Вопрос 1. Предмет логистики, ее задачи и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Предмет логистики, ее задачи и функции



Вопрос 1. Предмет логистики, ее задачи и функции

Логистика - наука об управлении материальным потоком от первичного источника сырья до конечного потребителя и относящихся к ним потокам информации.

Под логистикой как научным направлением понимается наука об управлении потоковыми процессами.

Объектом исследования в логистике является материальный поток.

Предмет исследования - управление материальным потоком.

Задачи логистики:

♦ прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов

определение необходимой мощности производства и транспорта;

♦ разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

♦ разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

♦ построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;

♦ разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

Функции логистики

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок; определения оптимальны объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

♦ транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

♦ предприятия оптовой торговли, осуществляющими комплекс логистических операций с товаром;

♦ коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;

предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином ''функция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Вопрос 3 Понятие логистики

Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками.

можно встретить более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления не ограничивается материальным потоком. Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились такие термины, как "банковская логистика", информационная логистика" и ряд других.

Термин "логистика" начинает использоваться в ситуациях, связанных с четким планированием согласованной последовательности действий

 Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками. Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику управления материальными и связанными с ними информационными потоками.

Управление материальными потоками в экономических системах, конечно же, намного сложнее. Кроме непосредственных операций с материальным потоком (погрузки, разгрузки, транспортировки и т. п.) оно включает в себя:

♦ различные коммерческие операции, в результате которых появляется договоренность сторон о прохождении потоков и об их параметрах;

♦ поиск рациональных форм транспортно-экспедиционного обслуживания получателей грузов;

♦ определение оптимальных путей, по которым должны пойти материальные потоки, а также мест, где они будут временно аккумулироваться, и многие другие виды работ.

Подробно состав деятельности, которая осуществляется с целью доведения материального потока до потребителя, рассматривается во второй главе.

Управление материальным потоком, как и любым другим объектом, складывается из двух частей:

♦ принятие решения;

♦ реализация принятого решения.

Для того чтобы принимать обоснованные решения по управлению материальными потоками, необходимы определенные знания. Деятельность по выработке этих знаний относят к логистике; соответственно большая группа определений трактует логистику как науку или научное направление: логистика — междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Для практической реализации принятых решений нужны конкретные действия. Поэтому другая группа определений рассматривает логистику как хозяйственную деятельность: логистика — направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.

Как хозяйственная деятельность логистика представлена в следующем определении: логистика — процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты денег — получения денег). Настоящая трактовка понятия логистики чаще встречается в зарубежной литературе.

Анализ зарубежной и отечественной литературы показал, что сегодня под логистикой понимается:

♦ новое направление в организации движения грузов;

♦ теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

♦ совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

♦ интеграция перевозочного и производственного процесса;

♦ процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

♦форма управления физическим распределением продукта;

♦ эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

♦ новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;

 

 

Вопрос 6 Логистическая цепь

Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

Похожее по смыслу определение цепи поставок имеется и в терминологическом словаре APICS, где приводятся две трактовки этого термина:

 • процесс от приобретения сырья и материалов до конечного потребления готовой продукции, связанный компаниями: поставщик — потребитель;

 • функции внутри и вне компании, необходимые в цепи добавленной стоимости для поставки продукции и сервиса потребителям.

Как видно из приведенных выше определений, акцент при рассмотрении логистической цепи (цепи поставок) в качестве объекта исследования или управления сделан на том, что цепь — это взаимосвязанная последовательность пар звеньев (подразделений компании и/или ее логистических партнеров) типа «поставщик — потребитель», по которым товар или сервис доставляется конечному потребителю, организованная таким образом, чтобы выполнялась заданная бизнес-цель. При этом не накладывается никаких жестких условий на линейную упорядоченность звеньев логистической цепи.

Большинство отечественных исследователей придерживаются мнения, что логистическая цепь — это линейно-упорядоченный набор звеньев. В частности, в терминологическом словаре А.Н. Родникова указывается, что «логистическая цепь — линейно-упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя».

Логистические цепи, ориентированные вдоль материального потока, целесообразно анализировать или проектировать внутри самостоятельной функциональной области логистики. При этом логистическая цепь в области распределения связывает производителя/поставщика ГП с конечной точкой продаж; в области снабжения — отдельного поставщика с центральной компанией. Логистические цепи и в области производства могут рассматриваться как набор внутрипроизводственных ЗЛС, проводящих потоки МР и НП до складов ГП завода-изготовителя. Для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя.

