Государственная политика в сфере воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная политика в сфере воспитания



Государственная политика в сфере воспитания

1. Направления воспитательной работы

2 Понятие идеала воспитания и проблема его формирования в современном обществе

3 Качества личности и направления воспитания

4 Роль школьных курсов биологии в реализации задач экологического воспитания

Реализация идеала в практической работе школы и учителя

Осуществление всестороннего и гармоничного развития личности тесно связано с возможностями общества – материальными и духовными, а также с уровнем развития самой школы.

Реализация идеала на практике в школе отражается в учебных планах школы, в которых дается перечень учебных предметов. В них пред­усматривается изучение предметов, которые обеспечивают усвоение знаний по основам важнейших наук и умственное развитие учащихся, техническую подготовку, физическое, эстетическое и нравственное воспитание.

Конкретное содержание обучения и воспитания, а также развитие личностных качеств учащихся разных возрастов раскрывается в учебных программах и учебниках, которые разрабатываются для каждого класса. Таким образом, учитель обеспечивается и должен руководствоваться в своей работе рядом нормативно-методических документов.

Однако, как бы ни были важны эти документы, развитие учащихся, его всесторонность и гармоничность целиком зависят от учителя, его научно-педагогической подготовки и качества проводимой им учебно-воспи­тательной работы. И вот здесь перед ним возникает целый ряд вопросов.

Во-первых, необходимо хорошо представлять, какое место во все­стороннем развитии учащихся занимает тот или иной учебный предмет. Что касается математики, физики, химии, биологии, родного и иностранного языков и литературы, то их роль в формировании личности понимают все. К сожалению, бывают случаи, когда тот или иной учитель не скрывает своего пренебрежения к таким предметам, как рисование, пение и особенно физкультура, и этот негативизм нередко передается ученикам. Тем самым наносится вред всестороннему их развитию.

Во-вторых, каждый учитель должен хорошо осознавать конкретную роль своего предмета во всестороннем развитии учащихся. Нужно иметь в виду, что каждый предмет имеет широкий спектр воспитательно-развивающего влияния. Он содействует прежде всего умственному развитию личности, несет в себе большой потенциал нравственного и эстетического воспитания (нравственные идеи – в литературе, красота симметрии – в математике и т.д.), в той или иной мере дает возможность ознакомления с техникой, производительным трудом людей (техническое обучение). В то же время выполнение санитарно-гигиенических требований в процессе учебных занятий помогает физическому воспитанию учащихся.

В-третьих, необходимо в полной мере использовать воспитательно-развивающий потенциал каждого урока и других видов учебных занятий. Это означает, что осуществление всестороннего развития личности должно определять как целевые установки каждого урока, так и его содержание, а также методы обучения.

Наконец, решению этой проблемы должны быть подчинены различные формы внеклассной учебно-воспитательной работы, которые в той или иной мере способствуют умственному, техническому, нравственному и эстетическому формированию учащихся, выявлению и развитию их творческих задатков и способностей.

Приёмы воспитания:

- это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;

- это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.

Эмпирически (практически) выделены и наиболее изучены пять ме­тодов - убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.

Нет плохих и хороших методов, везде и всегда учитываются условия их применения.

Общие факторы, определяющие выбор методов воспитания:

1. Цели и задачи воспитания.

2. Содержание воспитания.

3. Возрастные особенности. Это и социальный уровень, и уровень развития психологических и нравственных качеств (например: методы подходящие первому классу - не подходят десятому).

4. Уровень сформированности коллектива.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника. Гуманный воспитатель будет стремиться применить такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, реализовать свое «я».

6. Средства воспитания – это весь мир. Педагогическая техника: речь, мимика, движение. Средства массовой информации, наглядные пособия, произведения искусства.

7. Уровень педагогической квалификации.

8. Время воспитания (когда времени мало, а цели большие применяются сильнодействующие методы).

9. Ожидаемые последствия.

Общий принцип выбора методов - гуманный подход к ребенку.

Методы воспитания проявляют свое содержание через:

1. Непосредственное влияние на воспитанника (пример, требование, приучение).

2. Создание условий и ситуаций, которые вынуждают воспитанника изменить свое отношение, позицию.

