Условия реализации программы. Психологическая 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия реализации программы. Психологическая



Психологическая

Программа

ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развития

«Шаг за шагом»

 

Составитель:

К. В. Пудова,

психолог

отделения социальной

реабилитации инвалидов

 

Большие Уки

2019 г.

Содержание программы

1. Пояснительная записка                                                                  3 - 9
2. Содержание программы 10-22
3. Календарно – тематический план 23 - 28
4. Список использованной литературы 29
5. Приложение 30

 

 

Пояснительная записка

В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие, - предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Современные научные представления об уникальности первых лет жизни ребенка, зависимости его развития от социальных условий и окружающей среды выводят педагогику раннего детства на новый уровень. Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.М.Кольцова, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина и др.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определив значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребенка, выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и технологий развития и воспитания детей раннего возраста.

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период - не какой–то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующие для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно именно с раннего возраста создавать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями. Именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение. Непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие.

Благодаря этим достижениям дети начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и будут наблюдаться пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов.

Примерно 25% детей поступающих в дошкольное учреждение имеют сенсорный голод, у ребят сниженные показатели процессов восприятия, речи, недостаточно развита мелкая моторика. Помочь ребенку скорректировать психические процессы возможно при условии последовательной реализации коррекционно – развивающей работы. В этой связи была разработана предлагаемая психологическая программа ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом»

Актуальность данной программы заключается в том, что она является ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям, не посещающим и уже посещающих дошкольные учреждения, получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми, взрослыми и начальное раннее комплексное развитие. Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери в развитии ребёнка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребёнка в будущем.

В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребёнка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в раннем возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, настойчивость, доверие к людям, уверенность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода.

 В настоящее время родители стали проявлять большую заинтересованность в раннем развитии детей. Родители, приобретая массу развивающих игр, пособий, книг, не всегда понимают, как правильно преподнести это ребенку, для эффективных занятий с ребенком им не хватает психолого-педагогических знаний. В связи с этим наиболее востребованными стали образовательные услуги для родителей и их детей.

Данная психологическая программа ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом» рассчитана на детей 2-3 лет.

Цель программы:

1. Повышение социальной активности, развитие интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

2. Коррекция и развитие психических процессов и функций у детей возрасте от 2 лет до 3 лет.

Задачи программы:

1. Развивать зрительное восприятие цвета, умение выделять нужный цвет, сличать, называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.

2. Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить сравнивать по величине предметы между собой.

3. Развивать умение ориентироваться на форму предмета.

4. Развивать координацию движений, общую и мелкую моторку.

5. Обогащать словарный запас детей, повышение речевой активности.

6. Развивать память, внимание, восприятие, наглядно-образное и наглядно – действенное мышление через развивающие игры и упражнения.

7. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Кадровое обеспечение

1. Автор и непосредственный исполнитель программы – психолог.

2. Куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов.

3. Помощник по исполнению программы – специалист по социальной работе с детьми-инвалидами.

Промежуточный результат:

1. Повышение речевой активности детей, обогащение словаря.

2. Повышение уровня развития мелкой и крупной моторики у детей.

3. Повышение уровня восприятия формы предмета.

4. Развитие психических процессов: памяти, мышления.

Итоговый результат:

1. Повышение уровня развития восприятия цвета, умения выделять цвет как признак предмета, сличать цвета на 30 % (от стартовых данных).

2. Повышение умения узнавать и называть основные цвета на 25 % (от стартовых данных).

3. Повышение уровня практической ориентации в величине предмета на 30%.

4. Повышение уровня развития целостного восприятия предметной картинки, анализ образца на 20% восприятия, речи.

Предполагаемый результат:

1. Развитие диалогового образовательного пространства как способа коммуникации.

2. Создание условий для успешной адаптации ребёнка в образовательном учреждении.

3. Повышение уровеня развития детей раннего возраста.

4. Осознанное отношение родителей к воспитательному процессу.

5. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей по социальному воспитанию. Условия успешной адаптации детей: надежными показателями сформированности адаптивных механизмов будут хорошее настроение ребенка, проявляемые им чувства бодрости, радости, уверенности.

 

Содержание программы

Познавательное развитие

На втором и третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Зрение и осязание начинают взаимодействовать. Действия с предметами-заместителями при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Постепенно увеличиваются острота зрения и различение цветов.

