Разработка и совершенствование технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка и совершенствование технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ



Важное место в подготовке и обеспечении готовности сил и средств гражданской обороны к выполнению возложенных задач должно отводиться разработке и совершенствованию технических средств и технологий ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, их практической реализации.

Разработка и совершенствование технических средств и технологии спасательных работ организуются и постоянно проводятся органами, осуществляющими управление гражданской обороной, руководителями гражданской обороны с учетом развития средств поражения и способов ведения военных действий, внедрения в практику новых машин, механизмов и аварийно-спасательного оборудования, а также опыта проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и на проводившихся учениях и тренировках.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы гражданской обороны должны быть обеспечены необходимыми руководствами, справочниками, другими пособиями, содержащими тактико-технические характеристики и общие рекомендации по применению имеющихся на их оснащении техники и спецоборудования, а для проведения наиболее характерных сложных и опасных работ должны быть разработаны технологические карты (сетевые графики работ).

Основными направлениями совершенствования технических средств и технологий аварийно-спасательных и других неотложных работ являются:

- разработка и внедрение более рациональных приемов и способов поиска и спасения пострадавших, оказавшихся в заваленных защитных сооружениях, блокированных в полуразрушенных и горящих зданиях и сооружениях, извлечения (эвакуации) их из зон поражения и поддержания жизнедеятельности в период проведения спасательных операций; отработка порядка взаимодействия различных формирований и служб, участвующих в этих операциях (поисково-спасательных, инженерно-технических, противопожарных и др.);

- разработка новых наиболее прогрессивных технологий, а также новых видов специальной техники и оборудования, для проведения АСДНР, в том числе в зонах радиационного и химического загрязнения (заражения) и при других неблагоприятных условиях, а также выявление для использования в указанных целях имеющихся прогрессивных технологий, новых видов техники и оборудования, используемых в экономике;

- отработка приемов и способов локализации аварий на коммунально-энергетических сетях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах со взрыво-, пожароопасной технологией (в том числе на газовых сетях), методов поддержания физической устойчивости зданий и сооружений, укрепления или обрушения аварийных конструкций;

- оснащение аварийно-спасательных формирований современными средствами связи и оповещения, средствами малой механизации, модульными комплектами аварийно-спасательного и медицинского снаряжения;

- создание новых современных приборов, а также развитие кинологической службы для поиска людей в завалах;

- создание в субъектах Российской Федерации мобильных городков (комплексов) для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения (по решениям глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

- практическая апробация и отработка новых технологий и оборудования на занятиях и учениях с силами гражданской обороны.

Подготовка населения, руководящего состава органов управления

Общий порядок и организация обучения населения в области гражданской обороны определены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 841, которым утверждено соответствующее Положение. В соответствии с этим Положением обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является всеобщим и обязательным и осуществляется по соответствующим возрастным и социальным группам на предприятиях, в образовательных и других учреждениях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), а также по месту жительства.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

- руководители федеральных органов исполнительной власти, а также главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления;

- должностные лица гражданской обороны, руководители и работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также руководители организаций;

- личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований;

- работающее население, не входящее в состав формирований гражданской обороны;

- учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования;

- неработающее население.

Обучение по гражданской обороне работающих граждан, не входящих в состав нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется по месту работы во всех организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности без отрыва от производства по программам рекомендуемым МЧС России. Ответственность за организацию обучения селения несут руководители организаций.

Подготовка обучающихся в области гражданской обороны осуществляется путем проведения занятий в учебное время по курсу ОБЖ и дисциплины БЖД по программам, утвержденным Минобразованием России по согласованию с МЧС России, а также участия школьников и студентов в общественных движениях

Обучение неработающего населения осуществляется путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной всех уровней, организуют пропаганду знаний в области гражданской обороны с широким использованием различных средств массовой информации (телевидение, радиовещание, периодическая печать, издание брошюр, буклетов и т.п.).

Подготовка личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований проводится непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Основными формами обучения (видами занятий) этих формирований гражданской обороны по специальной подготовке являются практические и тактико-специальные занятия с использованием учебных городков, защитных и других сооружений, имеющихся на территории объекта. Основной метод — практическая работа. На практических занятиях каждому обучаемому прививаются твердые навыки в выполнении приемов и действий в соответствии со специальностью при проведении АСДНР в очагах поражения, а также отрабатывается слаживание формирований.

