Расширение понятия наследия на нематериальную сферу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расширение понятия наследия на нематериальную сферу



Дискуссии о необходимости охраны нематериального культурного наследия и соответствующего международного правового инструмента начались среди государств-членов ЮНЕСКО в 1970-х гг. и были инициированы Боливией. В 1989 г. ЮНЕСКО приняла Рекомендацию о сохранении фольклора, а также, инспирированная опытом Восточной Азии, начала в 1993 г. Программу живых сокровищ человечества. В 1998 г. началось провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Рекомендация ЮНЕСКО о сохранении фольклора 1989 г. стала первым международным документом, подчёркивающим ценность нематериального культурного наследия и важность его охраны. В то же время рекомендация была подвергнута жёсткой критике, которая достигла кульминации на конференции «Глобальная оценка Рекомендации 1989 г. о сохранении фольклора: расширение возможностей на местах и международное сотрудничество», организованной совместно ЮНЕСКО и Смитсоновским институтом в 1999 г. в Вашингтоне. Рекомендацию критиковали за: привилегированную роль внешних экспертов, а не заинтересованных сообществ в деле охраны нематериального наследия; ограниченное определение (использование термина «традиционная культура и фольклор») в отношении того, что позднее будет названо нематериальным культурным наследием; ссылки на «универсальное общечеловеческое наследие», что отвлекает внимание от важности нематериального наследия для заинтересованных сообществ. Отмечалось, что эксперты слишком увлеклись использованием существующих моделей сохранения материального наследия и не обратили должного внимания на важность воспроизведения и возрождения практики нематериального наследия. Поэтому конференция рекомендовала правительствам просить ЮНЕСКО изучить возможность разработки нового нормативного документа по охране традиционной культуры и фольклора. Четыре года спустя была принята Конвенция об охране нематериального наследия; она ссылается на Рекомендацию в своей преамбуле.

С 1993 г., следуя примеру Республики Корея, ЮНЕСКО учредила систему Живых сокровищ человечества и подготовила руководящие принципы по её реализации. Системы живых сокровищ человечества была создана более чем в пятнадцати государствах. Системы значительно отличаются в зависимости от страны, но большинство из них официально признают ключевых носителей нематериального наследия и различным образом вознаграждают их с тем, чтобы содействовать передаче их умений и знаний другим людям. Обычно государства выбирают таких людей на основе их выдающихся достижений и готовности передавать свои знания и навыки. Некоторые из данных систем дали хорошие результаты, но сегодня ЮНЕСКО не может по-прежнему поддерживать их. В духе Конвенции 2003 г. в проектах по сохранению нематериального культурного наследия акцент делается на передаче в широком смысле, а не только от выдающихся мастеров к их ученикам. Кроме того, проекты должны обращать внимание преимущественно на соответствующие знания и навыки, а не на отдельных лиц, которым в какое-то время посчастливилось обладать этими навыками. Следует отметить, что в списки Конвенции могут включаться умения или знания отдельных лиц, а не сами эти лица.

В 1997 г. ЮНЕСКО начала программу под названием «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества». За три раунда (в 2001, 2003 и 2005 гг.) общее количество провозглашённых шедевров достигло девяноста. Программа шедевров повысила осведомлённость о нематериальном наследии, обращая внимание на его отдельные элементы. Это стало своеобразной тренировкой в составлении международных списков нематериального культурного наследия. Однако под влиянием рекомендации 1989 г. и мышления в категориях всемирного наследия критерии провозглашения и терминология, принятые в Программе шедевров, вводили иерархию между элементами нематериального наследия (одни считаются шедеврами, а другие нет). Программа закончилась со вступлением в силу Конвенции 2003 г. В ноябре 2008 г. все 90 элементов, ранее считавшиеся шедеврами, были включены в Репрезентативный список и на них больше не ссылаются как на шедевры.

На подход, принятый в Рекомендации и в программах живых сокровищ человечества и шедевров, большое влияние оказали модели, ставившие во главу угла мнение экспертов и сосредотачивавшиеся на выдающейся универсальной ценности, характерные для Конвенции всемирного наследия 1972 г. Этот подход был раскритикован, и консенсус стал вырабатываться вокруг идеи о том, что охрана нематериального наследия возможна лишь при высоком уровне участия сообществ и избегании иерархии между элементами. Новый подход также предусматривает, что больше внимания следует уделять передаче знаний и умений, а не выдающимся индивидуальным носителям традиции.

К концу 1990-х гг. наблюдалась широкая поддержка идеи выработки нового стандартизирующего документа среди государств-членов ЮНЕСКО, в особенности среди стран Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. В 2001 г. руководящие органы ЮНЕСКО дали распоряжение Секретариату организовать межправительственную встречу с целью достижения консенсуса по тексту «предварительного варианта международной конвенции». С сентября 2002 г. по июнь 2003 г. длилась подготовка текста Конвенции об охране нематериального культурного наследия, и она была принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО в октябре 2003 г.; вскоре после этого началась её ратификация отдельными государствами, и она вступила в силу 20 июня 2006 г., через три месяца после того, как число ратифицировавших её государств достигло тридцати. Конвенция была ратифицирована беспрецедентно быстро: по данным на июнь 2016 г. её ратифицировало 89% государств-членов ЮНЕСКО (171 из 193).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.006 с.)