ТЕМА 1. Понятие культурного наследия в контексте истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1. Понятие культурного наследия в контексте истории



ТЕМА 1. Понятие культурного наследия в контексте истории

Места памяти

Вопросы функционирования исторической культуры в современном об-ве рассматривают и историки французской школы Анналов. В 1980-90 гг. группа учёных принялась за исследование функционирования массовых исторических представлений. Они подготовили 7-томный сборник статей «Места памяти». Составитель этого сборника Пьер Нора утверждает, что в современном западном об-ве можно наблюдать тенденцию отмирания коллективной памяти. Парадоксальным образом академическая история вытесняет живую традицию и память. Эта тенденция связана с глобализацией, демократизацией, доминированием массовой к-ры и информационных технологий. Они способствуют разрушению местных традиций и нивелированию локальных различий. Исторические знания транслируются с помощью прессы и употребляются, как и всякие другие продукты к-ры. Происходит также атомизация и фрагментация исторической памяти, каждый становится сам себе историком.

Для доминировавшей некогда в обществе исторической памяти остаются лишь отдельные специфические места, где она может свободно проявляться. Чем меньше историческая память функционирует в общественной среде, тем больше нужно усилий для её сохранения. «Места памяти» являются следами не только коллективной памяти, но и социальной солидарности. Они выполняют мемориальную функцию в культуре, которая склонна забывать, предлагают ритуалы деритуализированному обществу, позволяют почувствовать сакральные переживания секуляризованным гражданам, временно дают возможность ощутить зависимость от конкреной группы индивидам, потерявшим коллективную идентичность.

«Местами памяти» можно считать архивы, музеи, кладбища, праздники, исторические даты, памятники, названия улиц, учебники. Нора различает три вида «мест памяти»: материальные, символические и функциональные. Они могут связываться между собой. Каждое материальное «место памяти» несёт и символическое значение (например, архив как «сокровищница памяти»), а функциональное «место памяти» (учебник или знаменитое историческое произведение) также являются материальными объектами.

Не каждое место научного интереса становится местом памяти, например, места археологических находок. Нужно, чтобы этими объектами заинтересовались и взяли их под опеку конкретные социальные группы – религиозные общины, местные сообщества и пр., хотя, конечно только национальное государство может себе позволить направленно формировать историческую память граждан через систему образования и средства массовой коммуникации.

Таким образом, историческая память – это конкретное содержание исторического сознания нации в конкретном промежутке времени. Она выполняет утилитарную функцию – помочь членам об-ва сориентироваться во времени посредством исторических рассказов (нарративов). Функционирование коллективной памяти тесно связано с отношениями силы: индивидуальная и групповая память конструируются в настоящем, отбирая и выявляя только те аспекты прошлого, которые соответствуют потребностям, ценностям или ожиданиям об-ва в настоящем, и забывая остальные. Руководящая элита благодаря культурной памяти и наследию стремится легитимировать свою власть. Однако если в об-ве за возможность формировать коллективную память как инструмент социополитической силы состязаются многие заинтересованные группа, она теряет однородность, становится гетерогенной. Поэтому многим современным обществам характерны т.н. «битвы памяти».

 

Политика памяти

Рассмотрим, какое место в конструировании новой идентичности занимает недавнее прошлое и кто примет на себя руководящую роль в видоизменении его образа. Культурная память чаще всего утверждается в таких формах как профессиональная историография, историческая публицистика и другие средства популяризации истории (ТВ, кино и пр.). Здания, места, названия улиц, памятники, мемориалы, праздники, музейные экспозиции и т.д. также напоминают о важнейших событиях истории и личностях. Эти репрезентации культурной памяти, знаки, ритуалы и места воплощают выбор части общества, имеющей сознательную силу – политической и экономической элиты, - что воспринимать и упоминать из всего набора событий и личностей прошлого. Такой процесс называют иногда «политикой памяти».

