Деградация качества человеческого капитала в РК 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деградация качества человеческого капитала в РК



Образование все больше воспринимается как нематериальный инвестиционный актив, процесс формирования, фиксации и капитализации которого нужно сделать максимально управляемым.

5. Изменение ценностей в обществе потребления предъявляет образовательной системе новый тип «человеческого материала» — с одной стороны, растущая доля студентов, которые не видят особой ценности в образовании и имеют низкую мотивацию к обучению; с другой, растущая доля сознательных студентов, которые понимают смысл саморазвития, готовы ставить свои собственные цели и не готовы брать «пакетные решения».

Новые участники глобального образовательного рынка — быстроразвивающиеся страны, стремясь полноценно конкурировать с развитыми странами за рынки и политическую повестку, стремительно отстраивают у себя системы образования по модели промышленно развитых стран. При этом, правительства развивающихся стран, начав копировать «лучшие практики» индустриальной образовательной системы, на самом деле покупают «залежалый товар», который устареет уже через 10-15 лет.
(см. Рис 1. Этапы развития образовательных систем, Рис 2. Ключевые изменения в системе образования).

Поэтому именно сейчас потребность в национальной «дорожной карте» будущего образования чрезвычайно велика. Необходимо проведение Национального форсайта развития образовательной среды с учетом проекта ОЭСР “Образование-2030” и выводов международного проекта Global Education Futures.

Рис 1. Этапы развития образовательных систем

Рис 2. Ключевые изменения в системе образования

В целом, в стране не в полной мере сформировано целостное видение системы раннего развития детей и отсутствует межведомственное единство. Решение проблемных вопросов сведено к увеличению охвата дошкольным обучением и повышением прозрачности выделения мест в детских садах.

2.2. Среднее образование

В силу разных причин неоднократно откладывался переход на 12-летнее образование. Во-первых, неготовность детей 6-летнего возраста к началу обучения в школе из-за низкого охвата детей дошкольными организациями. Во-вторых, несовершенство подготовки учителей к переходу на обновленное содержание образования, устаревшая система повышения квалификации и аттестации педагогических кадров. В-третьих, слабая материально-техническая база школ (2011 г. - 65,8% школ расположены в типовых зданиях) иотсутствие предметных кабинетов новой модификации.

С 2011 года транслируется опыт НИШ и с 2016 года внедряется обновленное содержание образования. Однако, все это накладываются на старый “фундамент” школьной системы, что не приводит к кардинальным изменениям. Так, несмотря на бюджетные расходы по повышению квалификации (2016-2019 г.г. - 35,5 млрд. тенге), учительский корпус не готов к новым методикам обучения. Критериальная система оценивания требует больших временных затрат, что невозможно при большом количестве учеников в классе и высокой загруженности учителей. Обеспеченность учебниками и учебно-методической литературой и ее качество ежегодно вызывает нарекания как со стороны учителей, так и со стороны общественности. Материально-техническая оснащенность школьной сети не достигла современного уровня, несмотря на почти 2 тыс. новых школ, построенных за 30 лет.

Финансирование не покрывает необходимых требований оснащения организаций образования и оплаты труда педработников. Несмотря на ежегодный рост финансирования образования, отношение к ВВП сохраняется на уровне 3,4%. При этом ОЭСР рекомендует довести уровень финансирования до 5-6% от ВВП.

У работников системы образования сравнительно низкая заработная плата не только в среднем по экономике страны (2019 г. - 127 тыс. тенге или 65% от средней по экономике страны), но и в разрезе регионов. Принятое в 2019 году решение в течение 4-х лет повысить зарплату учителей в 2 раза приведет к повышению в 2023 году зарплаты начинающего педагога до 118 тыс. тенге (55% от средней по экономике).

По причине низкой привлекательности наблюдается старение профессии. Из 290 тыс. учителей школ, 51% старше 40 лет, а молодых учителей до 30 лет – всего 20%. Подобная диспропорция не способствует внедрению нового образовательного инструментария, соответствующего требованиям современной экономики.

Результаты рейтингов “Best Countries for Education” и “Best Countries for Raising Kids” свидетельствуют о том, что в стране недостаточны условия для воспитания, развития и образования детей. Казахстан занимает низкие 70 и 73 места. Также, указанные рейтинги учитывают желание граждан обучаться в вузах своей страны из-за высокого качества образования. Так, учебная миграция из Казахстана за 19 лет выросла в 4,4 раза, в среднем по миру - 2,5 раза, из России – в 2,1 раза.

