Периодизация 19 века и её основные характеристики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация 19 века и её основные характеристики.



Первый этап. Театр первой четверти 19 века является отзывом на войну 1812 года против наполеоновской Франции, вызвавшая огромный рост патриотических настроений. В театре доминирует героико-патриотическая тема. Героями спектаклей становятся крестьяне самоотверженно защищающие родину. Драматурги пишут пьесы типа «Всеобщее ополчение» С.И. Висковатова обращённых к народу с призывом сопротивляться врагу. Популярными становятся и былинные герои и исторические личности типа Богатыря Ильи Муромца (Крылов) и полководца Дмитрия Донского (В.Озеров). Поднятая ещё в 18 веке патриотическая тема борьбы с западными влияниями крепнет в комедийном жанре в пьесах Шаховского и Загосина. 1. Роль театра значительно возрастает, что конечно в первую очередь было связано с возможностью театрального искусства сформировать общественную идеологию. Театр после значительной паузы возникшей с переходом всех театров в государственное ведомство опять воспринимается правящей элитой как средство просвещения и способа воспитания общества. 2. Патриотический революционный подъём, интерес к собственной истории, осознание важности каждого человека который встанет на путь сопротивления стали предпосылками и способствовали формированию нового направления пришедшего на смену классицизму и сентиментализму – романтизм.

Победа над Францией усилила патриотические и романтико-психологические тенденции в театральном искусстве а декабристы выведут романтизм на новый уровень. В драматургии декабристов (Кюхельбекер, Катенин, Жандр, Рылеев) появится новый (уже в полной мере) революционно-романтический герой одиночка, сильный волевой, утверждающий собственное достоинство, бунтарь, борец за свободу всеобщую и индивидуальную. Важным что герои произведений декабристов сугубо русский (т.е. национальная самобытность).

В произведениях Пушкина «Борис Годунов» и Грибоедов «Горе от ума» находят продолжения идеи Фонвизина – идеи сформировавшие критический реализм.

Второй этап. Театр второй четверти 19 века период начинается после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1925 года. Это время жёсткой правительственной реакции и цензуры. Драматургия и театр воспринимаются исключительно как пропагандисты официальной идеологии. В 1826 казенные театры переводятся в ведение министерства императорского двора. В 1826 году был введён новый цензурный устав. За драматургией следило министерство народного просвещения, но разрешение на постановку пьесы давало другое учреждение Третье отделение собственной его величества канцелярии (т.е. ей ведал сам император). Цензура была двойной. Появлялись списки дозволенных и недозволенных пьес, контролировались не только столичные но и провинциальные театры. Так под запретом оказались Горе от ума А. Грибоедова (1824, запрет снят в 1831), Пушкин «Борис Годунов» (1825, запрет снят в 1866), Лермонтов «Маскарад» (1835, запрет снят в 1862), Гоголь «Ревизор», Запрещены Гюго, частично Шекспир и Шиллер. Основу репертуара стали заполнять мелодрамы и водевили, которые были далеки от показа реальности, а следовательно от социально-политической критики. Мелодрамы и водевили строились на преувеличенных страстях и страданиях героев, имели ярко выраженных положительных и отрицательных достаточно схематичных героев, имели внутри себя часто семейно-бытовой конфликт, и снабжались различными занимательными сюжетами, эффектами, приключениями. Нередки были в этих мелодрамах всевозможные убийства, и кровопролития. В связи с популярностью мелодрамы Россию затопило большим количеством переводной французской литературы (Дюма-отец, Дюканж, Пиа). Водевили же носили сугубо развлекательный характер беря за аснову анекдоты, запутанные, комические ситуации с большим количеством случайностей и совпадений. Так же особо поощрялись монархические пьесы и постановки прославляющие царя Николая 1 и правительство.

Во всём блеске проявилась установлена в конце 18 века государственная монополия императорских театров. Которая почти полностью истребила частные театры и антрепризы (в 1840 частные театры запрещены полностью).

Отсутствие возможности развития театральной практики во многом подстегнуло развитие театральной критики. Художественная критика второй четверти 19 века с вязана в первую очередь с именами Белинского и Герцена. Основные их идеи были направлены на создание народного, национального реалистического театра. Основа искусства не преукрашение жизни не переделывание жизни, а показ её такой какая она есть. Этапное значение для судеб русской сцены имела постановка «Ревизора» Гоголя в 1836 г. Впервые театр с такой остротой и смелостью вмешивался в жизнь, стремился оказывать влияние на решение злободневных социальных проблем. (реализм)

В 30-х годах романтизм укрепляется в своих правах и становится ведущим художественным направлением. Его основными качествами становятся отрицание повседневной действительности, уход в сферу отвлечённых идеалов, обращение к прошлому, исключительность героя и обстоятельств, первенство эмоций и личных переживаний, герой зачастую находился в остром конфликте с обществом.

