Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Iv . Игровые практики здорового образа жизни
(ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ) Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольников в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Современные дети имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в их образе жизни. Современные дети предпочитают посмотреть телевизор, поиграть на компьютере или телефоне. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы. Для ребенка потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях, так как двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Из чего же складывается здоровье: образ жизни (50%), наследственность (20%), система здравоохранения (10%), окружающая среда (20%). Задача педагогов в детском саду - закладывать основы ЗОЖ, а решаться она должна через создание целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. Стандарт дошкольного образования определяет особенности взаимодействия участников образовательных отношений, которые должны содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие ребенка. Из этого следует, что в дошкольных организациях должны реализовываться формы взаимодействия, предполагающие культурно образовательное отношение между взрослым и ребёнком, когда взрослый выступает в роли партнёра в его деятельности и реализует для этого различные культурные игровые практики.
Игровые практики, или как их еще обозначают, практики игрового взаимодействия, представляют собой организацию образовательного процесса в формате различных игровых заданий, игровой среды и игрового взаимодействия. Таким образом, игровые практики выступают важным условием и в формировании у детей привычки к здоровому образу жизни: навыки ЗОЖ лучше усваиваются детьми в играх. В формировании всесторонней развитой личности ребенка, удовлетворении потребности в движении подвижным играм отводится важное место. Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению В. С. Кузнецова, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни». Подвижные игры рассматриваются как основное важнейшее средство и метод физического воспитания, которое одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физические ресурсы, но и улучшает результативность движения, является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствует формированию быстроты, силы, выносливости, координации движения. Существует несколько классификаций подвижных игр. По степени двигательной активности выделяются: 1. Малоподвижные игры - игры с незначительной интенсивностью движений. Проводятся для снятия перенапряжения после интеллектуальных занятий и в качестве снижения физической нагрузки. Развивающая задача малоподвижных игр - развитие внимания. 2. Игры средней подвижности - игры с большей степенью физической нагрузки, но движения спокойные. Такие игры проводятся в подгруппах или всем коллективом. Развивающие задачи: развитие умения действовать по команде, совершенствование координации движений, глазомера, меткости.
3. Игры высокой подвижности - игры для всей группы, с интенсивными движениями. В таких играх часто содержится соревновательный элемент. Дети разбиваются на подгруппы, состязаются в быстроте, выдержке, ловкости. По содержанию подвижные игры делятся на три большие группы: 1. Бессюжетные — игры, в которых не предусматриваются роли, а правила не зависят от какой-либо истории (сказочной или повседневной). То есть, в игре нет сценария, а увлекает она детей соревновательностью. 2. Сюжетные игры — подвижные игры, которые проводятся по сценарию. В игре имитируется бытовая сценка или сказочная ситуация. Участники исполняют роли, поэтому в сюжетной игре развивается выразительность движений. 3. Народные подвижные игры отражают представления предков об окружающем мире и содержат фольклорные мотивы. Народные игры делятся на группы: · драматические: игровая имитация бытовых и сказочных сценок, разыгрывание диалогов в движении («Гуси-лебеди», «У медведя во бору»); · хороводные: игра-пляска с заданным движением и песенным сопровождением («Каравай», «Плетень», «Дударь»). Подвижная игра проводится в различных режимных моментах. Игры малой и средней подвижности возможны между занятиями. Собственно, игра часто является частью занятий: музыкальных, познавательных, спортивных. Воспитатель учитывает степень нагрузки и влияние на эмоциональное состояние детей: игра не должна утомить детей или перевозбудить. Структура проведения подвижной игры и структура самой подвижной игры выглядит следующим образом: 1. Цель 2. Задачи 3. Оборудование 4. Ход игры: • Сбор детей на игру • Создание интереса к игре • Правила игры • Распределение ролей • Руководство игрой • Окончание игры и подведение итогов Подбирать подвижные игры и игровые упражнения надо таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно надо учитывать, возрастные особенности детей. Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни и развитие детского и юношеского спорта. В связи с этим в детском саду необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта и спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности. Спортивные игры — это самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, которые проходят по определенным правилам. Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны. Обучая детей элементам спортивных игр и упражнений, мы решаем следующие задачи: - формирование начальных представлений о некоторых видах спорта; - формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности; - обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями; - обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр; - воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх; - формирование привычки к здоровому образу жизни. Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играм и упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, специфики работы дошкольных учреждений. Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия. Основной целью таких занятий является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Особенный интерес вызывают у детей спортивные игры: баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т. д., а также спортивные упражнения: плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах. При этом в работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблением мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т. д. Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить занятие. Поэтому важно, чтобы оно содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты. Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия
Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребёнка способами. Именно в дошкольном возрасте существует возможность заложить фундамент знаний и умений, потребность в здоровом образе жизни. И сегодня актуален вопрос популяризации Детской подвижной и спортивной игры через разнообразные формы взаимодействия всех участников образовательных отношений: проведение фестивалей, эстафет, соревнований, конкурсов, Дней здоровья и т.д. Проведение таких мероприятий - это своего рода форма отчётности педагога по освоению игр и одновременно развлечение для детей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.018 с.) |