Модель универсального журналиста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель универсального журналиста.



 

Развитие информационных и мультимедийных технологий и изменение структуры потребления информации (аудитория оперативно получает информацию в удобное ей время и по удобному ей каналу) потребовало от журналистов дополнительных навыков, переосмысления подходов к организации работы.

Существуют и другие причины для трансформации моделей деятельности журналиста. В последние десятилетия начали размываться границы между традиционными и так называемыми новыми медиа (multiskilling – многопрофильная подготовка), информацией и развлечением (infotainment), между журналистскими и "самодеятельными" публикациями (user-generated content:), потреблением информации, предлагаемой медиа, и информационной активностью аудитории (demediation), журналистами и издателями (commercialization). Кроме того, такие социальные изменения, как информатизация, индивидуализация, интенсификация и интернационализация, создали новую информационную и коммуникационную структуру, привели к фрагментации аудитории, формированию "непрерывной" культуры (non-stop culture) и глобализованных рынков.

В этих условиях журналисты переосмысливают свою роль, практику и этику, а также социальную, политическую и коммерческую функции новостей и информации, чтобы создать принципы и новые формы профессии для условий XXI века.

Одним из результатов переосмысления профессиональных проблем стала реинкарнация концепции универсального журналиста. Исследователи отмечают, что данная концепция появилась уже давно. Они ссылаются на результаты опроса 1950–60-х гг., где на вопрос "Какого принципа, по вашему мнению, следует придерживаться при подготовке работников для разных средств информации?" 37,5% опрошенных отвечали – готовить журналистов-универсалов для работы в любом средстве информации.

Примеры универсального журнализма можно найти и в более ранние периоды. Так, в эпоху персонального журнализма газету или журнал издавал узкий круг лиц, а иногда и один человек, который нередко являлся и учредителем, и владельцем, и издателем, и редактором, и автором своего издания. Например, Даниэль Дефо не только был издателем журнала "Ревью", но и сам писал материалы на политические, коммерческие и социальные темы, представая одновременно в ролях репортера, корректора, комментатора.

В современном понимании термин "универсальный журналист" получил популярность после выхода одноименной книги английского автора Д. Рэндалла. По его определению, "универсальные журналисты – не узкие специалисты. Они должны быть готовы к репортажу при любых обстоятельствах, обязаны знать, как делается любой материал, уметь и информировать, и развлекать. Они способны к редактированию, макетированию, разбираются в тонкостях оформления и умеют управлять редакцией, способны воспринимать новые технологии, а также создавать и продавать новые газеты".

Информационно-коммуникационная технологическая революция заставила говорить о появлении нового универсализма в журналистике и расширении прежнего понятия. Сегодня универсальный корреспондент – это журналист цифровой эпохи, где на первый план вышел процесс конвергенции, основанный на однократном производстве содержания и многократном его тиражировании на разных информационных платформах. В этих условиях журналист, помимо качеств, перечисленных в определении Рэндалла, должен соответствовать новым характеристикам. Он должен владеть базовыми технологиями, применяемыми в мультимедийной редакции: обладать навыками верстки, цифровой фотографии, видео- и звукового монтажа, работы с компьютерными базами данных, поиска и проверки необходимой информации посредством современных сетей. В новых условиях специализация журналиста размывается не только на уровне владения строго определенными жанрами и конкретной тематикой, но и в более широком смысле.

Основное отличие универсального корреспондента от традиционного заключается в том, что он должен уметь определять оптимальный для конкретного сообщения формат и создавать в нем свой материал. Универсальный журналист должен знать особенности технической базы и новейших цифровых технологий, применяемых в печати, на телевидении и радио, в интернет-СМИ, мобильных медиа. Он должен уметь использовать в профессиональной деятельности цифровые IT-технологии, цифровую технику – видеокамеру, микрофоны, иную цифровую технику, пользоваться основными операционными системами и цифровыми устройствами ввода текстовой, графической, аудиовизуальной информации и т.д. При этом, разумеется, важно иметь широкий кругозор, уметь писать оригинальные и качественные тексты, быть способным к анализу событий.

В центре реформ медиарынка находится журналист как создатель разнообразных мультимедийных произведений, и конвергентная журналистика обращена к его личности, способной красиво и неординарно мыслить, а также приобретать новые профессиональные навыки. Именно журналист как первичная "ячейка" медийной структуры способен, мобилизуя свой творческий потенциал, находить новые производственные решения, используя, кроме текста, различные виды инфографики (рисунки, схемы, графики), статистические данные и т.д.

Модель универсала основана на следующих принципах:

– работа на все имеющиеся платформы (газета, Интернет, радио, в перспективе ТВ);

– соответствие разным форматам (журналист должен уметь одинаково качественно готовить публикации для деловой газеты "Ваше дело" и общественно-политической газеты "Свободный курс");

– наличие навыков фотосъемки, видеомонтажа и др.;

– мобильность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.004 с.)