Урок-презентация с элементами групповой работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок-презентация с элементами групповой работы.



Урок-презентация с элементами групповой работы.

Оборудование: раздаточные материалы (тексты, опорные схемы «Три периода в развитии русского языка», карточки с заданиями для групповой работы), презентация Microsoft PowerPoint, записи на доске.

Ход урока

1. Обратиться к эпиграфу, записанному на доске:

Дар, что «ценнее и больше всего серебра и золота,

Аз буки веди – я знаю буквы.

Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:

Глагол – «слово»

Добро – «достояние, нажитое богатство»

Есть (есте) – 3 л.ед.ч. от глагола «быть».

Глагол добро есте: слово – это достояние.

Вот перед вами азбучное послание, текст которого составлен из букв славянского алфавита. Название каждой буквы несёт определённый смысл: (Слайд № 8)

Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и иже како люди мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъреть херъ. Цы, черве, шта ъра юсь яти!

Современный перевод послания:

Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо – знание – дар Божий!. Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!

В 3: В 1708 году Петр 1 провел первую реформу (преобразование) русского языка. Он убрал из алфавита ряд букв, букв стало 38, упростил написание некоторых букв, ввел так называемый «гражданский шрифт».

В 4: Первой книгой, напечатанной новым шрифтом, стал учебник геометрии. И еще Петр 1 велел употреблять цифры для чисел. До Петра 1 писали надстрочный знак (титло) над буквами, который превращал букву в цифру.

В 1: В то время на Руси учебников еще не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы (поучительные песнопения).

В 2: Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и так далее. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово КНИГА будет читаться так: КАКО, НАШ, ИЖЕ, - КНИ, ГЛАГОЛЬ, АЗ, - ГА – КНИГА.

Учитель: Нелегко было в то время на Руси обучаться грамоте. Вот как об этом в своём стихотворении говорит Наталья Кончаловская:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б- как Аз да Буки.

В –как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо, если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учить ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Ведущий 1: Вот как было трудно учиться грамоте. В 1918 году была проведена еще одна реформа (преобразование) русского письма. Число букв сократилось до 33, были введены две новые буквы – «И» и «Е», упростили название букв: вместо аз, буки, веди и т.д. стали называть – а, бэ, вэ и т.д. Перестали писать Ъ в конце слова, и осваивать грамоту стало гораздо легче.

Ведущий 2: Вот, ребята, оказывается, какая длинная история у наших букв, без которых у нас бы не было ни нашего языка, ни нашего русского народа, ни нашей истории. Каждый народ, будь то русский или якутский, эвенский или юкагирский, бурятский или татарский, должен любить и гордиться своими корнями, своим языком, своей культурой.

Учитель: А 24 мая, когда празднуется День славянской письменности, мы с благодарностью вспоминаем святых просветителей Кирилла и Мефодия. Мы, взрослое поколение, желаем всем вам хранить красоту, чистоту и богатство славянского языка!

Ведущий 1: Вот мы и совершили путешествие во времени, узнали историю нашей азбуки.

Ведущий 2: А вот сейчас проверим, кто как слушал.

Задания по группам даётся: (Слайд №9)

ЗАДАНИЯ

1. Из букв старого алфавита составить слова:

А) веди, есть, слово, нам, аз - весна

Б) слово, есть, слово, твердо, рцы, аз – сестра

В) буки, есть, добро, аз – беда

Г) твердо, есть, рцы, есть, мыслите – терем (Слайд №10)

2. Назовите буквы современные:

Глаголь – (гэ), покой – (пэ), ер – (ъ)

людие – (эль), еры – (ы), ерь – (ь)

3. О каких буквах идёт речь в стихотворении, расположите их в соответствии с их местом в современном русском алфавите.

В любой старинной книжице
Могли вы прочитать
Такие буквы:
— «ижица»,
— «фита»,
— «омега»,
— «ять»,
— и букву «пси»,
— и букву «кси»,
— «зело»,
— а также «ер».
Писали люди на Руси
Их на какой манер?
Речь идёт о буквах, которые не употребляются в современном русском алфавите, кроме «ер» - ъ.

Итоговый блиц-опрос (рефлексия):

1. Сколько букв было в старинном алфавите? (43 буквы)

2. Традиционное название славянской азбуки, созданной в 1Х веке? (кириллица)

3. Почему назвали азбуку кириллицей? (автор азбуки – просветитель Кирилл)

4. Почему люди до сих пор почитают двух братьев - Кирилла и Мефодия? (Они основали славянскую азбуку, перевели с греческого на церковно-славянский язык богослужебные книги, положили начало просвещению и вели богослужение на славянском языке.)

