Теоретические основы антикризисного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы антикризисного управления



АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

 

Курс лекций

 

 

Часть 1

 

 

Рекомендовано

Методическим советом ДВГУПС

в качестве учебного пособия

 

 

Хабаровск

Издательство ДВГУПС

2006

УДК 338.242(075.8)

ББК У9(2)210я73

   С 799

 

Рецензенты:

 

Кафедра «Менеджмент»

Дальневосточного института международного бизнеса

(заведующий кафедрой, доктор экономических наук

В.Т. Шишмаков)

 

Декан факультета «Менеджмент»

Хабаровской государственной академии экономики и права,

кандидат экономических наук, доцент

И.В. Зикунова

 

  Стецюк, Н. М.
С 799 Антикризисное управление: курс лекций. В 2 ч. Ч. 1 / Н. М. Стецюк. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – 90 с.: ил.

 

Учебное пособие соответствует дисциплине «Антикризисное управление предприятием» по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования специальности 080507 «Менеджмент организации».

В первой части курса лекций рассматриваются общие представления о возникновении кризисных событий; актуальные вопросы теории и практики антикризисного управления; проблемы хозяйствующих субъектов, которые функционируют в условиях кризиса и пути их решений с позиции управления рисками, финансового оздоровления, повышения конкурентоспособности, ликвидности и платежеспособности предприятий.

Предназначено для студентов 5-го и 6-го курсов всех форм обучения.

 

 

© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2006


ВВЕДЕНИЕ

 

Термин «антикризисное управление», с точки зрения развития историко-экономических событий, возник сравнительно недавно. Причиной его появления в России принято считать полномасштабное реформирование экономики, в том числе проведение приватизации, и постепенное вхождение нашей страны в зону рыночного развития, сопровождаемого кризисными явлениями политического, экономического и социального характера на макро-, мезо- и микроуровнях.

Базовые элементы антикризисного управления формируется на основе ряда смежных научных направлений и дисциплин: теории кризисов, теории менеджмента и финансового менеджмента, анализа экономических систем и их финансового состояния, юриспруденции, оценки и реструктурирования предприятий и ряд других. Каждая из них имеет свою степень разработанности. Например, более изучен менеджмент, менее – оценка предприятий. Однако это не мешает использовать их теоретические основы и практические навыки в формировании новой научной дисциплины – «Антикризисное управление предприятиями».

Дисциплина учебного процесса «Антикризисное управление» является необходимым элементом в системе подготовки менеджеров для пред­приятий (фирм, компаний, организаций), находящихся не только в состоянии кризиса, но и в состоянии стабильной финансовой устойчивости и успешного функционирования хозяйствующих субъектов. Естественным образом следует вопрос «зачем на стабильно функционирующих предприятиях разработка и реализация антикризисных мероприятий?». Это объясняется тем, что не только внутренние факторы (управленческие решения, непредсказуемость партнеров по бизнесу и др.), но и рынок, конкурентная среда, в которых действуют хозяйствующие субъекты, обладают способностью вызывать либо резкое изменение ситуации, либо постепенно накапливающиеся и на первый взгляд слабо заметные изменения.
Неучет влияния этих факторов и отсутствие мероприятий по локализации их отрицательного воздействия провоцирует ухудшение условий функционирования и может стать источником различных по природе кризисных явлений и событий, способных в свою очередь привести к банкротству и ликвидации вполне успешного предприятия.

Курс лекций состоит из 2-х частей. В первой части рассмотрены следующие вопросы:

– сущность и закономерности возникновения кризисов в социально-экономических системах (организациях);

– причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях;

– сущность антикризисного управления и его составных подсистем;

– роль государства в предупреждении и преодолении кризисных явлений в организациях;

– риски и стратегия управления ими;

– способы проведения диагностики и определения причин неплатежеспособности и несостоятельности организаций;

– реализация плана финансового оздоровления предприятия.

Во второй части лекционного курса будут представлены вопросы:

– стратегия и тактика антикризисного управления;

– способы и варианты реструктуризации предприятия и видов задолженности;

– инвестиции как способ оздоровления предприятия;

– человеческий фактор антикризисного управления;

– производственный менеджмент в условиях кризиса;

– управление качеством и ряд других вопросов.

