Теория социального реализма Э. Дюркгейма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социального реализма Э. Дюркгейма



Французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) является одним из наиболее выдающихся классиков социологической науки. Его теория социального реализма объясняет природу социальных явлений социальными факторами, при этом основой анализа поведения людей служит общество как система взаимодействия индивидов, социальных групп и социальных институтов. Дюркгейм был сторонником научного метода в социологии, то есть рационалистического (строго логического) объяснения явлений общественной жизни. Он рассматривал социологию как науку о социальных фактах, то есть идеях, нормах, ценностях, выработанных коллективным сознанием людей и заставляющих отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Социальный факт – это проявление группового или коллективного сознания, их воздействие на людей организовано сознательно и осуществляется через социальные институты (правовые, религиозные и т.п.).

Дюркгейм считал, что социальные факты надо рассматривать как вещи. Основные признаки социальных фактов: объективное существование по отношению к отдельным индивидам; принудительное воздействие на людей.

Социальные факты, являясь воплощением коллективного сознания, становятся средствами социальной регуляции. Совокупность социальных фактов - вещей составляет социальную систему, ее институты, ценности и нормы. Коллективное сознание как социальный факт оказывает воздействие на индивида, общество присутствует в индивидууме. Таким образом, коллективность - важнейший фактор общественной жизни, оказывающий решающее воздействие на развитие человека.

По мнению Дюркгейма, общество имеет определенные функциональные предпосылки, важнейшая из них – потребность в социальном порядке. Эта потребность возникает из эгоистической природы человека: поведение людей отчасти определено биологическими потребностями и верой в моральные ценности. Общество должно поддерживать эту веру, обеспечивая возможность социальной жизни и стабильность. В основе консенсуса лежит коллективное сознание, состоящее из общих убеждений. Без согласия по основным моральным ценностям социальная солидарность стала бы невозможной и индивиды не смогли бы находиться вместе, образуя интегративное социальное единство.

Социальное здоровье общества заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида (коллектива, общества), их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. То, что служит развитию общества и благосостоянию людей является полезным и необходимым. Однако индустриальные общества могут прийти в упадок, если эгоизм и аномия приведут к утрате общественного контроля над поведением. Социальные нормы эффективны тогда, когда они опираются на нравственное совершенствование личности, моральный авторитет общества.

Э. Дюркгейм также является автором теории социальной солидарности, которая формируется в обществе под влиянием разделения труда. Совершенство характера разделения труда в обществе способствует укреплению социальной солидарности его членов. По его мнению, существует два вида социальной солидарности: механическая и органическая.

Механическая солидарность – свойственна архаическому обществу с низким уровнем разделения труда (однообразие исполняемых индивидом функций), где происходит поглощение индивидуальности коллективом.

Органическая солидарность – характерна для развитого общества с высоким уровнем разделения труда (специализация функций индивида, зависимость от других), коллективное сознание ориентировано на отдельного человека.

Основные труды: «Метод социологии», «Самоубийство».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.003 с.)