Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационный момент(2мин)
Слово учителя. -Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о культуре вообще и о русском языке как о явлении русской национальной культуры в частности. - Данный урок мы построим в форме диалога. - Давайте вспомним, что такое диалог? (Это разговор между двумя лицами, обмен репликами.) - Сегодня мы услышим диалоги учителя с учеником, диалоги учеников.
2. Коллективное повторение изученного материала (8 мин) - Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Язык возник и развился с данным человеческим коллективом, поэтому представляет собой явление социальное: нет народа без языка, нет языка без народа. Проблема национального языка и национальной культуры является не только научной или стихийно народной, но и политической. Всякая отдельная цивилизация, всякая культура имеет свою историю и рост, свои неповторимые особенности, свои формы контактов с другими цивилизациями и культурами как в пространстве, так и во времени. - Итак, ребята, давайте разберёмся с темой урока. - Язык. Что это такое? (Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.) - Русский? (Язык русского народа.) - Как вы понимаете слово культура? (Это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.) - Словосочетание «русская национальная культура». Объясните его значение. (Это совокупность духовных достижений русского народа.) - Какие достижения мы относим к духовным? (Нравственные, т.е. правила поведения и интеллектуальные, т.е. умственные.) - Как вы думаете, русский язык имеет отношение к русской национальной культуре? (Да.)
3. Закрепление знаний, умений и навыков (20 мин). - Сейчас мы с вами попробуем разобраться, какое именно отношение язык имеет к русской национальной культуре. - Как вы думаете, где ребёнок знакомится с языком? (В семье, усваивая язык своих родителей.) - Послушайте, что говорил по этому поводу русский педагог и психолог П.П.Блонский: «Ребёнок сердцем и мыслью спаивается с историей родной культуры. В будущем он тогда, наверное, не вандал по отношению к ней. Он крепко-накрепко связан с народом... он - питомец его и сознаёт его». Согласны ли вы с П.П.Блонским? Почему?
(Согласны. Если с детства ребёнок слышит родную речь, то он начинает её изучать, любить и беречь). - В высказывании говорится о том, что «ребёнок спаивается с историей родной культуры». Как вы понимаете эти слова? (Мамы и папы, бабушки и дедушки ребёнку читают книги, рассказывают об истории, о том, что такое хорошо и что такое плохо и так далее. Таким образом ребёнок знакомится с культурой своего народа). - Потом ребёнок подрастает, идёт в детский сад, потом в школу, продолжая знакомиться с национальной культурой своего народа через язык. Приведите примеры. (Уроки истории, географии, изо, музыки, литературы, русского языка, то есть через научные и художественные книги). - А много ли слов в русском языке? (Очень много). - Как называется раздел языкознания, изучающий словарный запас языка? (Лексика). - А что вы помните из этого раздела о словах? Подтвердите свои ответы примерами,желательно со словом ЯЗЫК. (Слова однозначные и многозначные: снег — язык. Слова в прямом и переносном значении: русский язык - язык пламени. Синонимы: язык, речь. Антонимы: разговорчивый - молчаливый. Омонимы: язык - подвижный мышечный орган в полости рта; язык - исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Слова исконно русские и заимствованные: восторг - авантюрист (фр.). Слова устаревшие: архаизмы (на их место пришли синонимы) и историзмы (совсем вышли из речи): перст (палец) - царь. Неологизмы: компьютер, принтер, сканер.) - Итак, чтобы разобраться в истории слова, куда иногда приходится отправляться? (В исторический или географический экскурс). - О чём это говорит? (В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.).
- Задание 1. Перед вами фрагменты «Календаря Российского земледельца». Объясните,
почему именно так назывались дни года. 4 февраля - Тимофей - полузимник; ползимы прошло. 13 марта - Василий - капельник; с крыш капает. 17 марта - Герасим - грачевник. Грач на горе - весна на дворе. 18 марта - Конон - огородник. Если в день Конона вёдро, то градобития летом не будет. 4 апреля - Василий - сольнечник, Василий - парник. 14 мая - Еремей - запрегальник. 2 июня - Фалолей - огуречник; посадка огурцов. 13 июня - Еремей - распрегальник. Еремей - отпусти сетево (мелкая сеть). Конец сева. 8 сентября - Павел - рябинник; срывали рябину, кисти вешали под крышу. 14 декабря - День - грамотник. В этот день отроков (мальчиков старше 9 лет) определяли в учение. В дом приходил дьякон приносил с собой букварь и плётку. Сначала отрок получал три удара плёткой, затем начиналось учение, разучивалась по букварю первая буква.
Задание 2. Прочитайте предложение из романа Д. Н. Мамина - Сибиряка. Это произведение написано в XIX веке. Какое слово в этом отрывке оказалось для вас новым? По каким элементам этого слова можно догадаться о его лексическом значении?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.009 с.) |