Проблемы современного искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы современного искусства



ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Практикум

Для студентов всех форм обучения

по направлению 030900.68 «Юриспруденция»

по профилю «Правовое обеспечение национальной безопасности»

квалификация (степень) выпускника: специалист

 

Автор-составитель Н.И. Макарова

 

 

Новосибирск 2019

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум предназначен для проведения семинарских занятий по курсу «Проблемы современного искусства» и разработан в соответсвии с рабочей программой данной дисциплины. Он направлен на знакомство студентов с основными характеристиками и спецификой развития западноевропейской культуры и искусства последней трети XIX – первой половины XX вв. Он ориентирован на получение как теоретических знаний культуры и искусства этого периода, так и на развитие навыков анализа произведений искусства и критическое прочтение текстов. Кроме того, он предполагает составление студентами портфолио, в котором должны быть представлены результаты самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям. При этом, задания, отмеченные звездочкой, должны быть выполнены письменно и вложены в портфолио. Также, задания, отмеченные двумя звездочками, предполагают подготовку и проведение студентами презентаций, посвященных творчеству отдельных художников. Подготовка портфолио, подготовка и проведение презентаций и докладов, а также выполнение контрольной работы является условием допуска студентов к зачету по дисциплине.

Цели и задачи:

Дисциплина «Проблемы современного искусства» предназначенадать слушателям представление о современном искусстве и противоречивых путях его развития. Она направлена на развитие способности студентов понимать и анализировать произведения искусства, обращать внимание на мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, обозначенные авторами, и раскрывать значение гуманистических ценностей искусства.

В процессе изучения дисциплины «Проблемы современного искусства» решаются следующие основные задачи:

  • ознакомление с основными художественными направлениями современного искусства, начиная с конца XIX века;
  • изучение особенностей восприятия и анализа произведений искусства;
  • изучение культурно-обусловленной специфики искусства разных временных периодов и разных стран;
  • повышение уровня профессионального правосознания;

§ совершенствование и развитие интеллектуального и общекультурного уровня;

  • использование на практике приобретенных умений и навыков в профессиональной деятельности.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Проблемы современного искусства» опирается на следующие элементы ООП:

С1.В.ДВ.1.1. Культурология

Дисциплина выступает опорой для следующих элементов ООП:

М3. Н.1. Научный семинар.

М3. Н.2. Научно-исследовательская работа.

 

Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины

ОК-2: способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;

ОК-3: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;

ОК-10: способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции.

 

Практикум включает в себя краткий обзор тем, входящих в рабочую программу курса, художественный анализ отдельных произведений изобразительного искусства, тексты для анализа, а также вопросы и задания для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. В конце прилагается список тем для контрольной работы (реферата), а также список вопросов для подготовки к зачету. 

 

 

Список вопросов к зачету

1. Импрессионизм. Общая характеристика. Основные представители

2. Творчество Клода Моне

3. Творчество Огюста Родена

4. Неоимпрессионизм. Общая характеристика. Основные представители

5. Творчество Жоржа Сера

6. Постимпрессионизм. Общая характеристика. Основные представители

7. Творчество Винсента ван Гога

8. Творчество Поля Гогена

9. Творчество Поля Сезанна

10. Символизм. Общая характеристика. Основные представители

11. Творчество Гюстава Моро

12. Группа «Наби». Общая характеристика.

13. Творчество Пьера Боннара

14. Модерн. Общая характеристика. Основные представители

15. Творчество Густава Климта

16. Творчество Виктора Орта

17. Фовизм. Общая характеристика. Основные представители

18. Творчество Анри Матисса

19. Экспрессионизм. Общая характеристика. Основные представители

20. Группа «Мост». Творчество Эрнста Людвига Кирхнера

21. Группа «Синий всадник». Творчество Франца Марка

22. Кубизм. Общая характеристика. Основные представители

23. Творчество Пабло Пикассо

24. Футуризм. Общая характеристика. Основные представители

25. Творчество Джино Северини

26. Абстракционизм. Общая характеристика. Основные представители

27. Творчество Василия Кандинского

28. Супрематизм. Творчество Казимира Малевича

29. Неопластицизм. Творчество Пита Мондриана

30. Дадизм. Общая характеристика. Основные представители

31. Творчество Марселя Дюшана

32. Сюрреализм. Общая характеристика. Основные представители

33. Творчество Сальвадора Дали

34. Творчество Макса Эрнста

 

Библиографический список для подготовки контрольных работ (рефератов), докладов и презентаций

Андреев, Л.Г. Импрессионизм: видеть, чувствовать, выражать / Л.Г. Андреев. – М.:Гелиос, 2005. – 320 с.