Для закрепления изученного материала после лекций предлагаются ряд контрольных вопросов.

Изучение материала дисциплины даст базовые знания о процедуре антикризисного управления, которые с успехом могут быть применены студентами в их практической деятельности на предприятиях всех отраслей народного хозяйства.

 


Типология кризисов

Кризис с греческого языка переводится как крутой перелом. В китайском языке термин «кризис» обозначается двумя иероглифами, обозначающими «опасность» и «возможность». Таким образом, кризис рассматривается как шанс, которым обладают субъекты управления (управляющая подсистема) в преодолении возможной угрозы либо опасности.

Кризис – это закономерный процесс (если он не навязан из внешней среды), с которым сталкивается любое развивающееся и функционирующее предприятие или любая социально-экономическая система. Кризисы представляют собой состояние неустойчивости, порождаемое внешними и внутренними факторами, угрожающие жизнестойкости системы в окружающей среде.

Наступление кризиса или его отсрочка зависят от реальных тенденций развития производства и экономики в целом, а его характер и глубина от способов управления и возможностей предвидеть и смягчать грядущие кризисы. Снизить степень наступающего кризиса, пик кризиса и его последствия возможно посредством разработки эффективных антикризисных мероприятий.

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Поэтому в антикризисном управлении большое значение уделяется вопросу типологии кризисов с целью подбора соответствующих антикризисных мер и выбору инструментов для их локализации.

По области возникновения кризисы подразделяются:

–на экономические –отражают острые противоречия в экономическом состоянии организации и/или макросистемы. Этот вид кризиса может быть выражен в кризисе «перепроизводства» и сбыта продукции, взаимоотношениях между партнерами; неплатежами, потерей конкурентных преимуществ и др.;

социальные –возникают в результате столкновении интересов и обострении противоречий различных социальных групп: работников и работодателей, персонала и менеджеров, работников организаций и местного населения и т. д.;

организационные –местом проявления которых являются деловые конфликты, безответственность, сложность процедуры контроля, а также случаи неудовлетворения одной из сторон при разделении и интеграции деятельности, распределении функций, регламентации деятельности отдельных подразделений;

психологические – выражаются в нарушении социально-пси­хо­ло­ги­ческого климата всего коллектива, проявляются в виде стрессов массового характера, в возникновении чувства неуверенности, паники, страха за будущее, неудовлетворенности работой и социальным положением;

технологические провоцируют недостаток новых технологических идей в условиях их явно выраженной потребности. Такие кризисы могут проявляться в виде обострения противоречий между тенденциями научно-технического прогресса и возможностями их организации.

Согласно основной характеристике кризисы подразделяются на следующие типы:

1) по охвату (каковы границы кризиса):

– общие, охватывающие всю социально-экономическую систему;

– локальные, охватывающие только ее часть;

2) масштабу (проблем, охваченных кризисом):

– макрокризисы – это кризисы, которым присущи большие объемы и масштабы проблематики;

– микрокризисызахватывают отдельную проблему или незначительную группу проблем.

Особенностью локального и микрокризиса является то, что эти виды без применения методов локализации и управления могут распространиться на всю систему;

3) скрытости протекания:

– латентные (скрытые), протекающие относительно незаметно, поэтому наиболее опасны;

– явные, заметно протекающие и легко обнаруживаемые;

4) сроку протекания:

– кратковременные;

– затяжные кризисы;

5) степени протекания:

– легкие (мягкие) кризисы протекают последовательно и безболезненно;

– глубокие (острые) кризисы, протекают сложно и неравномерно;

6) периодичности:

– неожиданные как результат ошибок в управлении;

– предсказуемые, т. е. известны фазы их наступления и протекания. Разновидностью предсказуемых кризисов являются циклические кризисы, которые также могут возникать с предсказуемой периодичностью;

7) управляемости:

– управляемые;

– неуправляемые;

8) силе воздействия:

– болезненные;

– разрушительные;

– катастрофические.

