Глава 1. Теоретическое обоснование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретическое обоснование



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История балетного искусства»

на тему: Специфика движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля

 

Выполнил студент группы

Ф. И. О.

Проверила преподаватель:

Должность

Ф. И. О.

 

Москва

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….

3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ ………….     4
1.1. Виды стилистики балетного спектакля …………………….. 4
1.2. Общая структура движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.……………..………….   9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ С.С. ПРОКОФЬЕВА «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» В ПОСТАНОВКЕ Ю.Н. ГРИГОРОВИЧА............................................................     12
2.1. Стилистика балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича..........   12
2.2. Структура движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича …..…     14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...

18

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….….

20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Балетом является вид искусства, в котором воплощаются средства хореографии в зависимости от стилистики произведения. Балетный спектакль всегда имеет сюжет, идею, тему, драматургическое наполнение, либретто. Танцор балета - актер, который при помощи танца передает взаимоотношение героев, их общение друг с другом, суть происходящего на сцене.

Балет появился в Италии в XVI столетии. В это время хореографические сценки входили как эпизод в музыкальное представление или оперу. Позже уже во Франции, балет уже получает развитие как пышное, возвышенное придворное действо. Первые французские балеты в своей базе имели придворные и народные мелодии и танцы. В спектакле, наряду с музыкальными были и разговорные и драматические сюжеты.

    Актуальность исследования специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля определена основной проблемой хореографии, как культуры радикального изменения оперно-балетных произведений. Например, как писатель пишет роман, оперируя словом; так и балетмейстер, оформляя творческую работу над произведением, формирует некую специфику движений рук в соответствии со стилистикой балетного спектакля.

    Объект исследования: стилистика балетного спектакля.

    Предмет исследования: специфика движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

    Цель исследования: изучить специфику движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

    Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. изучить литературу по заданной теме;

2. описать виды стилистики балетного спектакля;

3. определить общую структуру специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля;

4. охарактеризовать стилистику балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича;

5. рассмотреть структуру движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича.

Гипотеза исследования: специфика движений рук напрямую зависит от стилистики балетного спектакля.

Для нашего исследования значение имели работы современных теоретиков и практиков балетно-хореографического искусства: Л.Д. Блок, А.Я. Вагановой, И.Я. Вершиной, В.М. Богданова-Березовского, Р.В. Захарова, Ю.Е. Соколовского, др. Эстетические проблемы формирования пластической культуры балета рассматривали В.В. Ванслов, А.Л. Волынский, П.М. Карп и др.; тему специфики движений рук и правил их исполнения – Н.П. Базарова, В.С. Костровицкая, А.А. Писарев, Н.И. Тарасов и др.

В контексте изучения специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля выделены труды Г.П. Блиновой, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, Е.М. Клюско, Л.И. Михайловой, Е.И. Смирновой, Э.И. Петровой и др. В выше указанных исследованиях рассматриваются направления движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных историков, исследователей балетного искусства, в основу которых положены идеи стилистики балетного искусства и специфики движений актера на сцене.

 

 

СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ

 БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ

Балетного спектакля

 

Большое значение для языка стилистики балетного спектакля имеет свободная пластика рук. Идет речь о хореографическом претворении в жизнь реальной пластики главного героя спектакля. Так же о новых элементах и движениях актера, рождающихся из жизненных движений, включающихся в образец танца.

Примечательно заметить, что пластика актера балетного спектакля сводится к базовой составляющей стилистики балета, как классический танец. Именно, классический танец является основой для всех стилистических видов балетного спектакля.

Романтический, классический, неоклассический, современный и драм- балеты имеют в своей структуре классические составляющие движения рук актера. 