Ахмерова Э.Р., Портретное искусство стиля модерн в России и Европе/ Актуальные проблемы теории и истории искусства / Э.Р. Ахмерова. – СПб: Санкт-Петербургский государственный университет.-  No 2. 2012. – С. 441-445.

Бычков, В.В. Эстетика: учеб. для гуманитар. Направлений и специальностей вузов России / В.В. Бычков.-  М.: КноРус, 2012.- 528 с.

Бычков, В.В, Искусство сюрреализма в метафизическом измерении / Вестник славянских культур, - 2016 № 1 (39). – С. 171-188.

Гальцева, Р. И. (сост.) Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры /Р.И. Гальцева. -  М., Политиздат, 1991.- 366 с.

Гоген, П. Ноа-Ноа. / П. Гоген. – пер. Н. Рыковой и Л. Ефимова. - СПБ.: Азбука, 2012. – С. 256

Гомбрих, Э. История искусства / Э. Гомбрих. – М.: АСТ, 1998. – 688 с.

Гомперц, У., Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси / У. Гомперц. – М.: Синдбад, 2016. – С. 480.

Данильян, О. Г. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 239 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com (ЭБС)

Западное искусство, XX век: проблема развития зап. искусства XX века / Гос. ин-т искусствознания. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2001 – 376 с.

Зарубежная литература XX века: учеб. для вузов / под ред. Л.Г. Андреева. – М.: Высш. школа, 2001 – 559 с.

Ильина, Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учеб.для вузов / Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт: Высш. Образование, 2009. - С. 179-188.

История зарубежной литературы XIX века: учеб. / под ред. И.А. Соловьевой. – 2е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк.: Академия, 1999. – 559.

История зарубежной литературы XX века. 1917-1945: учеб. / под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. – 4е изд. испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 431 с.

Кирьянова, Н.В. История мировой литературы и искусства:учеб. пособие / Н.В. Кирьянова. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 140-177.

Костина, А. В. Культурология: учеб. пособие / А. В. Костина.- М.: КноРус, 2006.- 352 с. (МОРФ)

Кравченко, А. И. Культурология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. И.Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова.- [9-е изд.].- М.: Гаудеамус, 2009.- 494, [1] с.(УМО)

Культурология: учеб. пособие для вузов / под науч. ред. Г. В. Драча.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 571 с. (МОРФ)

Культурология. История мировой культуры: учебник для высш. учеб. заведений / [Ф. О. Айсина и др.]; под ред. Н. О. Воскресенской.- М.: ЮНИТИ, 2008.- XVI, 743 с.

Культурология [Электронный ресурс]: Учебник / Викторов В. В. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 411 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517341

Лапшина Е.Г., И.А. Мусина, Динамо – форма Башни Татлина и ее роль в современной динамической архитектуре. - Пенза: ПГУАС, 2015. – 60 с.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В.В. Бычкова. – М.:Российская политическая энцикл., 2003. – 607 с.

Макарова, Н.И., Кубизм Пикассо - создание символического изобразительного пространства / Н.И. Макарова. - Вестник НГУ. - Том 2., выпуск 1., Новосибирск, 2008, С. 99-104.

Малевич, К., Собрание сочинений в пяти томах / К. Малевич. – Т.2., - М.:Гилея. – 1998. – 372 с.

Мартынов, А. И. Культурогенез [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Мартынов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 334 с. —Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/80196FF6-CA53-4003-A820-308FB0131BF7.

Мельникова, Е. В. Культура и традиции народов мира: (этнопсихол. аспект) / Е. В. Мельникова.- М.: Диалог культур, 2006.- 303 с.

Мировая художественная культура: [в 4 т.]. [Т. 1]. От зарождения до XVII века: очерки истории / Е. П. Львова и др.- СПб.: Питер, 2007.- 415 с.

Мировая художественная культура: [в 4 т.]. [Т. 2]. Эпоха Просвещения / Е. П. Львова и др.- СПб.: Питер, 2006.- 464 с.

Мировая художественная культура: [в 4 т.]. [Т. 3, кн. 1]. XIX век: изобразительное искусство, музыка и театр / Е. П. Львова и др.- СПб.: Питер, 2007.- 460 с.

Михайлова, И.Н. Искусство и литература Франции с древнейших времен до XX века / И.Н. Михайлова, Е.Г. Петраш. – М.: КДУ, 2005. – 384 с.

Никитина, И.П. Эстетика: учеб. для бакалавров / И.П. Никитина. М.: Юрайт, 2015. - 676 с.

Ревалд, Д. Импрессионизм. От Ван Гога до Гогена / Д. Ревалд.  - пер. с фр. П. Мелковой. – М.: АСТ, 2015. – С. 52-89.

