Система массового онлайн обучения низкоквалифицированной рабочей силы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система массового онлайн обучения низкоквалифицированной рабочей силы



Согласно данным BCG за 2017 год, 50% экономически активного населения страны имеет низкий уровень квалификации. Это люди, которые выполняют механические, повторяющиеся типовые задачи, преимущественно физический труд. Например: уборщики, продавцы, водители, грузчики, охранники. 39% имеют средний уровень квалификации, которые выполняют техническую, рутинную работу в рамках предписанных правил и инструкций. Такие, как слесари, бухгалтеры, медсестры, офисные администраторы. И только 11% занимаются высококвалифицированным интеллектуальным трудом (преподаватели, врачи, ученые, инженеры, руководители).

Таким образом, рынок труда Казахстана представлен, в основном, низкоквалифицированной рабочей силой, что ставит страну перед лицом угрозы серьезного экономического и технологического отставания.

Одним из эффективных решений данной проблемы может стать применение опыта платформы типа Coursera, Udemy и т.п.

Министерствам образования, труда и социальной защиты населения необходимо проработать вопрос заключения государственного-частного партнерства с такими платформами либо начать разработку на портале ЭБТ Enbek.kz онлайн ресурса массового обучения и переквалификации рабочей силы.

3.3. Дошкольное и среднее образование

Во-первых, единственным социальным институтом, через который проходят почти все граждане страны является система дошкольного и среднего образования. Лауреат Нобелевской премии Джеймс Хекман доказал, что программы обучения взрослых гораздо менее эффективны в сравнении с программами раннего воспитания и заниматься интеллектуальным развитием в старшей школе уже поздно, т.к. основной этап развития осуществляется ранние периоды. На $1, вложенный в дошкольное воспитание и обучение, обществу возвращается до $8 и более, за счет экономии средств на последующее образование, повышенной производительности труда, роста налоговых платежей и снижения преступности[3].

Министерству образования и науки необходимо разработать полноценную модель дошкольного развития с учетом результатов сопоставительных исследований в области ДВО (UNICEF, UNESCO, OECD, World Bank, Europe-2020, ECES, SABER).

Во-вторых, необходимо разработать образовательную онлайн платформу для школьников и студентов Казахстана, которая будет включать в себя все основные функции ведения учебного процесса: оценивание знаний и навыков, учебный материал и его наглядность, практика заданий и концептов, коммуникация между участниками процесса (учитель, ученик, родитель), структурирование и организация учебного процесса.

Таким образом у Казахстана должна появиться платформа для ведения полноценного онлайн образования, а не дополнительных инструментов к текущей системе образования.

В-третьих, одной из острых проблем системы образования и рынка труда в Казахстане является недостаточная эффективность системы профессиональной ориентации учащихся школ. Как результат мы получаем системные перекосы рынка труда, дефицит одних и профицит определенных специалистов, депрофессионализацию и растущий сегмент низкоквалифицированной рабочей силы.

По статистическим данным, более 60% выпускников ВУЗов работают не по специальности. Зачастую, неудачный выбор профессии человеком происходит под влиянием родителей, имеющих искаженное и предвзятое понимание перспектив развития рынка труда. Кроме того, в условиях стремительного технологического развития, профессии и рабочие места быстро изменяются, устаревают и исчезают. В этой связи, государству в срочном порядке необходимы новые точки опоры для прогнозирования кадровых потребностей, а выпускникам школ и их семьям – массовый, простой и прикладной инструментарий, позволяющий сделать более осознанный и информированный выбор будущей профессии. 

Таким образом, необходима система профессиональной ориентации, опирающаяся не только на текущие количественные потребности в кадрах, но также учитывающая будущие качественные потребности в перспективе 10-15 лет.

Именно в этой связи, на основании Указа от 19 июня 2019 г. №27 (п.39), в данный момент реализуется национальный проект «Атлас новых профессий и компетенций, востребованных на рынке труда». Атлас – это прогнозная карта перспективных отраслей и профессий на ближайшие 10–15 лет. Он поможет нам понять, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Министерству образования и науки необходимо провести целенаправленную работу по полноценной интеграции Атласа новых профессий как единой платформы системы профессиональной ориентации в среднем образовании.

3.4 Техническое и профессиональное образование.