Французские балетные школы, положившие основу романтическому и классическим балетам, имели в своей структуре несколькими позициями рук. Данные позиции предполагали закругленный и удлиненный вид. Закругленный вид на французском arrondi, удлиненный вид – allongе[7]. Данные виды определялись следующим образом:

 - первая позиция рук: руки опущены вниз и округлены, ладони направлены вверх;

- вторая позиция рук: руки из первой позиции плавно поднимаются до уровня живота, плечи свободно опущены вниз;

- третья позиция рук: руки из второй позиции плавно поднимаются вверх над головой, кисти сохраняют балетную позицию;

- четвертая позиция: одна рука во второй позиции (на уровне живота), другая рука в третьей позиции (над головой);

-пятая позиция: одна рука в третьей позиции, другая — прямая, чуть в стороне от корпуса;

- шестая позиция: одна рука остаётся возле корпуса, другая плавно опускается вниз, во вторую позицию;

- седьмая позиция: обе руки разведены в стороны, образуя от локтя до запястья полукруг[8].

В неоклассическом балете, модерне и драмбалете используется помимо классической методики балетного спектакля еще следующие позиции рук согласно теории балетмейстера Энрико Чекетти:

- первая позиция: округлённые руки на уровне бедер (касаясь пачки);

- вторая позиция: руки разведены в стороны под углом вниз и вперед, ладонями вперед. Локти расположены несколько ниже плеч, запястья немного ниже, чем уровень локтей. Промежуточная позиция между первой и второй позициями называется полу вторая позиция (фр.: demi-seconde);

- третья позиция: одна рука в первой позиции, другая в полувторой (demi-seconde);

- четвертая позиция: существует две четвертые позиции;

1) четвертая позиция передняя (en avant): одна рука во второй позиции, другая в пятой позиции вперед (en avant);

2) четвертая позиция вверх (en haut): одна рука во второй позиции, другая в пятой позиции вверх (en haut);

- пятая позиция: округление рук до овальной формы. Есть пятая позиция вниз (en bas); вперед (en avant) — позиция соответствует русской и французской первой позиции; вверх (en haut) — позиция соответствует русской третьей позиции)[9].

Таким образом, согласно стилистическим особенностям балетного спектакля мы можем выделить три направления, определяющие позиции рук:

- округленные руки, которые подняты на уровне диафрагмы;

- руки, которые разведены в сторону на уровне плеч;

- руки, поднятые над головой.

Резюмируя теоретическую часть данной курсовой работы, мы можем отметить, что каждый балетный спектакль интересен по-своему. Романтический балет представлял доминантой всего спектакля балерину и состоял из двух актов: свете ночи и в свете дня. Классический балет всегда являлся основой для других видов балетного спектакля. В неоклассическом балете появилось упрощение внешнего вида актеров и хореографических движений, помогающих танцору легко передвигаться по сцене. Модерн, основанный американским хореографом, активно представлял зрителю партерную технику подачи стилистики балетного спектакля. Драмбалет являлся более выразительным много актовым произведением. Зрители советского реализма видели со сцены театра пантомиму и танец, характеризовавшие хореографию того времени. 

Неоклассический, романтический, современный и драм- балеты состояли в основном из классического танца. То есть классический балет является базовой основой выше перечисленных видов балетного спектакля. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Балетные спектакли классического наследия служат одной из основополагающими ценностями отечественной и мировой театральной культуры балетного искусства. Особенное место среди них принадлежит постановкам, созданным в конце XIX века на петербургской сцене балетмейстерами М.И. Петипа и Л. И. Ивановым и др. – «Спящей красавице», «Лебединому озеру», «Сказ о каменном цветке», «Раймонде» и ряду других.

Эти шедевры до сих пор сохраняют силу непосредственного художественного воздействия на зрителя. Они и поныне служат высшей школой исполнительского мастерства, проходя ступени которой совершенствуют свое искусство движения рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

Цель исследования была нами достигнута. Мы изучили специфику движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля на примере С.С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

Для достижения цели исследования нами были решены следующие задачи:

1. изучить литературу по заданной теме;

2. описать виды стилистики балетного спектакля;

3. определить общую структуру специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля;

4. охарактеризовать стилистику балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича;

5. рассмотреть структуру движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича.

