Содержание психологической программы ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в соответствие с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие основные направления психолого-педагогической коррекционно-развивающей помощи.
Содержание психологической программы ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом» предполагает выбор приоритетного направления развития для каждого ребёнка и его семьи индивидуально в соответствие с потребностями и индивидуальными возможностями.
№
| Тема
| Задачи
|
1
| Давайте, познакомимся!
| Создание доброжелательной атмосферы; знакомство друг с другом; сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве; обучение родителей новому взаимодействию, общению с детьми; развитие навыков сотрудничества в разных видах детской деятельности; развитие мелкой моторики, памяти и речи детей, координации движений;
|
2
| «В гостях у Ёжика»
| Создание доброжелательной атмосферы; знакомство друг с другом, развитие мелкой моторики у детей; развитие внимания, памяти, речи, умения производить действия под инструкцию взрослого; обучение детей и родителей нетрадиционным формам изобразительной деятельности-иголки для ёжика из бросового материала; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения.
|
3
| Как говорят инструменты: погремушка
| Создать положительную эмоциональную обстановку. Развивать слуховое восприятие, зрительную память. Развивать общую и мелкую моторику. Активно участвовать в игре. Играть непринуждённо, весело. Развивать динамический слух, уметь различать тихое и громкое звучание. Различать по тембру музыкальные инструменты. Развивать умения детей – ходьба стайкой в прямом направлении, по дорожке. Закреплять навык бросания мяча удобной рукой вдаль.. Выполнить упражнение подлезание под дугу, веревку.
|
4
| У нас гости-
(Божья Коровка, кукла)
| Создать положительный фон в группе. Развивать зрительное восприятие (цвет, форма, величина предмета), внимание, речь. Развивать общую и мелкую моторику. Научить каждого ребенка здороваться за руку с игрушкой, используя жесты, мимику и речевое сопровождение: «Здравствуй», и облегченное слово «пока-пока» при прощании. Развивать динамический слух, уметь различать тихое и громкое звучание. Развивать умения детей – ходьба стайкой в прямом направлении, по дорожке. Закреплять навык бросания мяча удобной рукой вдаль.
|
5
| «Кошка в гостях у ребят»
| Создать положительную эмоциональную обстановку. Развивать умение родителей играть с детьми. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру. Учить наклеивать вату по контуру «Котенок». Научить детей соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить это. Активно подпевать повторяющиеся интонации и концы фраз в песне «Киска-мяу». Понимать содержание песни.
|
6
| «Идёт коза рогатая»
| Создать положительную эмоциональную обстановку. Развивать умение родителей играть с детьми. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру. Формировать умение слушать потешку, повторять движения за воспитателем. Научить детей соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить это.
|
7
| Домашняя птица: курочка, петушок
| Создать положительную эмоциональную обстановку. Развивать умение родителей играть с детьми.. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру. Учить скатывать маленькие комочки из пластилина. Стимулировать собственную речевую активность ребенка: умение звать курочку («цып-цып)Формировать у детей представление о том, как двигается курочка, когда клюет зернышки («курочка кушает»). Содействовать формированию у детей знаний о себе, о своем теле, сравнивать его с телом животного. Развивать умение перекладывания мешочка с песком, перешагивание веревки лежащей на полу.
|
8
| Вода: буль-буль
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать умение родителей играть с детьми. Стимулирова ть речевую активность; развивать зрительно- моторную координацию и слуховое внимание. Учить рисовать направленные короткие прямые линии с помощью зубной щётки, развивать зрительно- моторную координацию и слуховое внимание.
|
9
| «Ёлочка- зелёная иголочка»
| Создать положительный настрой в группе. Познакомить детей с атрибутикой Нового года (елка, игрушечный Дед мороз). Оживить в представлении образ зелёной колючей ароматной ёлочки. Вызвать желание наклеить иголочки для ёлки. Упражнять в намазывании клея, координации движений.
|
10
| «Зимняя сказка»
| Сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве; расширение представлений участников группы о самих себе и о своих детях, обучение родителей новому взаимодействию, общению с детьми. Развивать в детях способность подражать движениям взрослого, координацию движений;
|
11
| Катится колобок по дорожке
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Познакомить с русской народной сказкой – «Колобок», приучать слушать и смотреть сказку внимательно; понимать содержание сказки; учить детей правильно держать кисточку, проводить линии кистью по ворсу, обмакивать кисть в краску по мере необходимости. Правильно промывать, осушать и размещать кисть на подставку.. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение.
|
12
| «Зимние подарки»
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать умения подражать движениям взрослого- хоровод вокруг ёлки. Развивать динамический слух, уметь различать тихое и громкое звучание. Развивать умения детей – ходьба стайкой в прямом направлении, по дорожке. Закреплять навык бросания мяча удобной рукой вдаль.
|
13
| «Дед Мороз деткам ёлочку принёс»
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать умения подражать движениям взрослого. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение.
|
14
| «Ёлочка в лесу»
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе.Познакомить с методом примакивания ворса кисти (примакнули- убрали), развивать чувство ритма, воображения., радоваться выполненной работе. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение.