 На третьем году жизни ребенок активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, использует по назначению многие бытовые предметы, детьми широко используются действия с предметами-заместителями. Ребенок в ходе игры ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п. В практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует, наблюдает. Устойчивость внимания зависит от их интереса к объекту. На интересном для них деле малыши могут сосредоточиваться до 20 - 25 минут. Но никакого насилия со стороны их внимание не терпит.

В этом возрасте память проявляется главным образом в узнавании воспринимавшихся ранее вещей и событий. Ничего преднамеренно, специально дети этого возраста запомнить не могут. И в то же время они прекрасно запоминают то, что им понравилось, что они с интересом слушали или наблюдали.

Для детей третьего года жизни восприятие ещё не является самостоятельным процессом и включено в решение разных предметно-практических задач. Восприятие характеризуется тем, что оно ориентировано на так называемые смысловые признаки предметов, те, которые выступают на первый план. Так, при виде машины-бетономешалки ребёнок схватывает только вращающуюся ёмкость и ручками воспроизводит это движение. А рассматривая фигурку оленя, выделяет только большие рога и не ориентируется на другие признаки; во-вторых, предметы и явления воспринимаются целостно, без выделения частей или отдельных сенсорных свойств (цвета, величины и т. д.).

Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Важнейшим психическим новообразованием этого возраста является становление целеполагания. У ребёнка появляются желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, — катать, стучать, бросать и т. д., но и создавать из них или с их помощью нечто новое — забор из кубиков, поезд из стульев и т. п. Чтобы создавать новые вещи, необходимо заранее — в уме — представить себе тот результат, который желательно получить в конце. Эта способность поставить и представить себе конечную цель своих действий и попытаться удерживать её в мыслях в течение всего времени, необходимого для её достижения, и есть то важнейшее психическое новообразование, которое должно появиться у ребёнка к 3 годам. Ребёнок выражает гордость за своё творчество и за продукты своего труда независимо от их качества. Освоение мира предметов связано с формированием орудийной деятельности. Важно помнить, что собственно цели деятельности взрослых ребёнок понимает ещё не вполне отчётливо. Он стремится, прежде всего, имитировать само действие с предметами. Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации.

В игре ребёнок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы-заместители и воображаемые предметы.

Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления, как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим. Дети этого возраста любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия.

Это даёт им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно.

Речевое развитие

На протяжении второго года жизни активная речь ребенка интенсивно развивается: быстро увеличивается словарный запас; слова, обозначающие предметы, становятся более устойчивыми и однозначными. Словарный запас должен за этот год значительно возрасти.

В 2 года он в среднем составляет 270 слов. Ребенок начинает осваивать грамматическую структуру речи. Кроме существительных в ней появляются глаголы и некоторые грамматические формы, такие как прошедшее время, третье лицо. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, откликается на свое имя, показывает предметы. Подражая взрослому, повторяет за ним. К концу второго года ребенок образует предложения из нескольких слов, речь становится основным средством общения.

Малыш обращается к окружающим взрослым по разным поводам: он просит, требует, указывает, называет, а в дальнейшем и сообщает. Речь эмоциональна и интонационно выразительна. Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание к своим действиям, задает вопросы и ждет на них ответа). Вместе с тем речь детей ситуативна. Проявляет интерес к книгам, демонстрирует запоминание первых сказок путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий; эмоционально реагирует на песенки и стихи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети говорят много, сопровождая речью почти все свои действия, порой ни к кому при этом не адресуясь. Они повторяют всё, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла; «играют» словами, повторяя одно слово с разными интонациями, с удовольствием рифмуют слова. Речь становится особым объектом внимания малышей, они открывают в ней всё новые и новые стороны.

На третьем году ребёнок в основном овладевает предлогами и наречиями (над, под, на, рядом), некоторыми союзами (как, потому что, а, и, когда, только и пр.). К трем годам ребёнок обладает большим словарным запасом, усложняется грамматическая структура его речи. Малыш использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. Он начинает пользоваться трёх, четырёх и более- словными предложениями, вопросительной и восклицательной формами, употреблять и сложные придаточные предложения.

Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов. Разнообразятся и усложняются поводы его обращения посредством речи к взрослому. Малыш может выразить словами свои желания, поделиться переживаниями, ищет объяснения непонятного, просит показать, как надо что–то сделать, задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг себя. Малыша пока еще интересуют внешние свойства вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу – дошкольному, возрасту «почемучек». Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Этот факт свидетельствует о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Постепенно речь ребёнка всё более отделяется от наглядной ситуации. Малыш может развернуто рассказать о произошедших ранее событиях (где был, что видел, что делал, с кем играл), придумать собственную историю. Овладение речью позволяет ребенку преодолеть ограниченность ситуативного общения и перейти от чисто практического сотрудничества с взрослыми к сотрудничеству «теоретическому» – внеситуативно-познавательному общению.

Речь ребёнка быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Количество понимаемых слов значительно возрастает.

Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Физическое развитие

На протяжении второго-третьего года жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. На втором году жизни ребенка заметно меняются пропорции его тела: увеличивается длина рук и ног, объем груди становится больше объема головы. К двум годам работоспособность нервной системы повышается, периоды бодрствования увеличиваются до 5 часов. В первые месяцы второго года жизни стремление малыша к постоянному движению сочетается с игровой, самостоятельной, совместной недостаточной координацией движений.

Его движения не уверенны, он часто падает, с трудом преодолевает малейшее препятствие. Овладевая ходьбой, ребенок двигается в быстром темпе, поскольку при этом ему легче удержать равновесие. Первые шаги малыша коротки и неравномерны. Он пока еще не умеет самостоятельно останавливаться, менять направление движения, обходить препятствия, поэтому двигается от предмета к предмету «короткими перебежками».

Ему еще трудно производить одновременно движения ногами и руками, например, в ответ на предложение взрослого потанцевать, малыш сначала топает ножками, а потом хлопает в ладоши.

Навыки ходьбы совершенствуются быстро. К полутора годам ребенок уже умеет не только ходить, но и приседать, поворачиваться, пятиться, перешагивать через невысокое препятствие.

В этом возрасте ребенок уже может целенаправленно, по просьбе взрослого менять рисунок ходьбы: «ходить как мишка», «прыгать как зайчик». Ребёнок воспроизводит простые движения по показу взрослого; охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, получает удовольствие от процесса выполнения движений.

 К концу второго года ребёнок может пройти по дорожке, нарисованной на полу, перешагивать чередующимся шагом через невысокое препятствие, подниматься и спускаться по слегка приподнятой наклонной доске, лестнице, горке, подлезать под скамейку, веревку, перелезать через перекладину. Действия руки контролируется зрением, ребёнок осваивает различные навыки: овладевает приёмами раскатывания, сплющивания, круговыми движениями, используя глину, пластилин; вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм; выполняет несложное конструирование из кубиков. На втором-третьем году совершенствуются основные движения малыша: он начинает все лучше координировать свою двигательную активность.

На протяжении третьего года жизни в связи с интенсивным развитием активных движений развиваются скелет и мускулатура малышей. К трем годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника, хотя постоянство шейной и поясничной кривизны устанавливается позже. Позвоночник отличается большой гибкостью, поэтому неблагоприятные воздействия могут привести к формированию неправильной осанки.

К концу раннего возраста становятся ощутимыми половые различия в развитии мышечной системы – мальчики отличаются большей силой мышц, их большим объемом. К двум годам заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Нервные процессы в организме ребёнка раннего возраста отличаются слабостью и малоподвижностью. Дети легко подвергаются инфекциям.

На третьем году жизни дети активно овладевают разнообразными движениями. Ребёнок третьего года жизни владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием через предметы (высотой 10 см), в различном темпе; бег в разных направлениях и к цели, непрерывный в течение 30—40 сек); воспроизводит простые движения по показу взрослого; охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым; получает удовольствие от процесса выполнения движений.

На третьем году дети свободно передвигаются, могут менять ритм и направление движения. К трем годам они могут бегать, меняя скорость, в одном направлении или по кругу, кружиться на месте, влезать на стул, скамейку, подпрыгивать на двух ногах на месте и прыгать вперед, спрыгивать с невысоких предметов, перепрыгивать через ручейки, канавки и др.

Психологическая программа включает в себя четыре блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционно-развивающий

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Программа реализуется в форме игровых сеансов, которые проводятся 2 раза в неделю, продолжительность от 10 минут до 15 мин, общее количество занятий – 44.

Структура игрового сеанса

1. Организация начала игрового сеанса. В гости к ребёнку приходит герой – перчаточная кукла или мягкая игрушка (мишка, зайка), ребёнок здоровается. Далее перчаточная кукла предлагает поиграть.

