Основные направления художественной культуры в 19 в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления художественной культуры в 19 в.



В XIX веке начинается новая эра в художественной культуре Европы, ставшей на путь капиталистического развития после Французской буржуазной революции 1789 - 1794 г. Эта революция и промышленный переворот в Англии XVIII века стали теми историческими событиями, которые в корне изменили все стороны жизни не только в Европе, но и на других континентах. Новая капиталистическая формация с её новыми экономическими, политическими и социальными отношениями, утверждавшаяся в течение всего XIX века в мире ведёт к кардинальным изменениям в духовной жизни общества, к зарождению новой художественной культуры, которая по мере усложнения общественных отношений, усиления социальных противоречий становится всё сложнее, противоречивее в осмыслении и отражении современности.

Как правило, каждое новое направление в искусстве XIX века рождается во Франции, и поэтому логичнее всего проследить их эволюцию на французской почве. С середины векав архитектуре воцаряется эклектика и историзм - подражание великим стилям прошлых жпох. В живописи и скуотптуре наряду с классицизмом, который всё более приобретает черты академической схемы, с1820-х годов рождается сильное романтическое течение, с 1840-х годов развивается реализм. В последней трети XIX века, в переломное для западноевропейского реализма время, вновь укрепляются позиции академизма, который становится официальным искусством, выражающим вскусы правительственных кругов Франции. Реакцией на академизм становится импрессионизм, который сменяется неоимпрессионизмом, а затем постимпрессионизмом.

На смену цельным художественным течениям в искусство приходят крупные творческие индивидуальности, каждая из которых утверждает свои законы творчества, имеет свою художественную систему.

В прикладном искусстве в связи с промышленным переворотом, начинающейся индустриализацией производства предметов общественного потребления идут сложные процессы выработки новых подходов и принципов организации жизненного пространства в новых условиях.

 

Направление в исскустве 19 в.

Ампир (буквально — имперский) стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий 19 в., завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Др. Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен). Своего высшего развития ампир достиг в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов), монументальные скульптуры (И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин).

 

Академизм (французское academisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему "вечных" канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной "высокого" искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, А. обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусств.

 

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всей Европе, позднее Северной Америке. Его идейной почвой были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм, «штюрмерство»), Великая французская революция, немецкая классическая философия.

Романтизм — это эстетическая революция, которая вместо науки и разума (высшей культурной инстанции для эпохи Просвещения) ставит художественное творчество индивидуума, которое становится образцом, «парадигмой» для всех видов культурной деятельности. Основная черта романтизма как движения — стремление противопоставить бюргерскому, «филистерскому» миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, атомизации общества, наивной веры в линейный прогресс — новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем.

Романтизм проявляется во всех видах искусства: литературе, изобразительном искусстве, музыке и др. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).

Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному, что определило главенство музыки и лирики в романтизме. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

Стиль Бидермайер (Biedermeier), вдохновленный средним классом, был рожден в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы, и революцией 1848 года. Название возникло позже, по фамилии немецкого обывателя, персонажа стихов немецкого поэта Айбродта "Бидермайер Людерлюст". Внезапно Вена становится ведущим городом в Европе, также в области моды и искусства. Стиль Бидермайер выражает образ жизни среднего класса той эпохи. Ему свойственны безопасность, интимность и комфорт. Бидермайер характеризуется умеренностью, функциональностью и простотой. Этот стиль породил маленькие здания без показной роскоши. Архитектура и декоративное искусство бидермайера, отражавшее вкусы бюргерской среды, перерабатывали формы ампира в духе интимности и доашнего уюта. Для живописи бидермайера, носящей отпечаток романтизма характерны любовь к бытовой среде, тщательно воспроизведённым деталям, стремление к интимности, задушеывности, безмятежной созерцательности.

 

17. Модернизм в искусстве: основные черты и особенности.

Стиль модерн является одним из ранних направлений такой общемировой художественной тенденции, как модернизм в искусстве. Благодаря модернизму художник вышел за рамки традиционного реализма, открыв что-то принципиально новое. Наша современная культура во многом обязана такому понятию, как модернизм в изобразительном искусстве. Художники эпохи модерна в большинстве своем, не побоюсь этого слова — гении, и, по праву заслуживают свое место в истории. Но обо всем по порядку...

Стиль модерн в искусстве возник в конце девятнадцатого века: тогда художники пытались из разрозненных, но общепринятых направлений создать нечто оригинальное, придать своим произведениям некоторую условность, отвлеченность. Стоит, однако упомянуть, что термин «модерн» (фр. modern — новый) присущ только русской культуре, поскольку в конце девятнадцатого века в России существовал свой модерн в искусстве. Во Франции этот стиль именовался ар-нуво, в Германии и Скандинавии — югендстиль. Принципы модернизма основаны на идее неспособности искусства предшествующих эпох бороться с несвободой, антигуманностью, социальной несправедливостью, неспособности запечатлеть все это. Основные черты модернизма заключаются в том, что художник направляет свою субъективную волю на борьбу с жестокой реальностью, этим стирая границы прежних идеалов.

