Литургические драмы почти полностью были упразднены Петром I в 18 веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литургические драмы почти полностью были упразднены Петром I в 18 веке.



Светский театр

Придворный театр в виде потех и забав существовал уже с 10 века, но светским он стал только в XVII веке

Русский придворный театр прошел через несколько этапов. 1 этап с 10 века по 1660 год двор использовал народное искусство скоморохов; 2 этап с 1660 по 1672 года - при дворе драматургия церковно-школьного театра (Симеон Полоцкий); 3 этап 1672 - 1675года - драматургию и сценический опыт зарубежного театра (Грегори, Гюбнер), 4 этап с 1675 года по конец 17 века - укрепились традиции национальной драмы (Чижинский).

17 октября 1672 года состоялось первое представление придворного театра. Спектакль «Есфирь», или «Артаксерксово действо», которое имело большой успех. Спектакль длился десять часов подряд без антракта, что объяснялось огромным размером пьесы. В 1672-1676 годах театр регулярно играл при царском дворе. Представления «комедий» прочно вошли в придворную жизнь. «Комедиями» в это время назывались любые спектакли - жанровогоделения не было. Спектакли при дворе давались дважды в год - в ноябре и в конце января - начале февраля. Всего в ней было поставлено девять «комедий»: «Артаксерксово действо» (1672), «Комедия о Товии-младшем» (1763), «Олоферново действо» (1674), «Темир-Аксаково действо» (1675), «Егорьева комедия» (1675), «Комедия об Адаме и Еве» (1675), «Комедия об Иосифе» (1675), «Комедия о Давиде с Галиафом» (1676), «Комедия о Бахусе с Венусом» (1676). Из всех пьес, что составляли репертуар театра, сохранились только «Артаксерксово действо» и «Олоферново действо».

Изначально в спектаклях принимали участие немецкие ученики Грегори и пьеса шла на немецком языке. 16 июня 1673 года была набрана русская труппа, а потому была открыта русская театральная школа. Она была одним из первых театральных учебных заведений Европы. Русская труппа насчитывала от двадцати шести до семидесяти человек. Среди них было десять подьячих; остальные актеры набирались из мещанства. Сами участники представлений называли себя «неискусными и несмышлеными отрочатами», а свое участие в спектаклях - «детским действием». Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры обучались у Грегори и его сотрудников - Рингубера, Иоганна Пальцера, Юрия Михайловича Гюбнера, а затем у Чижинского в специальных закрытых театральных школах в Немецкой и Мещанской слободах. Обучение состояло, вероятно, в простом разучивании ролей и в  репетициях.

Театром руководили Грегори (1672-1675), затем Гюбнер учителя латинского, немецкого и голландского языков в немецкой школе в Москве (1675) и, наконец, Чижинский (1675-1676).

4 этап связан с руководством театром бывшим воспитанником Киевской академии Стефаном Чижинским. Спектакли при нем шли только русские и писались оригинальные пьесы на русском языке Комедии «об Адаме и Еве» «об Иосифе», Обе пьесы восходят к школьной традиции. По типу моралите. Имеют религиозный сюжет и сугубо литературный характер, поучительное содержание и символическое решение образов как в моралите (впервые вывела на сцену образы бога-отца и бога-сына) Комедии «О Давиде с Голиафом» и «О Бахусе с Венусом» до нас не дошли

«Комедийная хоромина» существовала до 1676 года и была закрыта после смерти царя Алексея Михайловича.

 

 

Петровский театр первой четверти 18 века

Правление Петра I правившего с 1682 по 1725 и его преобразования ознаменовали новый период в истории Российской державы. Петр вел активную борьбу против засилья средневековой религиозной идеологии и насаждал новую, светскую культуру, новую картину мира. Пётр заложил основание светского образования, решительно ломал патриархальный быт, насаждал ассамблеи, а с ними «европейское обхождение», европейские танцы и европейскую культуру.

В период правления Петра I активно развивается и театральная культура: которая включает в себя четыре направления: паратеатральные действа, религиозный театр, и театр светский, и в эту пору начинают появляться также пьесы городского общедоступного театра.

Для популяризации своих преобразований Петр прибегал к самому действенному средству массовому народному гулянию. Особое значение Пётр придавал так называемым «потехам» которые играли не столько развлекательную сколько агитационно-политическую роль. Эти потехи которые включали в себя торжественные въезды, уличные маскарады, пародийные обряды, иллюминации, пиротехнические действа - были первыми официальными светскими торжествами (до этого только религиозные). Они были приурочены не только к основным церковным праздникам, но и довались по случаю важных государственных событий (коронаций, именин, побед).

Политическая мощь и богатство двора проявлялись в массовых светских святочн-масленичных гуляниях. В целях политической агитации Петр использовал грандиозные уличные маскарады. Особо выдающимися были московский маскарад 1722 года и петербургский масленичные маскарады 1723 и 1724 годов. Маскарадные процессии бывали сухопутными (пешие и ездовые) и водными. Они насчитывали до тысячи основных участников, которые группировались по тематическому признаку. Впереди каждой группы шли мужчины, позади женщины; в каждой группе выделялась своя центральная фигура, все остальные составляли ее свиту. Костюмировка была как театральной, бутафорской, так и близкой к исторической и этнографической подлинности.