Результаты исследования ICILS свидетельствуют о низком уровне IT-компетенций школьников в силу недостаточной квалификации учителей по компьютерным технологиям. Так,54% казахстанских детей не готовы к жизни в цифровом мире, при этом, показатели компьютерной оснащенности сопоставимы с показателями ОЭСР (на один компьютер - 22 учеников). Так, среди 9,5 тыс. учителей информатики 6,4% не имеют высшего образования, а 29% без категории. Более того, в школах нет учителей информатики со степенью магистра.

В международном исследовании PISA-2018 казахстанские школьники показали 69 результат из 78 стран. Вместе с тем, НИШ вошли в первую “десятку” рейтинга. Нарастает образовательное неравенство в разрезе “город-село”, язык обучения и уровень доходов семьи. Разрыв 1,5 года есть между городскими и сельскими школами, между обучением на казахском и русском языках. Идет отставание школьников по чтению, математике и предметам естественно-научного цикла на 2-3 года от сверстников из стран ОЭСР.

В целом, имеет место образовательное неравенство между регионами, внутри регионов, между школами, между городом и селом, между школами с русским и казахским языком обучения, внутри школ между учениками из семей с разным социально-экономическим статусом (ЕНТ, PISA, TIMSS и др.)

Также стоит отметить, что модель школьного образования принципиально отстает от модели развития систем образования развитых стран. Так в странах ОЭСР с середины 1980-х годов начали разрабатывать куррикулум на основе компетенций, в то время как в 2002 году Казахстан все еще принимает “знаниевый” ГОСО. В 1996 году страны ОЭСР переходят на модель компетентностного образования, в Казахстане же лишь в 2004 году появился первый набор компетенций для ГОСО. В 2006 году Парламент ЕС принимает резолюцию по ключевым компетенциям для обучения на протяжении всей жизни, а с 2015 года ОЭСР запускает проект “Образование-2030”, который обеспечивает переход на мета-компетенции с 2019 года. В Казахстане же в 2015-16 гг был принят ГОСО на основе опыта НИШ и переход на 12-летние образование, соответственно лишь только переходят на образование компетенциям.

Режим изоляции в связи с пандемией COVID-19 еще раз наглядно показал первостепенную необходимость в специалистах, которые удовлетворяют наиболее значимые запросы граждан в повседневной жизни, поддерживают объекты критической инфраструктуры.

Сегодня 60% трудовых ресурсов страны работают не по полученной специальности в связи с ее невостребованностью, что приводит к системным перекосам на рынке труда и способствует снижению производительности труда по экономике в целом.

Переориентирование данной категории людей на переобучение рабочим профессиям могло бы оказать мультипликативный позитивный эффект как на уровне человека, так и государства.

2.4. Высшее образование

Качествовысшего образования, результативность проводимых исследований и уровень профессиональной подготовки вузов не способствует устойчивому росту казахстанской экономики. Имеет место «квалификационная яма» в силу оторванности образовательных программ вузов от требований рынка труда и отсутствия взаимной интеграции с реальным сектором экономики. В большинстве вузов нет систем поддержки и развития предпринимательских установок и компетенций. Не достигнуты реальные результаты от внедрения Национальной системы квалификаций, не разработаны профессиональные стандарты. В целом, работодатели и вузы не видят совместной роли в построении экономики будущего. 

Несмотря на увеличение образовательных грантов, сохраняется доля необразованной и нетрудоустроенной молодежи ( NEET-молодежь), в том числе из сельской местности. Так, доля молодежи в возрасте от 14 до 29 лет, не охваченной никакими методами социализации, сократилась в 2018 году составил 7,7%. Высокие показатели NEET-молодежи сохраняются в южных регионах, а также Мангистауской и Карагандинской областях (от 10 до 13%, 2017 г.). Также в 2018 г. в Туркестанской области и в г.Шымкент зафиксирована высокая доля неустроенных выпускников школ после завершения среднего образования – 40% и 32%, соответственно.

Принятие Закона «О статусе педагога» привела к мотивационной диспропорции, когда зарплата преподавателя вуза ниже зарплаты школьных учителей. Данная ситуация усугубляет тенденцию снижения интеллектуального потенциала вузов и неготовности к кардинальным изменениям.