3. Создание общественного мнения.

4. Общение, деятельность, организованные воспитателем.

5. Процессы передачи информации в целях образования, а затем самообразования.

6. Погружение в мир искусства и творчества.

Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом порядке. К формам воспитания относятся: Праздник, поход, литературный спектакль, интеллектуальная игра, беседа на этическую и другую тему, конференция учеников и т. д.

Однако следует отметить, что вышеперечисленные формы также названы среди методов и средств: беседа, дискуссия, конференция отнесены к методам убеждения, направленным на формирование знаний и взглядов воспитанников. Приходится мириться с тем, что в науке довольно нечетко разделяются названные понятия.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

1. Цель воспитания.

2. Содержание и направленности воспитательных задач.

3. Возраст учащихся.

4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

5. Особенности детского коллектива и его традиций.

6. Особенности и традиции региона.

7. Технические и материальные возможности школы.

8. Уровень профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным.

Условно различают формы:

по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная;

по времени проведения – кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);

по времени подготовки – формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

по числу участников – индивидуальные (воспитатель - воспитанник); групповые (воспитатель - группа детей); массовые (воспитатель - несколько групп, классов).

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам:

· по целевой направленности;

· по позиции участников воспитательного процесса;

· по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой «по лесенке»: МероприятияИгрыДела - наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения:

· экспромт;

· относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

· организуемые одним человеком;

· организуемые группой участников;

· организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

· обязательное участие;

· добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

· «открытые» (для других, совместно с другими);

· «закрытые» (для своего коллектива).

По методам воспитания:

· словесные (конференции);

· практические (походы);

· наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

· организация познавательно-развивающей деятельности;

· нравственное воспитание;

· эстетическое воспитание;

· физическое воспитание.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

В заключение можно сделать следующий вывод. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы.

Педагогическая ситуация, условия ее реализации

Педагогическая ситуация это:

1) совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося;

2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (коллективом класса) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону).

Наиболее полное определение

«Запечатле́ние, или импри́нтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) — в этологии (зоопсихологии) и психологии специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.

Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения). Запечатление осуществляется в строго определённом периоде жизни (обычно в детском и подростковом возрасте), и его последствия чаще всего необратимы.

Наиболее изученная и показательная форма запечатления — «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом».

Основные определения импринтинга:

· Осуществляется в ограниченный период времени, когда человек находится в критическом или сенсибильном состоянии.

· Совершается мгновенно. Иногда достаточно только одной встречи с объектом импринтинга. «Научение с первого раза».

· Воспринимается на уровне подсознания, не поддаётся логическому объяснению.

· Происходит без пищевого или иного подкрепления

· Характеризуется слабой или полной необратимостью.

Последствия импринтинга

В моменты, когда новорожденный ребёнок или уже взрослый человек, находится в сенсибильном состоянии, психика чрезвычайно чувствительно реагирует на любые раздражители. Всё, что происходит в момент импринтинга, впоследствии станет нормальным поведением человека в социуме. Таким образом, в этот момент вокруг человека должны находиться любящие и понимающие люди.

Если в момент импринтинга ребёнка отрывают от матери или другого воспитателя, к которому произошёл импринт, то в психическом развитии малыша происходят тяжёлые нарушения. В будущем ребёнок может стать чрезмерно агрессивным, замкнутым, иметь проблемы с социализацией и общением.

По механизму импринтинга также формируется шаблон поведения, свойственный определённому полу. В психологии этот процесс называют идентификацией. В различные моменты развития ребёнку необходим полноценный контакт и постоянное общение с представителем своего пола. Так, мальчик с трёх лет должен постоянно общаться с отцом или с уважаемым человеком мужского пола.

Переосмыслить шаблоны поведения, которые были заложены в период импринтинга, ребёнок сможет только после 20-ти лет. Для изменения этих шаблонов необходима усердная работа над собой. Справиться с тяжёлым импринтом человеку может помочь только опытный психолог.

Есть смысл воспользоваться этими законами запечатления информации, учитывать особенности чувствительных периодов при обучении детей основным правилам экологии, как наиболее важным в последующей жизни, чтобы сильнее закрепить полученные знания.