Гипотеза исследования нашла свое подтверждение: специфика движений рук напрямую зависит от стилистики балетного спектакля.

Основой хореографического решения спектакля в постановке Ю.Н. Григоровича «Каменный цветок» явился классический танец, связанный с драматической составляющей спектакля. Элементы пантомимы танцевальных систем были включены в систему спектакля, имевшую действенный характер. Ю.Н. Григорович в своей постановке дает образ торжественного шествия не как в балетах прошлого периода. Он показывает ярмарку в танце. Ю.Н. Григорович кордебалет использует не только для изображения на сцене толпы людей, но и как эмоциональное дополнение к танцу солистов.

Специфика движения рук актеров балетного спектакля «Каменный цветок» была подобрана балетмейстером на основе собственного опыта. Его творческое амплуа совершенно четко показало зрителям прямую зависимость движения рук от стилистики балетного спектакля.

Юрий Николаевич в своей постановке активно использовал demi-seconde, en avant, demi-seconde и др. Не упускал он и семь позиций рук французской классической балетной школы.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История балетного искусства»

на тему: Специфика движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля

 

Выполнил студент группы

Ф. И. О.

Проверила преподаватель:

Должность

Ф. И. О.

 

Москва

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….

3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ ………….     4
1.1. Виды стилистики балетного спектакля …………………….. 4
1.2. Общая структура движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.……………..………….   9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ С.С. ПРОКОФЬЕВА «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» В ПОСТАНОВКЕ Ю.Н. ГРИГОРОВИЧА............................................................     12
2.1. Стилистика балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича..........   12
2.2. Структура движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича …..…     14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...

18

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….….

20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Балетом является вид искусства, в котором воплощаются средства хореографии в зависимости от стилистики произведения. Балетный спектакль всегда имеет сюжет, идею, тему, драматургическое наполнение, либретто. Танцор балета - актер, который при помощи танца передает взаимоотношение героев, их общение друг с другом, суть происходящего на сцене.

Балет появился в Италии в XVI столетии. В это время хореографические сценки входили как эпизод в музыкальное представление или оперу. Позже уже во Франции, балет уже получает развитие как пышное, возвышенное придворное действо. Первые французские балеты в своей базе имели придворные и народные мелодии и танцы. В спектакле, наряду с музыкальными были и разговорные и драматические сюжеты.

    Актуальность исследования специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля определена основной проблемой хореографии, как культуры радикального изменения оперно-балетных произведений. Например, как писатель пишет роман, оперируя словом; так и балетмейстер, оформляя творческую работу над произведением, формирует некую специфику движений рук в соответствии со стилистикой балетного спектакля.

    Объект исследования: стилистика балетного спектакля.

    Предмет исследования: специфика движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

    Цель исследования: изучить специфику движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

    Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. изучить литературу по заданной теме;

2. описать виды стилистики балетного спектакля;

3. определить общую структуру специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля;

4. охарактеризовать стилистику балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича;

5. рассмотреть структуру движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича.

Гипотеза исследования: специфика движений рук напрямую зависит от стилистики балетного спектакля.

Для нашего исследования значение имели работы современных теоретиков и практиков балетно-хореографического искусства: Л.Д. Блок, А.Я. Вагановой, И.Я. Вершиной, В.М. Богданова-Березовского, Р.В. Захарова, Ю.Е. Соколовского, др. Эстетические проблемы формирования пластической культуры балета рассматривали В.В. Ванслов, А.Л. Волынский, П.М. Карп и др.; тему специфики движений рук и правил их исполнения – Н.П. Базарова, В.С. Костровицкая, А.А. Писарев, Н.И. Тарасов и др.

В контексте изучения специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля выделены труды Г.П. Блиновой, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, Е.М. Клюско, Л.И. Михайловой, Е.И. Смирновой, Э.И. Петровой и др. В выше указанных исследованиях рассматриваются направления движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных историков, исследователей балетного искусства, в основу которых положены идеи стилистики балетного искусства и специфики движений актера на сцене.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ

 БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.052 с.)