Антикризисное государственное регулирование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антикризисное государственное регулирование



Жизненно важным на макроуровне экономики страны следует признать осуществление государством мер антикризисного регулирования, причем не только с позиции преодоления уже имеющих место кризисных явлений (событий), но и на предмет их профилактики. Все меры государственного регулирования экономических процессов, в том числе направленные на обеспечение ее эффективного устойчивого развития и достижение заранее заданных параметров роста, в том числе научно-образовательных и технико-технологических, являются одновременно также и мерами антикризисного регулирования в аспекте предупреждения возникновения кризисных явлений. Кроме того, часть мер государственного регулирования экономики носит сугубо антикризисный характер, заключающийся в недопущении возникновения назревающих конкретных кризисных явлений и в преодолении уже возникших кризисных ситуаций.

Антикризисное регулирование относится к государственным мерам в масштабах всей экономики страны, осуществляемых путем косвенного воздействия на товаропроизводителя на макроуровне.

К антикризисным мероприятиям, относимым к государственному регулированию кризисных ситуаций, относятся:

1) государственное регулирование экономических процессов;

2) действия осуществляемые государством с целью координации кризисных процессов.

Как любой функционирующей и развивающейся системе государству присущи жизненные циклы подъема и спада, что непосредственно отражается на выполнении им функций регулирования в экономике и разработке мер антикризисного регулирования и управления.

Выполнение функций по управлению экономическими процессами, государством исполняется через систему рычагов: на макроуровне – государственным бюджетом, на микроуровне – системой заказов, поддержкой среднего и малого бизнеса. Участие государства в регулировании экономических процессов на микроуровне может быть выражено в пассивной (банкротство) и активной (структурные преобразования, модернизация, инновации) формах.

Антикризисное регулирование со стороны государства осуществляется посредством ряда инструментов организационно-экономического и нормативно-правового воздействия, которые направлены на защиту предприятий от кризисных явлений (ситуаций), а также на предотвращение банкротства или их ликвидацию. К таким инструментам относятся:

нормативно-законодательная деятельность, базирующаяся на ряде законодательных актов таких, как «Гражданский кодекс Российской Федерации», «Конституция РФ», Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»;

финансовое регулирование представляет собой управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства (бюджет), а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования;

регулирование производства осуществляется посредством внедре­ния достижений научно-технического прогресса, изменений в направлениях экспорта, финансовой поддержкой промышленных предприятий, государственными заказами, разработкой специальных программ развития производства;

перераспределение дохода предполагает предотвращение абсолютной бедности и массовой безработицы, поддержание уровня жизни бедных слоев населения не ниже прожиточного минимума, назначение пенсий, стипендий, пособий.

Таким образом, основными направлениями государственного антикризисного регулирования следует считать:

– совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

– осуществление мер по оздоровлению жизнеспособности предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;

– принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

– создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Государственным органом, проводящим политику антикризисного регулирования, является Федеральное управление по делам о несостоятельности или финансовому оздоровлению (ФУДН или ФСДН) при Госкомимуществе РФ.

Функциями Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий являются:

– анализ экономического и финансового состояния предприятий, имеющих признаки несостоятельности, а также подготовка рекомендаций по их устранению;

– проведение работ по формированию критериев оценки платежеспособности предприятий, а также учет неплатежеспособных предприятий;

– в случаях, когда необходимо участие собственника предприятия в ходе осуществляемых процедур признания предприятия банкротом ФУДН может выступать уполномоченным представителем собственника государственного предприятия.

Следует отметить, что методы воздействия, исходящие от кредиторов и/или предприятия-должника осуществляются в рамках закона. Закон в свою очередь исходит от государства, поэтому меры по отношению к предприятию-должнику на микроуровне можно рассматривать как антикризисное государственное регулирование.

Методы воздействия государства на предприятие-должника заключаются:

1) в оказании предприятию финансовой помощи со стороны собственника, органов власти федерального, регионального и местного уровней;

2) реорганизации и реконструкции предприятия, изменении системы, методов управления и инвестиционной политики, в обновлении кадров;

3) продаже части имущества предприятия и в погашении задолженности перед кредиторами;

4) продаже предприятия на открытом аукционе либо по инвестиционному конкурсу;

5) ликвидации предприятия по решению арбитражного суда;

6) заключении добровольного соглашения с кредиторами.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое антикризисное управление?

2. Перечислите основные управленческие школы менеджмента и дайте им характеристику.

3. В чем заключается основная концепция антикризисного регулирования?