5. В каком городе родились братья? (Солунь – современное название Салоники)

6. Какая это страна? (Греция)

7. Как возникло слово «азбука»? (От начальных букв древнего алфавита аз и буки)

Подведение итогов групповой и индивидуальной работы.

Спасибо всем за внимание и работу на уроке!

 

Урок 3

Тема: Язык – волшебное зеркало мира и национальной культуры

Цели: 1) познавательные: формирование у школьников лингвистического

мировоззрения;

2) практические: вооружение учащихся нормами литературного языка; развитие связной речи учащихся;

3) общепредметные: воспитание учащихся.

 

На доске записано: тема, эпиграф.

 

Оборудование: доска, отпечатанные задания, персональный компьютер, проектор, экран.

 

План урока.

1. Организационный момент (2 мин).

2. Коллективное повторение изученного материала (8 мин).

3. Закрепление знаний, умений и навыков (20 мин).

4. Подведение итогов урока (8 мин).

5. Задание на дом (2 мин).

 

Ход урока.

 

(На доске эпиграф.)

Язык каждого народа создан самим народом.

К.Д.Ушинский

 

Задание 2.

Прочитайте предложение из романа Д. Н. Мамина - Сибиряка. Это

произведение написано в XIX веке. Какое слово в этом отрывке оказалось для вас новым? По каким элементам этого слова можно догадаться о его

лексическом значении?

Слово - не случайная комбинация звуков, не условный знак для выражения мысли. А творческое дело народного духа, плод его поэтического творчества. Это - художественный образ, в котором запечатлелось наблюдение народа над самим собой и над окружающим миром.

В.О.Ключевский

К.Д.Ушинский

И.И.Срезневский

К.Г.Паустовский

К.Д.Ушинский

И.И.Срезневский

К.Д.Ушинский

- Выберите одно из высказываний и обоснуйте свой выбор. Запишите это

высказывание.

- Итак, чем вы можете подтвердить тему сегодняшнего урока: «Русский язык как явление русской национальной культуры»?

(1. В словах русского языка живёт прошлое и настоящее русского народа, его быт, традиции, обычаи, нравы, особенности трудовой деятельности, природной среды и т.д.

2. Со временем заимствованные слова закрепляются на русской почве и становятся неотъемлемой частью нашей культуры).

3. Из художественных произведений в лексикон человека входят очень многие красивые слова: алая заря, красна девица, добрый молодец, шёлковая травушка-муравушка. Это тоже черта нашего народа, а значит, и русской культуры).

4. Носителем национальной культурной информации может быть отдельное слово (исконное, заимствованное), фразеологизм, пословицы, поговорки, афоризмы, литературные цитаты и так далее.

5. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.)

 

4.3адание на дом (2 мин).

Напишите отзыв о сегодняшнем уроке (на листке).

 

Урок 4

Тема: История в слове: наименование предметов традиционной русской одежды

Тип урока: комбинированный
Вид деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Предполагаемый результат:
- художественно-творческий:
• мини-проект- создание альбома «Народный праздничный костюм»,
• создание коллективной творческой композиции «Русский хоровод»;
- метапредметный: (УУД)
• познавательные действия – умение строить художественный образ;
• регулятивные действия -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;
• коммуникативные действия – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.
- личностный:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;
• умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Цели и задачи:
1. Ознакомить учащихся с образным строем русского женского костюма, его структурой, символикой орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.
3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Музыкальный ряд: русская народная музыка.
Материалы для учащихся: цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски.
Материалы и оборудование для учителя: видеоряд - презентация «Народная праздничная одежда», раздаточный материал- выкройки для бумагопластики, опорные карточки «Последовательность выполнения национального праздничного костюма»

Ход урока:

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.
III. Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
IV. Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.
VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.
VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

Конспект урока

I. Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.

Раньше о женщине говорили:
Красна девица идёт,
Будто павушка плывёт.