2. Основная часть:

· игры на развитие согласованности действия рук, выработки невербальной речи (экспрессивной речи);

· динамическая пауза или двигательно-речевая миниатюра;

· игры на развитие мелкой моторики, наглядно-действенного мышления.

3. Окончание сеанса. Кукла прощается с ребенком, гладит его и говорит:

«Вот какой хороший мальчик»! Ребёнок гладит себя и прощается со всеми.

В результате реализации программы у ребёнка формируется познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослыми и детьми, развивается потребность ребёнка в общении посредством речи.

Диагностический блок

1. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ.

 

№п/п № |/п Наименование задания
1 Спрячь шарики: в две коробочки в три коробочки
2 Разбери и сложи матрешку: двусоставную, трехсоставную
3   Разбери и сложи пирамидки: из трех колец из четырех колец
4 Найди парные картинки: две четыре
5 Поиграй с цветными кубиками: с двумя (красный, желтый или белый) с четырьмя (красный, желтый или белый, зеленый, синий)
6 Сложи разрезные картинки: из двух частей из трех частей
7 Построй из палочек: молоточек (из двух палочек) домик (из трех палочек)
8 Достань тележку: скользящая тесемка скользящая и одна ложная тесемка
9 Нарисуй: дорожку, домик

    Установочный блок

№п/п Наименование
1 Участие в проведение индивидуальной консультации специалиста: - выяснение запроса семьи
2 -проведение скрининговой оценки развития ребёнка с целью выявления факторов, влияющих на развитие и областей нарушения (проводится каждым специалистом в своей области компетенции)
3 В случае необходимости краткосрочного или долгосрочного сопровождения готовит документацию к заключению договора на обслуживание ребенка и семьи.

Список использованной литературы

1. Н.Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / — М.: 1990. 

2. Т.В. Башева. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук/ — Ярославль. Академия развития, 1997..

3. Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. Ранний возраст планирование работы с детьми/ — М.: Воспитание дошкольника, 2007..

4. Е.А. Косинова. Гимнастика для пальчиков, развиваем моторику/ -М.: Эксмо, 2005.

5. В.С Мухина. Детская психология/ — М. 1985.

6. Н.В. Макарычева. Проблемы раннего детства/ -М.: Аркти, 2005.

7.Ф. Обухова. Детская психология/ — М., 1995.

8. А.С. Роньжина. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению/ — М.: Книголюб, 2004.

9.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления/ М.: Мозайка-Синтез, 2008.

10. Н. Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ — Фрунзе, 1982.

11.Г Сорокова. Система М.Монтессори теория и практика 2-е издание / – М.: Академия, 2005.

12. В. Стерн.Психология раннего детства/ — Минск: Харвест, 2003.

13. Е.А. Стренбелева. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет., — М.: Петит.

14. Хромова С. Психологические игры для детей, М.: Рипол классик дом.21 век, 2009.

15. В.Л. Шарохина. Коррекционные – развивающие занятия в младшей группе/ — М.: Книголюб, 2003 год.

16. Е.А. Янушко. Сенсорное развитие детей раннего возраста/ — М.: Мозайка-синтез, 2009.

Приложение 1

Е.А. Стребелева

Психологическая

Программа

ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развития

«Шаг за шагом»

 

Составитель:

К. В. Пудова,

психолог

отделения социальной

реабилитации инвалидов

 

Большие Уки

2019 г.

Содержание программы

1. Пояснительная записка                                                                  3 - 9
2. Содержание программы 10-22
3. Календарно – тематический план 23 - 28
4. Список использованной литературы 29
5. Приложение 30

 

 

Пояснительная записка

В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие, - предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста. Сохранить здоровье и интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой проблема развития детей раннего возраста в условиях семьи и общественного воспитания является центральной. Современные научные представления об уникальности первых лет жизни ребенка, зависимости его развития от социальных условий и окружающей среды выводят педагогику раннего детства на новый уровень. Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.М.Кольцова, Е.И. Радина, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина и др.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определив значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребенка, выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и технологий развития и воспитания детей раннего возраста.