Все перечисленные группы и типы кризисов классифицированы на категории по уровням экономического обобщения:

мегауровень мирового хозяйства включает национальные хозяйства стран мира, в большей или в меньшей степени интегрированные в мировой рынок. Кризисы этого уровня решаются средствами мировой экономики;

макроуровень народного хозяйства, представляющий всю совокупность предприятий и организаций в стране в качестве единого структурного организма. Возникающие на макроуровне кризисы решаются средствами национальной экономики, включая внешние заимствования;

мезоуровень межотраслевых хозяйственных связей предприятий и организаций различных сфер и видов деятельности. Кризисы мезоуровней решаются средствами региона, муниципалитета, а также вливаниями из федерального бюджета;

микроуровень отдельного предприятия (или организации). Кризисы, возникающие на микроуровне предприятия, решаются исключительно средствами хозяйственных организаций.

Экономические кризисы

 

Экономические кризисы являются порождением рыночных отношений. Они неизбежны в условиях свободной конкуренции и являются следствием шоковых ситуаций и нарушений в равновесии системы, поражающих экономику в разные периоды и имеющие различные последствия. Экономические кризисы достаточно устойчивы во времени, а их природа и механизмы зарождения изучены не полностью.

Существует мнение, что типичной причиной экономических кризисов на разных уровнях хозяйствования является невозвратность средств в результате воспроизводственного цикла. Если отсутствует полная оборачиваемость инвестиции, то следует констатировать воспроизводственный коллапс – стагнацию, кризис. Если наблюдается избыток денежных средств у государства либо хозяйствующего субъекта, то это означает замедление, остановку развития, а, следовательно, кризис. Поэтому центральной задачей антикризисного управления становится поиск новых полновоспроизводственных ниш для хозяйственных организаций или национальной экономики, которые оживили бы хозяйственную систему и обеспечили бы выход из экономического кризиса.

К причинам экономического кризиса в России можно отнести смену способа производства, политической надстройки, новое геополитическое положение страны, отсутствие денег на входе в производство и выходе из него, а также различные ментальные факторы (традиции, уклад, ценностные приоритеты, формы хозяйствования и пр.)

Понимание сущности этого вида кризиса в экономике является основой для выработки антикризисной программы на макро-, мезо- и на микроуровнях.

Экономический кризис обусловлен причинами внешнего и внутреннего характера. Имеются четкие признаки, по которым можно судить о наличии и масштабах экономического кризиса. На макроуровне экономический кризис проявляется в основном в распаде традиционных хозяйственных связей, усилении диспропорций, поэтому при данных обстоятельствах различают следующие кризисы:

– перепроизводства;

– недопроизводства.

Кризис перепроизводства означает достижение недопустимых размеров разрыва между производством и возможностями общего потребления. Этот вид экономического кризиса проявляется в росте нереализованной продукции, росте денежной массы, не инвестированной в производство, росте недогрузки производственных площадей и безработице. Таким образом, в условиях данного кризиса платежеспособный спрос отстает от производства.

Кризис недопроизводства означает ситуацию, при которой производство благ значительно отстает от общественных потребностей в них. Это вызывает необходимость оздоровления всего производственного потенциала на макроуровне посредством обновления основного капитала и выход на более высокий уровень производства.

Наиболее болезненное воздействие системного экономического кризиса проявляется в виде падения производства на предприятиях сфер материального и интеллектуального профиля.

Если кризис перепроизводства рыночная экономика может пережить без государственного вмешательства, хотя и весьма болезненно, то из кризиса недопроизводства, характерного для нашей экономики, без воздействия государства выхода нет.

На мезоуровне одной из особых причин развития экономического кризиса в России называют наличие теневой экономики, охватывающей в основном не сферу производства предприятий, а процессы учета готовой продукции, ее поставки, реализацию, т. е. главным образом сферу обмена, распределения, которые преимущественно свойственны мезоуровню экономики. Но это не единственная причина развития экономического кризиса на мезоуровне. К причинам также следует отнести:

– высокий уровень налогов;

– систематические неплатежи в бюджет, внебюджетные фонды;

– значительную часть межотраслевых поставок, которая осуществляется в порядке бартера, вексельного товарооборота, взаимозачета и пр.