Ревалд, Д. Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена / Д. Ревалд. - пер. с фр. П. Мелковой. – М.: ОГИЗ, 2011. – С. 52-89.

Ришар, Л. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка / Л. Ришар. – М.: Республика, 2003. – 432 с.

Розин, В. М. Культурология [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 410 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F67D9268-9977-463E-88DC-841BFA84CA74.

Садохин, А. П. Мировая художественная культура: учебник для высш. учеб. заведений / А. П. Садохин.- М.: ЮНИТИ, 2008.- 494 [1] с.

Солонин, Ю. Н. Культурология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Ю. Н. Солонин; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 566 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF.

Столяренко, Л. Д. Культурология [Электронный ресурс]: конспект лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 167 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/7CECA1CB-4D71-4F50-AA65-4927B1FFDAF4.

Строгецкий, В. М. Основы культурологии [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 272 с. —Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F9B32CBC-9710-44C3-86C0-66F263E145DD.

Шенгелая, И.Ш., Ткаченко Р.В., Эстетика сюрреализма: истоки и итоги /И.Ш. Шенгелая, Р.В. Ткаченко. - Вісник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 141/2013. Серія: Філософія. — Севастополь, 2013. – С. 85-90.

Эймерт, Д. Искусство и архитектура. ХХ век. 1900–1960 / Д. Эймерт. – М.: ЗАО «БММ», 2011. – 354 с.

Яковлев, Е. Г. Эстетика: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Е.Г. Яковлев. - М.: КноРус, 2011.- 445, [1] с.(УМО)

Яковлева, А. С. Художественное пространство в живописи русского символизма / А.С. Яковлева. - Вестник СПбГУКИ № 4 (33) декабрь.- 2017. С. 135-138

 

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Практикум

Для студентов всех форм обучения

по направлению 030900.68 «Юриспруденция»

по профилю «Правовое обеспечение национальной безопасности»

квалификация (степень) выпускника: специалист

 

Автор-составитель Н.И. Макарова

 

 

Новосибирск 2019

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Практикум предназначен для проведения семинарских занятий по курсу «Проблемы современного искусства» и разработан в соответсвии с рабочей программой данной дисциплины. Он направлен на знакомство студентов с основными характеристиками и спецификой развития западноевропейской культуры и искусства последней трети XIX – первой половины XX вв. Он ориентирован на получение как теоретических знаний культуры и искусства этого периода, так и на развитие навыков анализа произведений искусства и критическое прочтение текстов. Кроме того, он предполагает составление студентами портфолио, в котором должны быть представлены результаты самостоятельной работы студентов при подготовке к семинарским занятиям. При этом, задания, отмеченные звездочкой, должны быть выполнены письменно и вложены в портфолио. Также, задания, отмеченные двумя звездочками, предполагают подготовку и проведение студентами презентаций, посвященных творчеству отдельных художников. Подготовка портфолио, подготовка и проведение презентаций и докладов, а также выполнение контрольной работы является условием допуска студентов к зачету по дисциплине.

Цели и задачи:

Дисциплина «Проблемы современного искусства» предназначенадать слушателям представление о современном искусстве и противоречивых путях его развития. Она направлена на развитие способности студентов понимать и анализировать произведения искусства, обращать внимание на мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, обозначенные авторами, и раскрывать значение гуманистических ценностей искусства.

В процессе изучения дисциплины «Проблемы современного искусства» решаются следующие основные задачи:

  • ознакомление с основными художественными направлениями современного искусства, начиная с конца XIX века;
  • изучение особенностей восприятия и анализа произведений искусства;
  • изучение культурно-обусловленной специфики искусства разных временных периодов и разных стран;
  • повышение уровня профессионального правосознания;

§ совершенствование и развитие интеллектуального и общекультурного уровня;

  • использование на практике приобретенных умений и навыков в профессиональной деятельности.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Проблемы современного искусства» опирается на следующие элементы ООП:

С1.В.ДВ.1.1. Культурология

Дисциплина выступает опорой для следующих элементов ООП:

М3. Н.1. Научный семинар.

М3. Н.2. Научно-исследовательская работа.

 

Компетенции, формируемые в результате изучения дисциплины

ОК-2: способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;

ОК-3: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;

ОК-10: способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции.

 

Практикум включает в себя краткий обзор тем, входящих в рабочую программу курса, художественный анализ отдельных произведений изобразительного искусства, тексты для анализа, а также вопросы и задания для семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. В конце прилагается список тем для контрольной работы (реферата), а также список вопросов для подготовки к зачету. 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.059 с.)