Педагогическое стимулирование и педагогическая коррекция

В.Г. Пряникова определяет педагогические стимулы как специфические воспитательные средства, потенциально способные осуществлять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития подростка.

Методы стимулирования поведения и деятельности –Сущность действия этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Их психологической основой является переживание, самооценка воспитуемого, осмысление поступка, вызванные оценкой педагога и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения людей с помощью его оценки.

Поощрение - совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования воспитуемых с целью побуждения их к личностному совершенствованию.

Критика рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств воспитуемого или результатов его деятельности.

Принуждение - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В то же время в практике опытных педагогов достаточно эффективным является применение методов воспитания другой видовой группы – психологической.

метод невербального воздействия (средства: мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса),

метод эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение, поучение)

метод рационального воздействия (основное средство - внушение). Вместе с тем необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая или ослабляя (при неумелом использовании) воздействие педагога на рациональную сферу личности человека.

Педагогическая коррекция - совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка, коррекцию его поведения совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей ребенка, коррекцию его поведения

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

Методы коррекции:

1. Методы разрушения отрицательного типа характера: метод «взрыва» и метод реконструкции характера;

2. Методы перестройки мотивационной сферы и самосознания:

а) объективного переосмысления своих достоинств и недостатков;

б) переориентировки самосознания;

в) переубеждения;

г) прогнозирования отрицательного поведения;

3. Методы перестройки жизненного опыта:

а)   предписания;

б)   ограничения;

в)   переучивания;

г)   переключения;

д)   регламентации образа жизни;

4. Метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения:

а)   поощрения и наказания;

б)   соревнования;

в)   положительной перспективы.

Принципы самоуправления

•  обучать лучшей жизни путём включения в лучшие отношения;

•  установка на постоянное добротворчество, привычка заботиться о близких и «далёких» людях и быть удовлетворённым этой заботой;

•   пять «само-»: самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоуправление, самоанализ;

•  отношения с взрослыми на основе сотрудничества по улучшению своей и окружающей жизни по принципу «ученик Человек — учитель Человек», воспитатель и воспитанники составляют единый воспитательный коллектив старших и младших;

•  каждое дело - творчески, а иначе — зачем?

•  регулярная поочерёдная сменяемость выбранного актива;

•  расширение реальных прав и полномочий органов самоуправления;

•  опора на интересы детей и их желание (добровольность) действовать

Детям можно отдавать следующие области школьной жизни:

·    Досуг: Школьные вечера, праздники, коллективные творческие дела и т. д.

· Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.

· Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение.

·  Спорт и спортивные мероприятия.

·  Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, сбор макулатуры, работа на пришкольной территории и т. д.

· Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.

·  Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.

·  Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д.

Алгоритм развития самоуправления в классе:

· Анализ, самоанализ, выявление причин нерешённости отдельных задач;

· Определение цели и задач на новый период;

· Планирование действий руководителя; коллективное планирование, определение содержания работы коллектива на новый период;

· Определение форм и методов работы;

· Организация коллективной деятельности;

· Самоконтроль, коллективный контроль за решением задач самоуправления, реализацией планов, работой актива, оперативный анализ деятельности;

· Регулирование деятельности и отношений в коллективе;

· Подведение итогов, итоговый анализ деятельности;

· Разработка перспектив развития самоуправления.

Для ученического самоуправления обязательными атрибутами:

· наличие демократически выбранных и постоянно сменяющихся органов;

· соответствие целей самоуправляющихся структур целям школы;

· важнейшая роль решений всего коллектива или всех участников организации;

· отчетность выборного актива перед рядовыми членами организации;

· обязательная прозрачность и гласность всей деятельности;

· поощрение любой разумной инициативы снизу, стимулирование активности участников;

· наличие консультативной помощи опытных взрослых.

 

Государственная политика в сфере воспитания

1. Направления воспитательной работы

2 Понятие идеала воспитания и проблема его формирования в современном обществе

3 Качества личности и направления воспитания

4 Роль школьных курсов биологии в реализации задач экологического воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.103 с.)