Развивать умение перекладывания мешочка с песком, перешагивание веревки лежащей на полу.
|
15
| Напоим кукол чаем
| Познакомить детей с чайной посудой, уточнить назначение посуды, обогащать и активизировать словарь детей, Учить действовать с предметами. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение. Учить наклеивать кружочки для украшения посуды. Развивать чувство формы. Цвета, композиции.
|
16
| Зимняя одежда:
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Воспитывать интересы и бережное отношение к одежде, игрушкам. Развивать и укреплять мышцы плечевого пояса. Обучить детей различать на картинках одежду (шапка, шарф …). Активно участвовать в играх с мячом. Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать формированию у детей знаний о своем теле, одежде.
|
17
| Весёлый снеговик
| Учить действовать с игрушками, эмоционально отзываться на происходящее, внятно произносить звукосочетания(а-ав, э-э-э, топ-топ),. Развивать умения подражать движениям взрослого. Учить лепить предмет круглой формы «Снеговик». Развивать мелкую моторику рук в пальчиковых играх. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение.
|
18
| «Мои ручки». «Маленькие ножки бежали по дорожке»
| Создать положительную атмосферу в группе среди детей и родителей. Формировать дифференцированные связи с окружающими людьми. Развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия. Развивать мелкую моторику и согласованность речи с движениями рук и ног. Формировать правильную осанку, развивать зрительную и слуховую память.
|
19
| Играем в мяч
| Способствовать сближению детей, проявлению интереса к взрослым, их действиям. Познакомить малышей с новыми словами (катать, падать вниз, большой, маленький, мой, твой)… Активно участвовать в играх с мячом.
Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать формированию у детей знаний о своем теле.
|
20
| «У куклы день рождения»
| Учить называть части тела куклы, предметы её одежды, активизировать употребление прилагательных, обозначающих цвет, соотносить со словом игровые действия с куклой; протяжно произносить звук «а» в звукоподражательных словах. Предложить украсить разноцветными горошками праздничное платье куклы. Учить ритмичному нанесению точек, лёгким движением прикладывая тычок к бумаге. Поддерживать радость от разноцветных рисунков.
|
21
| Одежда. Одеваем куклу Катю на прогулку
| Развивать речеслуховую память детей, зрительное и слуховое внимание при проведении игр со знакомыми предметами.. Учить надевать одежду на куклу- девочку соблюдая последовательность действий с небольшой помощью взрослых; закрепить название одежды. Продолжать учить понимать речь взрослого и выполнять его просьбы, произносить несложные звукоподражания. Развивать общую и мелкую моторику. Учить выполнять постройки из конструктора.
|
22
| Купание куклы Кати
| Учить принимать игровую ситуацию- купать кукол. Выполнять последовательно цепочку игровых действий, слушать образную стихотворную речь; развивать игровой опыт; формировать умение передавать отношение к кукле, как к ребёнку, выражать ласку, понимать её состояние(весёлая, грустная, холодно ей, тепло..), уточнить название предметов(мыло, расчёска, полотенце); проявлять интерес к действиям с куклой.
|
23
| Играем с песком:
| «Волшебные отпечатки на песке».
Знакомство со свойствами песка, развитие координации движения, моторики рук. Создать эмоциональный положительный фон в группе. Учить детей воспринимать инструкцию взрослого и выполнять её, сопровождать свои действия речью.. Развивать общую и мелкую моторику.. Учить выполнять несложные постройки из песка.
|
24
| Готовим угощение для птиц
| Создать эмоциональный положительный фон в группе. Закрепить первичные представления детей о птицах (снегири, синички, воробьи). Учить детей скатывать из пластилина маленькие комочки и класть на тарелочку. Закрепить первичные звукоподражания птиц: чик-чик. Учить строиться в круг. Активно участвовать в игре. Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать навык катания мяча в паре с взрослым.
