Портрет современника как материал «на злобу дня». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Портрет современника как материал «на злобу дня».



Современная портретная журналистика общероссийских изданий ориентирована на «громкие имена», на социальный статус героя, забывая, что статусность порою — это всего-навсего «количество перьев». Прекрасный пример — разного рода деятели шоу-бизнеса, модные писатели, одним словом, герои «тусовки». Они в целом ряде СМИ — главные ньюсмейкеры. Как тут не вспомнить бессмертное пастерна-ковское «Позорно ничего не знача, // Быть притчей на устах у всех».

Наличие статуса, конечно, значимый аргумент для портретной журналистики, но все-таки ее миссия состоит не в создании парадных и, в целом, поверхностных портретов знаменитостей, а в духовно-нравственном воспитании общества через галерею образов героев современности из самых разных социальных страт. Та же Инна Руденко признается, «никогда не писала о громких именах, за исключением Улановой, с которой я дружила. Писала про обыкновенных людей, разбирала конфликты. Если мне человек не нравится, то я никогда про него не напишу очерк, мне ничего так не интересно, как человек».

И то, что сегодня подлинным героям современности уделяется мало внимания, говорит вовсе не о том, что эти люди исчезли, что их нет рядом с нами, это свидетельствует о том, что редакции занизили профессиональную планку, а авторы разучились или сознательно не хотят делать качественные портреты. Писать о том, что на поверхности, всегда проще. Но сказано: «Входите узкими вратами». Нельзя забывать, что слава и деньги преходящи, должности переменчивы, а нравственные ценности долговечны. И всегда «в цене» жизнелюбие, милосердие, преданность, верность долгу, уважение к традициям, наследию старших поколений, любовь к Родине, готовность к подвигу ради того, что тебе по-настоящему дорого. Лишая портретную журналистику этих нравственных оснований, журналисты обрекают себя на верхоглядство, отучаются замечать разницу между значимым и банальным, перестают быть летописцами современности.

Справедливости ради надо сказать, что есть внешние объективные факторы, негативно влияющие на портретную журналистику. Прежде всего они связаны с трансформацией и переоценкой ценностей, с кризисом идентичности — утратой человеком представления о своем месте в обществе. В данном контексте понятно, почему журналист затрудняется в поиске «героев нашего времени», журналист дезориентирован и сложностью изучения человека эпохи глобализации, информатизации, возросшим многообразием отношений человека с миром, а также размытостью социального бытия отдельной личности и целых социальных групп, находящихся в маргинальном состоянии.

Мало того, традиционные оценки основных жизненных категорий (власть, благо, духовность, семья, любовь, героизм, прогресс) так быстро меняются, что целые поколения не могут с определенностью положиться на ту или иную систему ценностей в попытке сделать свое существование осмысленным и гармоничным.

Портретная журналистика возникла и формировалась в рамках художественно-публицистической, наглядно-образной журналистики, но жанровые предпочтения портретной журналистики менялись, и очерковая форма портрета, характерная для советского времени, ушла в тень. В 1990-е гг. на первый план вышли портретное интервью и оперативный портрет, хотя в редакциях районной печати автору доводилось слышать и о популярном портретном жанре «лирического рассказа».

Отдавая дань традиции, жанровый экскурс начнем с портретного очерка. Портрет в журналистском творчестве обозначает не только внешние, но и внутренние особенности человека — духовную жизнь отдельной личности. Именно поэтому в портретном очерке объектом отображения могут выступать как социальные отношения человека с его окружением (социологический аспект), так и внутренние, психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности, дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретного очерка в плане целостного изображения человека.

Портретный очерк — это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя». Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя.

В основе портретного очерка — рассказ о человеке, его жизни, мнениях. Но не каждая судьба может послужить темой для написания очерка, а лишь та, которая наиболее ярко отразила эпоху, социальную действительность, личность, ее значение в конкретных обстоятельствах.

Авторитетный исследователь жанров А.А. Тертычный пишет о том, что предметом портретного очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Решая эту задачу, журналист, как правило, в первую очередь стремится раскрыть самое главное — показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования. Ибо это является исключительно важным моментом в жизни каждого человека.

«Очерк — это художественно-публицистический жанр, в котором путем сочетания логико-рациональных и эмоционально-образных способов отражения действительности решается определенный аспект концепции человека или общественной жизни».

Журналист может решить творческую задачу, рассказывая о творческом или профессиональном пути героя, его личностных и духовных качествах, необычном поступке, требующем восхищения и уважения. Одним словом, создать живой портрет, который не оставит читателя равнодушным. Портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу.

Портретный очерк является одним из тех газетно-журнальных жанров, который своими средствами служит познанию человека, его творческих возможностей, его нравственного мира, его взаимоотношений с другими людьми. Он показывает человека как хозяина державы, как ячейку коллектива, а коллектив — как ячейку общества в целом.