4. Назовите инструменты антикризисного регулирования.

5. Какой государственный орган проводит политику антикризисного регулирования и каковы его функции?

 

 

Лекция 4. Риски, управление рисками

             в антикризисном менеджменте

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Понятие риска. Виды рисков.

2. Определение экономического риска.

3. Основные принципы управления риском.

В обыденной жизни и в своей профессиональной деятельности человек постоянно имеет дело с такими рисками, как геополитические, политические, социальные, экономические, финансовые, коммерческие, технологические и т. д.

Слово «риск» применительно к бизнесу может обозначать различные категории. В частности, под риском может пониматься:

– потенциальная возможность (опасность) наступления вероятного события или совокупности событий, вызывающих определенный материальный ущерб;

– возможность недополучения прибыли или дохода;

– характеристика проявления ущерба – частота возникновения или/и тяжесть (размер) ущерба;

– застрахованный объект, который может подвергнуться ущербу.

Для любого периода развития общественного производства характерным является постоянное расширение сферы возникновения риска.
В свою очередь результатами рисковых ситуаций становится увеличение размера возможных отрицательных последствий, которые следует рассматривать как своеобразную плату за свободу предпринимательства.

В чем выражается возможность отрицательной реализации риска?

Размер возможных отрицательных последствий выражается в возникновении любого ущерба, в частности, во-первых, следует рассматривать ущерб в виде утерянных выгод при получении дохода, во-вторых, в возможности утери собственного капитала. Именно эти факты заставляют задуматься и отнестись очень серьезно к проблеме наличия рисков и управлению ими. Тем более это актуально в процессе развития общественного производства, сопровождаемого кризисными проявлениями на всех уровнях экономического обобщения.

В связи с этим в будущем более конкурентоспособными и востребованными в обществе должны стать те нововведения, технологии и продукты, которые будут обеспечивать меньшую степень риска – меньшую вероятность и размер возможного ущерба, утерянных выгод либо утерянного капитала.

Таким образом, снижение риска связано, во-первых, с поиском и внедрением новых продуктов, услуг и технологий, производство которых не ведет к увеличению риска. Во-вторых, оно возможно за счет управления риском, которое предполагает его выявление и оценку, а также использование таких процедур и методов управления, которые снижали бы возможные риски.

 

4.1. Понятие риска. Виды рисков

 

Не только кризис, кризисные явления, стрессы и прочие аналогичные события, но и обычная деятельность человека теснейшим образом связаны с риском, который в той или иной мере может оказать влияние не только на результаты деятельности, но и на разработку, реализацию любого управленческого решения.

Риск представляет собой неопределенность, связанную с возможностью возникновения в ходе выполнения каких-либо действий неблагоприятных ситуаций и последствий в виде неполучения дохода и вероятности утраты собственного капитала.

Возможность отрицательной реализации риска, а именно возникновение ущерба, вынуждает относиться очень серьезно к проблеме управления рисками, тем более в условиях потенциального кризиса либо его развивающейся формы. Поэтому специальной областью антикризисного управления является оценка, профилактика рисков и управление ими.

К основным причинам возникновения рисков следует относить:

– неопределенность будущего;

– непредсказуемость поведения партнеров;

– недостаток информации;

– недооценка или переоценка собственных реальных сил.

В большинстве случаев при принятии решений степень риска зависит от уровня неопределенности (исключение составляет авантюра, т. е. сомнительное дело, начатое без учета реальных сил, условий и возможностей в расчете на случайный успех), чем сложнее процесс принятия решений, тем выше степень риска.

Основными факторами неопределенности, вызывающими риск являются:

– возможные изменения в технологии;

– инфляция и инфляционные ожидания;

– изменение цен на факторы производства (сырье, материалы, электроэнергия);

– изменение процентных ставок на рынке кредитов, а также стоимости заемного и привлеченного капитала;

– изменение налогового законодательства;

– возможные региональные конфликты;

– колебания валютного курса и пр.

Чем выше неопределенность при принятии решений, т. е. чем сложнее принять решение в управленческой деятельности в отношении финансовых вложений, программирования производственных процессов, инвестиционной, маркетинговой политики и т. д., тем выше степень риска.

В условиях кризиса риск должен быть рассчитан до максимально допустимого предела. Перестраховка или чрезмерная защита от риска, тем более его избежание, аналогичны недооценке риска и могут привести к потерям, различным по степени тяжести и формам проявлений, а, следовательно, спровоцировать кризисную ситуацию либо ее развить до состояния полномасштабного кризиса.

