Общее представление о технологиях воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление о технологиях воспитания



Общее представление о технологиях воспитания

Технология воспитания — это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно.

Технология воспитания — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воспитания воплощается в конкретный результат.

Технологии воспитаниявесьма наукоемкие технологии. Разработка каждой такой технологии требует анализа и отбора огромного объема научной инфор­мации из всех областей человекознания. Если, например, учесть, что в современной общей и социальной психологии существует более 70 концепций, разъясняющих психологическую структуру личности, то создание технологии воспитания базовой культуры личности представляется замыслом очень утопичным.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

· Диагностирование

· Целеполагание

· Проектирование

· Конструирование

· Организационно – деятельностный компонент

· Контрольно – управленческий компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Содержанием воспитательных технологий являются:

· Научно обоснованные социализированные требования

· Передача социального опыта

· Постановка цели и анализ сложившейся ситуации

· Социализированная оценка ученика

· Организация творческого дела

· Создание ситуации успеха

Так же, как и для технологии обучения, характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.

Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:

· Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)

· Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)

· Содержательная (предметная) деятельность

· Завершение

· Проекция на будущее

 

Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур.

1. Определение четкой конкретной цели.

2. Разработка «пакета» теоретических оснований.

3. Поэтапная, пошаговая структура деятельности.

4. Анализ результатов (мониторингкоррекция-рефлексия).

Коллективное воспитание по А.С.Макаренко

 

Учение о воспитательном коллективе и коллективизме занимает центральное место в теории Антона Семеновича Макаренко.

По мысли Макаренко; 1) Коллектив — это орудие формирования активной, творческой личности с высокоразвитым чувством долга, цели, достоинства;

2) Коллектив — это средство защиты интересов каждой личности. В коммуне Макаренко пришел к выводу, что лучшие коллективы — это разновозрастные отряды до 15 человек, где старшие заботятся о младших, защищают их, а младшие учатся всему у старших.

Антон Семенович разработал (многочисленные педагогические и художественные сочинения (Педагогическая поэма)), и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелепой путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения).

Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событийосновной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными - это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Школьное самоуправление, его организация

Функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию

ученического самоуправления

Директор отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления, регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.

Заместитель директора по ВР принимает участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников, сотрудничает с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие   общешкольной модели, консультирует   органы    ученического самоуправления по всему кругу вопросов.

Педагог-организатор занимается практическими вопросами, реализует
воспитательные программы различной направленности, координирует деятельность детских общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Классный руководитель изучает интересы обучающихся, находит путь индивидуальной поддержки каждого, преодолевает проблемы, которые возникают в коллективе класса, создает условия для развития ученического самоуправления, обладает глубокими социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни учреждения в качестве обычного участника.

Педагог-психолог помогает выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать
классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.

Учитель-предметник консультирует школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке актов. При желании имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения.

 

Условия развития ученического самоуправления

Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).

 Программно-методические условия. Цели и задачи программно­методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления.

 Кадровые условия — возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления и обучение активистов ученического самоуправления.

 Социально-психологические условия. Педагогический коллектив должен «созреть» до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися, и, прежде всего, на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.

Принципы самоуправления

•  обучать лучшей жизни путём включения в лучшие отношения;

•  установка на постоянное добротворчество, привычка заботиться о близких и «далёких» людях и быть удовлетворённым этой заботой;

•   пять «само-»: самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоуправление, самоанализ;

•  отношения с взрослыми на основе сотрудничества по улучшению своей и окружающей жизни по принципу «ученик Человек — учитель Человек», воспитатель и воспитанники составляют единый воспитательный коллектив старших и младших;

•  каждое дело - творчески, а иначе — зачем?

•  регулярная поочерёдная сменяемость выбранного актива;

•  расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления;

•  опора на интересы детей и их желание (добровольность) действовать

Детям можно отдавать следующие области школьной жизни:

·    Досуг: Школьные вечера, праздники, коллективные творческие дела и т. д.

· Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.

· Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение.

·  Спорт и спортивные мероприятия.

·  Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, сбор макулатуры, работа на пришкольной территории и т. д.

· Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

·  Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.

·  Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д.

Алгоритм развития самоуправления в классе:

· Анализ, самоанализ, выявление причин нерешённости отдельных задач;

· Определение цели и задач на новый период;

· Планирование действий руководителя; коллективное планирование, определение содержания работы коллектива на новый период;

· Определение форм и методов работы;

· Организация коллективной деятельности;

· Самоконтроль, коллективный контроль за решением задач самоуправления, реализацией планов, работой актива, оперативный анализ деятельности;

· Регулирование деятельности и отношений в коллективе;

· Подведение итогов, итоговый анализ деятельности;

· Разработка перспектив развития самоуправления.

Для ученического самоуправления обязательными атрибутами:

· наличие демократически выбранных и постоянно сменяющихся органов;

· соответствие целей самоуправляющихся структур целям школы;

· важнейшая роль решений всего коллектива или всех участников организации;

· отчетность выборного актива перед рядовыми членами организации;

· обязательная прозрачность и гласность всей деятельности;

· поощрение любой разумной инициативы снизу, стимулирование активности участников;

· наличие консультативной помощи опытных взрослых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.02 с.)