Тема 13. Япония и китай в средние века и новое время: государство и право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Япония и китай в средние века и новое время: государство и право



Основные этапы развития феодальной Японии. Реформы Тайка (VII в.). Влияние на японское государство Китая. Центральное управление. Роль буддизма. Армия. Источники, институты и нормы японского права.

Императорская Япония в XIX в. Революция периода «Мэйдзи исин». Конституция Японии 1889 г. Создание буржуазной судебной системы. Право. Китайская государственность в Средние века. Эпоха Троецарствия и Цзинь. Эпоха империи Тан. Кризис империи Сун. Становление империи Мин.

Право средневекового Китая. Танский кодекс (VII в.). «Свод законов из 900 статей» (конец XI в.). Свод законов династии Мин (конец XIV в.). Основные тенденции государственно-правового развития Китая в Новое время. Государственный строй цинского Китая в середине XVII – первой половине XIX в. Раздел Китая на сферы влияния.

РАЗДЕЛ II

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Тема 14. Первая Мировая война и её влияние на государственно-правовое развитие ведущих стран мира

Предпосылки, причины, повод, начало Первой Мировой войны. Основные этапы и события Первой Мировой войны. Политико-правовые итоги Первой Мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Создание Лиги Наций.

Вашингтонские соглашения от 13 декабря 1921 г. Вашингтонская конференция (ноябрь 1921 г. – февраль 1922 г.) и её влияние на построение нового мирового порядка.

Тема 15. Германия и Франция в Новейшее время: государство и право

Ноябрьская революция 1918 г. и утверждение республики в Германии. Веймарская конституция 11 августа 1919 г. Приход фашистов к власти и ликвидация системы Веймарской демократии. Механизм фашистской диктатуры в Германии. Крах фашистской Германии. Денацификация и демилитаризация Германии. Нюрнбергский процесс. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР, их взаимоотношения. Конституция ФРГ 1949 г. Создание и развитие ГДР. Конституция ГДР 1949 г. Объединение Германии в 1990 г. и его конституционное закрепление. Германская государственность и право во второй половине ХХ – в начале XXI вв.

Усиление праворадикальных тенденций во Франции в 1930-е гг. и попытки установления фашистской диктатуры. Фашистские организации во Франции в 1930-е гг. Народный фронт. Программа Народного фронта (январь 1936 г.). Вторая Мировая война и падение Третьей республики. Правительство в Виши. Восстановление государственного суверенитета Франции в послевоенные годы. «Временный режим» и борьба вокруг конституции. Четвёртая республика во Франции (1946-1958 гг.). Конституция Франции 1946 г. Колониальный вопрос. Алжирский кризис. Кризис Четвёртой Республики. Установление Пятой Республики во Франции. Конституция Французской Республики 1958 г.

Право: источники и институты. Эволюция французской государственности и права в конце ХХ – в начале XXI вв.

Тема 16. Великобритания и США в Новейшее время: государство и право

Эволюция государственно-политической и правовой системы Великобритании в Новейшее время. Основные изменения в гражданском и торговом праве. Уголовное право. Эволюция британской государственности и права в конце ХХ – в начале XXI вв.

Экономический и политический кризис конца 1920-х – начала 1930-х годов в США. «Новый курс» Ф.-Д. Рузвельта, его итоги и последствия.

Основные изменения в государственном строе США в Новейшее время.

Правовая и судебная системы США. Верховный суд США.

Тема 17. Основные тенденции развития государства и права в Новейшее время

Основные этапы развития государства в Новейшей истории. Развитие форм и изменение функций государства. Возрастание регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. Тенденция возрастания роли государства и права в жизни общества. Утверждение республиканской формы правления в качестве преобладающей; распространение концепции «регулируемой демократии». Усиление в современном мире тенденций взаимозависимости государств мирового сообщества. Возврат к усилению роли национального государства.

Определяющие тенденции в развитии права Новейшего времени, их противоречивость. Основные изменения в уголовном праве и процессе. Либерализация уголовного права и процесса. Проблема отмены смертной казни. Международное право и решение глобальных проблем человечества – предотвращение угрозы атомной катастрофы, защита окружающей среды и проч.

