Состояние культурного наследия Беларуси в годы Первой мировой войны, революций и советско-польской войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние культурного наследия Беларуси в годы Первой мировой войны, революций и советско-польской войны



Первая мировая война нанесла огромный урон культурному наследию Беларуси. Одной из жертв войны стал Кревский замок, который в течение трёх лет находился прямо на линии фронта. Когда замок находился на немецкой стороне, в нём были сооружены бетонные убежища и наблюдательные пункты. Во время артобстрелов он очень сильно пострадал. Кирпичная облицовка во многих местах отслоилась и обвалилась. Северная стена получила большие повреждения и наклонилась.

Пострадали во время войны и дворцовый комплекс в Ружанах - резиденция Сапегов, Гольшанский замок, дворец Шадурских и Гильзенов в Освее (1782), дворец Мануцов 18 в. в Бельмонтах (Д.Ахремовцы Браславского р-на. Остался самый большой в Беларуси романтический парк.). В это же время был разрушен усадебный дом Тышкевичей 18 в. в Городно (сейчас Погородно Вороновского района, являвшийся одним из первых образцов классицизма в Беларуси. Война не обошла стороной имение Хрептовичей Щорсы. В 1914 полностью сгорел дворец 18 в., возведённый архитектором Якубом Габриэлем по проекту Джузеппе Сакко и Карло Спампани. ещё ранее часть библиотеки (4500) была передана Киевскому ун-ту. оставшая часть библиотеки и архив сгорели. В д. Большое Можейково (Щучинский р-н) сгорел усадебный дом Ходкевичей конца 18 в. В д.Ивашковичи была разрушена Покровская церковь конца 18 в. в д.Добровляны был разрушен дворцовый комплекс Гюнтеров начала 19в. Сильно пострадали во время войны Любчанский и Мирский замки. В годы войны в ходе артобстрелов и масштабных боёв в ходе 800-дневного противостояния почти полностью было разрушено местечко Сморгонь.

Но даже в военных условиях работа по охране наследия продолжалась. В марте 1916 в Минске при Центральном гражданском комитете по инициативе энтузиастов был создан Отдел опеки над памятниками искусства и культуры. Члены этой организации составляли описания памятников, вели фотофиксацию. В 1916-18 Отдел провёл 50 научных экспедиций. В Минске организовали специальное хранилище, куда направляли из прифронтовой полосы произведения искусства, архивы, библиотеки. было собрано 36 000 единиц хранения, среди них более 4000 фотоснимков и рисунков памятников архитектуры, около 100 планов городов и отдельных сооружений. Были обнаружены неизвестные полотна Рембрандта, Дюрера, Брейгеля, Гольбейна. Часть картин даже сумели отреставрировать. По инициативе Отдела опеки в Минске проводились выставки, сбор средств от которых использовался для решения вопросов, связанных с охраной объектов наследия.

В 1915 в 6 томе «Трудов комиссии по сохранению древних памятников Императорского археологического общества» появилась большая статься Иосифа Иодковского «Замок в Мире» Иодковский много сделал для сохранения памятников Беларуси. С его помощью был спасён иконостас 17 в. в Супрасле и костёл с великолепными фресками в Городище около Пинска. Он выступал за сохранение Сынковичской церкви-крепости. В своей статье о мирском замке Иодковский использовал большое кол-во фотографий, чертежей, обмеров. Статья сыграла важную роль в деле спасения замка от окончательного разрешения. Автор негативно отзывался о деятельности последнего хозяина замка князя Святополк-Мирского, который ещё до войны вёл переговоры о продаже кирпича древней постройки.

Война привела к небывалой по размерам скупке иностранцами произведений древнего искусства. Скупкой предметов старины, прежде всего икон, занимались даже военнопленные немецкие солдаты и офицеры, отправлявшие приобретённое на родину через Международный Красный Крест. Об этом писал Н.рерих, свидельствовали члены Московского археологического об-ва, Об-ва архитекторов-художников. Они требовали от правительства ускорения принятия закона об охране памятников и запрете вывоза их за границу. Однако этот вопрос так и остался нерешённым.

После февральской революции в Петрограде была создана Комиссия по делам искусств, которая пыталась организовать деятельность по охране памятников. Оппозицию ей составил Союз деятелей искусств, у руководства которого возникла идея сноса старых памятников, чтобы новые памятники не воздвигать на задворках. Появились призывы, утверждавшие, что необходимо снести все памятники царского режима. Союз деятелей искусств создал Комиссию по охране памятников

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.156.75 (0.006 с.)