Основными театральными событиями этого периода становятся открытие 14 октября 1824 года московского Малого театра и открытие в 1832 году петербургского Александринского театра. Эти театры стали ведущими и лучшими художественными заведениями России всего 19 века и держат своё первенство даже сейчас. В связи с появлениями этих театров происходитпервое официальное выделение российского драматического театра в отдельное направление (прежде драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной, а одни и те же актеры часто выступали в спектаклях разных жанров). В 1824 бывший театр Медокса был разделен на две труппы – драматическую (Малый театр) и оперно-балетную (Большой театр). Малый театр получает отдельное здание. (В Петербурге драматическая труппа была отделена от музыкальной в 1803, однако до переезда в 1836 в отдельное здание Александринского театра еще работала вместе с оперно-балетной труппой в Мариинском театре.)

Третий этап. русского театра 19 века это период 50-80-х годов (ключевое событие этого периода отмена крепостного права 1861 год). Время упадка публицистики литературной критики, драматургии и просвещению. Расцвет и усиление цензуры. В то же время в критических произведениях Добролюбова и Чернышевского появляются идеи антиромантического характера. На первый план выходит правдивость изображения действительности, а не фантазия автора. Реализм отображения действительности с «натуральной школы» постепенно трансформируется в реализм критический. Мелодрамы и водевили всё ещё составляют основу репертуара, но уже всё больше и больше не устраивают уже даже и публику. На их смену приходит бытовая комедия.

На этом фоне появляется творчество Островского, который не только показывает современную реальность, но и имели обличительный характер обличающую темное царство купцов-самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия показывая что костная общественная форма безвозвратно устарела и носит негативный характер. С именем островского связано появление пьес обеспечивших театр обширным реалистическим национальным репертуаром.

Александринский и Малый театр становятся центром театральной культуры. Состав их труппы непрерывно пополняется и обновляется. В то же время в их недрах зарождается русская актёрская школа, русская актёрская традиция. Первое представление пьесы Островского состоялось 14 января 1853 г. на сцене Малого театра, когда была сыграна комедия «Не в свои сани не садись». Малый театр приобретает большое общественное значение в 50-70-е годы XIX в. Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика. Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом. Именно он утвердил на сцене драматургию Островского. После первой постановки комедии «Не в свои сани не садись» Островский все свои пьесы отдает на сцену Малого театра. Сблизившись с театром драматург сам принимает участие в постановке своих произведений.

Четвертый этап. В 80-90-е годы XIX в. после убийства народовольцами Александра II усиливается наступление реакции. Цензурный гнет особенно тяжело сказался на репертуаре театра. Малый театр и Александрийский театр переживают один из самых сложных и противоречивых периодов своей истории. Основой творчества крупнейших актеров Малого театра стала классика –драмы Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго.

Малый театр открылся 14 (26) октября 1824 года. Но предпосылки к его созданию уходят в начало века. После закрытия театра Медокса в 1789 году Москва потеряла постоянную профессиональную актёрскую труппу и поэтому в 1805 году главный директор императорских театров А.Л. Нарышкина делает доклад о необходимости создания государственной труппы. Его доклад был поддержан, и в 1806 году была составлена московская труппа. В течение 18 лет спектакли московской труппы шли то в доме Пашкова на Моховой, то в доме Апраксина на Знаменке, то в театральном здании у Арбатских ворот. В 1824 году труппу перевели в дом Варгина на Петровской (ныне Театральной площади), в то самое здание, которое и получило название Малого театра.

Формирование творческой деятельности Малого театра начинается с классицизма комедии Сумарокова. комические оперы Аблесимова комедий Капниста. Но все же большая театральная эпоха отечественного классицизма завершалась. И наступало время романтизма. И если классицистский театр был в первую очередь театром слова, то романтический театр становится театром актёра. Актёры станут определять путь развития театра на весь 19 век. Малый театр активно использовал всю современную драматургию. В это время драма подчинялась сцене - она воспринималась прежде всего как материал для сценического произведения, а не для чтения. На сценических подмостках удовлетворялся интерес публики к личности которой становился актёр. Актеры умели «вложить себя» - свой жизненный трудный опыт, свою человеческую душу - в те отвлеченные от русской жизни мелодрамы и водевили, которые предлагали драматурги создавая великие художественные произведения.

Становление новой актерской школы Малого театра связана в первую очередь с именами Павела Мочалова и Михаила Семеновича. Щепкина.

Павел Мочалов (1800-1848) актер больших чувств, вдохновенный романтик. Его основной образ это герой бунтарь, погибающий от рук общества но выступающий против него, т.к. существовать в нем не возможно. Его игра отличалась эмоциональной гиперболизацией, страстностью, темпераментом, напряжённой внутренней жизнью, игра обогащается экспрессивной мимикой, жестами, порывистыми движениями. Его творчество отличалось стихийностью и интуитивностью, субъективностью и поэтому не всегда было ровным и совершенным. Он был красив и выразителен, имел сильный голос и это тоже помогало в романтической игре.

Мочалов родился в актёрской семье и пришел в московскую труппу в 1817 году и дебютировал в трагедии Озерова. Много играет в мелодрамах и романтических драмах, делая из второсортного литературного материала – произведение искусства.

Но особо прославился Мочалов в исполнении ролей Чацкого в Горе от ума, в драмах Шиллера и в трагедиях Шекспира Ричард III, Гамлет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.008 с.)