Подготовка и повышение квалификации по гражданской обороне руководящего состава и специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны, работников органов, осуществляющих управление гражданской обороной, проводится в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, на курсах гражданской обороны муниципальных образований, в учебных заведениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их планам), а также непосредственно в организациях в порядке, определяемом МЧС России.

Для приобретения необходимых навыков по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в области гражданской обороны, а также проверки готовности органов управления и сил гражданской обороны с их личным составом в установленном порядке периодически проводятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки. Учения в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, а также в организациях проводятся по планам МЧС России или соответствующих руководителей, согласованным с заинтересованными органами управления, организациями и учреждениями.

Учения, имеющие общефедеральное значение, проводятся по решению Правительства Российской Федерации.

Оперативная подготовка является важным видом подготовки руководящего и командно-начальствующего состава гражданской обороны, слаживания органов, осуществляющих управление гражданской обороной, частей, подразделений и других формирований, отработки вопросов руководства силами и средствами, их взаимодействия и всестороннего обеспечения.

Основными принципами оперативной подготовки являются:

- соответствие целей и содержания оперативной подготовки возможной обстановке в условиях современных вооруженных конфликтов и войн, характеру выполняемых задач и уровню подготовки органов, осуществляющих управление гражданской обороной, и сил гражданской обороны;

- умелое сочетание различных форм и методов обучения с последовательным переходом к более сложным и масштабным формам обучения, максимальное приближение к условиям реальной действительности, учет опыта минувших войн и проведенных учений;

- единство обучения и воспитания, научность, высокое методическое мастерство руководителей занятий, учений и тренировок, проведение основных мероприятий оперативной подготовки под руководством старших начальников и другие.

Оперативная подготовка руководящего состава гражданской обороны организуется на основании распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив МЧС России, Плана основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Комплексного плана основных мероприятий МЧС России и Организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на очередной год.

При организации и проведении мероприятий оперативной подготовки необходимо также руководствоваться методическими рекомендациями МЧС России по подготовке и проведению командно-штабных учений по отработке вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации в республике, крае, области.

Главные усилия в оперативной подготовке сосредотачиваются на подготовке органов управления, для которых основной формой обучения являются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

При планировании учений и тренировок главное внимание должно уделяться отработке вопросов приведения органов управления в различные степени готовности, перевода гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени, правильному определению мероприятий по защите населения в очагах поражения, путей и методов их реализации.

Командно-штабные учения (КШУ) являются высшей и наиболее эффективной формой оперативной (для городского и районного звена оперативно-тактической) подготовки руководящего состава РСЧС и гражданской обороны.

По масштабам КШУ могут проводиться в границах:

- Российской Федерации,

- федерального округа;

- субъекта Российской Федерации;

- муниципального образования (города, района, поселка);

- группы городских и сельских районов;

- объекта, а также с центральными аппаратами министерств и ведомств.

Учения в зависимости от числа привлекаемых на них звеньев управления могут быть одностепенными и многостепенными.

Основными целями КШУ по вопросам гражданской обороны являются:

- проверка реальности планов гражданской обороны и защиты населения;

- проверка готовности к организованному переводу гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени;

- совершенствование готовности руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям к осуществлению руководства проведением всего комплекса мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- отработка вопросов взаимодействия и всестороннего обеспечения АСДНР и т.д.

Темы, состав привлекаемых на учения органов управления, служб и сил гражданской обороны, а также конкретные сроки и продолжительность проведения КШУ определяет руководитель учения или руководитель гражданской обороны.

КШУ проводятся на картах и местности с развертыванием систем управления, связи и оповещения.

На учения в субъекте Российской Федерации, как правило, привлекаются:

- главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или их заместители, территориальные органы МЧС России, аварийно-спасательные службы, эвакоорганы данного субъекта Российской Федерации;

- руководители органов местного самоуправления, органы, осуществляющие управление гражданской обороной всех или части городов, районов, а также категорированных объектов экономики в полном составе, часть сил гражданской обороны;

- оперативные группы органов управления остальных городов, части районов и объектов экономики со средствами связи.

По решению региональных центров МЧС России на такие учения могут привлекаться воинские части гражданской обороны или только командиры и штабы этих частей, по согласованию с военным командованием — оперативные группы других воинских частей, привлекаемых для решений задач гражданской обороны, военных комиссариатов и гарнизонов.

В ходе КШУ на фоне созданной оперативной обстановки на ряде объектов экономики могут проводиться комплексные учения и тактико-специальные или комплексные учения (тренировки) с привлекаемыми формированиями, а в некоторых случаях — комплексные районные (городские) учения с взаимодействующими районами (городами).