Дошкольный возраст – это важный этап в развитии психики ребенка, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут развиваться в процессе учебной деятельности. Данный период - не какой–то обособленный этап в жизни ребенка, а одна из ступеней в ходе психического развития, взаимосвязанная с другими этапами развития. На каждом этапе формируются определенные психические процессы, или свойства личности, которые позволяют перейти ребенку на следующий возрастной этап. Для каждого психического явления существуют свои наиболее благоприятные периоды развития: для младенческого возраста – ощущения, для раннего возраста – речь, для дошкольного – восприятие, для младшего школьного – мышление. Если ребенок недостаточно был включен в соответствующие для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно именно с раннего возраста создавать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями. Именно в раннем возрасте начинают активно формироваться такие познавательные психические процессы как ощущение. Непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие.

Благодаря этим достижениям дети начинают активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Восприятие активно развивается под влиянием разнообразной деятельности ребенка, лепке, рисования, конструирования, чтения книг, подвижных игр, музыки. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организованна целесообразна и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и будут наблюдаться пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов.

Примерно 25% детей поступающих в дошкольное учреждение имеют сенсорный голод, у ребят сниженные показатели процессов восприятия, речи, недостаточно развита мелкая моторика. Помочь ребенку скорректировать психические процессы возможно при условии последовательной реализации коррекционно – развивающей работы. В этой связи была разработана предлагаемая психологическая программа ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом»

Актуальность данной программы заключается в том, что она является ответом на запрос родителей – предоставить возможность детям, не посещающим и уже посещающих дошкольные учреждения, получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми, взрослыми и начальное раннее комплексное развитие. Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери в развитии ребёнка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребёнка в будущем.

В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребёнка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в раннем возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, настойчивость, доверие к людям, уверенность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода.

 В настоящее время родители стали проявлять большую заинтересованность в раннем развитии детей. Родители, приобретая массу развивающих игр, пособий, книг, не всегда понимают, как правильно преподнести это ребенку, для эффективных занятий с ребенком им не хватает психолого-педагогических знаний. В связи с этим наиболее востребованными стали образовательные услуги для родителей и их детей.

Данная психологическая программа ранней помощи семье и детям в возрасте от 2 лет до 3 лет с различными отклонениями в развитии «Шаг за шагом» рассчитана на детей 2-3 лет.

Цель программы:

1. Повышение социальной активности, развитие интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

2. Коррекция и развитие психических процессов и функций у детей возрасте от 2 лет до 3 лет.

Задачи программы:

1. Развивать зрительное восприятие цвета, умение выделять нужный цвет, сличать, называть основные цвета, классифицировать предметы по цвету.

2. Развивать умения практической ориентировки на величину предмета, учить сравнивать по величине предметы между собой.

3. Развивать умение ориентироваться на форму предмета.

4. Развивать координацию движений, общую и мелкую моторку.

5. Обогащать словарный запас детей, повышение речевой активности.

6. Развивать память, внимание, восприятие, наглядно-образное и наглядно – действенное мышление через развивающие игры и упражнения.

7. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Кадровое обеспечение

1. Автор и непосредственный исполнитель программы – психолог.

2. Куратор программы - заведующий отделением социальной реабилитации инвалидов.

3. Помощник по исполнению программы – специалист по социальной работе с детьми-инвалидами.

Условия реализации программы

Бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Большеуковского района» располагает необходимыми условиями для реализации настоящей программы.

Срок реализации программы: 1 год.

Продолжительность реализации индивидуальной программы сопровождения зависит от индивидуальных потребностей ребенка и семьи и составляет не менее 12 месяцев. Длительность индивидуальных и групповых форм занятий по программе ранней помощи детям - по 10-15 минут периодичностью 2 раза в неделю, родителям должна быть не менее 45 минут.

Основные принципы программы:

Принцип сотрудничества с семьей – согласование целей, задач, содержания, методов и форм взаимодействия семейного и общественного институтов воспитания; обеспечивающего единство требований к ребенку.

 Принцип системности - требований к проведению игровых сеансов и использованию сходных игр, потешек, песен ребенок быстрее адаптируется, педагогу легче установить с ним контакт.

Принцип двигательной активности - у детей раннего возраста способность сосредоточиться только начинает формироваться. В силу свойственной малышам подвижности. Им трудно длительное время сидеть спокойно, не отвлекаясь, однообразие их утомляет. Поэтому на занятиях обязательно используются малоподвижные и подвижные игры как средство переключения внимания и отдыха.

Принцип деятельного подхода - предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и др.), природным материалом, в занятиях продуктивными видами деятельности.

Принцип научности отражение в материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне п



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.123 с.)