Фазы развития педагогической ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фазы развития педагогической ситуации



1 Конфликтное острое начало с явным нарушением социально-ценных норм и ценностей одним из участников.

2.Ответная фаза соперника.

3 Быстрое и радикальное изменение бытующих норм и ценностей.

Сущность педагогической ситуации: противоречие → развитие → разрешение.

Классификация педагогических ситуаций:

·    по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);

·    по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);

·    по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);

·    по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);

·    по участникам (учитель – ученик, учитель – группа учеников, сейчас бы добавила учитель - родитель ученика)

·    по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);

·    по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.

·    Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения), по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).

Этапы решения педагогической ситуации:

1. Обнаружение факта.

2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации.

3. Определение характера ее содержания.

4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе.

5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых.

6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач.

7. Выбор способов решения педагогических задач.

8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Явление импринтинга как основа некоторых методов воспитания

 «Импринт» (буквально от англ. imprint – запечатлевать, оставлять след) – это имеющий большое значение опыт или последовательность жизненных опытов прошлого, сформировавших у человека убеждение или целую совокупность убеждений» (Р.Дилтс).

Импритинг – мгновенное подкорковое обучение.

Наиболее полное определение

«Запечатле́ние, или импри́нтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) — в этологии (зоопсихологии) и психологии специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения). Запечатление осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.

Наиболее изученная и показательная форма запечатления — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом».

Основные определения импринтинга:

· Осуществляется в ограниченный период времени, когда человек находится в критическом или сенсибильном состоянии.

· Совершается мгновенно. Иногда достаточно только одной встречи с объектом импринтинга. «Научение с первого раза».

· Воспринимается на уровне подсознания, не поддаётся логическому объяснению.

· Происходит без пищевого или иного подкрепления

· Характеризуется слабой или полной необратимостью.

Последствия импринтинга

В моменты, когда новорожденный ребёнок или уже взрослый человек, находится в сенсибильном состоянии, психика чрезвычайно чувствительно реагирует на любые раздражители. Всё, что происходит в момент импринтинга, впоследствии станет нормальным поведением человека в социуме. Таким образом, в этот момент вокруг человека должны находиться любящие и понимающие люди.

Если в момент импринтинга ребёнка отрывают от матери или другого воспитателя, к которому произошёл импринт, то в психическом развитии малыша происходят тяжёлые нарушения. В будущем ребёнок может стать чрезмерно агрессивным, замкнутым, иметь проблемы с социализацией и общением.

По механизму импринтинга также формируется шаблон поведения, свойственный определённому полу. В психологии этот процесс называют идентификацией. В различные моменты развития ребёнку необходим полноценный контакт и постоянное общение с представителем своего пола. Так, мальчик с трёх лет должен постоянно общаться с отцом или с уважаемым человеком мужского пола.

Переосмыслить шаблоны поведения, которые были заложены в период импринтинга, ребёнок сможет только после 20-ти лет. Для изменения этих шаблонов необходима усердная работа над собой. Справиться с тяжёлым импринтом человеку может помочь только опытный психолог.

Есть смысл воспользоваться этими законами запечатления информации, учитывать особенности чувствительных периодов при обучении детей основным правилам экологии, как наиболее важным в последующей жизни, чтобы сильнее закрепить полученные знания.

Педагогическое стимулирование и педагогическая коррекция

В.Г. Пряникова определяет педагогические стимулы как специфические воспитательные средства, потенциально способные осуществлять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития подростка.

Методы стимулирования поведения и деятельности –Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Их психологической основой является переживание, самооценка воспитуемого, осмысление поступка, вызванные оценкой педагога и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения людей с помощью его оценки.

Поощрение - совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования воспитуемых с целью побуждения их к личностному совершенствованию.

Критика рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств воспитуемого или результатов его деятельности.

Принуждение - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В то же время в практике опытных педагогов достаточно эффективным является применение методов воспитания другой видовой группы – психологической.

метод невербального воздействия (средства: мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса),

метод эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение, поучение)

метод рационального воздействия (основное средство - внушение). Вместе с тем необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом использовании) воздействие педагога на рациональную сферу личности человека.

Педагогическая коррекция - совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка, коррекцию его поведения совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка, коррекцию его поведения

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

Методы коррекции:

1. Методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

2. Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогнозирования отрицательного поведения;

3. Методы перестройки жизненного опыта:

а)   предписания;

б)   ограничения;

в)   переучивания;

г)   переключения;

д)   регламентации образа жизни;

4. Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

а)   поощрения и наказания;

б)   соревнования;

в)   положительной перспективы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.007 с.)