На микроуровне экономические кризисы представляют собой острые противоречия в экономическом состоянии организации. Предприятие, прежде всего, в связи с потерей потребителей и ресурсной базы, выпадает из системы общественного производства. На микроуровне предприятия экономические кризисы могут быть выражены в «перепроизводстве» и сбыте продукции, во взаимоотношениях между партнерами, неплатежами, потерей конкурентных преимуществ.

Разновидностью экономического кризиса является финансовый кризис, характеризующий противоречия между доходами и расходами и проявляющийся в форме задержек выплаты заработной платы и прочих неплатежей.

 

Контрольные вопросы

 

1. Является ли кризис закономерным процессом?

2. Назовите классификационные группы кризисов по области их возникновения и по уровням экономического обобщения.

3. Какое из перечисленных определений, характеризующих тип кризиса, является неверным:

а) локальные кризисы – охватывают часть социально-экономической системы;

б) макрокризисы – кризисы, которым присущи большие объемы и масштабы проблематики;

в) глубокие кризисы формируются в результате ошибок в управлении;

4. Назовите этапы кризиса с точки зрения его развития.

5. Выбрать правильный ответ. В результате развития кризисной ситуации:

а) пространство для действий возрастает, а потребность в действии снижается;

б) пространство для действий снижается, а потребность в действии возрастает.

6. Какие действия необходимо принять с целью управления и локализации кризиса?

7. Назовите основные виды экономического кризиса на макроуровне.

 

 

Лекция 2. Экономические циклы

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Экономические циклы макросистемы.

2. Экономические циклы развития организаций.

3. Регулирование жизненных циклов экономических систем

 

Методы рейтинговой оценки

  финансово-экономического состояния предприятия

 

Существует несколько подходов и методов получения рейтинговой оценки кризисного состояния предприятия. Их авторы пытаются найти ограниченное количество показателей, по которым можно было бы судить о состоянии предприятия, приближенного к кризисному состоянию.

Первая методика. Наиболее комплексной, из имеющихся в практике, представляется рейтинговая оценка финансово-экономического состояния с использованием коэффициентов ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, а также «золотого правила экономики предприятия».

Соблюдение критериального уровня нормативного значения каждого из коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости дает 10 % для рейтинговой оценки, несоблюдение критериального уровня – 0 %.

Если каждый из коэффициентов рентабельности имеет положительное значение, то это дает 5 % для рейтинговой оценки соответственно, если значение коэффициентов отрицательно, то вклад в рейтинговую оценку равен 0.

Выполнение «золотого правила экономики предприятия» дает 5 % в рейтинговый результат, невыполнение – 0 %.

Суть «золотого правила экономики» заключается в том, что темпы роста балансовой прибыли, , должны превышать темпы роста выручки от реализации продукции, работ, услуг, , которые в свою очередь должны превышать темпы роста активов, , т. е. оптимальным является положение:

.

Более высокие темпы роста прибыли по сравнению с темпами роста объема реализации свидетельствуют об относительном снижении издержек производства, что отражает повышение экономической эффективности предприятия. Более высокие темпы роста объема реализованной продукции по сравнению с темпами роста активов предприятия свидетельствуют о повышении эффективности использования материальных ресурсов предприятия. Соблюдение «золотого правила экономики предприятия» означает – экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.

Набранное количество процентов по вышеуказанным позициям суммируется. Наибольшее возможное значение рейтинговой оценки – 100 %.

Формирование конкретной рейтинговой оценки предприятия предполагает варианты, представленные в табл. 7.1.

 

Таблица 7.1

 

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНОВ

Требования, предъявляемые к разработке

  и реализации плана финансового оздоровления

 

При составлении и реализации плана финансового оздоровления необходимо руководствоваться принципами, которые представляют собой совокупность основных требований, предъявляемых к разработке и реализации плана.

1. Целевой характер разработки и реализации плана финансового
оздоровления.
При разработке и реализации плана необходимо помнить о главной цели, стоящей перед управляющим. Например, в период внешнего управления предприятием главная цель деятельности внешнего управляющего – восстановление платежеспособности предприятия. Этот принцип предполагает, что все планируемые мероприятия по финансовому оздоровлению и деятельность по их реализации должны быть направлены на восстановление платежеспособности предприятия-должника, а не иные другие цели.