 

 

5.2 Учебно-тематический план

                           Для очной / очно-заочной форм обучения

 

№№

п/п

Наименование тем (разделов) дисциплины

 

Трудоёмкость

Формы текущего

Контроля успеваемости

Всего

 

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Общая Лекции Семинары, практические занятия Занятия в интерактивных формах
1. Вводный раздел 10/10 2/2 0/0 2/2 1/1 8/8 Многосторонняя коммуникация; систематический выход на проблематику Вводного раздела при изучении других тем учебного курса
2. Тема 1. Государство и право Древнего Востока     10/10 6/5 2/1 4/4 3/2,5 4/5 Комментированное чтение первоисточников; решение ситуативных задач по «Законам Хаммурапи» и «Законам Ману»; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением (дискуссией) в группе; обучающая (ролевая) игра по судебному процессу в Древней Вавилонии.
3. Тема 2. Восточное Средиземноморье и Передняя Азия в древности: государственность и право   10/10 3/2 2/1 1/1 1,5/1 7/8 Контроль по Теме 1. Многосторонняя коммуникация; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением. Комментированное чтение первоисточников. Дискуссия о роли Финикии и Карфагена в становлении Античной цивилизации.
4. Тема 3. Государство и право Античного Мира 10/10 3/2/ 2/1 1/1 1,5/1 7/8 Контроль по Теме 2. Многосторонняя коммуникация; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; Комментированное чтение первоисточников; ролевая игра «Суд в Древних Афинах: процесс в Гелиэе»
5. Тема 4. Государство и право Древнего Рима 10/10 4/3 2/1 2/2 2/1,5 6/7 Контроль по Теме 3. Комментированное чтение первоисточников; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением (дискуссией) в группе; работа в малых группах.
6. Тема 5. Христианская церковь в государственно-правовых процессах средневековой Европы   10/10 2/1 2/1 0/0 1/0,5 8/9 Многосторонняя коммуникация. Выход на проблематику темы №5 в ходе рассмотрения учебных вопросов по темам №№ 6-8.
7 Тема 6. Государство и право стран Западной Европы в Средние века 10/10 8/7 2/1 6/6 4/3,5 2/3 Контроль по Теме 5; многосторонняя коммуникация; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; комментированное чтение первоисточников; доклады с презентациями с последующим обсуждением.
8 Тема 7. Страны Юго-Восточной Европы и Передней Азии в Средние века: государство и право 10/10 6/5 2/1 4/4 3/2,5 4/5 Контроль по Теме 6. Многосторонняя коммуникация; работа в малых группах; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; комментированное чтение первоисточников. дискуссия о форме и особенностях теократической монархии в Арабском Халифате; обсуждение отличий в правовых толках (мазхабах) Исламского права.
9 Тема 8. Государство и право южных и западных славян в Средние века 10/10 2/0 2/0 0/0 1/0 8/10 Контроль по Теме 7. Многосторонняя коммуникация; работа в малых группах; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; комментированное чтение первоисточников: «
10 Тема 9. Англия в Новое время: государство и право 10/10 4/3 2/1 2/1,5 1/1,5 6/7 Контроль по Теме 8; многосторонняя коммуникация; дискуссия о форме английского государства в изучаемый период времени; доклады студентов с презентациями, с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению законодательства в Англии в Новое время;
11 Тема 10. Франция в Новое время: государство и право   10/10 4/3 2/1 2/2 2/1,5 6/7 Контроль по Теме 9; многосторонняя коммуникация; комментирование источников права: «Кодекс Наполеона»; работа в малых группах по изучению французского законодательства рассматриваемого периода; доклады студентов с презентациями, с последующим обсуждением; решение ситуативных задач по «Кодексу Наполеона» и УК Франции 1810 г.
12 Тема 11. Образование и государственно-правовое развитие США в конце XVIII – в XIX вв.   10/10 4/3 2/1 2/2 2/1,5 6/7 Контроль по Теме 10; многосторонняя коммуникация; изучение и комментирование источников права; дискуссия о механизме сдержек и противовесов, закреплённом в Конституции США; доклады студентов с презентациями, с последующим обсуждением.
13. Тема 12. Германия и Австрия в Новое время: государство и право   10/10 4/3 2/1 2/2 2/1,5 6/7 Контроль по Теме 11; многосторонняя коммуникация; комментирование источников права; решение ситуативных задач по Германскому Гражданскому Уложению; составление таблиц по сравнительно-правовому анализу институтов права по кодифицированным актам Франции и Германии («Гражданский Кодекс французов» и «Германское Гражданское Уложение»).
14. Тема 13. Япония и Китай в Средние века и Новое время: государство и право   10/10 4/3 2/1 2/2 2/1,5 6/7 Контроль по Теме 12; многосторонняя коммуникация; комментирование источников права; составление таблиц по сравнительно-правовому анализу институтов японского и китайского права;
15. Тема 14. Первая Мировая война и её влияние на государственно-правовое развитие ведущих стран мира 10/10 4/3 2/1 2/2 2/1,5 6/7 Контроль по Теме 13; многосторонняя коммуникация; доклады студентов с презентациями с последующим их обсуждением; работа в малых группах по изучению международно-правовых актов, оформивших Версальско-Вашингтонскую систему; круглый стол «Версальско-Вашингтонская система и её роль в развязывании Второй Мировой войны».
16. Тема 15. Германия и Франция в Новейшее время: государство и право 10/10 4/3 2/1 2/2 2/1,5 6/7 Контроль по Теме 14; многосторонняя коммуникация; дискуссия о содержании и демократизме Конституции ФРГ 1949 г. и Конституции ГДР 1949 г.; доклады студентов с презентациями с последующим их обсуждением; комментированное чтение первоисточников; доклады студентов с презентациями с последующим их обсуждением; дискуссия относительно определения формы правления во Франции в соответствии с Конституцией 1958 г.
17. Тема 16. Великобритания и США в Новейшее время: государство и право 10/10 4/3 2/1 2/2 2/1,5 6/7 Контроль по Теме 15; многосторонняя коммуникация; дискуссия о правовом положении, компетенции и реальных полномочиях британского монарха; доклады студентов с презентациями с последующим их обсуждением. Дискуссия о целесообразности усиления государственного вмешательства в социально-экономические процессы в ходе осуществления реформ в рамках «Нового курса» и в последующий период.
18. Тема 17. Основные тенденции развития государства и права в Новейшее время 10/10 4/3 2/1 2/2 2/1,5 6/7 Контроль по Теме 16; многосторонняя коммуникация; доклады студентов с презентациями с последующим их обсуждением; круглый стол; дискуссия об изменении роли и значения международного права на протяжении ХХ века и в начале XXI века.