Природа политики памяти чисто инструментальна; её характерные черты – практичность и дидактичность. Воплощённая в публичном пространстве дидактика может опираться как на негативное воспоминание – предупреждение, как люди не должны вести себя, так и быть вдохновляющей, побуждающей вести себя подобающим образом. Публичное пространство в этом случае становится особенно морально ориентированным. Таким образом, осознание инструментальности прошлого, поощряемое «политикой памяти», бывает предназначено не только для того, чтобы обеспечить символическую легитимацию власти, но и для того, чтобы в об-ве укрепился определённый моральный кодекс.

Однако любая политика памяти неизбежно провоцирует существенную проблему: что из всего массива событий прошлого выбрать и что включить в историческую память? Здесь надо вести речь не только о выборе самих элементов прошлого (событий, личностей, процессов), но и о выборе вещей и мест, вызывающих и побуждающих определённые воспоминания. Трудности этой селекции на индивидуальном уровне выявляются в моменты переезда и складывания, когда надо решить, какие вещи из прошлого следует сохранить, а какие отбросить. В жизни об-ва это 2складывание» соотвествует особенно важным изменениям – войнам, революциям, смене политического и экономического устройства. Эти события создают кризисы, которые требуют по-новому переосмыслить жизненное окружение. Тогда уничтожение остатков прошлого или признание их наследием может стать одним из возможных кодов этого переосмысления.

Кто в об-ве имеет власть сознательно формировать политику памяти и распоряжаться историческим сознанием об-ва? На этот вопрос социологи дают не одинаковые, но близкие ответы: правительства или отдельные влиятельные индивиды, доминирующие социальные группы. Таким образом, политика памяти инструментально использует переосмысление прошлого и пытается внедрить или консолидировать в об-ве моральный порядок.

Всем манипуляциям с исторической памятью присущ и футуристический аспект. Главный императив политики памяти требует всё делать не только для ныне живущих, но и для будущих поколений. Поэтому объём и форму использования памяти определяет и формирует именно специфическое видение настоящего и будущего, а не прошлого.

Новейшие достижения и концепции исторической науки служат и для интерпретации культурных ценностей. Интересно и то, что историческая наука и культурное наследие используют прошлое в аналогичных целях. Современная историка (наука о самосознании историков) утверждает, что история не является собранием исторических фактов; она не существует, пока историк её не создаст. То же самое можно сказать и о наследии. По определению, каждое наследие кому-то принадлежит, и его владелец решает, что с ним делать дальше и имеет ли оно вообще право на существование. Разница между историей и наследием не та, что она, мол является «настоящей», а наследие – нет. По существу, и то и другое – это селективные субъективные продукты настоящего, предназначенные для удовлетворения потребностей настоящего дня. Они используют прошлое, всякий раз интерпретируя его по новому. История – это всё то, что современный историк считает ценным и необходимым описать; наследие – это всё то, что современное общество считает полезным и нужным перенять из прошлого и хранить для будущего.

 

Создание наследия. Содержание понятия «наследие»

В теоретическом плане касательно наследия можно поставить два фундаментальных вопроса: 1) что это такое? 2) что с ним делать? Очень много литературы посвящено ответам именно на второй вопрос. Но чтобы на него правильно ответить, необходимо ответить на первый. По каким причинам и каким образом происходит отбор охраняемой части наследия из его массы? Какие следует при этом использовать критерии? и т.д.

Французский историк Фернан Бродель в книге «Идентичность Франции» писал, что нация может воспринимать себя лишь при помощи того, что для неё является существенным, отождествляя себя со знаками и кодами, которые известны лишь тем, кто прошёл своеобразную «культурную инициацию». Поэтому такая коллективная идентификация с культурными ценностями прошлого возможна лишь при помощи общественного консенсуса, который позволяет из всей массы реликтов прошлого выбрать лишь самое важное, потому что невозможно сохранить всё. Таким образом, наследие всегда является результатом конкретного решения, общественной или академической конвенции. оно не существует априори.