Одним из эффективных путей повышения престижа рабочих профессий является эффективное развитие в Казахстане всемирного движения WorldSkills, включающего 6 направлений: проведение чемпионатов Worldskills, научные (прикладные) исследования, эффективная профориентация, внедрение стандартов WorldSkills, международное сотрудничество, продвижение навыков.

WorldSkills повышает стандарты профессиональной подготовки в 82 странах. С 2014 года Казахстан является полноправным членом WorldSkills International (WSI). Национальный оператор WorldSkills в Казахстане - НАО «Холдинг «Кәсіпқор». С 2015 года проводятся чемпионаты WorldSkills на региональном и республиканском уровне. Организовано участие национальной сборной Казахстана в 5-и международных чемпионатах (Бразилия, Швеция, ОАЭ, Венгрия, Россия). Однако, в силу низкой вовлеченности Правительства и крупного бизнеса, существует целый ряд сдерживающих факторов. Таких, как слаборазвитая инфраструктура подготовки/переподготовки национальных, корпоративных сборных, несоответствие материально-технической базы колледжей и предприятий современным условиям труда, слабое экспертное сообщество, ограниченность Национального оператора в человеческих, финансовых и административных ресурсах.

В этой связи, предлагается создать автономную организацию на базе Национального оператора по развитию движения WorldSkills, Попечительский совет которой должен возглавить Президент Республики Казахстан.
       Так, в России Попечительский совет движения возглавляет Президент РФ В.В.Путин, в Германии движение WorldSkills находится под кураторством Федерального канцлера Ангелы Меркель. Тем самым, будет усилена роль, функционал Национального оператора и обеспечена необходимая ресурсная поддержка. В состав Попечительского совета предлагается включить крупнейшие отраслевые организации страны, которые станут спонсорами движения. Консолидируя усилия по развитию WorldSkills в условиях стремительного развития технологий и профессий, мы сможем добиться коренных изменений в системе подготовки молодых профессионалов, и тем самым получим мультипликативный социальный эффект.

Правительству РК необходимо разработать Дорожную карту развития движения WorldSkills до 2025 г. и внести соответствующие предложения. Компания BTS Education готова выступить методологическим партнером на безвозмездной основе.

3.5 Высшее образование и наука, формирование Ed-Tech сообщества

Дальнейшее развитие высшего и послевузовского образования следует рассматривать с учетом текущих трендов и технологий в образовании. В решении вышеуказанных проблем следует привлечь всех заинтересованных участников образовательного рынка: образовательные компании, фонды и НПО, покрывающие различные направления образовательного и воспитательного характера.

Министерству образования необходимо создать платформу для формирования Ed-Tech сообщества, которая позволит объединить всех игроков под одной целью, задать тренды и улучшить взаимодействие между участниками.

Ведущим процессом в трансформации современной науки является ее прагматизация и коммерциализация: при выборе гипотезы и экспериментов исследователи должны искать наибольшую когнитивную «отдачу на вложенный доллар» (bang for the buck).

Повышение эффективности и реорганизация процессов в науке в ближайшие годы будут в основном связаны с применением ИКТ в исследовательской работе, в частности:

1. Перехода от аналитических моделей к алгоритмическим, в т.ч. реализованным в виде «многоразовых» симуляций (напр. цифровые модели органов и живых систем в количественной биологии)

2. Переход к высокоинтенсивной работе с данными (science big data) и превращение исследователей в модераторов диалога между системами сбора данных и системами их обработки и построения количественных моделей.

3. Снижение издержек за счет сетевой распределенности, в т.ч. использование «виртуальных» лабораторий (сложных симуляций с доступом любых заинтересованных групп), удаленных лабораторий для объектов «большой науки» и ресурса пользователей (краудсорсинг решений научных проблем). В перспективе может возникнуть открытый рынок экспериментов (поддерживаемый биржевой и рекомендательной системой), предлагающий исследовательские ресурсы объектов большой науки, исследовательских команд, оборудования лабораторий и заинтересованных любителей-ученых.

4. Реорганизация системы публикаций с переходом на полноценные гипертекстовые структуры (в т.ч. интегрирующие «сырые» исследовательские данные и использованные расчетные модели), ре-организации публикаций в формате «веток дискуссии» с отслеживанием вкладов дискуссантов, а также распространение расчетных моделей в качестве независимых объектов презентации научных достижений и развитие средств для их индексации.

Министерству образования и науки необходимо начать разработку Национальной технологической инициативы — комплексной программы по созданию условий для обеспечения участие казахстанских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.007 с.)