Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Достигнутые результаты в процессе воспитания
Эффективность решения воспитательной задачи зависит от многих факторов, но в первую очередь от логики применения методов, приемов и средств воспитания; индивидуально-личностных особенностей воспитанника и воспитателя; условий и обстоятельств, в которых осуществляется воспитательный процесс. Успешность воспитания проявляется как повышение самостоятельности и активности воспитанника, передача ему полномочий и обязанностей. Этому способствует программа самовоспитания, которая постепенно предлагается учащемуся педагогом через систему заданий. Важно, чтобы у ребенка возникла мотивация к саморазвитию. М.И. Стаккиным (1998, С.266) описаны следующие приемы самовоспитания: приемы самопознания; самообладания; самостимулирование. В свою очередь к приемам самопознания относятся - самонаблюдение, самоанализ, самооценивание. Важно, чтобы ребенок мог понимать свои поступки, анализировал не только внешнюю сторону поведения, но и мотивы поступков. Процесс самопознания является сложным и не всегда приятным. Поэтому, отмечает Ю.Б. Орлов, «единственный путь движения самопознания, которое может скрасить шок, неприятность от открытий, - это самосовершенствование» (1991, С.134). Автор отмечает, что первое, о чем надо задуматься, - это гармония черт характера. Каждая черта носит полярный характер: уверенность - неуверенность; общительность - замкнутость; педантизм - неорганизованность и т.д. Любая из них, получив чрезмерное развитие приводит к деформации характера и дезорганизует поведение. К приемам самообладания относятся - самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самоубеждение, саморегулироваие. Эти приемы помогают мобилизовать силу воли, сдерживать эмоции, обрести уверенность в успехе. Приемы самостимулирования включают - самоободрение, самопоощрение, самонаказание. Путем самоободрения человек может, вспомнив свои прошлые успехи, поверить в свои возможности, нереализованные резервы, изменить отношение к сегодняшним трудностям. Саморегуляция предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Контролировать свои эмоции - это значит осознавать те умственные операции, в результате которых они возникают. При успешном выполнении сложной работы, особенно когда нет внешней оценки, важно похвалить себя. Самопоощрение может быть не только словесным. Это может быть и встреча с друзьями, и чтение увлекательной литературы, и кино, и покупка чего-то приятного для человека. Лишение же себя удовольствия будет средством самонаказания.
О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по отношению к людям, к деятельности; по облику и речи; по манере поведения в целом и отдельным поступкам; по ценностным ориентациям. Вот что писал о воспитанных людях А.П. Чехов: Воспитанные люди, по-моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в жилье посторонних... 2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... 3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии... 5. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не говорят: меня не понимают! 6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями... 7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. 8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде. Дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... В воспитании, как многофакторном процессе, особенно значимы группы как объективных, так и субъективных условий. Самыми влиятельными из объективных условий являются стиль общения и воспитания в семье и школьная атмосфера. По мнению многих исследователей, изменяя школьную и семейную атмосферу, удается полностью изменить отклоняющееся поведение и развитие ребенка (М.Раттер, А.С.Спиваковская и др.). Для учителя процесс воспитания прежде всего связан с классным коллективом, учитель создает из него среду воспитания, организует педагогическую деятельность таким образом, чтобы дети не только усваивали знания, но и овладевали человеческими личностными качествами. Поэтому успех учителя как воспитателя связан с тем, как он сумел сделать обучение собственной деятельностью учащихся, в которой они сами себя развивают и воспитывают.
Список литературы 1. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн. - М, 2000. - Кн. 1. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996. 4. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. 5. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3./ Под ред. М.В. Гамезо.-М., 1982. 6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. М., 1977. 7. Немов Р.С. Психология образования: В 2 кн. - М., 1994.-Кн 2. 8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. 9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов н/Д, 1996. 10. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум СИ. Психология и педагогика. -СПб., 2000. 11. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. ■- М., 1946. 12. Рубинштейн СЯ. О воспитании привычек у детей. - М., 1996. 13. Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта. - М., 1983. 14. Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. СПб, 1995. 15. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. - М., 1998. 16. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1997. 17. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука - учителю - М., 1985. Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы 1. Подтвердите или опровергните зависимость целей воспитания от состояния общества. Постарайтесь выявить социально-специфические, экономические, политические и общечеловеческие нравственные цели воспитания. 2. Объясните необходимость комплексного применения различных методов воспитания: прямых и косвенных; когнитивных, эмоциональных и поведенческих; терапевтических. 3. Составьте схему, показывающую существование или организацию воспитательного процесса на различных уровнях: семья, школа, внешкольные учреждения, средства массовой информации, коллектив класса, группа друзей, общество, влияние учителей, самовоспитание. 4. Как оценить эффективность методов воспитания? От чего зависит их выбор? 5. Каковы достоинства и недостатки известных вам видов воспитания? Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.009 с.) |