Самым важным элементом создания наследия (heritage creation) является признание реликтов прошлого культурной ценностью. Для того, чтобы процесс создания наследия прошёл успешно, выбираемый объект наследия должне соответствовать определённым критериям. Существенной предпосылкой признания ценностью становится само старение вещей, что часто сопровождается потерей ими утилитарной функции. Немалое значение играют и случайности исторического процесса – ценность сохранности и редкости. Некоторые же вещи были специально созданы как эстетические объекты, чтобы их хранили и собирали. Некоторые артефакты или места вызывают ассоциации с важными событиями или лицами прошлого. Но этих критериев не всегда достаточно для успешного создания наследия. Имеют значение и случайные факторы академической, политической, экономической или социальной конъюктуры (интерес к определённым объектам). Надо также, чтобы объектом заинтересовалась определённая социальная группа – медиатор-инициатор создания наследия, например, краеведческое общество, представители местной власти, исследователи. Поэтому процесс создания наследия определяется многими объективными и субъективными факторами.

Существует определённая «терминологическая напряжённость» и сфере наследия, как и в других областях гуманитарных наук. Ещё до 70-х гг. ХХ в. термин «наследие» (heritage) почти не употреблялся. Широко использовался термин «памятник культуры» (monument of culture). Под памятником культуры понимался как коллекция важнейших исторических объектов архитектуры и искусства конкретной страны, классифицированная по стилям и эпохам. Ценность памятника определяли по двум важнейшим признакам: исторической информативности (историко-документальная или научная ценность) и зрелости формы (художественная ценность).

Памятник, определяемый таким образом, обычно обозначает обособленность, индивидуальность, которую находят, оценивают и вводят в сферу юридических, административных и консервативных практик специалисты-эксперты, придерживающиеся определённой концепции научности и принципов административного управления.

В отличие от памятника, термин «наследие» указывает на акт передачи-приёма, преемственность связей поколений прошлого и настоящего. Существуют различные понимания того, что такое наследие:

1. Это синоним любых физических реликтов, доставшихся нам из прошлого. В этом случае оно относится как к музейным коллекциям, археологическим раскопкам, так и к архитектурным и природным объектам.

2. Наследие – это реликты прошлого с позиций современности (индивидуальной, семейной или коллективной памяти). Любой современный продукт, появление которого можно связать с прошлым, становится продуктом наследия.

3. Наследие связывается не только с объектами и артефактами, связанными с прошлым, но это понятие расширяется до всей сферы национального культурного наследия, в том числе нематериального.

4. Наследие частично или полностью включает в себя элементы природного окружения при употреблении термина «наследственный ландшафт» (heritage landscape), что очень популярно в Северной Америке.

5. Наследие включает в себя область коммерческой деятельности – т.н. «индустрию наследия», опирающуюся на совокупность продуктов и услуг, имеющих компоненты наследия.

6. Понятие наследия используется для обоснования и поддержки политического экстремизма и расовых или этнических особенностей.

Таким образом, основными характеристиками памятника можно назвать уникальность, элитарность, репрезентативность, а наследия – универсальность, доступность, демократичность. На Западе обратили внимание, что изменения в употреблении этих понятий сигнализируют об определённых изменениях в самом обществе – укреплении демократических принципов. Параллельные процессы происходят в исторической науке: она всё больше отказывается от изучения политических процессов, военных событий, биографий выдающихся личностей, обращаясь к социальным структурам, повседневности, менталитету.

 

Современной охране наследия свойственна не только междисциплинарность, но и всё более углубляющееся содержание понятия «охраняемый объект».

Документы Европейского Союза выделяют семь групп объектов культурного наследия:

1. Природа (растения, животные, экосистемы, геологические и геоморфологические структуры). Традиционно принято считать, что природное наследие имеет мало общего с культурным. Во многих государствах их охрана разделена и на институциональном уровне.

2. Культурные ландшафты (местности, охраняемые из-за их эстетической или культурной ценности). Это сады, национальные парки, кладбища и т.п. В некоторых странах чётко не разграничена охрана таких объектов и объектов природы. Культурный ландшафт – это всё, созданное человеком или застроенное окружение. В случае культурных ландшафтов мы сталкиваемся с проблемами, связанными с рекреационным туризмом, например, можно ли считать ландшафтами пляжи? Чаще всего ландшафты ассоциируются с деревней, но можно говорить и о городских ландшафтах (townscape), а последние связаны с архитектурными памятниками.