2. Принцип адекватности. Он означает максимальное приближение планируемых мероприятий к реальным социально-экономическим и финансовым условиям функционирования предприятия-должника. Для реализации данного принципа проводится глубокий анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия, его финансовых потоков и на этой основе выбираются вышеприведенные мероприятия по финансовому оздоровлению. Иногда для восстановления платежеспособности достаточно скорректировать прежнюю маркетинговую политику предприятия.

3. Системный подход к разработке плана. Этот принцип предполагает рассмотрение предприятия-должника как сложную социально-экономическую систему, имеющую различные подсистемы деятельности: юридические, социальные, финансовые, технические, экономические и пр. Поэтому при разработке плана необходимо предусмотреть мероприятия, оздоравливаюшие отдельные подсистемы предприятия-должника.

4. Структурный принцип. Он предполагает наличие в плане не менее трех обязательных разделов. Это разделы, характеризующие текущее и будущее состояние предприятия, и раздел, в котором формулируются мероприятия по финансовому оздоровлению, необходимые для достижения планируемого будущего состояния предприятия.

5. Содержательный принцип. План финансового оздоровления должен быть обоснованным и достоверным, логично и ясно изложенным.

6. Командный принцип разработки и реализации. Предполагает, что разработка и реализация плана должны осуществляться командой профессиональных консультантов вместе с руководителями предприятия-должника. Только в этом случае произойдет реальное финансовое оздоровление предприятия.

В разделе приведены не все принципы разработки плана финансового оздоровления, а только наиболее важные из них, однако, данные требования являются базовыми для получения содержательного и достоверного плана, а также успешного результата от его реализации.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что собой представляет бизнес-план?

2. Каковы цели и функции бизнес-плана финансового оздоровления предприятия?

3. Назовите категории пользователей плана по финансовому оздоровлению предприятия. В каких целях используется план этими пользователями?

4. На каких стадиях признания предприятия-должника банкротом разрабатывается план финансового оздоровления предприятия?

5. Перечислите требования, предъявляемые к разработке и реализации плана финансового оздоровления.

 

Лекция 10. Состав, структура и содержание плана

               финансового оздоровления предприятия

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Состав и структура плана финансового оздоровления предприятия.

2. Содержание плана финансового оздоровления предприятия.

 

10.1. Состав и структура плана

    финансового оздоровления предприятия

 

На состав и структуру плана финансового оздоровления в основном оказывают влияние масштабы предприятия и сферы его функционирования. При этом исходя из целей плана, а именно: восстановления платежеспособности, повышения конкурентных преимуществ, погашения кредиторской задолженности, поддержания эффективной деятельности в бизнес-плане финансового оздоровления (как в документе) должны получить отражение:

1) программы выживания и развития предприятия;

2) план проведения реорганизационных процедур;

3) организационные процессы управления предприятием в условиях кризиса или перед его наступлением;

4) обоснования необходимости и возможности представления предприятию финансовой поддержки.

Согласно распоряжению ФСДН от 05.12.94 г. № 98-р «Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес-плана), порядка его согласования и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления» типовая форма плана финансового оздоровления включает:

1) общую характеристику предприятия;

2) краткие сведения по плану финансового оздоровления;

3) анализ финансового состояния предприятия;

4) мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;

5) рынок и конкуренцию;

6) деятельность в сфере маркетинга;

7) план производства;

8) финансовый план.

Время внесло ряд корректив в типовую форму. Эти коррективы имеют рекомендательный характер, но именно они позволяют более шире раскрыть содержание документа и отразить в нем как основные проблемы предприятия, так и пути их решения. Один из вариантов плана по финансовому оздоровлению предприятий предлагается президентом Фонда содействия и поддержки антикризисного управления Г.Б. Юном. Преимущество предлагаемой к рассмотрению формы перед типовой заключается в том, что она составлена на основе не только анализа литературы и нормативных документов, но и многолетнего практического опыта ее автора по разработке и экспертизе планов финансового оздоровления предприятий. Ниже приводится общая структура и состав предлагаемого к реализации варианта плана финансового оздоровления для крупных и средний предприятий (для малых предприятий количество разделом может быть сокращено). В скобках по разделам указано ориентировочное число страниц.

Титульный лист (1 страница).

