Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лексика совр. рус яз. Осн понятия лексич семантики. Языков стиль эпохи информац развития.
Лексика яв-ся центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности. Лексика совр рус яз состоит более чем из полумиллиона слов. По соц употреблению, происхождению и функциональной направленности лексика членится на пласты, между кот нет четких границ. Все соц. – эконом. и полит., обществ. и индивидуальные, временные и территориал., культурн и др. – преобразования в жизни общества реализуются лексикой яз. Классификация лексики: 1. происхождение: исконнорусская, заимствованная. 2. степень активности-пассивности. 3. по наличию-отсутствию экспрессив момента: нейтральная, экспрессивно-окрашенная. 4. по сфере употребления: общеупотреб, лексика огранич употребления. Словарный состав – наиболее открытая и подвижная сфера яз: в него входят и из него постепенно уходят слова. Нарастающая сфера человеч знания прежде всего закрепляется в словах и их значениях. Образование, наука, новые технологии, сведения из других культур, идеологическое и культурное миропонимание, многообразие коммуникативных каналов и т.д. формируют новый тип совр общества конца 20в. – информац общество. Термин «лексика» служит для обозначения словарного состава яз. Этот термин используется также в более узких значениях: для определения совокупности слов, употребляемых в той или иной функциональной разновидности яз, в отдельном произведении, можно говорить о лексике писателя или даже одного человека. Характерно для совр яз: 1)сильная неологизация языка; 2)проникновение в язык сниженных пластов лексики (исчезновение высокого стиля, проникновение жаргона арго); 3)активное развитие устн формы яз. 2 тенденции: 1. тенденция к демократизации. 2. к книжн изощрен-му стилю. Семантика изучает лексич значения слова, их типы, развитие и изменения. Термин «семантика» используется в науке в 2-ух смыслах: 1. как само значение единиц языка (слов, фразеологизмов, морфем, грам форм слов, словосочетаний, предложений и пр.); 2. как название раздела языкознания, где изуч. значения языков. единиц. Выделяются 2 раздела семантики: семасиология и ономасиология. Семасиология – раздел семантики, где исследуются значения слов, фразеологизмов, обладающих закрепленными за данными единицами формами. В семасиологии изучаются:
1. структурно-семантич подсистемы лексики и фразеологии; 2. структура и типы значений слов и фразеологизмов; 3. семантич объединения (парадигмы); 4. истор формирование лексики и фразеологии; 5. функционирование слов и фразеологизмов в речи. Ономасиология – раздел семантики, в кот изуч именования значений лексич и фразеологич единиц. Словарный состав – наиболее открытая и подвижная сфера яз: в него непрерывно входят и из него постепенно уходят слова.Лексич приобретений в яз значительно больше: нарастающая сфера человеч знания прежде всего закрепляется в словах и их значениях. Образование, наука, новые технологии, сведения из др. культур, идеологич и культурн миропонимание, многообразие коммуникатив каналов и т.д. формируют новый тип совр общества – информац общество, пришедшее на смену индустриальному, общество, в кот язык слов продолжает выполнять центральную роль в общении, приобретении и передаче знания. Формируется новый языков стиль, языков стиль эпохи информац развития, для кот становятся хар-ми след. черты: - ускоряющаяся открытость общества, что ведет к расширению общесоц употребления специальн, профес и терминолог. лексики; - специализированность знания, что обусловлено обширным проникновением интернац и заимствов лексики, связан с новой интеллектуальн, информац, технолог, финансовой, маркетинговой и организац-правовой инфраструктурой; - новая волна демократизации книжного и разговор яз за счет расширения сферы употребления разговорно-просторечной, диалектн, жаргон лексики, что делает рус речь ярче, образнее и сочнее при умелом и достойном использовании нелит слов; -тенденция к расширению информативности лексики, что при опред ограниченности её состава приводит к насыщенности семантики слова, включению в него новых значений, расширению границ омонимии, формированию новых группировок слов и т.д. 5. Лексич система рус яз. Парадигматич, синтагматич и эпидигматич отношения в лексике (на примере нескольких слов). Лексика рус яз представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Ни одно слово в яз не существует отдельно, изолированно от его общей номинативной системы. Слова объед в группы на основании тех или иных признаков. В лексич системе яз выделяются группы слов, связан общностью или противоположностью значения; сходных или противопоставленных по стилистическим свойствам; объединён общим типом словообразования; связан общностью происхождения, особенностями функционирования в речи, принадлежностью к активному или пассивному запасу лексики. Системные связи охватывают и целые классы слов, единых по своей категориальной сущности (выражающие, напр, значение предметности, признака, действия). Такие системные отношения в группах слов, объединяемых общностью признаков, назыв парадигматич. Парадигматич связи лежат в основе лексич системы любого языка. Как правило, она дробится на множество микросистем. Простейшими из них яв-ся пары слов, связан противоположностью значений, т.е. антонимы. Более сложные микросистемы состоят из слов, группируемых на основании сходства значений. Они образуют синонимич ряды, разнообразные тематические группы с иерархией единиц, сопоставленных как видовые и родовые. Наиболее крупные семантич объединения слов вливаются в обширные лексико-грам классы–части речи. ДОМ/ДОМИК/ДОМОВОЙ/ДОМАШНИЙ - словообразоват парадигма. ДОМ/ (у) ДОМА / (в) ДОМ / (к) ДОМУ / (перед) ДОМОМ / (в) ДОМЕ - грам парадигма.