- Можем ли мы так же сказать о современной женщине? Почему?
Оказывается внешний облик человека, его костюм играет немаловажную роль в жизни каждого. Не случайно издавна говорили: "По одёжке встречают, по уму провожают".
О чем мы сегодня будем говорить? Что делать на уроке?
Тема сегодняшнего урока - традиционный русский костюм. Мы узнаем, что в облике женщины позволяло сказать о нёй:
“Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо”
И еще
А сама-то величава,
Выступает слово пава.
- О каком образе говорится в этой песне?
Дети: В этой песне говорится о русской девушке.
Научимся создавать эскиз-образ русской женской одежды. Что для этого нужно?
Составим схему нашего урока.
- познакомиться с историей костюма
- изучить правила украшения
- выполнить творческую работу
- оценить свою работу

Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?
Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.
Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утюшка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.
Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.
Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Осознание новой темы
Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный праздничный костюм ”
Осознание темы предполагает совместно с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, выбор средств выразительности и материалов и способов работы.
Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов.Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.
Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного(суконные
Привычное представление о русском женском костюме связано с сарафаном.

Сарафан - одежда свободного покроя - он не должен был подчёркивать линии фигуры. Шьётся сарафан с широкими проймами или на лямках. Вырез может быть округлым или прямоугольным. Будничный сарафан шили из домотканой пестряди или набойки. Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал - парчу, китайку, шерстяной гарус.
Украшались сарафаны по подолу и по линии застёжки узорными лентами, тесьмой, кружевом.
Особую роль в украшении сарафанов играли пуговицы, они порой достигали размеров куриного яйца.

Сарафан одевался на длинную рубаху. Она была одной из наиболее нарядных частей женского костюма. Особенно пышно украшали ворот, грудь, широкую пройму, подол и рукава.
III. Этап «Актуализация знаний».
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Что такое орнамент?
Для чего вышивали орнамент?
-Какие символы применяли в орнаментах?
Орнамент мог быть растительным, геометрическим, зооморфным или смешанным. Считалось, что орнамент наряду с красным цветом обладает охранительным воздействием, поэтому и размещался он в тех местах, где заканчивалась одежда. В тоже время, окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость.

Так одевались в центральных районах и на севере России.
Костюм же южных губерний отличался от северных тем, что вместо сарафана там носили понёву. Понёва состояла из нескольких сшитых или частично сшитых полотнищ ткани, собранных у пояса на шнур. Понёвы шили из клетчатых тканей или красных в поперечную полоску. Украшались они по подолу полосками ткани, лентами, тесьмой. В некоторых областях на понёву нашивали бубенчики, по представлениям крестьян их бренчание оберегало от нечистой силы.

Поверх понёвы часто надевали передник, он не только предохранял одежду от загрязнения, но и служил дополнительным украшением.
- Как вы думаете, почему существовали такие различия в покрое, а особенно в цветовой гамме костюмов севера и юга?
И завершал костюм русской женщины головной убор. Ему уделялось особое внимание.

По головному убору можно было узнать, из какой местности его владелица, к какой возрастной группе она принадлежит.
Девушки повсеместно могли оставлять волосы неприкрытыми, достаточно было ленты на голове. Носили они также "перевязку", кокошники. Замужняя женщина должна была скрывать свои волосы, поэтому головные уборы были закрытыми, например "повойник".
Не только золотой нитью украшались головные уборы, но и речным жемчугом. И всё-таки самым распространённым видом головного убора был кокошник. В псковской губернии носили кокошник "шишак", расшитый жемчугом, жемчуг собран в "шишки" - символ плодородия. На лоб опускается поднизь в виде сетки мелкого жемчуга.
Ещё один удивительный кокошник, в виде плоскодонной круглой шляпы. Чтобы поля топорщились, жемчуг нанизывали на конский волос. Сами кокошники делали из картона, обтягивали парчой и расшивали жемчугом.
Одетая в свой традиционный костюм крестьянка представляла собой как бы модель Вселенной: нижний земной ярус одежды покрыт символами земли, семян, растительности, у верхнего края одежды мы видим птиц и олицетворение дождя, а на самом верху всё это увенчано ясными и бесспорными символами неба: солнце, звёзды, птицы.

Под пение песен девушки пряли, ткали, готовили себе приданое, с пением ходили они по деревне в теплые летние вечера, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды - так возникла неразрывная связь костюма с песней и роднила их своеобразием ритмов и гармонических сочетаний.

