Охрана нематериального культурного наследия согласно Конвенции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охрана нематериального культурного наследия согласно Конвенции



Ст. 2.3 Конвенции определяет охрану как «обеспечение жизнеспособности нематериального культурного наследия»; это можно перефразировать как обеспечение непрерывной практики и передачи нематериального наследия при сохранении его ценности и функции для соответствующих людей. Меры по охране должны создавать общие благоприятные условия, при которых нематериальное наследие государства будет процветать. Меры по охране могут также касаться отдельных элементов нематериального наследия или групп элементов, сталкивающихся с угрозами или рисками для их непрерывной жизнеспособности.

В определении Конвенции обращается внимание на то, что при охране нематериального наследия акцент делается на обеспечении жизнеспособности практик и выражений, что совершенно отличается от сохранения материального наследия, выдающихся и памятных мест. Это хорошо иллюстрирует пример с богами войны ахаюта народа зуни.

Боги войны ахаюта народа зуни юго-запада США представляют собой деревянные фигуры высотой примерно 0,6−0,9 м, которые ежегодно изготавливают к зимнему солнцестоянию, что является частью церемонии благословения. Ахаюта хранятся в святилищах под открытым небом на плоскогорьях, окружающих пуэбло зуни; за ними ухаживают жрецы. При ежегодном добавлении новых фигур старые должны оставаться. Разрушение старых фигур ахаюта и их окончательный распад усиливает новые ахаюта, и поэтому надлежащим обращением с этими ритуальными предметами является не консервация материала, а оставление для натурального разложения в открытых святилищах.

Когда начиная с конца XIX в. некоторые из этих фигур попали в музейные коллекции и стали продаваться на рынке, их ритуальная функция была нарушена. Благодаря музейным выставкам 1970-х гг. зуни узнали, что многие ахаюта были перевезены. К 1978 г. религиозные лидеры зуни начали кампанию по возвращению фигур ахаюта в святилища. Возвращению масок способствовало признание федеральным законом того, что ахаюта, находящиеся как в музеях, так и в частных коллекциях, являлись принадлежащими общине племенными религиозными предметами, которые нельзя забирать из святилищ, где они находятся. Однако среди зуни и музейных работников появилось некоторое беспокойство относительно того, что возвращённые фигуры могут быть снова украдены из незащищённых святилищ. Поэтому были предприняты меры по обеспечению безопасности, а фигуры во всех святилищах зуни документировались, чтобы предотвратить их возможное похищение.

К 1992 г. зуни успешно договорились о возвращении шестидесяти девяти ахаюта. Закон о защите и репатриации могил коренных американцев, принятый в 1990 г., способствовал ускорению процесса возвращения. Зуни смогли вернуть фигуры в святилища, где они постепенно разрушаются, восстанавливая ритуальную функцию и значение.

Так как охрана нематериального наследия означает обеспечение того, что оно продолжает существовать сегодня, не подвергая риску возможность для последующих поколений знакомится с ним в будущем, то оно может внести вклад в программы по устойчивому развитию, а также извлекать пользу из них. Устойчивое развитие было определено в 1987 г. Брундтландской комиссией как «развитие, которое удовлетворяет требованиям настоящего времени, не подвергая риску возможность для будущих поколений удовлетворить свои собственные потребности».

В тексте Конвенции и Оперативного руководства по её выполнению понятие охраны нематериального наследия раскрывается более детально:

- от государств-участников требуется принятие необходимых мер для охраны нематериального культурного наследия, имеющегося на их территории [10, ст. 11(a)];

- государства-участники призываются поддерживать сообщества, проживающие на их территории и желающие сохранять отдельные элементы своего нематериального культурного наследия, а также помогать им в этом;

- Оперативное руководство предлагает много различных способов, благодаря которым государства могут содействовать охране нематериального наследия и помогать в этом сообществам (например, пункты 80–82 и 85–86);

- Конвенция учредила специальный Список нематериального культурного наследия, нуждающегося в срочной охране, и содержит специальные положения об элементах, нуждающихся в охране на основании чрезвычайной срочности;

- ст. 18 Конвенции требует номинировать, отбирать и распространять передовые практики по охране;

- первой задачей международной помощи, согласно ст. 20 Конвенции, является охрана наследия, включённого в Список срочной охраны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.74.29 (0.006 с.)