Пост. затраты на весь объём продаж, тыс. руб. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пост. затраты на весь объём продаж, тыс. руб.



План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт
А 5700 4850 38,58 30,77 5,0 5,2 2,8 3,1    
В 5600 5300 35,22 33.63 6,0 6,1 3,6 3,5    
С 2700 3050 16,98 19.35 7,0 7,35 3.5 3,6    
Д 1900 2560 11.95 16.25 7,5 7,8 3,75 3,744    
Итого 15900 15760 100 100 ----- ----- ----- ------ 24655 26490

Используя данные таблицы № 2, рассчитаем влияние факторов, на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки.

Вначале определим прибыль исходя из планового уровня всех факторных показателей:

Ппл = ∑(VРПобщ.пл * Удiпл * (Цiпл – biпл)) – Aпл =

= 5700 х (5,0 - 2,8) + 5600 х (6,0 - 3,6) + 2700 х (7,0 - 3,5) +1900 х (7,5 - 3,75) - 24 655 - 17900 тыс. руб.

Затем рассчитаем сумму прибыли при изменении общего объема продаж, но при сохранении плановой его структуры и планового уровня остальных факторов:

Ппл = ∑(VРПобщ.ф * Удiпл * (Цiпл – biпл)) – Aпл =

= 5650 * (5,0 - 2,8) + 5550 * (6,0 - 3,6) + 2676 * (7,0 - 3,5) +1884 * (7,5-3,75)-24655 = 17525 тыс. руб.

После этого узнаем, какой будет прибыль при фактическом объеме и структуре продаж, но при плановом значении остальных факторов:

Пусл2 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiпл – biпл)) – Aпл =

= 4850 * (5,0 - 2,8) + 5300 * (6,0 - 3,6) + 3050 * (7,0 - 3,5) +

+2560 * (7,5 - 3,75) - 24 655 = 19 010 тыс. руб.

Прибыль при фактическом объеме, структуре продаж и фактических ценах, но при плановом уровне переменных и постоянных затрат составит:

Пусл3 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biпл)) – Aпл =

=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 – 3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,75) - 24655 = 22345 тыс.руб.

При плановой сумме постоянных затрат, но при фактическом значении остальных факторных показателей прибыль равна:

Пусл4 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biф)) – Aпл =

=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 – 3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,744) - 24655 = 21131 тыс.руб.

Фактическая сумма прибыли составляет:

Пф = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biф)) – Aф =

=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 – 3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,744) - 26490 = 19296 тыс.руб.

Изменение суммы прибыли произошло из-за:

а) уменьшения общего объема продаж

ΔПvрп = Пусл1 –Ппл = 17525 – 17900 = -375 тыс. руб.

б) изменения структуры реализованной продукции

ΔПстр = Пусл2 –Пусл1 = 19010 – 17525 = +1485 тыс.руб.

в) изменения уровня отпускных цен

ΔПц = Пусл3 –Пусл2 = 22345 – 19010 = +3335 тыс. руб.

г) изменения уровня переменных расходов

ΔПц = Пусл4 –Пусл3 = 21131 – 22345 = =1214 тыс. руб.

д) изменения постоянных затрат

ΔПА = Пф – Пусл4 = 19296 – 21131 = -1835 тыс. руб.

Итого + 3120 тыс. руб.

По методике маржинального анализа прибыль в большей степени зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше постоянных затрат приходится на единицу продукции.

Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли убеждает нас в преимуществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

Методика маржинального анализа рентабельности

Наиболее полно, чем прибыль конечные результаты отражает рентабельность. Этот показатель соизмеряет результаты хозяйственной деятельности и затраты, или полученную выручку, или совокупный капитал.

Действующая методика анализа рентабельности, также не учитывает взаимосвязь "затраты — объем — прибыль". По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.

В действительности, как мы уже убедились, и прибыль и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.

Используя данные таблицы № 1, проведем факторный анализ рентабельности одного вида продукции (изделия А),

Приведенные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом ниже планового на 9,45%.

В том числе за счет изменения:

объема реализованной продукции: ΔRvРП = 18,75 – 25,0 = -6,25%;

цены реализации: ΔRц = 23,5 - 18,75 = +4,75%;

удельных переменных затрат: ΔRb = 15,29 - 23,5 = - 8,21%;

суммы постоянных затрат: ΔRА = 15,55 – 15,29 = +0,26%

По формуле объем продаж на изменение уровня рентабельности не влияет. По данной же методике за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность данного изделия снизилась на 6,25%. Это более достоверные результаты, так как они учитывают взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.005 с.)