И конечно тема костюма нашла своё отражение в народных промыслах: глиняная игрушка, матрешка. И в народной музыке.
IV. Физминутка.
Задача: проведение разминочной профилактической гимнастики для глаз.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.
VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Самостоятельная работа. В процессе работы сообщаются дополнительные сведения.
Более 500 лет назад о правилах ношения и хранения одежды в "Домострое" сказано: «В праздники и в погоду хорошую, да и на людях надлежит надеть одежду нарядную, с утра осторожно ходить, и от грязи, и от снега, и от дождя беречься, питьём не залить, едой и салом не пачкать, на кровь и на мокрое не сесть. С праздника или из гостей воротясь, нарядное платье, с себя сняв, оглядеть его, высушив, размяв, оттереть грязь, вычистить да хорошо уложить туда, где оно хранится».
-Все ли мы так же бережно относимся к своей одежде?
Немало важной частью костюма являлся пояс. Раньше ходить без пояса Считалось грехом. На новорождённого сразу после крещения надевали поясок. Ширина пояса могла составлять от 1 до 10см. В зависимости от моды пояса повязывались то на талии, то под грудью. Девушки носили на них съёмные карманы - "лакомники". Женщины прикрепляли к ним небольшие кошельки для денег, ключи, а иногда даже куриную косточку "вставанку", что по поверью помогало им просыпаться рано по утрам.

Снять с человека пояс, распоясать его, означало обесчестить его. Вот откуда берет корни выражение "распоясавшийся человек"- человек недостойного поведения.
Учащиеся работают по трем заданиям: дифференциация в обучении:
1 группа выполняет эскизы в цвете (слабые уч-ся);
2 группа выполняет эскиз сарафана в технике – аппликация;
3группа работает индивидуально и в паре - выполняют объемную фигуру. Техника - бумагопластика. Используется видео-наглядность.
Конечный результат: 1 и 2 группы оформляют альбом (мини - проект) –«Русский женский костюм» и защищают.
3 группа составляет коллективную композицию «Веселый хоровод»-Звучат русские напевы, частушки.
VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.
VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Рефлексия:
мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…

мне захотелось…


Итог урока
Ученики выходят к доске со своими работами.-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

Урок 5

Тема: История в слове: наименование предметов традиционного русского быта

Цель:

1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;

2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов

4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Ход урока:

I. Организационный этап. Подведение к цели урока:

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.
III. Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
IV. Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.
VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.
VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

 

1. Зимою много ест, летом много спит,

Тело теплое, крови нет,

Сесть на неё сядешь, а не везет.

Печь в доме играла главную роль. Появилась даже поговорка «плясать

от печки», то есть начать с главного

По народным поверьям, под печью или за нею живёт Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный в других. В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой».

Красный угол в избе - Это святое место – в нём помещались иконы, поэтому его ещё называют «святым». В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда по особому приглашению хозяев.

Чем отличается лавка от скамьи?

Полати – это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. В конце 19 начале 20 века полати исчезли, появились кровати.

Количеством сундуков измерялся достаток в доме. Они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем её одежды и украшений.

Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро.

Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово?

По словам В.И. Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

 

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт, Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.

 

Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы

Кочерга или клюка. Представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укреплённый на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи.

Чёрный конь

Скачет в огонь.

Чугунок – сосуд из чугуна, углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи.

Это элемент прялки – веретено, то есть «вертящаяся палочка».

Его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту он появился, вероятно, в начале 20 века.

Пляшу по горнице с работою моею,

Чем больше верчусь, тем больше толстею.

То назад, то вперёд,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.

Утюги представляли собой жаровни, наполненные горячими углями. Их придумали в Китае в 8 веке, чтобы разглаживать шёлк.

За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Мы рассказали лишь о некоторых, причем все они стали настолько привычными, что пользуясь ими мы как бы не замечаем их. Или не так много знаем о них. А у каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна

.

Рефлексия:
мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…

мне захотелось…


Итог урока
Ученики выходят к доске со своими работами.-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

 

 

6 урок.

Тема: Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение

Цели: формирование умения анализировать лирическое стихотворение, умения находить тропы в текстах и определять их художественную функцию, умения самостоятельно создавать тексты с использованием изобразительных средств.

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей;

Предметные результаты: владение литературоведческими терминами (эпитет, олицетворение, метафора), формирование орфографической зоркости;

Личностные результаты: формирование представлений о патриотизме, красоте природы родного края на литературном материале.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник русского языка под редакцией М.Разумовской;

репродукция картины К.Ф.Юона «Русская зима»;

распечатки текстов;

мелодекламация: И.Бунин "Листопад".

Задание 1

Прочитайте текст.

Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер налетит, и закружится пёстрый смерч. По колено в листьях деревья стоят. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинах.

Шумит золотой дождь.

· Расскажите, что вы знаете о прямом и переносном значении слова.

· Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении.

· II. Этап мотивации

· Задание 2

· Вы знаете, что писатели и поэты, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные, более точные средства для передачи мыслей и чувств. Мастера русской речи пользуются при этом особойвыразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобретательности.