Командно-штабные учения во всех звеньях проводятся, как правило, с занятием пунктов управления (ПУ), а также с использованием средств связи и вычислительной техники.

Продолжительность КШУ должна обеспечивать отработку запланированных мероприятий в полном объеме.

Руководство проведением КШУ осуществляют в зависимости от их масштаба начальники региональных центров МЧС России, главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, руководители организаций.

Подготовка и проведение командно-штабных учений осуществляются в соответствии с действующими организационно-методическими документами и пособиями по данному вопросу.

Руководитель учений (как правило, руководитель гражданской обороны соответствующего уровня) назначает необходимое количество заместителей помощников) по наиболее важным и сложным вопросам, создает штаб руководства учением и необходимый (с учетом замысла и учебных целей учения, а также состава участников) посреднический аппарат.

Подготовка командно-штабного учения начинается не менее чем за один-три месяца до его начала и включает:

- разработку плана проведения учения, организационных указаний и других организационно-методических и оперативно-тактических документов по проведению учения;

- подготовку руководства и посреднического аппарата, подготовку обучаемых;

- подготовку района проведения учения.

Основным рабочим документом по подготовке учения является календарный план, в котором перечисляются конкретные мероприятия по всем указанным этапам подготовки учения, сроки их выполнения и ответственные лица.

Подготовка руководства и посредников имеет целью обеспечить правильное понимание ими замысла учения, требований приказов, положений, уставов, наставлений и руководств, а также изучение района предстоящего учения.

Подготовка района учения заключается в оборудовании пунктов управления, организации связи и комендантской службы, в подготовке имитации, реализации необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Командно-штабное учение, как правило, начинается с оповещения и сбора в местах постоянного размещения органов управления, руководящего состава по учебному сигналу. С прибытием личного состава руководитель КШУ доводит до них обстановку и ставит задачи. КШУ на местности могут начинаться в местах постоянной дислокации или исходного района (согласно замыслу учения и созданной обстановке).

Как правило, первым этапом (учебным вопросом) учений планируется приведение органов управления и привлекаемых подразделений в боевую готовность.

Тактические задания обучаемым обычно вручаются заблаговременно, с тем, чтобы они могли изучить исходную обстановку и подготовиться к учению. В отдельных случаях задания могут вручаться с началом учения или после выхода в район учения.

После доведения задач и распоряжений до обучаемых им предоставляется необходимое время на принятие решения и осуществления необходимых подготовительных мероприятий для его реализации.

Все практические мероприятия, выполняемые в ходе КШУ, должны строго учитываться и хронометрироваться, а обобщенный опыт, особенно уточненные расчеты, использоваться в исследовательских целях и для корректирования планов гражданской обороны и защиты населения.

Розыгрыш хода учения осуществляется на основе плана его проведения в соответствии с принимаемыми решениями и отдаваемыми распоряжениями обучаемым. Наращивание данных об обстановке осуществляется таким образом, чтобы она вынуждала обучаемых реагировать на ее изменение принятием новых или уточнением ранее принятых решений.

В ходе розыгрыша учения руководитель, его заместители и посредники должны постоянно находиться там, где решаются главные вопросы учения, осуществлять контроль и оценивать действия обучаемых. Главное внимание при этом уделяется слаженности в работе всех должностных лиц, их умению быстро собирать и анализировать данные обстановки, кратко докладывать

выводы из нее, грамотно и быстро разрабатывать необходимые боевые документы, четко доводить задачи до подчиненных.

После завершения учения проводятся общий и частные разборы, вырабатываются конкретные мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование деятельности органов управления, сил гражданской обороны, повышение их готовности с учетом итогов и выводов проведенного учения.

Штабные тренировки имеют целью обучение (или проверку подготовленности) личного состава органов управления и боевых расчетов пунктов управления практическому выполнению функциональных обязанностей и их слаживание для управления действиями сил гражданской обороны. Как правило, они должны предшествовать проведению КШУ.

На тренировках обучаемые на фоне единой обстановки под руководством старшего начальника самостоятельно выполняют определенную работу по планированию действий сил и средств в очагах поражения или управлению силами и средствами при этих действиях. При этом они тренируются в сборе и обобщении данных обстановки и ее оценке, в производстве оперативно-тактических расчетов, получают практику в разработке планирующих и информационных документов, а также в составлении необходимых справок, ведении карт, пользовании современными средствами управления, связи и документами скрытого управления.

Тренировки могут проводиться в классе (на ПУ) или на местности.

