Работа режиссера над «зримой» песней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа режиссера над «зримой» песней



Работа начинается с изучения и осмысления, с анализа литературного текста, затем продолжается работа как и над любым драматическим произведением.

Необходимо обратить внимание на раскрытие основного содержания песни, ее сути.

Также, прослушивая песню, необходимо обратить внимание на заложенные в нее эмоционально-образную энергию и структуру, и наглядно представить последовательность литературного сюжета, а также отдельных сцен и эпизодов, желательно в сценическом действии и художественном оформлении.

Очень важный момент в работе над «зримой» песней – это определение жанра. Жанр – это ключ к решению всей песни как художественного произведения.

Следующим этапом работы над «зримой» песней будет создание режиссерского замысла. Первый толчок замыслу дает углубленный режиссерский анализ литературного произведения.

Работая над «зримой» песней, необходимо помнить о начальном событии, которое предоставляет возможность начать сценическое действие. Нужно помнить и о финале. Финал не должен быть расплывчатым, размытым.

Важное значение в работе над «зримой» песней имеет монтаж. Монтаж самого песенного произведения с действиями другого вида искусства – это во-первых. Во-вторых - монтаж тех действий и фрагментов, из которых состоит сама песня.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- Необходимо проводить тщательный анализ литературного материала, где особое внимание уделяется определению событий, жанра и главного конфликта;

- Не надо отдельно работать над литературным текстом и мелодией – только их сочетание;

- Создавая режиссерский замысел, особе внимание надо обращать на поиски художественного образа всего произведения;

- Важное значение имеет монтаж.

 

Театрализация документа

Факты и документы являются опорой в работе над литературным сценарием. Документы – это достоверная хроника событий и свершений.

Работая над любым художественным произведением и привлекая его к созданию документальный материал, сценарист стремится с его помощью как можно лучше и ярче отобразить времч прошлой и настоящей действительности, сделать ее конкретнее и достовернее.

Присутствующий в сценарии документ не может игнорировать художественный вымысел. Художественный вымысел может присутствовать в любом литературном произведении, помогая лучше осветить и провести авторскую мысль, а также эмоционально ее осмыслить.

Документом может быть все то, что правдиво и правильно отражает действительность.

Условно документ в праздниках можно разделить на письменный и «зримый». Документ – это готовый сценарий, он требует переработки. Исследуя данные из личных документов можно определить пол, возраст, профессию, положение в обществе, характер и т.д. В театральном представлении часто используются мемуары, дневники, письма.

«Зримые» документы – это, в первую очередь, фотография. Фото – зримый образ, несущий в себе информацию. Режиссер может проиллюстрировать фото и усилить его эмоциональное воздействие.

Самое эмоциональное воздействие на зрителя несут видеокадры. Следовательно, в любом празднике ценятся документальные кадры, работающие на мысль режиссера.

Следует не только хорошо знать используемый документальный материал, но и глубоко и четко представлять тот отрезок истории, к которой этот материал можно отнести. Используемые документы без учета всей совокупности исторических фактов может сильно исказить историческую картину. Для верного использования такого материала нужно иметь не только четкую идейную позицию, хорошо знать то, что хочешь сказать с помощью привлекаемого документа, но и ясно представлять себе аудиторию, в которой он прозвучит.

Работая над созданием сценария, необходимо гармонично соединить письменные и «зримые» документы, связывая их с художественно-пластическим решением представления.

 

Театрализация басни

Перед тем, как начать разговор о театрализации басни, необходимо вспоминать, что такое басня, ее сущность как литературного жанра.

Басня – это литературный жанр, как правило, это стихотворное повествование в иноязычной форме, в котором сатирическим пером показываются человеческие поступки. В начале или в конце, как правило, дается поучительный вывод, мораль.

Одно из основных условий работы над театрализацией басни – это ее режиссерский анализ. Следующий этап – работа над замыслом.

На сегодняшний день в режиссерской практике наметилось несколько направлений в театрализации басни. Первое – иллюстративный (в соответствии с литературным текстом).

Второй – инсценировка басни. Режиссер должен найти типичную жизненную ситуацию, которая подходила бы не только к явлениям действительности, отраженной в басне, но и отражала бы аналогичные факты современности. В инсценированной действительности не герои басни в их натуральном виде, а люди. Весь текст басни с его авторским комментарием и авторской моралью остается. Режиссер добавляет только современную ситуацию, позицию, мировоззрение и положение новых героев.

Третье направление – по мотивам литературного произведения. По мотивам – это значит по основной сюжетной канве, с основными литературными героями и авторской моралью, но с новым видением ситуации и новым способом ее воплощения, иногда не совпадающие в авторским текстом.

Во втором пути есть два способа театрализации басни. Первый – выбрать из явлений действительности такую ситуацию, которая соответствует сути художественного произведения. Второй – подобрать к жизненной ситуации соответствующее художественное произведение.

Режиссура «малых форм», к которым принадлежат и режиссура песни, документа, басни, стихотворения, имеет общее с драматургией, но имеет и свои, только ей присущие специфические черты и особенности:

1. Концентрированность сценического действия в условиях времени и пространства. За неимением времени она не может разворачиваться постепенно, медленно, как в театральном представлении, а разворачивается сразу и быстро.

2. Четкое определение «зерна» образа, которое появляется не постепенно, а сразу.

