Iv . Игровые практики здорового образа жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Iv . Игровые практики здорового образа жизни



(ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ)

Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольников в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Современные дети имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в их образе жизни. Современные дети предпочитают посмотреть телевизор, поиграть на компьютере или телефоне. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы. Для ребенка потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях, так как двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Из чего же складывается здоровье: образ жизни (50%), наследственность (20%), система здравоохранения (10%), окружающая среда (20%). Задача педагогов в детском саду - закладывать основы ЗОЖ, а решаться она должна через создание целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Стандарт дошкольного образования определяет особенности взаимодействия участников образовательных отношений, которые должны содействовать становлению у ребёнка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развитие ребенка. Из этого следует, что в дошкольных организациях должны реализовываться формы взаимодействия, предполагающие культурно образовательное отношение между взрослым и ребёнком, когда взрослый выступает в роли партнёра в его деятельности и реализует для этого различные культурные игровые практики.

Игровые практики, или как их еще обозначают, практики игрового взаимодействия, представляют собой организацию образовательного процесса в формате различных игровых заданий, игровой среды и игрового взаимодействия. Таким образом, игровые практики выступают важным условием и в формировании у детей привычки к здоровому образу жизни: навыки ЗОЖ лучше усваиваются детьми в играх.

В формировании всесторонней развитой личности ребенка, удовлетворении потребности в движении подвижным играм отводится важное место.

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению В. С. Кузнецова, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни».

Подвижные игры рассматриваются как основное важнейшее средство и метод физического воспитания, которое одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизует его физические ресурсы, но и улучшает результативность движения, является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствует формированию быстроты, силы, выносливости, координации движения.

Существует несколько классификаций подвижных игр.

По степени двигательной активности выделяются:

1. Малоподвижные игры - игры с незначительной интенсивностью движений. Проводятся для снятия перенапряжения после интеллектуальных занятий и в качестве снижения физической нагрузки. Развивающая задача малоподвижных игр - развитие внимания.

2. Игры средней подвижности - игры с большей степенью физической нагрузки, но движения спокойные. Такие игры проводятся в подгруппах или всем коллективом. Развивающие задачи: развитие умения действовать по команде, совершенствование координации движений, глазомера, меткости.

3. Игры высокой подвижности - игры для всей группы, с интенсивными движениями. В таких играх часто содержится соревновательный элемент. Дети разбиваются на подгруппы, состязаются в быстроте, выдержке, ловкости.

По содержанию подвижные игры делятся на три большие группы:

1. Бессюжетные — игры, в которых не предусматриваются роли, а правила не зависят от какой-либо истории (сказочной или повседневной). То есть, в игре нет сценария, а увлекает она детей соревновательностью.

2. Сюжетные игры — подвижные игры, которые проводятся по сценарию. В игре имитируется бытовая сценка или сказочная ситуация. Участники исполняют роли, поэтому в сюжетной игре развивается выразительность движений.

3. Народные подвижные игры отражают представления предков об окружающем мире и содержат фольклорные мотивы.

 Народные игры делятся на группы:

· драматические: игровая имитация бытовых и сказочных сценок, разыгрывание диалогов в движении («Гуси-лебеди», «У медведя во бору»);

· хороводные: игра-пляска с заданным движением и песенным сопровождением («Каравай», «Плетень», «Дударь»).

Подвижная игра проводится в различных режимных моментах. Игры малой и средней подвижности возможны между занятиями. Собственно, игра часто является частью занятий: музыкальных, познавательных, спортивных. Воспитатель учитывает степень нагрузки и влияние на эмоциональное состояние детей: игра не должна утомить детей или перевозбудить.

Структура проведения подвижной игры и структура самой подвижной игры выглядит следующим образом:

1. Цель

2. Задачи

3. Оборудование

4. Ход игры:

• Сбор детей на игру

• Создание интереса к игре

• Правила игры

• Распределение ролей

• Руководство игрой

• Окончание игры и подведение итогов

Подбирать подвижные игры и игровые упражнения надо таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно надо учитывать, возрастные особенности детей. Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни и развитие детского и юношеского спорта.

В связи с этим в детском саду необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта и спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности.

Спортивные игры — это самостоятельные виды спорта, связанные с игровым противоборством команд или отдельных спортсменов, которые проходят по определенным правилам.

Спортивные игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе. Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.

Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх и упражнениях, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.

Обучая детей элементам спортивных игр и упражнений, мы решаем следующие задачи:

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;

- формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;

- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями;

- обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

- воспитание положительных морально-волевых качеств в спортивных играх;

- формирование привычки к здоровому образу жизни.

Необходимо учитывать, что содержание, методика проведения и планирование учебного материала по спортивным играм и упражнениям имеют свою специфику. Их организация требует учета возрастных особенностей детей, их физического развития и физической подготовленности, специфики работы дошкольных учреждений.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия. Основной целью таких занятий является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Особенный интерес вызывают у детей спортивные игры: баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т. д., а также спортивные упражнения: плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах.

При этом в работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблением мышц. Это спортивные игры, в которые входят основные движения – ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча и т. д.

Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие, вызывать желание продолжить занятие. Поэтому важно, чтобы оно содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты. Также необходимо учитывать сезонные и погодные условия

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребёнка способами.

Именно в дошкольном возрасте существует возможность заложить фундамент знаний и умений, потребность в здоровом образе жизни. И сегодня актуален вопрос популяризации Детской подвижной и спортивной игры через разнообразные формы взаимодействия всех участников образовательных отношений: проведение фестивалей, эстафет, соревнований, конкурсов, Дней здоровья и т.д. Проведение таких мероприятий - это своего рода форма отчётности педагога по освоению игр и одновременно развлечение для детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.018 с.)