Система приема в вузы была разработана в 1990-х года прошлого столетия и не соответствует международной практике, в том числе Назарбаев Университета. Вузы, несмотря на провозглашенную в 2018 году академическую и управленческую самостоятельность, не имеют реальной автономии и не заинтересованы в повышении конкурентоспособности. Также, имеет место негативное восприятие со стороны общества о наличии коррупционных проявлений, в том числе прохождение ЕНТ, защита дипломных работ и назначение ректоров вузов.

Согласно результатам PIAAC, в странах ОЭСР каждое новое поколение улучшает результаты читательской грамотности. В Казахстане - наоборот ухудшает. Взрослое население страны не может работать с длинными текстами, интерпретировать и оценивать информацию, синтезировать информацию из нескольких источников, проводить базовый анализ данных и статистики.

На фоне падающего качества образования растет недоверие граждан и наблюдается отток молодежи в поисках лучшего образования за пределы страны. Принятая в 2019 году Госпрограмма развития образования и науки на 2020-2025 гг. и Закон «О статусе педагога» нацелены на решение актуальных вопросов образования среднесрочного характера. Отсутствуют системные исследования глубинных причин образовательного неравенства и сохраняющегося низкого качества казахстанского образования.

 

 

Предлагаемые поручения

С учетом вышеназванных проблем, предлагаются следующие решения.

3.1 Национальный форсайт образовательной среды

В мировой практике, для формирования основы долгосрочной политики широко используются форсайты. Такие страны, как Япония, Финляндия, Южная Корея, Сингапур и Великобритания во многом обязаны текущему состоянию благодаря проведению общенациональных форсайтов не реже одного раза в 3-5 лет.

Форсайт зарекомендовал себя как наиболее эффективный инструмент выбора приоритетов в сфере науки и технологий, а в дальнейшем – и применительно к более широкому кругу проблем социально-экономического развития. По результатам Форсайта формируются масштабные национальные и международные исследовательские программы, в частности, 6-я и 7-я Рамочные программы по научным исследованиям и технологическому развитию Евросоюза, бюджеты которых составили, соответственно, 17,5 и 54 млрд. евро.

С целью определения развития образовательной модели Казахстана на следующие 10-15 лет, необходимо проведение Национального форсайта развития образовательной среды и науки и транслировать этот опыт на другие сектора экономики.

Для этого необходимо сформировать широкое коалиционное движение, предполагающее формирование проектных групп из технологических предпринимателей, представителей ведущих университетов и исследовательских центров, крупных деловых объединений, институтов развития, экспертных и профессиональных сообществ, а также заинтересованных органов исполнительной власти.

Таким образом, необходима система профессиональной ориентации, опирающаяся не только на текущие количественные потребности в кадрах, но также учитывающая будущие качественные потребности в перспективе 10-15 лет.

Именно в этой связи, на основании Указа от 19 июня 2019 г. №27 (п.39), в данный момент реализуется национальный проект «Атлас новых профессий и компетенций, востребованных на рынке труда». Атлас – это прогнозная карта перспективных отраслей и профессий на ближайшие 10–15 лет. Он поможет нам понять, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Министерству образования и науки необходимо провести целенаправленную работу по полноценной интеграции Атласа новых профессий как единой платформы системы профессиональной ориентации в среднем образовании.

3.4 Техническое и профессиональное образование.

Одним из эффективных путей повышения престижа рабочих профессий является эффективное развитие в Казахстане всемирного движения WorldSkills, включающего 6 направлений: проведение чемпионатов Worldskills, научные (прикладные) исследования, эффективная профориентация, внедрение стандартов WorldSkills, международное сотрудничество, продвижение навыков.

WorldSkills повышает стандарты профессиональной подготовки в 82 странах. С 2014 года Казахстан является полноправным членом WorldSkills International (WSI). Национальный оператор WorldSkills в Казахстане - НАО «Холдинг «Кәсіпқор». С 2015 года проводятся чемпионаты WorldSkills на региональном и республиканском уровне. Организовано участие национальной сборной Казахстана в 5-и международных чемпионатах (Бразилия, Швеция, ОАЭ, Венгрия, Россия). Однако, в силу низкой вовлеченности Правительства и крупного бизнеса, существует целый ряд сдерживающих факторов. Таких, как слаборазвитая инфраструктура подготовки/переподготовки национальных, корпоративных сборных, несоответствие материально-технической базы колледжей и предприятий современным условиям труда, слабое экспертное сообщество, ограниченность Национального оператора в человеческих, финансовых и административных ресурсах.