Религиозный театр

Школьная драма и театр в 18 веке появляется и в Москве и выразилась в деятельности Славяно-греко-латинской академии(позже Московская духовная академия). Первая школьная драма дошедшая до нас датируется 1701 годом д рама называется: «Ужасная измена сластолюбивого жития с прискорбным и нищетным...». Другим образцом школьной драматургии начала XVIII века того же жанра является драма Димитрия Ростовского «Кающийся грешник». Наряду с пьесами типа моралите русский школьный театр знал большое число пасхальных и рождественских драм-мистерий. Из их числа наибольшей популярностью отличались драмы пасхальные, позволявшие школьному театру прибегать к изощренным постановочным приемам, что делало их исключительно театральными. Их связь со средневековым театром сказывалась в примитивности композиции: основной сюжет был слабо развит. Инсценировки эпизодов из Ветхого или Нового заветов буквально тонули в массе аллегорических сцен. В действии по большей части участвовали аллегорические и мифологические образы. Связь с мистериями выражалась в применении двухъярусной сцены и в немногих, но все же довольно ярких бытовых комических сценках. Типична для этих мистерий «Комедия на рождество Христово» (1702), приписываемая Димитрию Ростовскому.

Характеристики спектаклей школьного театра 1. Xристинкско-религиозная назидательность, 2. широкое введение аллегорических персонажей. 3. не сложное техническое оформление. 4. строго нормативную форму исполнительского искусства. 5. это была во многом литературный театр в которой мысль автора с трудом угадывалась в поэтических и риторических нагромождениях.

Общественный театр.

Петр придавал огромное значение и драматическому театру. Эту традицию он перенял от своего отца царя Алексея Михайловича театр которого ориентировался на очень ограниченный круг придворных Пётр хотел распространить деятельность театра на широкие слои городского населения.

Для того что бы создать профессиональный театр Пётр решил пригласить иностранных актёров. В 1698-1699 годах в Москве находилась труппа актеров-кукольников. Возглавлял их венгр Ян Сплавский. В 1701 году царь дает Сплавскому поручение отправиться в Данциг для приглашения на русскую службу комедиантов. В Данциге Сплавский вступил в переговоры с одной из лучших немецких трупп того времени, возглавляемой актером Иоганном Кунстом. Соглашение было достигнуто, но труппа побоялась ехать в Россию. Пришлось за актерами посылать вторично. На этот раз, летом 1702 года, Кунст и его актеры в количестве восьми человек прибыли в Москву.

Для спектаклей Кунста в конце 1702 года было построено специализированное здание Комедийная хоромина на Красной площади против Никольских ворот Кремля. Петр организовал театр светский. Учрежденный им театр, несмотря на кратковременность своего существования, сыграл важную роль в развитии русской театральной культуры. Комедийная хоромина имела в длину 18, в ширину 10 сажен (36x20 м), освещалась сальными свечами. Техническое оснащение было по тому времени роскошным: много декораций, машин, костюмов.

Спектакли шли дважды в неделю, немецкие представления чередовались с русскими. Это продолжалось в течение года с лишним, то есть до смерти Кунста (1703), когда немецкая труппа в основном была отпущена на родину, а вдове Кунста и актеру Бендлеру поручили продолжать обучение русских актеров. Однако они, по-видимому, не могли справиться с заданием, и в марте следующего 1704 года во главе театрального дела становится Отто Фюрст, по специальности золотых дел мастер. Но и он не сумел справиться с делом. Между Фюрстом и его русскими учениками постоянно возникали недоразумения. За весь 1704 год поставлено было всего три комедии. Актеры просили выбрать руководителя театра из их собственной среды и освободиться от иностранной опеки. Но Фюрст оставался во главе театра вплоть до 1707 года. При нем спектакли сначала по-прежнему шли попеременно на русском и на немецком языках.

Репертуар театра состоял в основном из иностранных пьес, правда, несколько переработанных для русского зрителя. И все же сюжеты пьес, сценические положения, инсценируемый быт казались русскому зрителю чуждыми. Изображаемые в этих и подобных пьесах драматические положения и психологические переживания были мало понятны русским зрителям. В «Комедиальной храмине» в основном шли пьесы немецких драматургов XVII столетия - Грифиуса, Лоэнштейна и других, рассчитанных на вкусы немецкого зрителя и понятных ему. Это такие пьесы как пьесы «Честный изменник или Фридерико фон Поплей и Алоизия, супруги его», «Принц Пикель Гяринг, или Жоделет, самый свой тюрьмовый заключник» и «Комедии о Франталпее, короле Эпирском, и Мирмидоне, сыне его, и о прочих». Они были основаны на любовной тематике, изменах, кровосмешении, убийстве любовников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.006 с.)