Количество видов риска, с которыми сталкиваются предприниматели, предприятия и их менеджеры достаточно многообразно, поэтому в практике управления рисками (риск-менеджмент) существует достаточно большой набор классификационных групп. Так, риски могут быть классифицированы по следующим критериям:

– по типу объекта, в частности с собственностью (имуществом), доходами, персоналом, ответственностью;

– причине ущерба – природные, технические, связанные с человеческим фактором либо с экономической активностью;

– месту проявления относительно рискового объекта – внутренние, внешние;

– степени предсказуемости – прогнозируемые (предсказуемые) и непрогнозируемые (непредсказуемые);

– степени диверсифицируемости риска, т. е. имеется ли возможность распределить и перераспределить риск по объемам, времени и пространству, если «да», то такой риск следует признать диверсифицируемым (внутренним, формирующимся под действием факторов, полностью зависящих от деятельности самого хозяйствующего субъекта), если «нет», то недиверсифицируемым (внешним, вызванным общими для всех хозяйствующих субъектов причинами);

– степени однородности – однородные риски, которые в вероятностном смысле (не детерминистском) ведут себя практически одинаково и неоднородные риски, которые достаточно сложно классифицировать.

Проведенный обзор критериев классификации рисков не является исчерпывающим. Все перечисленные критерии – наиболее общие, и в той или иной мере присущие всем видам рисков. Однако для конкретных рисков можно выделить специфические критерии, которые тесно связанны с особенностями указанных рисков. В частности, можно выделить специфические риски ведения определенных типов бизнеса, например, банка, страховой компании, производственного предприятия или торгово-за­ку­по­чной фирмы. Конкретная классификация в каждом случае будет отражать особенности самого бизнеса, своеобразие сложившейся экономической ситуации и специфику проявления рисков.

Рассмотрим наиболее актуальные для деятельности промышленных предприятий риски, способные вызвать различные финансовые потери и спровоцировать кризисные события.

Производственный риск связан с производством продукции (товаров, услуг) и с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди главных причин следует выделить: снижение предполагаемых объемов производства; рост материальных или других затрат; уплата повышенных отчислений и налогов и прочие причины.

Коммерческий риск (бизнес-риск) возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных компанией. К причинам, вызывающим данный вид риска относятся: снижение объема реализации, следствием которого является изменение конъюнктуры рынка и повышение закупочной цены товаров; непредвиденное снижение объема закупок; потеря товара в процессе обращения; повышение издержек обращения.

При взаимоотношении с финансовыми институтами предприятия могут столкнуться с финансовыми рисками, которые характерны для сферы отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Финансовый риск чаще измеряется как отношение величины заемных средств к собственному капиталу. Чем выше доля заемного капитала, тем больше предприятие зависит от кредиторов и тем больше финансовый риск. К разновидностям финансового риска относят: риск процентной ставки, валютный риск, кредитный, инвестиционный.

Риск процентной ставки (процентный риск) возникает из-за колебаний процентных ставок, что приводит к изменению затрат на выплату процентов или доходов на инвестиции и, следовательно, к изменению ставки доходности на собственный и инвестируемый виды капитала по сравнению с ожидаемыми ставками доходности.

Валютный риск – риск получения убытков в результате неблагоприятных краткосрочных и долгосрочных колебаний курсов валют на международных финансовых рынках. В отношении к производственному предприятию характерен в том случае, когда предприятие приобретает комплектующие за границей или осуществляет продажу или покупку товара за границей.

Кредитный риск заключается в том, что участники контракта (например, банк и предприятие) могут оказаться перед фактом невыполнения своих обязательств: в отношении к предприятию риск в отказе предоставления или продления кредита, а по отношению к финансовому институту в неспособности клиента (предприятия) оплатить предоставленный кредит.

Инвестиционный риск заключается в риске потери, во-первых, инвестируемого капитала, во-вторых, ожидаемого дохода.

Практическая деятельность показала, что риски имеют место при самых различных обстоятельствах, в частности, при неправильно принятых управленческих решениях, неудовлетворительно выполненном подчиненными заданиями, неверном выборе исполнителя, ошибки в маркетинговом прогнозе и т. д. Поэтому перед менеджерами предприятий стоит ряд перечисленных ниже задач, решение, которых реализовывается в рамках процедуры управления рисками, а именно:

1) обнаружить область повышенного риска и оценить степень риска;

2) разработать и принять меры, предупреждающие либо снижающие риск;

3) в случае, когда ущерб уже имеет место, принять меры к оптимальному его возмещению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.043 с.)