· Представьте ситуацию, что вам необходимо помочь старшекласснику, готовящемуся к ЕГЭ, выполнить следующее задание:

· Чтобы точнее описать душевное состояние лирического героя и усилить

· образность текста, С. Есенин в своём стихотворении использует такие

· изобразительные средства (тропы), как (“костёр рябины красной”, “грустные слова”, “роща отговорила”).

· Текст к заданию 2

· Отговорила роща золотая

· Берёзовым весёлым языком,

· И журавли, печально пролетая,

· Уж не жалеют больше ни о ком…

· Не жаль им лет, растраченных напрасно,

· Не жаль души сиреневую цветь.

· В саду горит костёр рябины красной,

· Но никого не может он согреть.

· Не обгорят рябиновые кисти,

· От желтизны не пропадёт трава.

· Как древо роняет тихо листья,

· Так я роняю грустные слова…

· (Учащиеся довольно быстро находят слова, употребляемые в переносном значении, называют олицетворения, трудные – эпитеты, говорят, что с понятием “метафора” они не занимались в начальной школе)

· III. Этап целеполагания

· Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?

(Учащиеся указывают на необходимость более подробного изучения метафор, эпитетов, олицетворений)

IV. Этап планирования

Задание 3

Составьте таблицу по нашей теме, использую словарь, информацию учебника (§34 стр.84) и тексты к заданиям1, 2.

(Работа выполняется в группах, защищается. Выбирается лучший вариант).

Задание 4

Вы – исследователь.

(Класс разделён на 6 групп, каждая из которых работает со своим фрагментом из поэмы И. Бунина “Листопад”).

Попробуйте на материале предложенного поэтического текста провести небольшое лингвистическое исследование:

· Прочитайте внимательно свой фрагмент из поэмы.

· Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения, посчитайте их количество и определите их роль в тексте.

(После выступления каждой группы делается общий вывод).

Вставьте в текст, подходящие по смыслу слова и цифры:

В поэме ”Листопад“ _____ эпитетов, _____ олицетворений и ____ метафор. Такое большое количество изобразительных средств помогло Бунину нарисовать и сделать поэтический текст более ___, ___ и ___.

Дополнительная информация.

Какое ещё изобразительное средство вы увидели в поэме “Листопад”? Приведите примеры.

(Учащиеся говорят о сравнении, приводят устно примеры)

Задание 5

Вы – редактор.

Прочитайте текст.

Солнце ушло за тучи. Лил дождь. Было холодно, как осенью. Одуванчики прикрылись листьями. Они сильно раскачивались ветром и мокли от дождя. Но вдруг появилось солнце, и одуванчики стали снова жёлтыми.

· Отредактируйте текст, введя в него предложенные тропы (чёрные, глухие, беспрерывный, узкие, с поднятым зелёным воротником, заплаканные, горячее, яркое, обнажили свои косматые золотые головы).

· Сделайте вывод о роли изобразительных средств в тексте.

Задание 6

Вы – писатель.

· Рассмотрите репродукцию картины К. Д. Юона “Русская зима”.

· Напишите самостоятельно небольшой текст, описывая картину.

· Употребите в нём эпитеты, метафоры, олицетворения.

(Задание выполняется индивидуально. Зачитывается несколько работ).

Задание 7

Вы – учитель

· Подготовьте вопросы и ответы для контрольной работы по изученной сегодня теме.

· Самопроверка. Оцените свою работу по следующим критериям:

1 – 2 ошибки – «5»

3 – 4 ошибки «4»

5 – 6 ошибок «3»

Текст к заданию 7

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

“С добрым утром!”

VII Домашнее задание. §6

Задание 8

· Найдите фразеологизмы в тексте.

· Докажите, что эти фразеологизмы входят в слова, употреблённые в переносном значении.

· Продолжите перечень фразеологизмов со словами ГЛАЗА.

 

Урок 7

Тема: живое слово русского фольклора

Цель: познакомить учащихся с понятием фольклор; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.

 

Ход урока

 

I Оргмомент.

Приветствие. Объяснение темы и целей урока.

Опрос домашнего задания.

1. Анализ и работа с планом.

2. Фронтальный опрос.

- Как первобытный человек представлял себе окружающую среду?

- Какие понятия возникли в связи с первобытными представлениями?

- Что такое антропоморфизм? Приведите примеры.

- Анимизм? Приведите примеры?

- Что такое табу? Откуда они появились?

- В связи с чем возникли эвфемизмы?

II Работа по основной теме урока.

1. Беседа.

- Какие произведения, из



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.209 с.)