Раздел 1. Выводы (5 страниц).

Раздел 2. Общая характеристика предприятия (3 страницы).

Раздел 3. Финансовое и технико-экономическое состояние предприятия (7 страниц).

Раздел 4. Оценка причин неплатежеспособности предприятия (3 страницы).

Раздел 5. Мероприятия финансового оздоровления (5 страниц).

Раздел 6. Маркетинг (товары и услуги, поставщики и потребители, сбыт, конкуренты, план маркетинга) (15 страниц).

Раздел 7. План производства (производственная программа, план продаж, потребность в основных фондах, расчет потребности в работниках и заработной плате, смета расходов и калькуляция себестоимости продукции, потребность в дополнительных инвестициях) (20 страниц).

Раздел 8. Реструктурирование предприятия (в том числе его продажа или реализация его активов) (20 страниц).

Раздел 9. Реструктурирование задолженности предприятия (5 страниц).

Раздел 10. Финансовый план (7 страниц).

Раздел 11. График погашения кредиторской задолженности (2 страницы).

Раздел 12. Программа реализации плана финансового оздоровления предприятия (10 страниц)

Приложения.

 

10.2. Со держание плана финансового оздоровления предприятия

 

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

На титульном листе указываются наименование консультационной (консалтинговой) фирмы, разрабатывающей план финансового оздоровления, наименование плана и объекта исследования, фамилия, имя, отчество и подпись руководителя консультационной фирмы, печать фирмы, дата и место составления, контактные телефоны.

РАЗДЕЛ 1. ВЫВОДЫ

В разделе приводятся: цель и задачи плана финансового оздоровления; причины возникновения неплатежеспособности предприятия; краткая характеристика кредиторской и дебиторской задолженностей; обоснование мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия и повышению его конкурентоспособности; основные параметры графика погашения кредиторской задолженности; основные положения программы реализации плана финансового оздоровления.

РАЗДЕЛ 6. МАРКЕТИНГ

В разделе излагаются результаты оценки перспектив рынка или альтернативных рынков выпускаемой предприятием продукции, выход на которые позволит предприятию восстановить свою платежеспособность, изменив вид или качество продукции. Характеристика маркетинговой политики дает представление о мерах, намечаемых предприятием в области продвижения выпускаемой или предполагаемой к выпуску продукции на товарные рынки.

Целесообразно проводить комплекс работ по формированию маркетингового плана и иметь характеристики по следующим направлениям:

– рынку (сведения об отрасли, основных и вспомогательных рынках и их сегментах, емкость и размер рынка, цены на аналогичную продукцию);

– конкуренции (сведения о хозяйствующих субъектах, работающих на рынке, анализ сведений, выводы о типе рынка данной продукции, информация о законодательных ограничениях по проникновению на рынок);

– маркетинговой стратегии, в том числе товарной стратегии (политика в отношении разработки и продаж старой и новой продукции, ассортимент), стратегии проникновения на рынок (последовательность действий), стратегии развития и формирования каналов товародвижения, ценовой стратегии, стратегии формирования спроса и стимулирования сбыта, стратегия роста предприятия (интенсивный, интеграционный, диверсификационный);

– каналам распределения (формирование каналов распределения «производитель–потребитель»);

– маркетинговой коммуникации (реклама, средства стимулирования сбыта, прямой маркетинг);

– выпускаемой продукции (тип, размер, вес, срок службы, патентная ситуация).

 

РАЗДЕЛ 7. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

 

План производства – это комплексный плановый документ, который включает следующие подразделы:

– производственную программу в натуральных единицах измерения на имеющиеся мощности предприятия и с учетом объема продукции, который может «поглотить» сегмент рынка;

– план продаж продукции предприятия;

– расчет потребности в основных средствах, необходимых для организации производственного процесса;

– расчет потребности в ресурсах на производственную программу;

– расчет потребности работников и их заработной платы;

– смету расходов и калькуляцию себестоимости продукции;

– потребность предприятия в дополнительных инвестициях.

 

РАЗДЕЛ 8. РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Процесс реструктурирования предприятия часто осуществляется вместе с процедурой внешнего управления. Реструктурирование может оказаться не только самым эффективным способом реформирования предприятия, не требующим крупных инвестиций, но и единственным способом повысить его платежеспособность и избежать конкурсного производства и ликвидации предприятия.

