Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классические теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, материалистическая).
По Кашаниной Татьяне Васильевной. Теологическая: Представители Фома Аквинский, Августин Аврелий, Иоан Златоуст. Суть теории. Государство - это результат божественного воли; Г вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя. Оценка теории. Теория была обусловлена религиозным сознанием людей. Она справедливо отражает факт появления Г одновременно с монорелигией. Она имела большое положительное значение: позволяла установить в обществе порядок. Теория ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это можно только верить. Патриархальная: Основатели Платон и Аристотель, развил Фильмер.Теория создана в III в. до н.э. Суть теории. Г - это продукт разросшейся семьи. Семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Поскольку в людях заложена естественная потребность в общении и под влиянием экономусловий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к гос образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Гос власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха. Оценка теории. "Семья" и "государство" взаимосвязаны и связь между ними долго не утрачивается после перехода в государственное состояние.Правитель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей ("царь-батюшка", "царица-матушка»). Авторов этой теории и особенно ее продолжателей обвиняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монархическую власть и стараются задушить инициативу народа в управлении делами общества. Договорная: Авторы Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В России ее поддерживал Александр Николаевич Радищев. Суть теории. Г - порождение разумной воли народа. Люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради общей пользы и отказаться от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Т.о., был заключен договор всех со всеми, позволяющий установить мир. Это первичный договор - договор-объединение.
Люди передали часть своих прав Г, которое получило право издавать законы, снабженные санкциями, и применять меры принуждения для реализации этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Общественный договор правящих с подвластными условно можно назвать вторичным договором - договором-подчинением. А.Н. Радищев утверждал, что госвласть принадлежит народу, она всего лишь передана монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а не теряют свою естественную свободу, принадлежащую им от рождения. Г д/б организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав - привилегии носителей властных полномочий. Отсюда выводится право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. Общественный договор - не исторический факт подписания всеми к/лконкретного документа, а состояние общества, когда люди добровольно объединились в гос-организационную форму путем молчаливого признания необходимости учреждения единого объединяющего всех центра. По мнению Локка, общественный договор - это постоянно возобновляющийся процесс перехода из естественного состояния в правовое, которое случается с каждым гражданином по отдельности, а не одноразово всеми вместе. Это обеспечивает как бы преемственность общественного договора. Оценка теории. -человеку присущи страх и чувство самосохранения. Это толкает к объединению и достижению компромиссов с другими людьми, способствует возникновению желания поступиться чем-либо, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно. - теория носит демократический характер, поскольку исходит из того, что человек с рождения имеет права и свободы. - теория опиралась на общественную практику. В истории имели место договоры, заключаемые между населением отдельных феодальных городов и князьями, которых приглашали осуществлять власть. В соглашениях оговаривалось их материальное обеспечение, которое предоставлялось в обмен на управление и защиту города.
Недостатки: - сторонники договорной теории представляют процесс создания государства как сознательное творение человека. Договор –это согласие. Но согласия могут достичь только высокоразвитые люди, способные понять, что нельзя руководствоваться только своими собственными интересами, а надо учитывать и интересы других лиц. Чтобы все индивиды, разные от природы и выполняющие в обществе разные виды деятельности, пришли к соглашению, надо чтобы каждый человек вышел из своей социальной роли и все как один играли одинаковую роль: роль гослюдей и организаторов. Но это невозможно себе представить даже теоретически. - если, как утверждают сторонники договорной теории, государство создается по воле людей, то, вероятно, по их воле его можно и уничтожить? В таком случае остается непонятным, почему же, раз возникнув, государство нигде не исчезает. При всех достоинствах договорная теория не в состоянии дать полную картину процесса происхождения государства. Насилия: Авторы- Каутский, Гумплович. Суть теории. Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. При всяком случае завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая эксплуатируемым классом, принудительный аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в Г. Возникновение Г представляется как реализация принципа: слабый подчиняется сильному. Каутский и его сторонники пытаются доказать, что при дальнейшем развитии общества государство формируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Оценка теории. Теория внешнего насилия основана на многих исторических фактах. Непреложным является факт, чтогос аппарат практически всегда комплектовался из завоевателей. Недостатки: - теория не универсальна и не может объяснить процесс образования государства во всех регионах земли. - в тех регионах, где факты завоевания имели место, они все же носили вторичный характер по отношению к процессу создания Г (завоевание римлян германцами). Г у римлян уже существовало. На развалинах Римской империи германские племена создали свое государство не сразу, а лишь тогда, когда завоеватели усвоили опыт государственной жизни римлян. А вот нашествие Золотой Орды на Древнерусское государство высветило иную картину. Татаро-монгольские племена находились на стадии вождества, но покорили славян, уже создавших государство. Но они не создали свое государство, они так и продолжали использовать протогосударственную форму объединения (вождество), поскольку их полукочевой образ жизни пока не способствовал созданию государства. Теория внутреннего насилия. Автор- Евгений Дюринг. Суть теории. Дюринг старался максимально упростить общество и предлагал представить его состоящим из двух человек. Две человеческие воли вполне равны. При таком положении дел, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Но равные люди могут спорить по определенным вопросам. Дюринг предлагал привлечь третьего человека, так как без него нельзя принять решение большинством голосов и разрешить спор не представляется возможным. Без подобных же решений, т.е. без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть Г. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.
Оценка теории. Насилие в обществе в виде подчинения меньшинства воле большинства - явление нормальное, потому чторазноплановость мнений обусловлено разными интересами людей.Но если каждый будет настаивать на своей позиции, то возникнет борьба, которая приведет общество к саморазрушению. Третья сила необходима, и на роль таковой вполне может претендовать государство. Дюринг в качестве аксиомы принимает факт, что Г стоит на стороне большинства граждан и исходит из постулата, что все люди равны. Но это невозможно, так как больших успехов достигает тот, кто сильнее, умнее, кто имеет более сильную волю.И Г не всегда выражает интересы большинства. Остается не проясненным ни теорией внешнего насилия, ни теорией внутреннего насилия вопрос: если с помощью насилия можно создать государство, то, вероятно, с его же помощью можно государство и разрушить? Но мы не наблюдаем этого нигде. Государство, возникнув где-либо, может только преобразовываться, но не разрушаться. Теория насилия, объясняя происхождение Г, ставит больше вопросов, чем дает ответов. Материалистическая (марксистская, классовая): Связывают с именами Маркс и Энгельс. Эту теорию полностью разделял Ленин. Предшественник – Льюис Морган. Суть: Г возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое определяет социзменения общества. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовал в советской науке. Развитие экономики в первобытном обществе приводит к возникновению ч/с, расколу общества на антагонистические классы (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых) и классовой борьбе. Г – продукт непримиримости – орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.009 с.) |