Подготовка штабной тренировки включает в себя: уяснение исходных данных; разработку необходимых для тренировки документов; подготовку руководителя тренировки, помощников и обучаемых; подготовку места проведения тренировки и средств учебно-материального обеспечения.

Исходными данными для проведения штабной тренировки являются: тема, учебные цели, учебные вопросы, состав обучаемых, время и продолжительность тренировки, место ее проведения.

Штабные тренировки могут быть совместными, в которых участвует весь состав органов управления (всех его структурных подразделений и служб) или раздельными.

На раздельных тренировках главным образом отрабатываются вопросы практического выполнения функциональных задач.

Совместная штабная тренировка, как правило, проводится на местности с использованием средств связи. Одной из главных учебных целей совместной штабной тренировки, проводимой на местности, является совершенствование полевой выучки и повышение слаженности подразделений органа управления.

Совместные штабные тренировки, проводимые на местности, в зависимости от их замысла и учебных вопросов могут начинаться на месте постоянной дислокации органа управления или после вывода его в исходный район, причем вывод обучаемых в исходный район может начаться как с объявлением, так и без объявления сбора.

Тактическое задание для ввода обучаемых в обстановку может вручаться как накануне, так и с объявлением сбора, в ходе выдвижения или после выхода исходный район.

Обстановка и первичное решение по ней обучаемые наносят на рабочие карты и по указанию руководителя готовят свои решения и документы по организации АСДНР.

Необходимое наращивание обстановки обычно осуществляется в виде передачи устных сообщений на места с помощью средств связи, радиограмм, письменных или графических вводных и донесений.

По мере поступления и обобщения данных руководитель заслушивает доклады основных должностных лиц по выводам из оценки обстановки и их предложения.

Деятельность руководителя и обучаемых должна осуществляться в такой последовательности и в основном в такой же обстановке, что и в реальных условиях боя.

Итоги тренировки рассматриваются и оцениваются при ее разборе.

Комплексные учения по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций проводятся в муниципальных образованиях (органах местного самоуправления) и в организациях, в процессе их прохождения отрабатывается весь комплекс вопросов (мероприятий), предусмотренных планами гражданской обороны защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными вопросами гражданской обороны, отрабатываемыми в ходе комплексных учений, являются:

- перевод органов управления и сил гражданской обороны, а также организаций на функционирование в условиях военного времени — при различных условиях начала военных действий;

- осуществление мероприятий по защите населения от современных средств поражения;

- разработка и осуществление мер по обеспечению устойчивого функционирования экономики (организаций) и объектов жизнеобеспечения населения;

- организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

- обеспечение взаимодействия с органами военного управления.

Комплексные учения могут проводится как самостоятельное учебное мероприятие города (района, организации), так и в качестве составной части командно-штабных учений гражданской обороны более высокого уровня.

Обычно комплексные учения планируются как завершающее мероприятие определенного этапа подготовки командно-начальствующего состава, органов управления, сил гражданской обороны и других категорий обучаемых по соответствующим программам, включая практические занятия и тренировки.

При проведении городских и районных комплексных учений на них привлекаются руководство и органы, осуществляющие управление гражданской обороной, эвакоорганы, организации, отнесенные к группам по гражданской обороне, другие объекты экономики и инфраструктуры, в т.ч. учебные заведения и жилищно-эксплуатационные учреждения (по решению руководителя органа местного самоуправления), силы гражданской обороны, включенные в состав городской (районной) группировки сил и средств, а также учреждения, входящие в состав сети наблюдения и лабораторного контроля, и различные категории населения. Оптимальная продолжительность учений — до двух суток.

Как правило, руководителем учения должен быть организующий его руководитель гражданской обороны. В помощь себе он назначает заместителей, помощников, создает штаб руководства учением, формирует посреднический аппарат, контролирует ход подготовки к учению в соответствии с его замыслом и утвержденными организационно-методическими указаниями по данному учению.

В зависимости от уровня подготовленности участников, целей и задач учения, запланированного объема практических мероприятий и количества привлекаемых сил гражданской обороны продолжительность периода подготовки учения составляет от двух до трех месяцев.

В ходе комплексного учения используют формы и методы подготовки, характерные для каждой из групп обучаемых, участвующих в учениях.

Для руководящего и командно-начальствующего состава — это в основном методы командно-штабного учения (тренировки), для сил гражданской обороны — тактико-специальных учения, для остального состава — практические занятия и тренировки в выполнении определенных задач, соответствующих складывающейся обстановке по замыслу учения.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.049 с.)