Организационный момент(2мин) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационный момент(2мин)



Слово учителя.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о культуре вообще и о русском языке как о явлении русской национальной культуры в частности.

- Данный урок мы построим в форме диалога.

- Давайте вспомним, что такое диалог?

(Это разговор между двумя лицами, обмен репликами.)

- Сегодня мы услышим диалоги учителя с учеником, диалоги учеников.

 

2. Коллективное повторение изученного материала (8 мин)

- Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.

Язык возник и развился с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой явление социальное: нет народа без языка, нет языка без народа. Проблема национального языка и национальной культуры является не только научной или стихийно народной, но и политической. Всякая отдельная цивилизация, всякая культура имеет свою историю и рост, свои неповторимые особенности, свои формы контактов с другими цивилизациями и культурами как в пространстве, так и во времени.

- Итак, ребята, давайте разберёмся с темой урока.

- Язык. Что это такое?

(Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических

средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.)

- Русский?

(Язык русского народа.)

- Как вы понимаете слово культура?

(Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.)

- Словосочетание «русская национальная культура». Объясните его значение.

(Это совокупность духовных достижений русского народа.)

- Какие достижения мы относим к духовным?

(Нравственные, т.е. правила поведения и интеллектуальные, т.е. умственные.)

- Как вы думаете, русский язык имеет отношение к русской национальной культуре?

(Да.)

 

3. Закрепление знаний, умений и навыков (20 мин).

- Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какое именно отношение язык имеет к русской национальной культуре.

- Как вы думаете, где ребёнок знакомится с языком?

(В семье, усваивая язык своих родителей.)

- Послушайте, что говорил по этому поводу русский педагог и психолог

П.П.Блонский: «Ребёнок сердцем и мыслью спаивается с историей родной культуры. В будущем он тогда, наверное, не вандал по отношению к ней. Он крепко-накрепко связан с народом... он - питомец его и сознаёт его». Согласны ли вы с П.П.Блонским? Почему?

(Согласны. Если с детства ребёнок слышит родную речь, то он начинает её

изучать, любить и беречь).

- В высказывании говорится о том, что «ребёнок спаивается с историей родной культуры». Как вы понимаете эти слова?

(Мамы и папы, бабушки и дедушки ребёнку читают книги, рассказывают об

истории, о том, что такое хорошо и что такое плохо и так далее. Таким образом ребёнок знакомится с культурой своего народа).

- Потом ребёнок подрастает, идёт в детский сад, потом в школу, продолжая

знакомиться с национальной культурой своего народа через язык. Приведите примеры.

(Уроки истории, географии, изо, музыки, литературы, русского языка, то есть через научные и художественные книги).

- А много ли слов в русском языке?

(Очень много).

- Как называется раздел языкознания, изучающий словарный запас языка?

(Лексика).

- А что вы помните из этого раздела о словах? Подтвердите свои ответы примерами,желательно со словом ЯЗЫК.

(Слова однозначные и многозначные: снег — язык.

Слова в прямом и переносном значении: русский язык - язык пламени.

Синонимы: язык, речь.

Антонимы: разговорчивый - молчаливый.

Омонимы: язык - подвижный мышечный орган в полости рта;

язык - исторически сложившаяся система звуковых, словарных и

грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Слова исконно русские и заимствованные: восторг - авантюрист (фр.).

Слова устаревшие: архаизмы (на их место пришли синонимы) и историзмы (совсем вышли из речи): перст (палец) - царь.

Неологизмы: компьютер, принтер, сканер.)

- Итак, чтобы разобраться в истории слова, куда иногда приходится отправляться?

(В исторический или географический экскурс).

- О чём это говорит?

(В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.).

 

- Задание 1.

Перед вами фрагменты «Календаря Российского земледельца». Объясните,

почему именно так назывались дни года.

4 февраля - Тимофей - полузимник; ползимы прошло.

13 марта - Василий - капельник; с крыш капает.

17 марта - Герасим - грачевник. Грач на горе - весна на дворе.

18 марта - Конон - огородник. Если в день Конона вёдро, то градобития

летом не будет.

4 апреля - Василий - сольнечник, Василий - парник.

14 мая - Еремей - запрегальник.

2 июня - Фалолей - огуречник; посадка огурцов.

13 июня - Еремей - распрегальник. Еремей - отпусти сетево (мелкая сеть).

Конец сева.

8 сентября - Павел - рябинник; срывали рябину, кисти вешали под крышу.

14 декабря - День - грамотник. В этот день отроков (мальчиков старше 9

лет) определяли в учение. В дом приходил дьякон приносил с собой букварь и плётку. Сначала отрок получал три удара плёткой, затем начиналось учение, разучивалась по букварю первая буква.

 

Задание 2.

Прочитайте предложение из романа Д. Н. Мамина - Сибиряка. Это

произведение написано в XIX веке. Какое слово в этом отрывке оказалось для вас новым? По каким элементам этого слова можно догадаться о его

лексическом значении?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.009 с.)