3. Памятники (архитектурные и археологические) являются одной из наиболее ранних и известных форм объектов охраны культурного наследия. Памятник часто ассоциируется с монументом 9в некоторых языках это слово употребляется как синоним), скульптурой, хотя означает оно и очень ценное здание или объект, который именуется культурной ценностью. В этом случае особенно актуален вопрос о его аутентичности и связи с окружением, охраной последнего.

4. Артефакты – созданные людьми и собираемые ими вещи, которые хранятся в коллекциях, музеях, являются личной, коллективной или государственной собственностью. Коллекционирование – сама\я древняя практика охраны культурного наследия.

5. Деятельность – также может быть объектом наследия. Например, образ жизни, язык, спорт, знания и навыки, фольклор, музыка, религиозные практики, традиционные системы мер (в Великобритании) или времени (сиеста в Испании) и пр. Всё это тесно связано с самосознанием и идентичностью.

6. Люди – также могут стать ценностями культурного наследия. Например, страны или профессии могут иметь своих святых-покровителей. Это могут быть и ныне живущие люди, носители уникальных традиций, навыков ремесла и искусства (живое наследие). В некоторых европейских странах это члены королевских семей и пр.

 

Чаще всего современные теоретики определяют культурное наследие как то, что унаследовано из прошлого и что люди хотят из настоящего передать в будущее. При этом выделяют два подхода к наследию:

1. Классическое понятие наследия как культурных ценностей, которое утверждает, что мы должны быть скорее пассивными посредниками между поколениями, обязанными передать возможно больше из сохранившихся ценностей.

2. Современное постмодернистское понятие наследия как культурных ресурсов, позволяющее активно использовать культурные ценности в информационных, просветительских, досуговых и развлекательных целях.

То, что в современной индустрии наследия культурные ценности стали культурными ресурсами, проявляется в трояком использовании наследия.

1. Наследие применяется как культурные ресурсы, ценные сами по себе, как знаки совершенствования, цивилизованности, чаще всего составляющие основу музейных коллекций. Основной детялеьностью по усвоению ресурсов культурного наследия является его собирание и хранение, но не только в музеях: «собираются» и мемориальные здания или целые исторические местности.

2. Наследие используется в качестве политического ресурса, предназначенного для создания или поддержания государств, обеспечения легитимности их правительств, господствующих идеологий.

3. Наследие воспринимается как экономический ресурс, представляемый на рынке в виде продуктов и услуг непосредственно как индустрия наследия, обычно связанная с индустрией туризма.

Эти три типа ресурсов тесно взаимосвязаны, поскольку часто опираются на одни и те же события, личности или ассоциации, могут быть использованы в одном и том же месте.

                   

Отсюда неизбежно следует тот факт, что охрана культурного наследия затевается не ради него самого, а по внешним причинам и интересам: ради просвещения, социального или политического престижа и легитимации власти, во имя прогресса и имиджа государства, из экономической выгоды. Невозможно анализировать проблему наследия узко, без глубокого понимания исторической культуры отдельной страны, поскольку недостаточно знать, когда, почему и как хранятся ценности, но нужно понять функции социальной памяти в обществе.

 

ТЕМА 2.

Влияние внешней среды

Исторические здания, сооружения, монументы, градостроительные ансамбли и замки, какими бы вечными они не казались современникам, подвержены с течением времени объективному закону старения и умирания. Охрана памятников сводится к ограждению от воздействия агрессивных факторов либо к возможному смягчению их разрушающих влияний на памятники. Знание причин возникновения и свойств агрессивных сил обусловливает установление диагноза болезней, которые эти силы вызывают, подсказывает эффективные методы их лечения и защиты от вредных влияний.