|
25
| «Заболел наш петушок»
| Создать эмоциональный положительный фон в группе. Закреплять представления детей о птицах (петушок, курочка, цыплятки). Учить детей создавать изображение птицы из овалов разной величины с помощью взрослых. Закрепить звукоподражания птиц: ку-ка-ре-ку!. Учить строиться в круг.. Активно участвовать в игре. Развивать эмоциональную отзывчивость. Формировать навык катания мяча в паре с взрослым.
|
26
| «Пускаем мыльные пузыри»
| Обучать детей установлению контакта друг с другом. Развивать образное восприятие. Продолжать учить правильно держать кисточку, рисовать замкнутые линии похожие на круги.Закрепить знание знакомых цветов. Учить строиться в круг., познакомить с игрой «Раздувайся пузырь». Активно участвовать в игре.. Развивать эмоциональную отзывчивость.
|
27
| Что мы видели зимой?
| Вызвать радостное, эмоциональное настроение от общения. Стимулировать детей к поддержанию короткого диалога со взрослым при обсуждении темы «Зима». Формировать восприятие величины и формы. Учить выполнять аппликацию, совместно с мамой- создание образа снегопада, закреплять приём рисования пальчиками, освоение новых приёмов работы с бумагой-мятая бумага, развивать чувство цвета и ритма.
|
28
| «Встречаем теплое солнышко»
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Расширять знания детей о весне. Развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия. Учить рисовать пальчиком короткие и длинные линии.- рисовать солнечные лучики. Развивать умения детей – ходьба стайкой в прямом направлении, по дорожке. Закреплять навык бросания мяча удобной рукой вдаль, подлезание в тоннель.
|
29
| «Моя мама лучше всех»
| Формировать у детей заботливое, нежное отношение к маме; продолжать развивать позитивные эмоциональные взаимоотношения: родитель-ребенок; учить детей рисовать круговыми движениями, развивать воображение у детей и родителей; познакомить детей и родителей с русским народным праздником «Масленицей» (фольклорные песни, игры).
|
30
| Звенят ручьи
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать общую и мелкую моторику. Учить рисовать пальчиком длинные и кривые линии «Ручеек». детях творческую инициативу. выполнению основных видов движений, действуя по сигналу и указанию взрослого. Повторить катание мяча в паре, ходьбу по гимнастической скамейке, подлезание под веревку.
|
31
| «Дождик, дождик. Кап, да кап»
| Создать благоприятную обстановку в группе. Оживить представления от наблюдений (дождик мелкий- тихий, дождик сильный- крупные капли), льётся из тучки. Упражнять в использовании твёрдого изобразительного материала: восковой карандаш. Упражнять в рисовании коротких и длинных линий. Повторить перешагивать через гимнастические палки. Повторить ходьбу по гимнастической скамейке, подлезание под веревку.
|
32
| Играем с водой
| Познакомить с представителями природного мира- уткой, свойствами воды; развивать понимание речи; учить понимать смысл целых предложений, словом побуждать к разнообразным действиям; развивать активную речь; учить повторять звукоподражательные слова (кря-кря), привлекать к повторению слов «тёплая», «холодная».
|
33
| Вот какие у нас сосульки!
| Развивать эмоциональную отзывчивость, доставлять детям радость от игры. Учить детей создавать образы природных объектов, закреплять умение лепить цилиндры (столбики) и заострять один конец пальчиками – сосульки. Учить перелазать через скамейку.
|
34
| Как мы птичек кормили.
| Развивать стремление сопереживать, сочувствовать.. Сформировать первоначальное представление о временах года, о некоторых птицах-диких и домашних; развивать правильное звукопроизношение, память, наблюдательность; учить внятно произносить звуки «х» и «к»; формировать умение следить за показом воспитателя. Развивать общую и мелкую моторику- «покрошим зёрнышки птичкам».
|
35
| «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»
| 1. Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях, слышать и понимать речь воспитателя, охотно выполнять поручения (принести, показать),; учить лепить игрушку -неваляшку(с помощью взрослого) состоящую из двух деталей разного размера (туловище- большой шар, голова- маленький шар); закреплять умение раскатывать шар круговыми движениями ладошек. Ходьбе по скамейке, перешагивание канавки (ширина 10 см.), подлезание под веревку или гимнастическую палку, бросание мяча правой и левой рукой вдаль. Поддерживать стремление ребенка в овладении своим телом, проявлять активность.
|
36
| Зайка выбирает еду
| Создать благоприятную обстановку в группе. Развивать речеслуховую память детей. Формировать представления предметов круглой формы «Капуста».Учить детей рисовать капусту с помощью трафарета и мягкой губки. Развитие умения подражать движениям взрослого- Пальчиковая гимнастика «Мы капусту солим-солим….», координации движений.. Учить детей рисовать морковку с помощью трафарета и мягкой губки. Активно участвовать в игре, передавать характерно игровой образ «Заинька-зайка!»