В целом по дисциплине

180/ 180 68/ 50 34/ 16 34/ 34 34/ 25 112/ 130 Домашнее творческое задание

Итого в %

        50 / 50    

Содержание практических и семинарских занятий

Наименование тем дисциплины Перечень вопросов для обсуждения на семинарских, практических занятиях, рекомендуемые источники из разделов 8, 9 Формы проведения занятий
Вводный раздел   1. Предмет науки и учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран»; её место в системе юридических наук. 2. Методология науки и учебного курса Истории государства и права зарубежных стран. Методы познания: диалектический, историко-сравнительный, социологический, системного анализа, логический, формально-юридический и др. 3. Теоретическое и практическое значение Истории государства и права зарубежных стран как науки и как учебной дисциплины. 4. Формационный, цивилизационный, интегративный подходы к изучению Истории государства и права зарубежных стран. 5. Периодизация Истории государства и права зарубежных стран. 6. Источники, учебники, учебные пособия и научная литература для изучения курса Истории государства и права зарубежных стран. Рекомендуемые источники: 8: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17. 9: 1-10 Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации
Тема 1. Государство и право Древнего Востока   1. Общественный и государственный строй Древнего Египта в различные периоды его истории. 2. Основные черты древнеегипетского права. 3. Общественный и государственный строй Древней Вавилонии. 4. Общая характеристика, форма, структура, система, содержание Законов царя Хаммурапи. 5. Общая характеристика, форма, структура, система, содержание Средне-Ассирийских законов. 6. Общая характеристика, форма, структура, система, содержание Хеттских законов. 7. Общественный и государственный строй Древней Индии периода империи Маурьев. 8. Общая характеристика, форма, структура, система, содержание Законов Ману. 9.  Специфика формирования традиционного права Древнего Китая. Памятники права Древнего Китая.  Рекомендуемые источники: 8: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17. 9: 1-10 Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права Вавилонии, Ассирии, Древней Индии, Древнего Китая; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.  
Тема 2. Восточное Средиземноморье и Передняя Азия в древности: государственность и право   1. Города-государства финикийцев и их торгово-экспансионистский характер. 2. Карфагенская держава. 3. Государственность на Крите. 4. Еврейские государства. 5. Книга закона («Книга завета») (622 г. до н.э.). 6. Авеста. Заратустра. Рекомендуемые источники: 8: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17. 9: 1-10 Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 3. Государство и право Античного Мира   1. Влияние конкретно-исторических факторов (географических, экономических, идеологических и пр.) на возникновение различных форм древнеантичных государств: демократической республики в Афинах и аристократической республики в Спарте. 2. Кризис полисной системы. Пелопонесская война и создание Македонского государства. Завоевательные походы Александра Македонского. 3. Формирование и развитие античного права. 4. Гортинские законы (конец VII – начало VI вв. до н.э.). 5. Законы Драконта (621 г. до н.э.). 6. Правовое содержание реформ Солона. 7. Закон Эпитадея (ок. 400 г. до н.э.). 8. Законы Ликурга. Рекомендуемые источники: 8: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников античного права; ролевая игра «Суд в Древних Афинах: процесс в Гелиэе». Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.  