В логистической цепи могут решаться оптимизационные задачи: выбор перевозчика и таможенного брокера, замена двух логистических посредников одним — экспедиторской фирмой, перераспределение издержек на транспортировку и складирование и др.


Понятие потока

Потоки в логистике – одни или множество объектов (деньги, события и пр.), воспринимаемых как единое целое, существующие, как процесс на определенном временном интервале и измеряемые в абсолютных единицах.

Потоки в логистике и их параметры:

1. Начальный пункт потока

2. Конечный пункт потока

3. Траектория пути

4. Длина потока

Потоки в логистике и параметры их движения:

-Скорость 

-Время 

-Интенсивность

-Плотность.

Материальные потоки образуются в результате транс­портировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Мат. поток

 - звенья логист. цепи

 - часть мат. потока

 - реверсивный канал

Материальные потоки могут протекать между различны­ми предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - совокупность материальных объектов, рассматриваемых вместе одновременно в процессе приложения к ним логистических операций (движущихся в пространстве и во времени к потребителю). В общем случае под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продук­та к конечному потребителю; проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана, единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Виды материальных потоков

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

По отношению к логистической системе материальный по­ток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный поток образуется в результа­те осуществления логистических операций с грузом внутри ло­гистической системы.

Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.

Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одно ассортиментные и много ассортиментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный со­став потока существенно отражается на работе с ним. Напри­мер, логистический процесс на оптовом продовольственном рын­ке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным сред­ством, аих группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положение меж­ду крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые обра­зуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использова­ние грузоподъемности транспортных средств, требуют для хра­нения меньшего складского объема. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Например, табачные изделия в процессе транспортиров­ки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несов­местимые. Этот признак учитывается в основном при транс­портировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных гру­зов.

Насыпные грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в спе­циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

Навалочные грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа обладают сыпучестью.

 Тарно–штучные грузы имеют самые различные физи­ко-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинно­мерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

Логистические операции

Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками.

Для управления материальным потоком необходимо прини­мать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.

В целом логистические операции определяют как совокуп­ность действий, направленных на преобразование материаль­ного и/или информационного потока.

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплекта­цию, складирование, упаковку и другие операции. Логистиче­ские операции с информационным потоком - это сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на вы­полнение логистических операций с информационными потока­ми составляют существенную часть логистических издержек.

Виды логистических операций

Логистические операции можно классифицировать:

- по переходу права собственности на товар:

а) односторонние – без перехода;

б) двухсторонние – с переходом;

- по изменению потребительских свойств товара:

а) с добавленной стоимостью;

б) без добавленной стоимости;

- по природе потока:

а) материальный;

б) информационный.

 

Логистические издержки

Издержки на выполнение логистических операций с информационным потоком в развитых странах составляют существенную часть логистических издержек.

Логистические издержки – издержки, связанные с управлением материальным и информационным потоком.

Структура этих издержек:

-содержание запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции(44%)

-на складирование и экспедирование(16%)

-магистральные и технологические перевозки грузов(23%)(9%)

-расходы на обеспечение сбыта готовой продукции(8%)

Одна из основных задач логистики — управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Однако управлять затратами можно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны выде­лять затраты, возникающие в процессе реализации функций ло­гистики, формировать информацию о наиболее значимых затра­тах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. При соблюдении названного условия появляется возможность исполь­зовать важный критерий оптимального варианта логистической системы — минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

 

Обработка заказов

Причины запасов

1) Позволяют добиться экономии на масштабах деятельности

2) Балансируют спрос и предложение (сезонность)

3) Обеспечивают специализацию производства

4) Защищают от неопределенности и колебаний спроса и нестабильности циклов выполнения заказов

5) Действует как буфер между критически важными пунктами взаимодействия в цепи поставок.

Классификация запасов

По месту нахождения:

· Запасы Материально-технических ресурсов (МТР) в снабжении;

· Производственные запасы МТР, НЗП;

· Товарные (сбытовые);

· Транспортные (в пути), транзитные.

–По функциональному назначению:

· Текущие(предназначены для бесперебойной работы);

· Страховые (гарантийные);

· Подготовительные;

· Сезонные.