Недвижимые памятники, оставаясь на протяжении веков под открытым небом, разрушаются под влиянием природных сил – землетрясений, геологических сдвигов, солнечной радиации, атмосферных осадков, смены температур, выветривания, гидрологических воздействий и антропогенных факторов, вызываемых социальными условиями, производственной и другой деятельностью человека. Природные и антропогенные агрессивные влияния взаимосвязываются исторически и практически. Изменение их активности влечёт ускорение дряхления и разрушения фундаментов, конструкций, декора. По мере того как мир становится теснее, условия существования памятников усложняются.

Быстро растут города на земле сейчас насчитывается более 500 городов с населением свыше миллиона жителей. Рост населения сопровождается реконструкцией старых и застройкой новых городских кварталов и районов, строительством предприятий, прокладкой автострад, развитием гидроэнергетического строительства, возникновением огромных водохранилищ, на дне которых оказываются поселения, исторические места, курганы, памятники; меняют свой облик ландшафты. Вместе с тем увеличение вредных отходов производства, загрязнение атмосферы, возникающие от машин и транспорта вибрации ещё в большей степени сказываются на ухудшении состояния памятников.

В истории известны катастрофы, вызванные также скрытыми, оставшимися невыясненными причинами. В 1826 без видимой причины рухнула башня Львовской ратуши, возведённая в 1620, а в 1902 также внезапно обрушилась и мгновенно превратилась в груду кирпичного щебня знаменитая кампанила (отдельно стоящая башня-колокольня) собора св.Марка в Венеции (восстановлена в 1912). В данном случае сыграли свою роль, видимо, фактор времени и связанные с ним физические свойства старения и усталости материала, которые предупредить и наблюдать нельзя.

Но всё то, что проявляет себя внешне, любое указание на отклонение от нормы, даже незначительный, на первый взгляд, дефект заслуживает пристального внимания, а причины, вызывающие эти отклонения. Должны устраняться.

 

Солнце – могучий источник теплоты и света оказывает большое влияние на такие природные процессы, как погода, земной магнетизм, биосфера, на животный и растительный мир Земли. Оно выступает также и как агрессивный фактор по отношению к памятникам материальной к-ры.

Влияние солнечной радиации приводит к разрушению памятников деревянного зодчества, тканей, бумажных изделий, красочных слоёв фасадов и крыш. Установлено, что при воздействии на предметы инсоляции в 568 часов шёлковые ткани сохраняют только 2% своей прочности, бумажные – 61, льняные – 71, а шерстяные – 85,5%. Под действием прямого влияния солнечного освещения выцветают фресковые росписи и картины, нарисованные акварельными и масляными красками. Агрессивно воздействует не только прямая, но и отражённая радиация, что заставляет в музеях прикрывать живопись завесочками, которые раскрывают лишь в момент осмотра экспонатов посетителями.

Солнце вызывает также температурные перепады – суточные и годовые. При расширении тел образуются трещины, которые при проникновении в них воды и её замерзании ещё больше расширяются, в результате чего тела разрушаются.

Под действием ветра и лаги щели интенсивно увеличиваются, что осовенно заметно в Крыму. Руины величественных, некогда неприступных средневековых крепостей, так называемых пещерных городов и фантастические «скульптуры гор», возвышающиеся над Бахчисараем, - результат вековых воздействий на природу и древние сооружения солнца, воды и ветра.

Ветры наносят ущерб целым городам, примером чему может быть Санкт-Петербург, которому ветер со стороны Балтики на протяжении всего существования приносил огромные бедствия. Сдерживая и даже направляя течение Невы вспять, он вызывал катастрофические наводнения, память о которых сохраняется в документах истории и литературе.

 

Геологическая основа

Памятники истории и культуры стоят на земле. Их устойчивость зависит от надёжности оснований, на которые опираются фундаменты. Земная кора, которая практически считается неподвижной, на самом деле никогда не находится в покое, а постоянно колеблется. Происходят опускания материков, что получило отражение в древней легенде о гибели Атлантиды. Поиски исчезнувшей культуры привели к находкам на дне Атлантического океана, Средиземного и Эгейского морей не одного, а нескольких опустившихся городов.