можно выделить следующие пути финансового оздоровления предприятий без инвестиционных вложений через реструктурирование:

– имущества;

– кредиторской задолженности перед бюджетами всех уровней;

– дебиторской задолженности;

– акционерного капитала.

Статья 57 ГК РФ разрешает использовать для реструктурирования процедуры слияния, поглощения, выделения и отделения для образования новых, более финансово устойчивых юридических лиц взамен тех, которые находятся в кризисном состоянии.

РАЗДЕЛ 10. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

 

Финансовый план – это документ, в котором отражаются будущие потребности в собственном и заемном капитале для реализации намечаемого плана финансового оздоровления несостоятельного предприятия (в данном случае к величине собственного и заемного капитала предприятия по балансу на последнюю отчетную дату, т. е. на конец нулевого (базового) года, прибавляется возможное увеличение собственного и заемного капитала в процессе реализации плана финансового оздоровления).

При составлении финансового плана проводится:

– прогноз финансовых результатов деятельности предприятия на базе «плана производства»;

– определение потребности в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования;

– формирование и дисконтирование денежных потоков;

– составление агрегированной формы прогнозного баланса;

– расчет и анализ итоговых финансовых показателей предприятия.

РАЗДЕЛ 11. ГРАФИК ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

График составляется в строгом соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» статья 134 «Очередность удовлетворения требований кредиторов», в которых указан порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов. В него входят все виды задолженности неплатежеспособного предприятия, суммы задолженности и сроки ее погашения.

РАЗДЕЛ 12. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

 

Результатом всей подготовительной работы по финансовому оздоровлению предприятия является разработка комплексной программы реализации плана финансового оздоровления. Данная программа предполагает объединение всей полученной информации по плану финансового оздоровления, а также определение целей, исполнителей, средств, способов и условий его реализации.

Для каждого предприятия программа реализации плана финансового оздоровления будет иметь строго индивидуальный характер, свои особенности и отличия. Для удобства Г.Б. Юн предлагает использовать следующую структуру программы реализации плана финансового оздоровления:

1) задачи программы;

2) перечень и характеристику подпрограмм (юридические, производственные, управленческие, финансовые и т. п.), виды и содержание работ;

3) сроки и этапы реализации программы и подпрограмм;

4) ответственные исполнители, службы, организации;

5) объемы и источники финансирования;

6) ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации программы.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие моменты должны получить отражение в плане финансового оздоровления предприятия?

2. Перечислите основные разделы типовой формы плана финансового оздоровления предприятия.

3. Перечислите основные разделы рекомендуемой формы плана финансового оздоровления предприятия

4. Что собой представляет финансовый план финансового оздоровления предприятия?

5. В каком порядке осуществляется очередность удовлетворения требований кредиторов?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теория и практика антикризисного управления является актуальным направлением для многих предприятий, функционирующих в условиях различных по природе и глубине кризисов. Так как кризисные явления представляют собой естественный и закономерный элемент жизненного цикла любой социально-экономической системы, задача менеджеров не только овладеть методами прогнозирования и преодоления кризисов, но и научить использовать сложившуюся неблагоприятную ситуацию для реконструкции предприятия и повышения качества его организации.

Подводя итоги по первой части лекционного курса, следует отметить, что антикризисное управление включает в себя не только управление в условиях уже наступившей неплатежеспособности предприятия, но и разработку превентивных мер по предотвращению банкротства.

Во второй части лекционного курса будут подведены итоги, касающиеся способов и вариантов восстановления платежеспособности предприятия и его финансового оздоровления. Так же к изучению будут предложены вопросы по персональному, инновационному менеджменту в условиях кризиса, управлению качеством, как фактору повышения конкурентоспособности. Более подробно предполагается изучение основного законодательного документа антикризисного управления Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предприятий.

 


Библиографический список

 

1. Гражданский кодекс РФ. – М.: Кодекс, 1998.

2. Налоговый кодекс РФ: в 2 ч. – М.: ТД Элит-2000, 2002.

3. О несостоятельности (



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.148 с.)