Модернизм в изобразительном искусстве — это культурный пласт, охватывающий множество понятий, такие как: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм. А так же некоторые поздние течения: сюрреализм, дадаизм и так далее. На этом поприще подвизались такие известные художники эпохи модерна, как: Альфонс Муха, Поль Гоген, Эдвард Мунк и другие. Все эти довольно известные люди не просто ассоциируются с понятием модерн в изобразительном искусстве, но являются, уже его синонимами.

Основные черты модернизма помогли становлению и других известных творцов, среди которых были и наши соотечественники: Иван Билибин, Николай Рерих, Михаил Врубель – все они ярчайшие представители модернизма. Русский модерн, художники модернизма, делали не похожим на западный, у нас преобладал панэстетизм — все во славу искусства. Рассмотрим это на примере картины в стиле модерн, написанной Михаилом Врубелем – «Летящий демон» – это полотно пронизана трагичностью... трагичностью неразрешимости противоречий.

 

 

18. Постмодернизм как явление искусства 2-Й пол. 20 в.-нач. 21 в.

В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.

Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна.

По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).

Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектикилюбых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр).

При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, звуки современной электронной музыки, представляющей из себя сплошной поток соединённых между собой так называемыми «ди-джейскими сводками» [смиксованных] готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Авангардистской установке на новизну противопоставлено устремление включить в современное искусство весь мировой художественный опыт способом ироничного цитирования. Возможность свободно манипулировать любыми готовыми формами, а также художественными стилями прошлого в ироническом ключе, обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, еще недавно немыслимое в искусстве авангарда, позволяет акцентировать внимание на их аномальном состоянии в современном мире. Отмечается сходство постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции.

Таким образом, постмодерн наследует из соцреализма синтетичность или синкретизм — как типологический признак. Причем, если в соцреалистическом синтезе различных стилей сохраняется их идентичность, чистота признаков, раздельность, то в постмодернизме можно видеть сплав, буквальное сращение различных признаков, приемов, особенностей различных стилей, представляющих новую авторскую форму. Это очень характерно для постмодернизма: его новизна — это сплав старого, прежнего, уже бывшего в употреблении, использованного в новом маргинальном контексте. Для любой постмодернистской практики (кино, литература, архитектура или иные виды искусства) характерны историческиеаллюзии

.

Критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand.

Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).

Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше)

 

Эстетическое сознание.

Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность.

 

Эстетическая деятельность.

 

Эстетическая деятельность — это деятельность человека, связанная с искусственным возбуждением эмоций, деятельность в ее общечеловеческой значимости, хотя общечеловеческое не исчерпывается эстетическим. Эстетическое необходимо человеку, чтобы справляться с препятствиями. Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты.

Эстетическую деятельность рассматривают как историческое, меняющееся явление, связанное со всем комплексом общественно-исторических условий жизнедеятельности человека и общества. То есть эстетическая деятельность в разные исторические эпохи представлена в различных формах, она по-разному реализовывала себя в общей деятельности людей, поэтому имеет неодинаковые достижения в мире культуры.

Материалистическое понимание истории позволило оценить роль труда в становлении различных форм деятельности, в том числе эстетическую. В процессе труда человек формирует природу в соответствии со своими потребностями. Оформленная человеком часть природы – культура – обладает особым смыслом, особой ценностью для человека, она есть закон его общественной жизни.

Между сущностью вещи и формой образуется глубокая взаимозависимость: совершенство формы позволяет наиболее адекватно представить, сделать очевидной общественную сущность. Поэтому поиск и создание совершенной формы является эстетическим моментом любой человеческой деятельности.

Конечно, нельзя утверждать, что первые предметы трудовой деятельности человека (каменный топор, наконечники для стрел, глиняные сосуды и др.) обладают эстетической ценностью. Однако нельзя не признать, что они принципиально отличаются от предметов природы тем, что человек способен обнаружить заключенный в форме такого каменного предмета общественный смысл, увидеть цель, для которой предназначается такой предмет.

Процесс выработки у человека способности действовать целесообразно растянулся на долгие тысячелетия, однако развивался по восходящей, позволившей человечеству создать богатство мира культуры, многообразие ее форм. Этот процесс не осознавался человечеством достаточно долго, так как человек творил, прежде всего, для удовлетворения своих материальных потребностей. Этим и объясняется то, что искусство, культивировавшее только эстетическую потребность, выделилось из материальной практики сравнительно поздно — относительная бедность общества не позволяла ему содержать людей, работающих только на удовлетворение духовной потребности. Только в труде вырабатывается сознание, способность воспринимать продукты эстетической деятельности. Ребенок, выпавший из людского лона, не обретет ничего человеческого. Он так и останется животным. Продукты эстетической деятельности могут быть либо полезными, либо вредными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.021 с.)