Древние строители, оставившие нам памятники, придавали особое значение изучению свойств геологической основы. Римский теоретик Iв. Витрувий в своём трактате рекомендует при строительстве зданий копать фундаментные рвы до материка (плотного основания). На Руси, в Киеве, Новгороде и других городах, строители уплотняли грунт (основание) забивкой в него свай-коротышей длиной до 1,5 м.

Отсутствие у строителей точных методов геологических исследований приводило в ряде случаев к просчётам и ошибкам, вызывавшим неравномерность оседания сооружений, свидетельством чему являются наклонная башня в Пизе (Италия), простоявшая 800 лет. Известны также Замбковецкая башня 16 в. (Польша), наклонные минареты в Бухаре и Самарканде 14-15 вв., Невьянская башня на Урале и др. Всего в мире насчитывается около 140 падающих башен.

За башнями ведётся внимательное наблюдение, поскольку даже малое, еле заметное нарушение установившегося равновесия и отклонение башни от вертикали служат сигналом тревоги. Такое положение сложилось с памятником мирового значения пизанской башней высотой 54, 5 м, которая имела постоянный наклон, равный 1,43 м. Под южной частью Пизанской башни грунт более илистый и глинистый, чем под северной, из-за чего она стала крениться, едва её начали строить. Удержать от падения башню с помощью внешних опор было бы весьма сложно и, кроме того, любой каркас неизбежно испортил бы вид памятника. Тем не менее падение Пизанской башни удалось остановить, и более того, её слегка выпрямили, уменьшив крен на полградуса. Всё это стало результатом уникальных работ, проведённых под колокольней и вокруг неё в 1990-х. В очередной раз 15 декабря 2001 башня открылась для туристов.

В 2008 году учёные в очередной раз заявили, что дальнейшее падение Пизанской башни прекращено. До этого, несмотря на многочисленные усилия по «заморозке», башня продолжала отклоняться от вертикали со скоростью 1 мм в год. В 2002—2010 гг. была произведена реставрация башни, вследствие чего угол её наклона сократился с 5° 30' до 3° 54'.

В 1960-е гг. была выпрямлена наклонная башня-минарет в Самарканде. Выправлен был также наклонный минарет в Бухаре, возведённый в 16 в.

Процесс значительных геологических сдвигов и землетрясений не остановился до нашего времени и во взаимодействии с глобальной производственной деятельностью человека ещё больше проявляется, нанося вред памятникам, ансамблям и целым поселениям. Ныне в центре внимания мировой науки и ЮНЕСКО возникла проблема спасения Венеции, которая постепенно оседает в море. С этим фактом столкнулись ещё древние поселенцы, которые были вынуждены дважды перестраивать город, перебираясь на более высокие острова. Город находится в лагуне на 118 островах, разделённых 177 каналами и защищён природной косой от волн Адриатического моря.

 

На протяжении XX века Венеция довольно быстро (до 5 мм в год) погружалась в лагуну, в результате суша погрузилась на 23 см. Основной причиной бедствия выступал промышленный забор воды из артезианских скважин и, как следствие, понижение водоносного слоя земли; на постепенное затопление города также влияет возрастающее давление наземных объектов: зданий и сооружений, людей и т. д. После закрытия скважин оседание города замедлилось, но не прекратилось. По расчётам учёных, Венеция может стать непригодной для жизни уже в 2028 году, а к 2100 полностью затонуть. Постепенное разрушение (размыв) города происходит также по причине увеличившейся частоты наводнений в Венецианской лагуне (так называемая «высокая вода»).

Для спасения уникального города был разработан проект MOSE, предусматривающий постройку герметичных барьеров вокруг города. Однако строительство дамб подвергается серьёзной критике из-за низкой эффективности подобной защиты от наводнений, опробованной в Нидерландах, и последствий для окружающей среды (недостаток морской воды может привести к вымиранию множества уникальных и редких видов живых существ, обитающих на территории лагуны).

Венеция построена на сваях из лиственницы, произрастающей в Альпах, которая почти не гниёт в воде и из которой получают смолу, известную как венецианский терпентин.