Лексико-семантич парадигмы в каждом яз достаточно устойчивы и не подвержены изменениям под влиянием контекста. Однако семантика конкретных слов может отражать особенности контекста, в чем так же проявляются системные связи в лексике. Примеры: РЕКА, ПРУД, РЕЧКА, БОЛОТО, ОЗЕРО, КАНАЛ, РУЧЕЙ. Одним из проявлений системных отношений слов яв-ся их способность соединяться друг с другом. Сочетаемость слов определяется их предметно-смысловыми связями, грам свойствами, лексич особенностями. Системные связи, проявляющиеся в закономерностях сочетания слов друг с другом, назыв синтагматич. Они выявляются при соединении слов, т.е. определён лексич сочетаниях. Однако, отражая связь значений слов, а следовательно, и их системные связи в парадигмах, синтагматич отношения также обусловлены лексич системой яз в целом. Это отношения типа «предмет»-«признак предмета» (высокий рост, спелое яблоко), «действие,направлен на предмет»-«предмет, на кот направлено действие» (читать книгу,смотреть телевизор), «действие»-«орудие действия» (писать ручкой, резать ножом),«действие»-«признак действия» (хорошо сидим, ловко работает), «часть»-«целое»(ножка стула, ручка двери) и т.п., в том числе при этом учитываются различные формы слова.Особенности сочетаемости отдельных слов в значительной мере, чем парадигматич, подвержены изменениям, обусловленным содержанием речи. Единицей эпидигматики яв-ся эпидигма. Эпидигма–это совокупность иерархически производных значений, сложившихся исторически, в многозначном слове совр рус яз. При эпидигматич анализе значения слова рассматриваются наборы интегральных (объединяющих) и дифференциальных (различительных) признаков, позволяющих установить деривационные внутрисловные зависимости значений, отграничивающие одно значение от другого.
6. Слово и лескико-семантич вариант – осн единицы лексикологии. Признаки слова, выделенные Шанским. Системная структура значения слова. Слово – звук или комплекс звуков, обладающий значением и служащий наименованием предметов и явлений. Слово – это знак, состоящий из 2-ух неразрывно связан сторон: формы (означающего, плана выражения) и содержания (означаемого, плана содержания). Форму, внешнюю оболочку слова, звуковой комплекс принято называть лексемой, содержание – семемой. Лексема состоит из морфем или может быть представлена как определ ряд фонем. Семема состоит из сем. Сема – минимал предельная составная часть элементарн значения. Совокупность сем образует смысловую структуру семемы. Лексико-семантич вариант – единство лексемы и семемы – слово. Слово яв-ся осн номинативной и когнитивной (познавательной) единицей яз, кот служит для именования и сообщения знаний о предметах, признаках, процессах и отношениях – явлениях реальной действительности. Слово – структурно-семантич, двусторонняя единица яз, обладающая формой и значением. Слово имеет 2 формы – фонетич/графич и грам (морфолог). Варианты слова –это закрепленные в языке преобразования одного и того же слова, сохраняющие его тождество, но различающиеся орфоэпически,фонематически, морфологически и стилистически. Аспекты значения слова: 1)семиологич – значение как отражение внеязыков действительности; 2)структурно-семантич – значение как смыслов организация слова; 3)функционально-стилев – значение как отражение социолингвист отношения к слову. Слово имеет форму и значение. У однозначного слова форма и значение соотнесены одинарно. У многозначного слова соотносятся одна форма с несколькими лексич значениями, или лексико-семантич вариантами (ЛСВ). Многозначное слово совр рус яз представляет собой систему взаимообусловленных значений, или лексико-семантич вариантов, кот образуют семантич структуру этого слова. Лексич знач однозначного слова или одно из значений многозначного слова (ЛСВ) состоит из отдельных компонентов значения – сем. Сема – минимал компонент лексич значения слова. Совокупность сем в их внутренней иерархической организации образует семную структуру лексич значения однозначного слова или ЛСВ многозначного слова. В семной структуре выявляются осн и дополнительные семы, кот определяют их внутренние зависимости в значении слова. Семема – совокупность сем одного значения слова. В многозначном слове семное членение выполняет и вторую функцию – функцию внешних семных взаимодействий между разными ЛСВ. Семная общность лексико-семантич вариантов создаётся за счет однокоренных сем, кот содержатся в каждом отдельном ЛСВ. Для обнаружения семной связи лексико-семантич вариантов подбирается общая сема из семного состава зависимого по смыслу лексико-семантич варианта.
Лексико-грам, полный семный анализ необходим для эпидигмат, парадигмат и синтагмат анализа. Архисема – обозначает класс объектов (растение, цвет). Коннотативные семы – выражают дополнительные содержательные и стилистич значения (эмоционал, оценочные и экспрессивные). Семема (значение слова) представляет собой иерархически организованную семную структуру, где каждое последующее семное членение вносит уточняющие дифференциации к предшествующему. Дифференциальные признаки, выделенные Шанским: 1. Всякое слово имеет фонет (для письм. речи графич.) оформленность. Оно состоит из ряда фонем. 2. Словам присуще определен значение. 3. Слова характеризует постоянство значения и звучания. 4. Слова (в отличие от словосочетаний) непроницаемы: любое слово выступает в виде целостной единицы, внутрь кот нельзя вставить др слово. 5. Слова имеют лишь одно осн ударение, а некот могут быть и безударн. 6. Важн признаком слов яв-ся их лексико-грам отнесенность: все они принадлежат в к тем или иным частям речи и имеют определён грам оформленность. 7. целостность и единооформленность отличают слова от словосочетаний. 8. воспроизводимость. 9. употребление в соединении с другими словами. 10. изолируемость. 11. номинативность.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.017 с.) |