И все же главная задача портретного очерка — показать современника, героя наших дней, человека, на чьем примере могли бы учиться тысячи, — это значит показать человека в «лихорадке буден», на переднем крае жизни, занятого решением важнейших проблем времени, ищущего, спорящего, сражающегося и побеждающего.

«Очерк позволяет создать на страницах газеты емкий, выразительный образ нашего современника. Очеркист может сделать то, что неподвластно никакому другому газетному жанру — описать внутренний мир человека, его чувства, переживания».

Миссия портретного очерка состоит в том, чтобы решить острые, важные вопросы современности на точном, достоверном материале о людях и событиях, когда по выражению Б. Полевого, «каждый штрих портрета, каждая черточка описываемого действия должны быть четкой, характерной, предельно лаконичной, как линия чертежа», требует от очеркиста особых способов типизации, определенной композиционно-стилистической структуры.

Стержневой основой проблемного портретного очерка выступает общественно значимая проблема, к решению которой причастен его герой.

Что касается социального портрета, то его героем часто становится представитель определенной профессии. Очеркист сосредотачивает внимание на изучении характера, привычек, образе мыслей, поступков, которые присущи не одному человеку, а представителю определенной профессии. Шофер, слесарь, учитель, чабан, врач, рыбак, архитектор, младший научный сотрудник- люди разных профессий становились героями социального портрета.

Портретный очерк по-прежнему «высший пилотаж» журналистского творчества в создании образов наших современников и их историй. Благодаря этому жанру мы можем легко понять: кто является героями нашего времени, чем они занимаются, и какие ценности проповедуют.

Следующим наиболее распространенным жанром, характеризующим портретную журналистику, является портретное интервью. Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль») сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Портретное интервью является самым популярным жанром в современной журналистике.

Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Цель интервью-портрета — раскрыть личность собеседника. При этом приоритет отдается выяснению социально-психологических эмоциональных характеристик интервьюируемого, выявлению его системы ценностей. Портретное интервью сфокусировано на одном герое, которым может быть известный в какой-либо сфере общественной жизни человек, вызывающий интерес у широкой публики, или человек, не обладающий известностью, из «простых людей», но в чем-то себя проявивший или являющийся ярким типажом.

В портрете героя, создаваемом с помощью интервью, журналист стремится не только рассказать о человеке, восстановить наиболее значимые вехи его биографии, но и показать его убеждения и взгляды.

Наряду с портретным интервью, характерным для постсоветского периода, стоит жанр оперативного портрета. Оперативный портрет — небольшой информационный жанр, основанный на рассказе о поступке.

Еще один жанр, особенно хранимый региональной журналистикой, — портретная зарисовка, представляющая собой небольшой по объему текст, который отличается от очерка отсутствием сюжета или проблемы. Портретная зарисовка-это своего рода набросок, эскиз к портрету интересного человека.

Зарисовка имеет немало общего с репортажем. Но у нее свое, особое назначение: запечатлеть момент встречи автора с кем-либо или чем-либо — с другим человеком. Ее предмет отображения — участники встречи и ситуация, в которой они оказались. Заметим, что в зарисовке всегда показаны две стороны — сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, животные и т.д. В отличие от репортажа зарисовка одномоментна и локальна, ситуация, в которой оказался автор, всегда ограничена — в пространстве и во времени. Как и репортер, автор зарисовки стремится обеспечить эффект присутствия читателя на месте встречи.

В современной российской журналистике возник новый жанр — портретный репортаж. Этот жанр является синтетическим: с одной стороны, в нем присутствует анализ проблемной ситуации, а с другой, он сочетает в себе особенности художественно-публицистических жанров — эмоционально воздействует на читателя, раскрывает внутренние качества героя, его характера. Если главное предназначение репортажа — рассказать о каком-нибудь событии, явлении, месте и создать эффект присутствия, то в портретном репортаже наглядное отображение действительности служит фоном для создания портрета человека. Портретный репортаж, как правило, является точным фиксатором современного состояния общества. Его написание требует огромного мастерства и достаточного количества времени для сбора и обработки материала. Именно поэтому портретные репортажи, наравне с очерком, нечасто встречаются на страницах прессы.

ГЕРОЙ И АНТИГЕРОЙ

Сила слова, фиксируемого СМИ, и по широте охвата, и по длительности воздействия давно уже превосходит любые формы распространения информации. Аналогично дело обстоит с образами и портретами героев, созданными в прессе. Они оказывают огромное влияние на общественное мнение, формирование аксиологических потребностей современного общества. Современными героями СМИ становятся медийные лидеры, которые определяют наиболее ценные доминанты общественного развития.