3. Специфика конфликта, заложенного с первых фраз героев.

Инсценировка

 

Инсценировка - переработка повествовательного (прозаического или поэтического) произведения для театра. Имеет форму пьесы с логично построенным действием. Инсценируются, как правило, наиболее популярные, имеющие большой успех у читателя произведения. Инсценировка значительно отличается от подлинника, она является самостоятельной пьесой, написанной "по мотивам" данного произведения. Бывают также произвольные модернизированные переделки, далекие от лит. первоисточника. Главной задачей инсценировки является правильное идейно-художественное истолкование первоисточника. К инсценировке предъявляются такие же требования, как к самостоятельному драматургическому произведению.

Инсценирование – это, во-первых, переработка литературной первоосновы на уровне текста, превращение в литературный сценарий; во-вторых, практическое воплощение этого сценария средствами театра, т.е. формирование сценической драматургии.

Причин для обращения к инсценированию очень много:

- несравненно большее, по отношению к драматургии, стилевое и жанровое разнообразие прозаической и поэтической литературы, представляющее театрам более широкий, чем драматургия, выбор материала;

- глубокая психологическая разработанность сюжета, характеров, поступков персонажей, часто их внутренних монологов, раскрывающих мотивацию поведения, множество деталей быта;

- мобильность литературной, особенно журнальной, прозы, позволяющая быстрее включать в театральный оборот новые имена и произведения;

- злободневность публицистики и журналистики, отражающей сегодня и сейчас происходящие в обществе процессы;

- стремление к созданию собственного оригинального репертуара, связанное, как правило, с поисками своего языка, театральной эстетики;

- поиски репертуара, в наибольшей степени соответствующего возможностям и особенностям актерского коллектива театра;

- многообразные учебно-методические задачи, встающие перед театральными коллективами и учебными мастерскими, студиями, театральными классами и т.д.

Трудности инсценирования:

- очевидная возможность создать нечто не имеющее отношения к оригинальному, авторскому произведению;

- «утяжеленность» спектаклей, созданных на основе литературных источников, связанных, как правило, либо с желанием постановщика сохранить как можно больше авторского текста, либо с «верностью» автору. Такая «верность» чаще всего оборачивается в спектакле несоответствием происходящего на сцене сути авторского замысла;

- необходимость владения определенными знаниями, навыками и даже способностями для создания грамотной и художественно осмысленной инсценировки.

Инсценировка произведений прозы или поэзии- один из важнейших этапов работы режиссера, в процессе которой выявляется ми воспитывается литературный вкус, вырабатывается умение переложить произведение иной художественной формы на сценический язык, прививается ощущение событийной, действенной основы театрального искусства, чуткость к собственно сценическим выразительным средствам

Осуществляя работу над сценической реализацией инсценировки, необходимо сосредоточиться на детальном изучении рассказа и творчества автора, глубинном и подробном разборе достоинств и недостатков инсценируемого материала. Этот анализ включает в себя следующие этапы:

1) Определение темы произведения, ее актуальность для настоящего момента. Гражданская устремленность в воплощении темы. Изучение материала, помогающего раскрыть содержание рассказа (научные исследования, критические статьи, выезд на место, где происходит действие, посещение дома-музея автора, использование личных наблюдений и т.д.).

2) Определение идеи произведения. Характер мировоззрения автора.

3) Определение основных событий и взаимоотношений героев инсценировки. Выявление действия и контрдействия, т.е. конфликта, реализуемого в сквозном действии.

4) Определение глубинной сущности поведения и взаимоотношений героев, занятых в событиях.

5) Поиск сценической атмосферы, в которой живут и взаимодействуют герои рассказа или повести.

Одной из самых больших заметных особенностей инсценировки, по сравнению с первоисточником, становится огромное сокращение, перестановки и т.д. Удаленный текст, обычно, бывает описанием природы или прямой речью самого автора, иногда это вынужденная мера для прихода к единству места, действия и времени.

В результате инсценировки часто теряются все художественные особенности первоисточника, все его индивидуальные тонкости, которые, соответственно, и создают лицо, поэтому и стиль того или иного произведения.

Что же такое инсценировка? Прежде всего, это пьеса, выстроенная нра основе эпического произведения. Как пьеса она должна подчиняться законам драматургии, законам построения драм.

Аристотель впервые теоретически обосновал понятия «фабула», «действие», «характеры действующих лиц», впервые обратился к законам композиции, т.е. открыл те же законы, которые могут помочь создать инсценировку. Чтобы правильно понять процесс рождения из литературного материала драматического произведения, нужно разобраться в самом драматургическом процессе и остановиться на его основных моментах: действенной природе драматического диалога, едином действии, драматическом узле.

Драматическое произведение есть «картина единого действия, единого стремления». Это положение Аристотеля получило сценическое подтверждение в системе Станиславского, который положил в основу своего анализа драмы идею «единостремления», т.е. «сквозного действия».

Инсценируя произведение, необходимо развернуть «единое действие» в определенной среде, найти обстоятельства (события), порождающие конфликт, и создать на этой основе драматический узел, при наличии которого воля героев приобретет характер единого стремления. Следовательно, инсценируя произведение, нужно учесть, что для возникновения драмы необходимо:

1. Единое действие;

2. Драматический узел обстоятельств и событий, противоборствующих героев или группы лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.190.52 (0.019 с.)