На Украине после 1950-х гг. возникла проблема подтопления территорий в результате интенсивного строительства гидротехнического и мелиоративного строительства, а также возрастания потребления воды в городах.

Отрицательное влияние подтопления сказывается на повышении уровня грунтовых вод, что влечёт за собой набухание, понижение и просадку оснований под фундаментами зданий и сооружений, снижение стойкости откосов и склонов.

Борьба с подтоплением трудная и сложная. Необходимо следить за состоянием объектов, не оставлять без внимания ни одной появившейся трещины, иметь точную информацию о грунтовых водах охранной зоны. Особенно надо следить за состоянием сооружений на лёссовых грунтах, весьма чутких к влаге, которая проникает через них в поры в глубину и вызывает оползни. На лёссовых грунтах памятники могут стоять столетиями. Однако как только основа нарушается от сотрясений, раскопок или других земляных работ, сточные воды начинают просачиваться под здания, сразу же начинается процесс разрушения фундаментов – появляются трещины в стенах, которые постоянно увеличиваются, что может привести к неравномерному оседанию здания и его разрушению. Это может произойти вследствие неисправности водостоков, протекания в водопроводной сети и т.п.

Опасная обстановка, например, сложилась на территории Киево-Печерской Лавры в 1970-е гг., где в овраге у подножия лаврского холма по невежественному распоряжению дирекции заповедника был засыпан древний Феодосиевский источник, в результате чего был искусственно закупорен сток грунтовых вод, что вызвало сильный оползень. Создалась угроза знаменитым пещерам, историческому ансамблю верхней Лавры и Великой лаврской звонницы. На ликвидацию последствий оползневого сдвига были затрачены огромные средства, а туристический осмотр пещеры был прекращён на три года.

 

Гидрологические влияния

Наиболее агрессивным фактором влияния на сооружения является вода, которая взаимодействует почти со всеми другими активными природными силами. Гидрологически на памятники и их окружение влияют атмосферные осадки, грунтовые воды, а внутри помещений – конденсат на охлаждённых стенах и перекрытиях.

Разрушительные свойства воды и влаги были известны ещё в глубокой древности, и строители, возводя сооружения, которые ныне стали памятниками истории и культуры, особое внимание обращали на отвод дождевых и талых вод. Для этого они выносили далеко за плоскость стен карнизы и водосточные трубы, а в памятниках народной архитектуры эту роль выполняли галереи вокруг стен, защищавшие основания сооружений.

Все, кто занимается охраной памятников, особенно их инспектированием, должны хорошо знать логику построения частей здания и в случае необходимости должны восстанавливать их немедленно. Главное внимание надо уделять исправности кровли, водосточным трудам, отмосткам и пр. Из-за неисправности кровель увлажнению помещений и конструкций способствуют атмосферные осадки.

Механические и химические воздействия воды вызывают эрозию грунтов – размывание пор поверхностного слоя охранных зон и достопримечательных мест. Вода вызывает коррозию металлов, гниение дерева, разрушение камня, содействует развитию вредных для памятников микроорганизмов и животных. В середине помещений влажность увеличивается в результате конденсации паров. Конструкции стен сооружений и блоков монументов могут увлажняться также вследствие капилляров, по которым влага проникает в каменные сооружения.

Проникая в поры каменной кладки, влага разрушает сам материал, а также швы стыкования блоков, нарушая механическую связь между ними. Когда вода замерзает, она, превращаясь в лёд, увеличивается в объёме и, действуя как клин, раздвигает блоки и увеличивает трещину в самом материале. Такое явление принято называть выветриванием.

Особую опасность представляет так называемое сульфатное выветривание каменных конструкций – побочное явление капиллярной влаги, движение которой в порах образует высолы и перемещение солей. Капилляры подсасывают в себя грунтовые воды, которые, проходя через кладку, растворяют минеральные соли. Постоянное испарение влаги с поверхности стены компенсируется притоком минерализованной воды. Первый признак минерализации проявляется в появлении на стенах белых пятен, расширение которых и увеличение кристаллизации приводят к растрескиванию поверхностей порталов, оконных проёмов и пр. Выкристаллизовавшиеся соли в порах камня, создавая корки отслаивания, разрушают его поверхность.