Сегодня портретная журналистика активно предлагает читателю известного, успешного, материально обеспеченного человека. «Определяющая характеристика персонажей современной портретной журналистики — популярность как притягательная сторона для читателей. Герой очерка становится интересным в свете его общественной известности, определенной жизненным успехом в творчестве или карьере».

Коммерческие интересы, определяющие современное общество, заняли прочную позицию: самоотверженного труженика сменил человек, «делающий бизнес», причем не только в экономике и хозяйственной деятельности, но и в политике и даже в культуре. «Огромная часть портретов известных людей — предпринимателей, банкиров, экономистов, политиков и других деятелей возникают чаще всего в результате краткого изложения их биографий или описания карьеры, деловых характеристик».

Как и в 1990-е гг., сегодня портретные материалы редко встретишь на страницах газет, которые в основном ориентированы на журналистику новостей и оперативный комментарий. Что касается деловых изданий, то здесь портретные материалы предсказуемо связаны с бизнесом героя: с чего начиналось, как развивалось, какие трудности возникали, и какое состояние сейчас. Также в качественных журнальных изданиях подчеркивается творческая составляющая успешных людей, умение нестандартно мыслить, видеть перспективное в обычном, отказываться от стандартов и штампов, а также сила личности, упорство, смелость при реализации своих проектов. Жаль, что такие материалы зачастую носят рекламный характер и отражают не столько портрет, сколько имидж.

Другой особенностью нашего времени стало использование в прессе портретных материалов для удовлетворения искусно распаляемого самими журналистами интереса к приватной жизни знаменитых людей. Многие исследователи и практики журналистики считают эту тенденцию опасной. На первое место часто выдвигаются не те факты, которые действительно показывают значение деятельности героя для общества, а те, которые носят сенсационный или даже шокирующий характер. Основу ценностных ориентаций в изображении таких героев нередко составляет материальное богатство.

Даже обращаясь к жизни заслуженных и авторитетных героев, современная портретная журналистика акцентирует свое внимание не на самом процессе творческой или профессиональной деятельности людей, личностных качествах, а рассматривает их через призму ненужных деталей — личная жизнь, разводы, романы, скандалы. Таким образом, герой трансформируется в антигероя, и современные медиа превратили его в образец для подражания. Современная молодежь ориентирована на «АСС-авторитеты» (агрессия, сила, секс). Данный результат является следствием созданных гендерных образов «крутого» парня и «отчаянной бестии». Медиа-индустрия, пропагандируя образ антигероя, демонстрирует все социальные риски: культ жестокости, насилия, сексуальной распущенности, безнравственного поведения, отрицания социальных запретов, отказ от нравственных установок. Позитивные примеры жизни и подвиги настоящих героев, преданных стране, честных людей табуируются или осмеиваются. И портретная журналистика в данном случае играет огромную роль, именно она может стать создателем примеров и образцов поведения, аксиологических ориентиров.

С антигероем связаны антиценности, по определению авторитетного исследователя аксиологии журналистики Л.Г. Свитич. В качестве таких сомнительных ценностей выступает осознанная ориентация на накопление материальных ценностей; установка на индивидуализм, эгоизм, скаредность, душевную черствость, предательство Родины, семьи, общины, примат социального внешнего «успеха» в ущерб внутреннему личностному становлению.

Образ современника-антигероя в СМИ исследует Н.Б. Маньковская. Утверждение антигероя — это определенные симптомы ситуации, которые сложились в современной культуре и которая связана с тенденциями разрушения «старой» культуры и с процессом возникновения некоей иной культуры, базирующейся на ином коммуникационном пространстве. Кроме того, герои, на примерах которых воспитывалось не одно поколение, не воспринимаются современным молодым поколением как образцы, достойные подражания. А появление антигероя, считает исследователь, свидетельствует о кризисе личности и способствует становлению некритически мыслящего человека массовой культуры.

А вот черты портрета современника, проявляющего себя на страницах провинциальных газет: шустрый, коммуникабельный и толерантный член команды, он еще, может быть, не совсем воспитан, сформирован, но уже предприняты шаги по воплощению этого образа в жизнь.

Герой произведения может быть как положительным, так и отрицательным, главное здесь показать поступок или историю, которая могла бы быть поучительной для других, стать примером морального или аморального поведения. Этот герой должен характеризовать портрет современника, а не быть мифом.

Современная портретная журналистика благоволит и к герою, поступок которого носит сенсационный характер. Считается, что обывателю не хватает адреналина: жизнь им воспринимается как монотонные серые будни, отношения между людьми как скучная обязанность, работа как рутина. Он начинает искать источники получения эмоций во внешней среде, и невзыскательная журналистика удовлетворяет эту потребность аудитории. Она создает портреты таких героев, которые обеспечивают аудитории порцию адреналина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.017 с.)