В этой связи, предлагается создать автономную организацию на базе Национального оператора по развитию движения WorldSkills, Попечительский совет которой должен возглавить Президент Республики Казахстан.
       Так, в России Попечительский совет движения возглавляет Президент РФ В.В.Путин, в Германии движение WorldSkills находится под кураторством Федерального канцлера Ангелы Меркель. Тем самым, будет усилена роль, функционал Национального оператора и обеспечена необходимая ресурсная поддержка. В состав Попечительского совета предлагается включить крупнейшие отраслевые организации страны, которые станут спонсорами движения. Консолидируя усилия по развитию WorldSkills в условиях стремительного развития технологий и профессий, мы сможем добиться коренных изменений в системе подготовки молодых профессионалов, и тем самым получим мультипликативный социальный эффект.

Правительству РК необходимо разработать Дорожную карту развития движения WorldSkills до 2025 г. и внести соответствующие предложения. Компания BTS Education готова выступить методологическим партнером на безвозмездной основе.

3.5 Высшее образование и наука, формирование Ed-Tech сообщества

Дальнейшее развитие высшего и послевузовского образования следует рассматривать с учетом текущих трендов и технологий в образовании. В решении вышеуказанных проблем следует привлечь всех заинтересованных участников образовательного рынка: образовательные компании, фонды и НПО, покрывающие различные направления образовательного и воспитательного характера.

Министерству образования необходимо создать платформу для формирования Ed-Tech сообщества, которая позволит объединить всех игроков под одной целью, задать тренды и улучшить взаимодействие между участниками.

Ведущим процессом в трансформации современной науки является ее прагматизация и коммерциализация: при выборе гипотезы и экспериментов исследователи должны искать наибольшую когнитивную «отдачу на вложенный доллар» (bang for the buck).

Повышение эффективности и реорганизация процессов в науке в ближайшие годы будут в основном связаны с применением ИКТ в исследовательской работе, в частности:

1. Перехода от аналитических моделей к алгоритмическим, в т.ч. реализованным в виде «многоразовых» симуляций (напр. цифровые модели органов и живых систем в количественной биологии)

2. Переход к высокоинтенсивной работе с данными (science big data) и превращение исследователей в модераторов диалога между системами сбора данных и системами их обработки и построения количественных моделей.

3. Снижение издержек за счет сетевой распределенности, в т.ч. использование «виртуальных» лабораторий (сложных симуляций с доступом любых заинтересованных групп), удаленных лабораторий для объектов «большой науки» и ресурса пользователей (краудсорсинг решений научных проблем). В перспективе может возникнуть открытый рынок экспериментов (поддерживаемый биржевой и рекомендательной системой), предлагающий исследовательские ресурсы объектов большой науки, исследовательских команд, оборудования лабораторий и заинтересованных любителей-ученых.

4. Реорганизация системы публикаций с переходом на полноценные гипертекстовые структуры (в т.ч. интегрирующие «сырые» исследовательские данные и использованные расчетные модели), ре-организации публикаций в формате «веток дискуссии» с отслеживанием вкладов дискуссантов, а также распространение расчетных моделей в качестве независимых объектов презентации научных достижений и развитие средств для их индексации.

Министерству образования и науки необходимо начать разработку Национальной технологической инициативы — комплексной программы по созданию условий для обеспечения участие казахстанских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет.

Образование все больше воспринимается как нематериальный инвестиционный актив, процесс формирования, фиксации и капитализации которого нужно сделать максимально управляемым.

5. Изменение ценностей в обществе потребления предъявляет образовательной системе новый тип «человеческого материала» — с одной стороны, растущая доля студентов, которые не видят особой ценности в образовании и имеют низкую мотивацию к обучению; с другой, растущая доля сознательных студентов, которые понимают смысл саморазвития, готовы ставить свои собственные цели и не готовы брать «пакетные решения».

