деятельности и ее результатов, поступков и поведения; выявление причин успехов и неудач;

· Самоконтроль – систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.

 

 

Вопрос 34. Самообразование

Самообразование индивида — необходимое условие профессиональной деятельности, это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; самостоятельное приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого человека, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие индивида к самообразованию: ежедневная работа с информацией; креативность; стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики; изменения, происходящие в жизни общества; конкуренция; общественное мнение; материальное стимулирование; интерес.

Направления самообразования: профессиональное; психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое правовое; эстетическое (гуманитарное); историческое; иностранные языки; политическое; информационно-компьютерные технологии; охрана здоровья; интересы и хобби; иное.

Источники самообразования: телевидение; газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); интернет; видео, аудио информация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции, мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; Курсы повышения квалификации; путешествия.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам индивид, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации, творческих групп обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим индивидом.

Конкретные виды самообразования: систематический просмотр определенных телепередач; чтение конкретных профессиональных периодических изданий; чтение методической, профессиональной и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, профессиональных технологий; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; изучение иностранных языков; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; изучение информационно-компьютерных технологий; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Результаты самообразования: повышение качества выполняемой работы; разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования, разработка новых идей; выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; создание комплектов профессиональных разработок; проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Основные факторы успешного самообразования:

1. Это, собственно, умственные способности, комбинаторные возможности мозга.
Если мы говорим о взрослом самостоятельном человеке, который уже имеет достаточную комбинаторику, то есть он уже "научен учиться" - то выбор инструментов для самообразования широк - книги, интернет-публикации, курсы. И он способен ещё более усиливать свои комбинаторные возможности - играя в шахматы, осваивая музыкальные инструменты, решая различные головоломки. Развитая комбинаторика в дальнейшем позволяет быстрее схватывать суть любого возникающего прикладного вопроса, то есть быстрее обучаться.
2. Внутренняя дисциплина.
Современное общество в массе недисциплинировано, и те, кому в ходе воспитания посчастливилось обрести это качество, имеют возможности на порядок выше, чем у окружающих.
Тем не менее, любой человек способен использовать имеющиеся у него минимальные волевые качества для развития самодисциплины.  При недостатке самодисциплины помощником в самообразовании может стать соответствующий круг общения.
3. Круг общения и среда общения.
Круг и среда даже при недостатке самодисциплины способны ввести человека в процесс активного самообразования за счёт вдохновляющего примера коллег и друзей. Грамотно подобранный круг общения является фактором, стимулирующим неглупых и способных, но инертных людей к активному самообучению. Всегда стоит искать дружбы с интеллектуально развитыми активными людьми.

Характеристика житейских и научных психологических знаний.

Знания в области психологии необходимы каждому человеку. Они позволяют, прежде всего, помочь человеку познать самого себя, адекватно воспринимать окружающих людей, простраивать эффективные способы общения в различных видах человеческой деятельности (бытовой и профессиональной). Различают: житейские (обыденные) знания; научные (психологические) знания.

Житейские знания возникают у человека стихийно: вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения литературы, просмотра фильмов, перенимаются у других людей. Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Житейские знания являются пригодными лишь для решения простых обыденных психологических задач. При столкновении человека со сложными психологическими задачами, возникающими в профессиональной сфере и сфере личных отношений, возникает необходимость в использовании научных психологических знаний.

Научные психологические знания разрабатываются учеными-психологами на основе специальных методов и технологий научного познания, благодаря которым удается избежать перечисленных недостатков житейских знаний. Научные знания зафиксированы в соответствующих научных трудах, учебниках и справочниках. В процессе обучения они передаются и усваиваются через учебную деятельность. Особенности научных знаний: достаточно высокий уровень точности и объективности; логическая последовательность; систематизированность; осознаваемость; обобщенность.

В связи с этим, наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских.

Задачи психологии: 1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности и управлять ими;

2) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

3) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

4) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.004 с.)