Тема 4. Государство и право Древнего Рима 1. Образование и периодизация истории Древнеримского государства. 2. Реформы Сервия Туллия, их содержание и значение. 3. Государственный строй Республиканского Рима в ІІІ-I вв. до н.э. Изменения в государственном строе Рима в период Империи (I век до н.э. – V век н.э.). 4. Источники права Древнего Рима. Цивильное и преторское право в Древнем Риме. 5. Законы XII Таблиц (Leges Duodecium Tabularum): происхождение, общая характеристика, структура, система, основные институты. 6. Закон Петелия (326 г. до н.э.). Закон Аквилия (III в. до н.э.). «Вечный эдикт» Юлиана (Edictumperpetum) (II в. до н.э.). Закон Гортензия (287 г. до н.э.). Закон Виллия (180 г. до н.э.). 7. Римские юристы: Марк Манилий, Юний Брут, Публий Сцевола (II в. до н.э.); Лабеон, Прокул, Капитон, Сабин (I в. до н.э.); Павел, Папиниан, Ульпиан, Модестин, Гай (II – начало III в. н.э.) 8. Институции Гая. Рекомендуемые источники: 8: 1, 2, 6, 7, 11, 12, 13, 16. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; комментированное чтение первоисточников; решение ситуативных задач по «Законам XII Таблиц» и Институциям Гая; работа в малых группах. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.  
Тема 6. Государство и право стран Западной Европы в Средние века   1. Государство и право салических франков: 1.1. Франкское государство: органы власти и управления. 1.2. «Варварские правды» (Салическая, Рипуарская, Алеманнская, Баварская и др.): источники, доктрина, структура, система, особенности. 1.3. Салическая Правда (СП) и её правовые установления. 2. Средневековая Франция: государство и право: 2.1. Эволюция органов государственной власти во Франции в Средние века (от раннефеодальной монархии до абсолютной). 2.2.  Развитие источников, институтов и норм французского феодального права. 3. Средневековая Германия: государство и право: 3.1. Развитие источников, институтов и норм средневекового германского права. 3.2. Золотая булла (1356 г.). 3.3. Саксонское Зерцало (1221-1225 гг.): история составления, система, структура, основные правовые институты. 3.4. Швабское Зерцало (1274 г.): история составления, структура, система, основные правовые установления. 3.5. Каролина (1532 г.): история разработки и принятия, система, структура, основные правовые установления. 4. Государство и право Англии в Средние века: развитие источников, институтов и норм средневекового английского права. Рекомендуемые источники: 8: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17. 9: 1-10 Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов по Салической Правде, Кутюмам Бовези, Саксонскому Зерцалу, «Каролине», английским «Правдам» и Великой Хартии вольностей 1215 г. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 7. Страны Юго-Восточной Европы и Передней Азии в Средние века: государство и право   1. Западная и Восточная Римская империя. Периодизация истории Византийского государства. 2. Правовое положение населения Византии. 3. Государственный строй Византийской империи. 4. Право Византии: источники, основные институты и нормы. Рекомендуемые источники: 8: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17. 9: 1-10 Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 8. Государство и право южных и западных славян в Средние века   1. Шариат. Система Исламского (мусульманского) права. 2. Основные правовые школы (мазхабы) Ислама. 3. Основные правовые институты и нормы Исламского (мусульманского) права. 5. Государство и право южных и западных славян. Рекомендуемые источники: 8: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 9. Англия в Новое время: государство и право   1. Великая Английская революция (1640-1662 гг.) и её влияние на развитие британской государственности и права. 2. Законодательство Английской революции (Петиция о праве (1628 г.); Трёхгодичный акт (1641 г.); Великая Ремонстрация (1641 г.); Орудие управления (1653 г.). 3. Законодательное оформление конституционной монархии в Англии: Хабеас Корпус Акт (1679 г.); Билль о правах (1689 г.); Акт об устроении (1701 г.); Акт о должностях (1701 г.). 4. Реформы местного управления (законы 1835, 1888, 1894 гг.). 5. Реформирование судебной системы (законы 1873-1876 гг.). 6. Реорганизация управления колониями: Акт о лучшем управлении Индией (1858 г.); Акт о действительности колониальных законов (1865 г.). 7. Эволюция английского парламентаризма: Акт о парламенте (1911 г.). Рекомендуемые источники: 8: 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 10. Франция в Новое время: государство и право 1. Великая Французская революция (1789-1794 гг.) и её влияние на развитие французской государственности и права. 