Характерные черты четырех основных моделей рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные черты четырех основных моделей рынка



 

Характерная

МОДЕЛИ РЫНКА

черта Чистая конкуренция Монополи стическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм Очень большое Много Несколько Одна
Тип продукта Стандар-ный Дифферен-ный Стандар-ный или диффер-ный Уникальный, нет близких зам-телей
Контроль над ценой Отсутствует Некоторый но в довольно узких пред-лах Огр.ный взаимной зависимостью;значителен при тайном сговоре Значительный
Условия вступления в отрасль Очень легкие, препятствия отсут-ют Сравнительно легкие Наличие существенныхпрепятствий Блокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Значит. Упор на рекламу, торг. знаки, торг. марки и т.д. Очень типична особен. при диф-ции продукта Главным образом реклама связи фирмы с общест. орг-циями
Примеры Сельское хоз-во Рознич. торговля, произ-во одежды, обуви Произ-во стали, авто-лей,с/х инвентаря, многих быт. приборов. Местные пред-тия общ. пользования

 

  1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции. Совершенная конкуренция и эффективность.

Совершенная конкуренция (чистая).

Совершенная конкуренция имеет место, когда выполняются следующие условия:

1) большое число продавцов, каждый из которых имеет небольшую долю от общего объема продаж, менее (1%);

2) однородный (стандартизированный) продукт;

3) отсутствие ограничений для вступления в отрасль и выхода из нее;

4) информация о ценах.

Для этого рынка характерны, что в борьбе за деньги покупателей сталкиваются множество производителей однотипных товаров, но не один из этих производителей не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяла бы ему навязывать остальным выгодные именно для него условия сбыта, т.е. цена при этом рынке, определяется самим рынком. Так конкурируют между собой мелкие производители с/х продукции и мелкие фирмы в сфере услуг. Например: производители яиц, зерна, мяса и т.д.

 

 

  1. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Естественные монополии.

Монополия

Монополия – рыночная ситуация, характеризуется:

1) одним продавцом, занимающим доминирующее положение на рынке;

2) непреодолимыми барьерами на входе в отрасль;

3) недоступностью информации;

4) уникальным, не имеющих близких заменителей продуктов.

Монополия связана с невоспроизводимыми условиями производства. Пример: залежи полезных ископаемых, плодородные участки земли. А также монополия характерна для местных производителей товаров общественного пользования (энергосеть, водопровод, телефон и т.п.). На таком рынке для покупателей складываются самые худшие условия. Т.к. в условиях монополия альтернатив изготовителю просто не существует, возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными. Стратегия монополиста – навязывание покупателям завышенных цен, т.е. здесь устанавливается ценовой динтат продавца. Монополисту не нужно не совершенствовать свою продукцию, ни искать более рациональные способы производства и сбыта, поэтому рост степени монополизации в рынках всегда рождает серьезные проблемы.

 

  1. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция

Рыночная ситуация, характеризуется:

1) большим числом продавцов;

2) дифференсацией продукции;

3) отсутствием существующих барьеров на входе в отрасль;

4) доступностью информации.

 

Монополистическая конкуренция характерна для большинства отраслей обслуживания – розничная торговля, станции тех. обслуживания, а также характерна для обрабатывающей промышленности: производство одежды, обуви и т.п.

Из четырех названных моделей чаще всего встречается олигополия и монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция – это, когда:

а) много конкурирующих фирм, которые для удовлетворения одной и той же потребности предлагают различные между собой товары;

б) каждая фирма имеет некоторую возможность влиять на цену, по которой

она продает свой товар;

в) существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.

Характерные примеры товарных рынков: одежда, продукты питания, мебель.

На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и в предложении этого товара на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и в отсутствии возможности диктовать рыночную цену.

Такой тип конкуренции наиболее распространен и возникает в тех отраслях, где:

1) для оптимизации производства не нужно создавать особенно крупные предприятия, и поэтому вкладывать крупный капитал;

2) возможность создания многих разновидностей товара, удовлетворяющих определенную потребность;

3) права каждой фирмы на изготовление созданной его разновидности товара можно закрепить с помощью авторских прав на товарный знак, т.е. с помощью патентов. В силу чего другие фирмы не смогут выпускать свою продукцию под тем же именем с точно такими же свойствами как продукция, защищенная патентом.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.005 с.)