–По времени:

· Максимальный желательный запас (МЖЗ) – экономически целесообр. Макс. Уровень запаса;

· Текущий – запас в любой момент времени, может совпадать с МЖЗ, пороговым ур-нем запаса;

· Пороговый ур-нь запаса (ПУЗ) – опред. момент времени выдачи очередного заказа след. партии.

 

 

Потоки и запасы

Главными категориями логистики являются поток и запас, которые друг без друга просто не могут существовать. Очевидно, в долгосрочном периоде все совокупности ресурсов представлены в виде потоков, а запасы могут рассматриваться как частные случаи последних, Но в краткосрочном периоде в прагматическом плане допустимо и целесообразно рассмотрение потоков и запасов как паритетных логистических категорий.

Запас – материальный поток (МП), отнесенный не ко временному интервалу, а к моменту времени (т.е. форма существования мат. потока).

В движении мат. потока неизбежно наступает момент, когда товарно-материальные ценности (ТМЦ) превращаются в запасы – накупленные, временно неиспользуемые мат. технические ресурсы (МТР).

МП на пути движения от источника до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке логистической цепи.

Типы запасов

1) Текущий запас – это запас который образуется в ходе процесса пополнения и требуется для того чтобы удовлетворить требования потребителей в условиях определенности

2) Транзитный запас (запас в пути) – это продукция, которая находится в пути от одного места хранения к др.

3) Страховой (буферный) запас – это запас вызванный нестабильностью спроса или нестабильностью циклов выполнения заказов

4) Спекулятивный – это запас, который содержится по причинам, не связанным с удовлетворением текущего спроса.

5) Сезонный запас – разновидность спекулятивного, включает запас до начала сезона, для того чтобы поддерживать постоянную численность работников, а производственный цикл стабильным.

 

37 Классификация затрат на содержание запасов

· Расходы на поддержание запасов;

· Расходы на содержание складов;

· Расходы на оплату труда персонала;

· Расходы с риском порчи, нереализации товара и т.д.

 

Методы управления запасами

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:

· учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;

· определение размера гарантийного (страхового) запаса;

· расчет размера заказа;

· определение интервала времени между заказами.


Модели управления запасами должны отвечать на два основных вопроса: сколько заказывать продукции и когда.

· Модель с фиксированным размером заказа

· Модель с фиксированным интервалом времени между заказами

· Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня

· Модель «Минимум — Максимум»

Модель с фиксированным уровнем запаса работает так: на складе есть максимальный желательный запас продукции. Потребность в этой продукции уменьшает ее количество на складе, и как только количество достигнет порогового уровня, размещается новый заказ. Оптимальный размер заказа выбирается таким образом, чтобы количество продукции на складе снова равнялось максимальному желательному запасу продукции.
Модель с фиксированным интервалом времени между заказами работает следующим образом: с заданной периодичностью размещается заказ, размер которого должен пополнить уровень запаса до максимального желательного запаса.
Модель с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня работает следующим образом: заказы делаются периодически (как во втором случае), но одновременно проверяется уровень запасов. Если уровень запасов достигает порогового, то делается дополнительный заказ.
Модель «Минимум — Максимум» работает следующим образом: контроль за уровнем запасов делается периодически, и если при проверке оказалось, что уровень запасов меньше или равен пороговому уровню, то делается заказ.

 

Вопрос 1. Предмет логистики, ее задачи и функции

Логистика - наука об управлении материальным потоком от первичного источника сырья до конечного потребителя и относящихся к ним потокам информации.

Под логистикой как научным направлением понимается наука об управлении потоковыми процессами.

Объектом исследования в логистике является материальный поток.

Предмет исследования - управление материальным потоком.

Задачи логистики:

♦ прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов

определение необходимой мощности производства и транспорта;

♦ разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

♦ разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

♦ построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;

♦ разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, а также ряд других задач.

Функции логистики

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - задачи прогнозирования спроса и производства, а, следовательно, и объема перевозок; определения оптимальны объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

♦ транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;

♦ предприятия оптовой торговли, осуществляющими комплекс логистических операций с товаром;

♦ коммерческо-посреднические организации, не работающие с товаром, но оказывающие услуги по организации оптового оборота;

предприятия-изготовители, чьи склады сырья и готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.

Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином ''функция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.098 с.)