Особенности организации семейного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации семейного воспитания



 

В процессе воспитания ребенка участвуют различные общественные структуры. Но по мнению многих психологов и педагогов особое внимание необходимо сосредотачивать на семейном воспитании. Именно семья в течение первых шести-семи лет жизни ребенка формирует основы будущей личности.

Отечественный философ, педагог, психолог В. В. Зеньковский (1881 -1962) в 1924 году в своей работе «Психология детства» писал: «Дитя находит себя впервые в семье, которая окружает его в ранние годы тесной социальной оболочкой.... Естественная социальность семьи ведет к тому, что в ней развертываются первые социальные замыслы ребенка, приобретается вкус к социачьному сближению, формируется способность к социальному обмену. Нормачьная семья может и не заоаваться педагогическими задачами, - она все равно воспитывает самим строем своим, взаимностью социальных связей. Родители возвышаются над детьми своим авторитетом, но они же приближаются к детям в нежной любви к ним. Почти все социальные чувства находят для себя материал в семейных отношениях» (1995, С. 130).

Именно в семье начинают действовать стихийные механизмы формирования личности, о которых говорилось выше.

Отмечается, что даже неблагопо;гучная семья решительно незаменима для ребенка, однако кризис современной семьи приводит к социальному сиротству.

В настоящее время в психологической литературе описаны нежелательные стили семейного воспитания, которые деформируют семейные отношения и искажают формирование характера у детей (а.е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, С.А, Беличева, А.Б. Добрович и др.).

1. Воспитание по типу «кумир семьи». Ребенком непомерно восхищаются все члены семьи, все его желания удовлетворяются.

2. Воспитание по типу «золушки». Ребенок ни от кого в семье не получает эмоциональной поддержки, по любому поводу его порицают и наказывают.

3. Гиперопека. Исходя из того, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, родители стремятся решить все проблемы за ребенка и лишают его тем самым права выбора.

4. Непоследовательный и противоречивый стиль воспитания. Родители или резко меняют стиль воспитания («то кнут, то пряник»), или каждый из взрослых членов семьи воспитывает ребенка по-своему.

5. Гипоопека. Родители полагают, что ребенок способен вырасти сам по себе и практически устраняются от воспитания.

6. Попустительско-снисходительный стиль. Родители снисходительно смотрят на любые неблаговидные поступки своих детей.

7. Позиция круговой обороны. В ответ на претензии, замечания, советы посторонних людей в адрес ребенка родители сердятся, конфликтуют, утверждая, что их ребенок всегда прав.

8. Демонстративный стиль. Родители постоянно жалуются на своего ребенка, этими жалобами подчеркивают нестандартность ребенка, свою обеспокоенность его поведением, но в глубине души нередко удовлетворены и горды «проделками сорванца».

9. Педантично-подозрительный тип. Родители не доверяют ребенку, все время назойливо контролируют, требуют отчета обо всем.

10. Жестко-авторитарный стиль. Ребенок лишается возможности обсуждать проблемы в семье, тем более возражать, отклонения в поведении ребенка от указания взрослых жестко подавляется.

11. Увещевательный стиль. Родители только уговаривают и просят ребенка о чем-либо, но проявляют полное безволие и беспомощность в попытках изменить его поведение.

12. Расширение сферы родительских чувств. Это назойливое стремление родителей «знать о ребенке все», не оставляя ему ничего сугубо личного, тайного, докучая советами в делах, которые должен решать сам ребенок.

Однако, как показал К. Юнг, тип той или иной родительской позиции в значительной степени обусловлен не столько их сознательными решениями, сколько бессознательными. Наряду с этим, можно выделить индивидуальные особенности родителей, затрудняющие их общение с детьми: импульсивность, авторитарность, неуверенность, непоследовательность и желание опекать детей. В противовес негативным факторам можно привести ряд индивидуальных параметров личности родителей, которые способствуют нормальному взаимодействию с детьми, - эмпатическое понимание ребенка, отношение к детям как к равным, любовь и интерес к детям (Сидоренко Е.В., 1995).

По мнению многих психологов (Леонтьев А.Н., Берне Р. и др.), личность человека формируется в первые 3-5 лет. Но именно в этот период ребенок особенно уязвим и несамостоятелен, полностью зависим от семьи. Поэтому, от того, каково будет отношение к ребенку со стороны матери, отца, братьев и сестер - от этого будет зависеть и отношение ребенка к самому себе. Мера самоуважения и самопринятия находится в тесной связи с самооценкой ребенка. По данным психологических исследований (Кемпбелл Р.) формирование у ребенка высокой самооценки связано прежде всего с эмоциональным принятием его со стороны матери. В то же время А.Адлер и В.М. Бехтерев показали, что избыточная любовь и сверхзаботливое поведение родителей имеет самое непосредственное отношение к неврозам детей, их низкой устойчивости к фрустрации.

Таким образом, взаимоотношения в семье являются самым мощным фактором становления «Я» ребенка, его личности.

Чтобы воспитательные воздействия были эффективны, существуют психологические требования к организации процесса воспитания. Часть из этих требований указана в работах Л.М. Фридмана и К.Н. Волкова, М.В. Гамезо:

1. Основой воспитания является формирование у ребенка нужной мотивации.
Это значит, что прежде чем воспитывать у детей какие-то качества, свойства и
отношения, надо вызвать у них потребность в этих качествах, свойствах и
отношениях.

2. Важно настойчиво воспитывать у детей положительные привычки и помогать искоренять отрицательные. Значительную роль здесь играет подкрепление. Отсутствие оценки действий ребенка со стороны взрослого часто мешает ему правильно ориентироваться в ситуации.

3. Воспитание качеств личности у учащихся возможно лишь в процессе их собственной деятельности, которая должна быть организована таким образом, чтобы в процессе ее выполнения формировались нужные мотивы, привычные способы действий.

4. Воспитательные воздействия взрослый должен адресовать не только уму учащихся, но и их чувствам.

5. В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка и проявлять полное уважение к его личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.005 с.)