2. Законодательство Французской революции: Декларация прав человека и гражданина 1789 г.; «Феодальное законодательство»: декрет от 15 марта 1790 г.; декрет от 3 мая 1790 г.; Конституция Франции 1791 г.; Декларация прав человека и гражданина в редакции 1793 г.; Чрезвычайное законодательство периода якобинской диктатуры; Конституция Франции 1793 г.; Конституция Франции 1795 г.; Конституция Франции 1799 г. 3. Сенатус-консульт 1804 г. 4. Кодификация права во Франции начала XIX века. 5. Гражданский кодекс французов (Кодекс Наполеона) (1804 г.). 6. Уголовный кодекс Франции 1810 г. 7. Конституционная хартия 1814 г. 8. Конституция Франции 1848 г. 9. Установление Третьей Республики во Франции: Конституционные законы 1875 г. Рекомендуемые источники: 8: 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 11. Образование и государственно-правовое развитие США в конце XVIII – в XIX вв. 1. Американская революция в форме войны за независимость (1775-1783 гг.) и её влияние на развитие государственности и права США. 2. Декларация независимости США (1776 г.). 3. Статьи Конфедерации (1781 г.). 4. Отцы-основатели США: Джон Адамс, Бенджамин Франклин, Александр Гамильтон, Джон Джей, Томас Джефферсон, Джеймс Мэдисон, Джордж Вашингтон. 5. Конституция США (1787 г.). Билль о правах (1791 г.). 6. Доктрина Монро. Дело «Мэрбери против Мэдисона» (1803 г.). 7. 13-я, 14-я, 15-я поправки в Конституцию США. 8. Гомстед-акт (1862 г.). Рекомендуемые источники: 8: 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17. 9: 1, 2, 6, 7. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 12. Германия и Австрия в Новое время: государство и право   1. Эволюция германской и австрийской государственности и права в XIX веке. 2. Австрийское гражданское уложение 1811 г. 3. Союзный акт 1815 г. 4. Вексельный устав 1847 г. 5. Франкфуртская конституция 1848 г. 6. Конституция Пруссии 1850 г. 7. Саксонское гражданское уложение 1863 г. 8. Имперская конституция 1871 г. Отто фон Бисмарк. 9. Уголовное уложение Германии (1871 г.). 10. Германское Гражданское Уложение (1896 г.). 11. Германское Торговое Уложение (1897 г.). Рекомендуемые источники:   8: 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 13. Япония и Китай в Средние века и Новое время: государство и право 1. Эволюция государственности Японии в Средние века и Новое время. 2. Эволюция права Японии в Средние века: Кодекс Тайхорё (702 г.); Уложение Дзёэй (1232 г.); Кодекс Кэмму (1334-1338 гг.). 5. Реформирование государственно-правового строя Японии в Новое время: Конституция Японии 1889 г. (Конституция Мэйдзи). 6. Эволюция китайской государственности и права в Средние века и в Новое время. 7. Развитие китайской государственности и права в Средние века и Новое время: Танский кодекс (Тан люй шу и) (VII в.); «Свод законов из 900 статей» (XI в.); Свод законов династии Мин (конец XIV в.); Маньчжурские кодексы (Дацин люй ли) (XVII в.). Рекомендуемые источники: 8: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 14. Первая Мировая война и её влияние на государственно-правовое развитие ведущих стран мира   1. Тройственный союз (1882 г.). 2. Антанта («Сердечное согласие») и её правовое оформление. 3. Создание и правовое оформление Версальско-Вашингтонской системы. 4. Создание Лиги Наций. Устав Лиги Наций. 5. Вашингтонские соглашения от 13.12.1921 г.: «Договор четырёх государств»; «Договор пяти государств». 6. Вашингтонская конференция (ноябрь 1921 г. – февраль 1922 г.) и её влияние на мировую политику и международные отношения. 7. США и Европа в 1920-е – 1930-е гг.: План Дауэса (1924 г.); План Юнга (1929 г.). Рекомендуемые источники: 8: 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; «круглый стол» «Первая Мировая война и её влияние на государственно-правовое развитие ведущих стран мира». Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 15. Германия и Франция в Новейшее время: государство и право   1. Ноябрьская революция 1918 г. и утверждение республики в Германии. Изменения в государственном строе в ходе революции. 2. Веймарская конституция 11 августа 1919 г. Государственный строй Веймарской республики. Характер и значение Веймарской конституции 1919 года. Кризис Веймарской республики. 