Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отставание от развитых стран исчисляется десятилетиями.
2.3. Техническое и профессиональное образование Наблюдается нехватка, невысокое качество и низкий престиж специалистов рабочих профессий и обслуживающих специальностей. В исследовании BCG по соотношению спроса (опрос работодателей топ 10 специальностям ТиПО) и предложения (опрос колледжей по топ 10 специальностям ТиПО), выявлено совпадение только по 1 профессии - швея. Несмотря на темпы цифровизации и развитие высокотехнологичных рабочих мест, рабочие специальности будут в среднесрочной перспективе составлять существенную прослойку трудовых ресурсов, необходимых для поддержания бесперебойного функционирования отраслей экономики, особенно в кризисные периоды, а также развития сервисной экономики. Режим изоляции в связи с пандемией COVID-19 еще раз наглядно показал первостепенную необходимость в специалистах, которые удовлетворяют наиболее значимые запросы граждан в повседневной жизни, поддерживают объекты критической инфраструктуры. Сегодня 60% трудовых ресурсов страны работают не по полученной специальности в связи с ее невостребованностью, что приводит к системным перекосам на рынке труда и способствует снижению производительности труда по экономике в целом. Переориентирование данной категории людей на переобучение рабочим профессиям могло бы оказать мультипликативный позитивный эффект как на уровне человека, так и государства. 2.4. Высшее образование Качествовысшего образования, результативность проводимых исследований и уровень профессиональной подготовки вузов не способствует устойчивому росту казахстанской экономики. Имеет место «квалификационная яма» в силу оторванности образовательных программ вузов от требований рынка труда и отсутствия взаимной интеграции с реальным сектором экономики. В большинстве вузов нет систем поддержки и развития предпринимательских установок и компетенций. Не достигнуты реальные результаты от внедрения Национальной системы квалификаций, не разработаны профессиональные стандарты. В целом, работодатели и вузы не видят совместной роли в построении экономики будущего. Несмотря на увеличение образовательных грантов, сохраняется доля необразованной и нетрудоустроенной молодежи ( NEET-молодежь), в том числе из сельской местности. Так, доля молодежи в возрасте от 14 до 29 лет, не охваченной никакими методами социализации, сократилась в 2018 году составил 7,7%. Высокие показатели NEET-молодежи сохраняются в южных регионах, а также Мангистауской и Карагандинской областях (от 10 до 13%, 2017 г.). Также в 2018 г. в Туркестанской области и в г.Шымкент зафиксирована высокая доля неустроенных выпускников школ после завершения среднего образования – 40% и 32%, соответственно.
Принятие Закона «О статусе педагога» привела к мотивационной диспропорции, когда зарплата преподавателя вуза ниже зарплаты школьных учителей. Данная ситуация усугубляет тенденцию снижения интеллектуального потенциала вузов и неготовности к кардинальным изменениям. Система приема в вузы была разработана в 1990-х года прошлого столетия и не соответствует международной практике, в том числе Назарбаев Университета. Вузы, несмотря на провозглашенную в 2018 году академическую и управленческую самостоятельность, не имеют реальной автономии и не заинтересованы в повышении конкурентоспособности. Также, имеет место негативное восприятие со стороны общества о наличии коррупционных проявлений, в том числе прохождение ЕНТ, защита дипломных работ и назначение ректоров вузов. Согласно результатам PIAAC, в странах ОЭСР каждое новое поколение улучшает результаты читательской грамотности. В Казахстане - наоборот ухудшает. Взрослое население страны не может работать с длинными текстами, интерпретировать и оценивать информацию, синтезировать информацию из нескольких источников, проводить базовый анализ данных и статистики. На фоне падающего качества образования растет недоверие граждан и наблюдается отток молодежи в поисках лучшего образования за пределы страны. Принятая в 2019 году Госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 гг. и Закон «О статусе педагога» нацелены на решение актуальных вопросов образования среднесрочного характера. Отсутствуют системные исследования глубинных причин образовательного неравенства и сохраняющегося низкого качества казахстанского образования.
Предлагаемые поручения С учетом вышеназванных проблем, предлагаются следующие решения. 3.1 Национальный форсайт образовательной среды В мировой практике, для формирования основы долгосрочной политики широко используются форсайты. Такие страны, как Япония, Финляндия, Южная Корея, Сингапур и Великобритания во многом обязаны текущему состоянию благодаря проведению общенациональных форсайтов не реже одного раза в 3-5 лет. Форсайт зарекомендовал себя как наиболее эффективный инструмент выбора приоритетов в сфере науки и технологий, а в дальнейшем – и применительно к более широкому кругу проблем социально-экономического развития. По результатам Форсайта формируются масштабные национальные и международные исследовательские программы, в частности, 6-я и 7-я Рамочные программы по научным исследованиям и технологическому развитию Евросоюза, бюджеты которых составили, соответственно, 17,5 и 54 млрд. евро. С целью определения развития образовательной модели Казахстана на следующие 10-15 лет, необходимо проведение Национального форсайта развития образовательной среды и науки и транслировать этот опыт на другие сектора экономики. Для этого необходимо сформировать широкое коалиционное движение, предполагающее формирование проектных групп из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.100.48 (0.004 с.) |