Выявление причин болезней – первый шаг к победе над ними. Вместе с тем установление причин появления влаги бывает весьма сложным и требует иногда привлечения специалистов различных профилей. Без ответа на это нельзя определить, где и как проложить гидроизоляцию и принять другие меры против разрушения памятника. К методам устранения влаги относятся создание дренажей, водозащитных завес, инъекция химических растворов в кирпичную и каменную кладку, а также электродренаж.

 

Биологические влияния

Возникновение и распространение живых организмов, растительности и грибковых поражений, негативно отражающихся на состоянии памятников, имеют прямую связь с гидрологическими факторами. Большой вред историческим сооружениям доставляют травы и деревья, произрастающие рядом либо на открытых стенах и сводах. Коренья растений, проникая в кладку, подсасывают влагу и растворившееся в ней соли, выделяют также вещества, которые растворяют минеральные соединения в кладке.

В СССР реставраторы при восстановлении мечетей и минаретов в Самарканде добавляли в стройматериалы – бетон, гипс – обычные с/х гербициды

Медленно, но непрерывно разрушает кладку, особенно из мягких пород камня, также микроскопическая растительность и ряд бактерий, которые разлагают камень, создавая такие активные кислоты, как серная и азотная.

В последние годы под влиянием загрязнённости воздуха промышленными выбросами серного ангидрида и других химических сединений появились неизвестные ранее вредоносные бактерии, оседающие на мраморе и разрушающие его вследствие превращения в гипс. Появление нового врага мраморных храмов и скульптур вызвало серьёзную озабоченность в Греции, Италии, Индии, Камбодже. Сейчас найден эффективный антибиотик, но технология борьбы с бактериями остаётся крайне сложной.

Для деревянных памятников особую опасность представляют домовые грибы, разрушающие древесину увлажнённых стен и покрытий. Обеспечение сухого режима, изоляция древесины от влаги – важнейшие предупредительные меры от появления домового гриба. Однако в случае появления гриба борьба с ним невероятно сложна и не всегда приводит к удовлетворительным результатам. Если только замечен появившийся домовой гриб, то поражённую часть конструкции немедленно удаляют, а остальную часть прогревают горячим фтористым натрием или другим препаратом. От запущенной болезни невозможно защитить здание. Так произошло с домиком, в котором жил Т.Шевченко в Киеве. Его пришлось разобрать и затем сделать из нового материала.

В сухом виде дерево поддаётся вредным воздействиям шашеня – небольшого червя, который точит конструкции из дерева – избы, корабли, старые церкви, мебель и пр. Появление шашеня – это настоящее бедствие, т.к. бороться с ним очень трудно. Положительный результат даёт прекращление притока воздуха в отверстия, проточенные шашенем, путём замазывания их воском и химическими мастиками.

Известно много защитных материалов от биологических вредителей. Но недостаток их состоит в том, что они оказывают недолговременное действие, т.к. вымываются, выветриваются и разрушаются, загрязняя к тому же окружающую среду. Одним из защитных материалов от биологических вредителей являются различные лаки с биоцидными добавками.

К числу вредителей памятников следует отнести и птиц, например, голубей, которых часто очень много в исторических центрах городов. Птичий помёт разъедает мрамор, бронзу, медные и железные кровли. Чтобы защитить памятники, в 1960-е гг. на некоторые монументы набрасывали металлические сетки, которые мешали птицам садиться на них.

 

Культурного наследия

Музеи под открытым небом

Для музея под открытым небом определяющей характеристикой является тот факт, что его основное экспозиционное пространство расположено вне стен зданий. В повседневном общении часто используются как равнозначные понятия «музей под открытым небом» и музей-заповедник. Однако понятие «музей-заповедник» относится к статусной позиции музея; это юридический статус, присваиваемый музею указом соответствующих государственных органов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.37.56 (0.074 с.)