|
37
| «Солнышко- колоколнышко»
| Вызвать яркий, эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Учить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска (сплющенного шара) и лучиков (жгутиков). Развитие умения подражать движениям взрослого-Пальчиковая гимнастика «Солнечный зайчик», координации движений.. Активно участвовать в игре, передавать характерно игровой образ «Заинька-зайка!»
|
38
| «Бобик и его друзья»
| Содействовать формированию у детей раннего возраста необходимых представлений о животных- собаке; формировать умение определять темп звучания бубна; обучать выполнять действия согласно темпу звучания бубна; Развивать чувства ритма, координации движений;. Учить детей моделировать образ собаки: жёсткой кистью рисовать щёрстку; развивать мелкую моторику, чувство формы.
|
39
| «В гости к нам пришли игрушки»
| Учить действовать с игрушками, эмоционально отзываться на происходящее;включаться в общение со взрослыми через речевые и игровые действия повторение стихов А. Барто - «Мишка», «Зайка», «Бычок» сближение детей, родителей, воспитателей через общение в игре, творчестве; развитие: мелкой моторики, речи, памяти детей.
|
40
| «Кого разбудил петушок»
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Развивать тактильное восприятие, внимание, речь, воображение, мелкую моторику. Учит рисовать направленные короткие прямые линии «Красивый хвост петушка».Выполнять образно-игровые движения. Упражнять в ходьбе по скамейке, подлезание под веревку или гимнастическую палку, бросание мяча правой и левой рукой вдаль. Поддерживать стремление ребенка в овладении своим телом, проявлять активность.
|
41
| «Блинчики, оладушки такие, как у бабушки».
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Разучивание потешки «Ладушки, ладушки! Где были у бабушки». Вызвать у детей эмоциональный отклик на игровую ситуацию. Закрепить у детей умение лепить пирожки из теста. Развивать мелкую моторику рук в пальчиковых играх. Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение.
|
42
| Овощи. Фрукты. Чтение
| Обучать детей эмоционально откликаться на воспринимаемое, включаться в стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла…»
общение со взрослыми через речевые и игровые действия –чтение стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла». Активизировать в речи детей названия овощей, фруктов, ягод; закрепить знание цветов: зелёный, жёлтый, красный; упражнять в группировке этих предметов и употреблении слов с обобщающим значением.
|
43
| «Весеннее солнышко и пальчики»
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Активизировать в словаре детей слова, описывающие качественные признаки отдельных предметов (круглое, весеннее,солнышко, жёлтое). Развивать мелкую моторику рук в пальчиковых играх.Побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение.
|
44
| «Весёлые музыканты» (Играем на дудочке, барабане)
| Создать положительный эмоциональный настрой в группе. Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Развивать слуховое внимание. Различать по тембру музыкальные инструменты.Упражнять детей в перебрасывание мяча через веревку, ходьба по гимнастической скамейке, ходьба с перешагиванием предметов высотой 10 см, подлезание под скамейку. Развивать функцию дыхания.
|
1. Н.Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / — М.: 1990.
2. Т.В. Башева. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук/ — Ярославль. Академия развития, 1997..
3. Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. Ранний возраст планирование работы с детьми/ — М.: Воспитание дошкольника, 2007..
4. Е.А. Косинова. Гимнастика для пальчиков, развиваем моторику/ -М.: Эксмо, 2005.
5. В.С Мухина. Детская психология/ — М. 1985.
6. Н.В. Макарычева. Проблемы раннего детства/ -М.: Аркти, 2005.
7.Ф. Обухова. Детская психология/ — М., 1995.
8. А.С. Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/ — М.: Книголюб, 2004.
9.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления/ М.: Мозайка-Синтез, 2008.
10. Н. Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ — Фрунзе, 1982.
11.Г Сорокова. Система М.Монтессори теория и практика 2-е издание / – М.: Академия, 2005.
12. В. Стерн.Психология раннего детства/ — Минск: Харвест, 2003.
13. Е.А. Стренбелева. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет., — М.: Петит.
14. Хромова С. Психологические игры для детей, М.: Рипол классик дом.21 век, 2009.
15. В.Л. Шарохина. Коррекционные – развивающие занятия в младшей группе/ — М.: Книголюб, 2003 год.
16. Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста/ — М.: Мозайка-синтез, 2009.