3. Образование Национал-социалистической немецкой рабочей партии в 1920 г. Мюнхенский путч 1923 г. Приход фашистов к власти и ликвидация системы Веймарской демократии. 4. Механизм фашистской диктатуры в Германии и его законодательное оформление. 5. Крах фашистской Германии. Либерально-демократические преобразования в Германии 1945-1949 годов. 6. Раскол Германии. Образование ФРГ и ГДР, их взаимоотношения. Конституция ФРГ 1949 г. Конституции Германской Демократической Республики 1949 г. 7. Объединение Германии в 1990 г. и его конституционное закрепление. Договор «два плюс четыре» от 12 сентября 1990 года. 8. Эволюция германской государственности и права во второй половине ХХ – в начале XXI вв. 9. Причины и предпосылки усиления профашистской идеологии во Франции в начале 1930-х гг. и попытки установления фашистской диктатуры. 10. Народный фронт. Реформы Народного фронта, их цель и значение. Законодательство Народного фронта. Конец Народного фронта. 11. Вторая Мировая война и падение Третьей республики. Правительство в Виши. Движение Сопротивления. 12. Четвёртая республика во Франции (1946-1958 гг.). Конституция Франции 1946 г. Кризис и падение Четвёртой Республики. 13. Установление Пятой Республики во Франции. Конституция Французской Республики 1958 г. 14. Эволюция французской государственности и права в конце ХХ – в первой четверти XXI вв. Рекомендуемые источники: 8: 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 16. Великобритания и США в Новейшее время: государство и право   1. Эволюция государственно-политической и правовой системы Великобритании в ХХ веке. 2. Своеобразие английского парламентаризма. Изменения в правовом положении Палаты лордов. 3. Основные изменения в праве Великобритании в ХХ веке. 4. Эволюция британской государственности и права в конце ХХ – в начале XXI вв. Премьер-министры Великобритании. 5. Экономический и политический кризис конца 1920-х – начала 1930-х годов в США. Формы и методы чрезвычайного регулирования экономики и социальных отношений в 1929-1933 гг. 6.  «Новый курс» Франклина-Делано Рузвельта. Основные мероприятия «Нового курса». Итоги «Нового курса», его последствия. 7. Основные изменения в государственном строе США в ХХ в. – первой четверти XXI в. 8. Правовая и судебная системы США. Верховный суд США. Э.Уоррен. Рекомендуемые источники: 8: 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; решение ситуативных задач и казусов. Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.
Тема 17. Основные тенденции развития государства и права в Новейшее время   1. Основные этапы развития государства в Новейшей истории. Развитие форм и изменение функций государства. 2. Возрастание регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. 3. Демократические и недемократические государства. Фашистские, авторитарные, тоталитарные государственно-правовые режимы. 4. Развитие парламентской демократии и политического плюрализма в демократических государствах. 5. Усиление роли правительства и рост государственного участия в вопросах экономического и социального развития общества. 6. Тенденция возрастания роли государства и права в жизни общества, обусловленная усложнением общественных отношений на более высоком уровне поступательного движения человечества; возросшей социальной ролью государства; 7. Глобализация. Изменение роли ООН. Возврат к усилению роли национального государства. 8. Определяющие тенденции в развитии права Новейшего времени, их противоречивость.   Рекомендуемые источники: 8: 2, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 17. 9: 1-10. Теоретический семинар в форме многосторонней коммуникации; доклады студентов с презентациями с последующим обсуждением; работа в малых группах по изучению памятников права; «круглый стол»: «Основные тенденции развития государства и права в Новейшее время». Интерактив – 50% от трудоёмкости семинарского занятия.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Перечень вопросов, отводимых на самостоятельное освоение дисциплины, формы внеаудиторной самостоятельной работы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.012 с.)