Новые участники глобального образовательного рынка — быстроразвивающиеся страны, стремясь полноценно конкурировать с развитыми странами за рынки и политическую повестку, стремительно отстраивают у себя системы образования по модели промышленно развитых стран. При этом, правительства развивающихся стран, начав копировать «лучшие практики» индустриальной образовательной системы, на самом деле покупают «залежалый товар», который устареет уже через 10-15 лет.
(см. Рис 1. Этапы развития образовательных систем, Рис 2. Ключевые изменения в системе образования).

Поэтому именно сейчас потребность в национальной «дорожной карте» будущего образования чрезвычайно велика. Необходимо проведение Национального форсайта развития образовательной среды с учетом проекта ОЭСР “Образование-2030” и выводов международного проекта Global Education Futures.

Рис 1. Этапы развития образовательных систем

Рис 2. Ключевые изменения в системе образования

Деградация качества человеческого капитала в РК

 

Качество человеческого капитала в Казахстане демонстрирует неутешительную динамику развития. Уровень навыков казахстанцев за последние годы имеет тенденцию стремительного ухудшения. Этот подтверждается на базе как национальных, так и международных показателей.

По единому национальному тестированию (ЕНТ), который сдает подавляющее большинство абитуриентов, наблюдается рост доли претендентов, не набравших минимального проходного балла. Если в 2018 году их доля составляла 15%, то в 2019 году уже 25,2%.  

По результатам международных исследований последних лет, наблюдается спад в уровне навыков казахстанцев как в сравнении с предыдущими результатами, так и в сравнении с другими странами-участницами.

По результатам исследования оценки навыков функциональной грамотности 15-летних обучающихся PISA (Program for International Student Assessment), проводимого Организацией экономического сотрудничества и развития один раз в 3 года, Казахстан показал значительное снижение результатов по всем трем показателям.

Рис.3. Показатели баллов PISA в разбивке по годам и предметам

           

Казахстан также показывает более низкие результаты по сравнению с усредненными показателями стран ОЭСР (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

 

баллы     Чтение    Математика Естествознание                          

  Среднее значение по Казахстану   Среднее значение по ОЭСР  

   Еще более тревожные результаты показывает Казахстан по итогам 2019 года в исследовании навыков ОЭСР Program for International Assessment of Adult Competencies (PIAAC) по функциональной грамотности взрослых в возрасте 16-65 лет.

Результаты Казахстана показали, что, в среднем, навыки взрослого населения (математика – 247, чтение – 249 баллов) значительно ниже среднего уровня стран ОЭСР (262 и 266 соответственно). При этом выявлены специфичные результаты для Казахстана. Например, общемировой тренд, что пик развития навыков человека приходится на возраст 25-34 года, а дальше идет спад. Однако, в Казахстане навыки молодого населения (25-34 лет) равны или порой даже ниже навыков старшего поколения (55-65 лет). При этом, среди опрошенных граждан в возрасте 25-34 лет почти 50% имеют высшее образование, тогда как среди людей 55-65 лет высшее образование получили всего 27%. Половина населения Казахстана как по читательской (49%), так и по математической (52%) грамотности достигают только второго уровня из четырех и лишь четверть населения (25%) – более высоких уровней. Это означает, что население республики в основной массе может работать только с относительно несложными текстами и математической информацией и выполнять задачи, которые не требуют синтеза, анализа или интерпретации информации.

Еще одной причиной невозможности полного перехода на онлайн образование является низкий уровень цифровой грамотности населения (digital literacy).

Так, по результатам международного исследования компьютерной и информационной грамотности учеников 14 лет, ICILS 2018, Казахстан показал 14-результат из 14 стран и регионов участниц. Средний балл казахстанского ученика был 395 баллов, что значительно меньше, чем у других стран: Дания - 553, Республика Корея - 542, даже страны как Чили и Уругвай по 476 и 450 соответственно. При этом, лучшие результаты казахстанских учеников (95%) оказались ниже, чем у среднестатистического датского ученика.

В исследовании всего пять уровней: ниже 1 уровня, 1, 2, 3 и 4 уровни. 54% казахстанских учеников получили результат “ниже 1 уровня”, что в соответствии с определением означает, что более половины учеников в Казахстане не умеют пользоваться компьютером для выполнения элементарных операций и не воспринимают компьютер как полезный инструмент. 1 уровень - 27%, 2 уровень - 15%, 3 уровень - 4%, и 4 уровень - 0. Эти показатели говорят, что среди 14-летних учеников нет тех, может считаться продвинутым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.035 с.)